Какие смыслы зашифрованы в разных эмоциях?

; Предлагаю вам свою интерпретацию основных эмоций, которая сложилась в ходе наблюдений и работы с людьми.

;Радость/счастье: мое сердце открыто, жизнь течет через меня, я чувствую единство с миром, я доволен своей жизнью, внутри ощущается легкость, полет. "Я чувствую себя живым!"

;Удовольствие: то, что я делаю, чувствую, ощущаю, очень приятно и мне хочется повторять это снова. Сильная эмоция, противоположная боли (на физиологическом уровне удовольствие работает как анестезия, снижая и вытесняя болевые ощущения).

; Удивление: короткий импульс, привлекающий внимание к объекту и пробуждающий желание изучить его лучше. Часто перерастает в интерес.

; Интерес: погружение в процесс, желание исследовать, узнавать, расширять опыт; как правило, сопровождается приятными чувствами, мотивацией к действию.

; Горе: сильная душевная боль от потери близкого существа (партнера, родителя, питомца). Утрата интереса к жизни, сильная тяжесть в теле и в области сердца, часто сопровождается ощущением "я потерял часть себя". Имеет важное адаптивное значение, помогая нам постепенно освободиться от боли и привыкнуть к жизни без любимого человека.

; Страх: угроза моей жизни и благополучию (мнимая или настоящая). Важнейшая сигнальная эмоция, часто спасающая жизнь. Например, человек в зоне боевых действий, утративший чувство страха, легко погибает, т.к. не чувствует опасности. Подавленный страх часто проявляется как тревога, переживания о будущем, скованность, зажатость.

; Отвращение: активное неприятие объекта/субъекта или процесса, хорошо понятное на примере с едой "это невозможно переварить, можно отравиться/меня тошнит, хочется выплюнуть". Эмоциональные переживания могут быть не менее токсичными, чем испорченная еда.

; Презрение: я чувствую себя лучше других, возвышаюсь над ними, проявление гордыни. "Уничтожение" другого человека, отказ в праве быть другим/достойным/ равным.

; Вина: "я сделал" что-то неправильное, причинил кому-то вред, это осознание меня мучает, от него хочется освободиться. То есть, вина ощущается в контексте поступка.

; Стыд: ощущение "я плохой". Крайне деструктивное чувство, направленное на самого себя. Переживание острой неловкости, собственной ничтожности, желание "исчезнуть" из поля зрения, "провалиться сквозь землю".

; Ярость/гнев: мощное движение энергии в теле, как правило, нейтральное по заряду, сигнализирует о том, что происходит недопустимое — например, агрессивно нарушаются наши границы, свобода/запреты, попирается достоинство. М.б. сильная злость на самого себя, стимулирующая к действию. За гневом может скрываться невыраженная боль, которую выразить сложно/неуместно, и гнев помогает частично от нее освободиться.

; Ненависть: эмоция, близкая к гневу, с важным отличием — она приобретает разрушительный заряд и новый смысл "я хочу, чтобы ты исчез", буквально "желаю твоей смерти". Как и любая эмоция, ненависть может быть направлена на самого себя, это мучительное переживание "я хочу избавиться от самого себя, не могу простить себя (за что-то)".

;;Важно понимать, что мы редко испытываем одну чистую эмоцию в единицу времени, обычно это комплекс переживаний. Например, я чувствую тревогу (страх), раздражение (начальное проявление гнева) и обиду. Или сильный интерес и страх (волнение) перед чем-то новым. Понаблюдайте за собой, какие состояния проявляются в вас и как можно их расшифровать. Это поможет лучше познакомиться с собой ;

#страх #радость #гнев #эмоции


19.06.2023


Рецензии