Становление Вселенной как саморазвитие Её духовной

        Становление Вселенной как саморазвитие Её духовной первоосновы
Опубликовано в журнале: «Вопросы гуманитарных наук», 2010 г. №3 с.66
                Исправлено в декабре 2023 г
               
                До сих пор возможность пустого пространства         
                осталась нерешенной проблемой               
                В. Гейзенберг
               
                1. Вступление

          Философские категории становление и развитие принципиально отличаются между собой. С первой связаны представления о первоначале, первопричине и едином законе становления Вселенной. Развитие напротив не предполагает каких-либо предварительных условий. Оно может рассматриваться с любого этапа эволюционного процесса. При этом развитие трактуется философией как диалектическая борьба противоположностей,  возникающая с изменением внешних условий существования рассматриваемых объектов. Причинно-следственные связи при этом определяют картезианские принципы причинности: реактивность, каузальность, редукционизм. Однако методология картезианства не дает ответа на главный вопрос: как происходит обретение нового качества объектами природного мира. Более того, так называемый «парадокс развития» остается «загадочным» фактом и в философии и в естествознании. Многое указывает на то, что потенциал диалектического, детерминистского объяснения эволюционных процессов в природе исчерпан.
          Культ внешней силы, порожденный детерминистским сознанием, привел к тому, что все законы нашего естествознания иллюстрируют один и тот же методологический прием: «силовое» воздействие на объект и регистрация ответа (реакции) на него доступными методами наблюдения. В результате мы наблюдаем однотипные по форме законы естествознания, сведение процесса познания предмета или явления к дроблению их на элементы, а затем умозрительное (редуктивное) воссоединение их. Однако подобный метод, как правило, не дает целостного представления о познаваемых объектах, поскольку их уже нельзя свести к сумме составляющих элементов. Заложенные в современной теории познания приемы: анализ, синтез; индукция, дедукция лишены перспектив целостного познания  объектов и явлений вещественного мира, их понимания.
          Господство диалектико-картезианской методологии объяснения причины явлений привело к чрезвычайно высокой роли внешнего регулирования на нашу индивидуальную и общественную жизнь. Функция власти становится всеобъемлющей, к ней предъявляются все более универсальные требования. Она должна охватывать уже не только организацию производства, общества и государства в целом, но и жизнь отдельного человека. Внутренняя мотивация, инстинкт самосохранения, ощущение осмысленности жизни, ее глобальных целей (всего того, что делает человека самодостаточной, самоорганизующейся сущностью) подвержено угрозе исчезновения. Следование навязываемому укладу жизни, как реакция на властное воздействие стала стереотипом поведения человека. Духовная сущность человека, его стремление к саморазвитию утрачивают связи с жизнью. Мотивированными в ней остаются люди, нацеленные на удовлетворение властных устремлений.
          Метафизика духа (МД) настаивает на том, что природный мир в своем становлении руководствуется не картезианскими, а системными принципами причинности [1,2], законом становления. Любые природные объекты существуют в рамках системных отношений [3]. Способные к самоорганизации, они представляют собой духовно-вещественные образования (ДВО), обладающие внутренней активностью, стремлением к саморазвитию путём самоорганизации в интересах вышестоящей иерархии
Метафизика духа рассматривает эволюционный процесс в природе, её становление (переход от низшего к высшему в её иерархии), как овеществление межсистемного взаимодействия [3], возникающего на духовном уровне. Познание вещей, явлений природной и социальной жизни должно сопровождаться пониманием механизмов взаимосвязи настоящего с будущим. Для этого человек должен следовать принципу целостного видения, рассматривать природные объекты и явления в контексте межсистемных взаимодействий.
          Духовной сущности (ДС), как элементу  субстрата Трансфизической Реальности [1], метафизике духа придаёт субстанциональную значимость. Субъективизация вещественных образований позволяет использовать наши знания о духовном мире человека, его психике для трактовки мотивов, стадий, «механизмов» явлений, происходящих в процессе становления Вселенной. Признание также всеобщности закона становления позволяет сформулировать постулаты процесса становления Вселенной на базе представлений эволюции ДС (души) человека, вытекающих из исследований его индивидуальной психологии.

       2.  Антропоморфное становление и функционирование Духовного мира

          Духовно-эвристическая концепция бытия, метафизика духа рассматривает становление Вселенной, как саморазвитие Её духовного мира (ДМ), возникновение которого обусловлено заполнением пространства Континуума первичными духовными сущностями (ПДС) [1,3] обладающими внутренней активностью к саморазвитию.             
Как совокупность активных элементов, ДМ представляет собой живую систему, стремящуюся к саморазвитию на системных принципах причинности в меру внутреннего целеполагания. В соответствии с МД, духовный мир Вселенной способен «производить» интеллектуальную «продукцию», моделировать собственное саморазвитие: порождать идеи, содействующие эволюционным процессам.
          Представления о становлении Вселенной, заложенные в МД, принципиально отличаются от естественнонаучной гипотезы возникновения Вселенной в результате Большого взрыва. В соответствии с МД первичные духовные сущности формируют ДМ в пространстве Вселенной, как Её субстанцию. Из известных физических моделей только реляционная [4] по своим выводам близка МД. Что касается свойств ПДС, как элемента первоосновы мира, то по своему содержанию, потенции поведения она  богаче любых элементарных образований, описанных современными физическими теориями.
          Духовный мир представляет в МД активную энергоинформационную среду. В ней происходит взаимодействие между духовными сущностями. При этом функционирование ДМ представляет собой процесс  формирования Вселенной, как результате саморазвития ДМ. При этом и ПДС, и ДМ в целом наделены духовно-творческими, индивидуальными  свойствами, а поведение их подчинено системным принципам причинности [3].      
Представлении природных объектов «индивидами» означает их духовно-вещественную целостность. Поведение любого из них как системы определяется  субсистемными и метасистемными уровнями [3]. При этом возникновению первичных духовно-вещественных образований из ПДС предшествовал многостадийный процесс взаимодействия между ними.
          Наделение ПДС индивидуальными свойствами может вызвать сомнение. Однако они рассеиваются после знакомства, с полученными математическим путем, данными. Например, если на нитку длиной в 100 бусин нанизывать бусины 20 цветов, то количество способов нанизывания составит число с 130 нулями. Представить такое число невозможно. Во всей Вселенной не найдется такое количество элементарных частиц. Это число на порядки возрастет, если бусинки будут укладываться пространственно, в трех измерениях, а не в одном как на нитке. То есть достаточно весьма небольшого числа внутренних параметров ПДС, ее структурных элементов, чтобы обеспечить им потенцию к безграничному изменению индивидуальных свойств.
          Метафизика духа утверждает, что процесс эволюционного усложнения природных объектов осуществляется ДМ и на духовно-вещественном уровне. Он привел к многообразию ДВО от первичных духовно-вещественных образований до объектов минерального, растительного, животного миров. Более того процесс усложнения происходит на каждом этапе становления Вселенной в соответствии с единым законом становления [3].  Признание этого положения означает применимость актуалистического метода [6] при трактовке механизма эволюционных процессов в природе. В частности, распространить подходы в изучении психических явлений в процессе генезиса ДС (души) человека на эволюционные явления в природном мире.
Представление ДВО двуедиными духовно-вещественными сущностями, духовными подобно человеку, позволяет понять стабильное существование ДС в структуре ДМ и антропоморфное взаимодействие  их между собой. Такая актуализация потенций ДС и ДМ в целом предполагает теологическую предопределенность их поведения, направленность на решение глобальной задачи эволюционного процесса: «производство» ДС с более высокими, чем ПДС, функциональными свойствами в процессе становления Вселенной.
          Активизация потенций первичных духовных сущностей к взаимодействию привела к их синтезу, укрупнению. В результате взаимодействия их между собой произошло  возникновение первичных духовно-вещественных образований. Подобно тому, как  в ойкумене человечества в результате «взрыва» пассионарности возникают новые цивилизации, так во Вселенной в области звезд происходят эволюционные скачки создания новых материальных форм [7]. Актуализация духовной потенции ДС к взаимодействию между собой в области звезд приводит к их структурному укрупнению. Возрастание активности человека, усложнение его социальной самоорганизации также ведет к усложнению его духовной структуры.
          Антропоморфность глобального процесса становления Вселенной признают многие философы [8]. В соответствии с её принципами возникновение человека объявляется целью эволюции: ей подчинены все природные явления во Вселенной. МД разделяя идею антропоморфности эволюционного процесса во Вселенной, выступает за то, что механизм и движущие силы (мотивация) эволюции человека и Вселенной в целом подобны. Эволюция Вселенной в природно-историческом процессе сопровождается усложнением ДС до элементарных материальных образований, а затем до атомных частиц вещества, молекул минеральных, органических веществ; далее клеток растительного и животного миров, вплоть до генома человека.
Признание антропоморфности процесса глобальной эволюции во Вселенной (в указанной интерпретации) предполагает правомерность следующих положений:
     1. Первичные духовно-вещественное образования представляют собой системы, обладающие индивидуальными (духовно-вещественными) свойствами. Ими определены их возможности взаимодействия между собой в соответствии с системными принципами причинности;
     2. ДМ опосредует волю предшествующей ему Реальности Мироздания на создание ДС более высокого эволюционного уровня, проявляющих себя в трех ипостасях:
- как источник духовной энергии и потенций, необходимых для становления Вселенной;
- как духовно-творческая система, интеллектуально обеспечивающая становление Вселенной;
- как беспредельная совокупность духовных сущностей ДВО, находящихся на разных этапах эволюционного становления Вселенной;
     3. Становление Вселенной как духовно-вещественного мира происходит в соответствии с системными принципами причинности и критерием совместимости. Последнее объясняет избирательность возникновения связей между ДВО. Совместимость обеспечивает их перспективность с точки зрения соответствия глобальным целям,  ценностям саморазвития ДМ;
     4. Саморазвитие ДВМ непрерывный процесс восхождения на все более высокий уровень структурного усложнения (от низшего к высшему). Он происходит по единому закону становления независимо от этапа, стадии, протекания и типа самого явления [3];
     5. Становление Вселенной, как целостный процесс, имеет духовную и вещественную составляющие с участием трех ипостасей ДМ. Роль каждой из них различна на отдельных стадиях эволюции.
         Антропоморфность эволюционного процесса, его системность определяет механизм саморазвития ДВО как их самоорганизацию. Антропоморфный характер становления Вселенной объясняет также взаимозависимость, взаимообусловленность поведения ДВО, как субъектов живой, самоорганизующейся системы.

               3. Вселенная как духовно-вещественный  мир

          Признание духовной первоосновы Вселенной позволяет преодолеть трудности, с которыми сталкивается естествознание в своем стремлении объяснить наблюдаемые в природе явления. Такие трудности возникли уже при создании первой научной картине мира. Они были обусловлены осмыслением законов Ньютона, на которых она основана. Проблемы были выявлены в дискуссиях по преодолению формализма законов. В них приняли участие ведущие физики мира. Вот как пишет по этому поводу современный автор [9]: «В законах Ньютона все непонятно, ничто не определено. Сила, масса, ускорение, инерция в них вычисляются одно через другое, но никак не определены».
Этим обстоятельством был озадачен и сам Ньютон. Он неоднократно высказывался по поводу существования нематериального фактора в механике, при этом писал [10]: «Бог присутствует в пространстве как в свободном от тел, так и там где они присутствуют, пространство – чувствилище Бога». С трудностями объяснения действия своих законов связаны и метания Ньютона: признавать или не признавать эфир?
          Неразрешимой проблемой механики в рамках существующей парадигмы естествознания остается и принцип Гамильтона [11]: «если в природе происходит какое-либо изменение, то необходимое для этого количество действия имеет всегда возможно меньшую величину». Этот принцип имеет, несомненно, телеологическую окраску. Невозможно также в рамках современных научных представлений объяснить постоянство, устойчивость кинетических состояний элементов в фиксируемых условиях. В газах, например,  распределения молекул по скоростям неизменно и определяется уравнением Больцмана. Таинственно также самопроизвольное создание множеством атомных частиц упорядоченных пространственных структур. Представление МД о целенаправленности становления Вселенной, ее духовной первооснове создает предпосылки для объяснения загадочных природных явлений. При этом объясняется системность, взаимосвязь значений фундаментальных физических и физико-химических постоянных, констант взаимодействия, обусловивших современное состояние Вселенной.
          Непротиворечивое толкование процесса становления ДВМ (Вселенной) предполагает уяснение двух обусловливающих его процессов: повышения функциональных потенций субсистем Вселенной по мере уменьшения размера рассматриваемых структур (движение вглубь); роста уровня коллективизации системных образований (движение вширь). Например, возникновение все более сложных молекул из атомов химических элементов ведет к многообразию возможных связей, возникновению сложных минеральных пород, становящихся основой космических объектов, например, планет. Психологический подход в трактовке эволюционного процесса позволяет объяснить его, не прибегая к спонтанному, вероятностному  механизму становления Вселенной.
В становлении Вселенной необходимо выделить три ее важнейших стадии, определившие возможности его протекания на базе духовно-эвристических (антропоморфных) механизмов:
     1. В структуре ДМ возникают активные области (звезды), в которых в соответствии с постулатами становления ДВМ (п.3) происходит взаимодействие между ДС. Такое взаимодействие представляет собой лавинообразный процесс синтеза структур ДС с возрастанием их по сложности, размерам и совокупной энергии. На этапе, определенном указанными ранее условиями [1], структуры ДС обретают духовно-материальную форму вплоть до квантов лучистой энергии, элементарных  частиц. Покинув звезды, они становятся «исходным материалом» образования вещественных форм. При этом ДМ в области звезд расходует свою духовную энергию, обеспечивая наблюдаемый энергетический потенциал звезд. Полное «выгорание» структуры ДМ в звездах объясняет возникновение черных дыр, их «ненасытность», как приемников (поглотителей) всех видов энергии. Таким образом, происходит восстановление первоначальной структуры, энергетики ДМ в области звезд;
     2. Овеществление энергии ДМ «деятельностью» звезд приводит к образованию в пространстве ДМ среды из субатомных частиц и их конгломераций. В результате возникают условия создания вещественных форм (атомов, молекул). Их пространственная самоорганизация (формообразование) привело к созданию крупных космических объектов (астероидов, комет, планет и так далее). Скорее всего, оно идет под влиянием  синергии (совместного действия) духовных и вещественных явлений в соответствии с системными принципами причинности [3]. Под влиянием структуры ДМ, внутреннего целеполагания самих космических объектов осуществляется становление Вселенной со всем ее многообразием. В этом процессе сочетается два типа явлений: образование все более сложных молекул, имеющих высокий потенциал взаимодействия (субсистемный уровень), и возникновение на их основе минералов (системный уровень). В становлении космических объектов взаимосвязаны явления, имеющих духовно-вещественную природу [3].
     3. В силу единственности закона становления мира планетарная жизнь имеет те же духовно-эвристические основы, что и космическая. В процессе ее создаются условия для возникновения органических молекул (субсистем), клеток (систем) - «строительного материала» органического мира (метасистем) [3]. К настоящему времени эволюционный процесс на минеральном, растительном и животном уровнях Земли завершен. Мы являемся свидетелями, участниками формирования духовной структуры человека. Этот процесс затрагивает субсистемные (системы обеспечения жизни человека) и метасистемные уровни (семья, производственный коллектив, этнос,  государство, человечество в целом). Их взаимовлияние «снизу вверх» и «сверху вниз» осуществляется по свойственным им механизмам в форме обратной связи.
          Особенности духовных  качеств человека проявляются в его темпераменте, характере личности. Восприятием музыки, живописи, поэзии, красот природы человек повышает свой духовный потенциал для своего эволюционного становления.
Творческий процесс в любом ДВО это выбор таких решений в его системном взаимодействии со средой, который обеспечивает ему переход к более высокому эволюционному состоянию, обеспечивая саморазвитие в настоящем и будущем.
          Возможность такого поведения ДВО объясняется его метазнанием — телеологическим видением пути перехода от низшего к высшему. Оно осуществляется по цепочке субсистема – система – метасистема [3]. Метазнание человека достигается на его метафизическом, духовном уровне, когда к нему приходит такое понимание событий или явлений, при котором он может ответить себе на вопрос: зачем, для чего оно? Обращение познающего субъекта к будущему связывает его с настоящим. В результате будущее ДВО представляется итогом его внутреннего стремления к саморазвитию, переходу на метасистемный уровень. Понимание, в отличие от познания, не сопровождается дроблением явления на части. С приходом понимания явления в человеке согласуется настоящее с будущим, внешнее с внутренним, системное с метасистемным. Трактуя эволюционный процесс как саморазвитие Духовного мира, наделяя его целью, смыслом, МД видит задачу познающего субъекта в постижении предпосылок процесса, как  условия продвижения в будущее. При этом познание в детерминистском смысле не отвергается, оно  опосредует понимание. Через логическое познание приходит иррациональное в своей основе постижение метазнания. Понимание осуществляет связь между достижениями рациональной деятельности человека и его глубинными субсистемными уровнями.   
         Особенности процесса познания не обеспечивает ему завершенность, обеспечивая сохранение знания в коммуникационных системах. Иная ситуация с пониманием. Оно концентрируется, развивается в субъекте, в его духовной сущности на всех субсистемных уровнях. Понимание нельзя передать другому субъекту в чистом виде, а только опосредованно. Этой задаче служит поэзия, музыка, живопись. Становление Вселенной как комплексный, многофакторный процесс нельзя описать логически. Оно современной наукой осуществляется дуалистическими схемами. Возможности понимания обусловлены духовно-эвристическим характером его протекания в человеке. Факторы, отображающие представление развитие Вселенной и её становление  представлены на схеме:

_Факторы развития Вселенной        Факторы становления Вселенной
               
     Пространство - время                Духовный мир

     Вещество                Духовно-вещественное образование

     Вещественный мир                Духовно-вещественный мир

     Реактивность                Внутренняя активность

     Диалектичность                Целеполагание

     Редуктивность                Иерархичность

     Каузальность                Саморазвитие

     Детерминация                Системность

     Объективность                Субъективность
 
     Событие                Явление

     Отрицание                Творчество

     Взаимодействие                Совместимость

     Познание                Понимание

     Случай                идея

     Организация                Самоорганизация

     Дуализм                Монизм

     Факт                Ценность

     Элемент                Индивид
               
   В метафизике духа совмещается в едином познавательном процессе онтология, гносеология и аксиология как различные уровни процесса понимания. При этом уяснение целей, ценностей этапа становления предполагает поиск целеполагания взаимосвязанных системах Вселенной.

           4. Становления духовной структуры человека

Формирование духовной структуры (ДСт) человека – завершающая стадия становления Вселенной. Не тело человека, а определяющее его духовное содержание определяет готовность ДС человека стать элементом первичной субстанции Метафизической Реальности Мироздания, следующей за Вселенной (Физической Реальностью). В концепции трех душ [6, стр. 70] Аристотель предлагал выделять растительную, животную и разумную её составляющие. При этом духовные уровни саморазвития человека, его психики определяемые темпераментом, характером, качествами личности отражают как различные этапы его эволюции, так и этапы предшествовавшие возникновению человека. С этим были согласны многие мыслители прошлого (например, Лейбниц). Опираясь на представления о глубинных силах «бессознательного», современные психологи [12, 13] находят духовную компоненту во всех аспектах психики человека. В этом еще одно основание признания антропности эволюционного процесса, верности принятых ранее [1] постулатов о духовной природе первоосновы мира. Особенность духовности материальных форм можно рассматривать как проявление изменчивости действительности в процессе её саморазвития.
          Эволюционный процесс по всем аспектам индивидуальности вершится человеком в рамках изменения своего внутреннего мира под влиянием других людей (индивидуальностей) как непосредственно, так и опосредованно: через социальную сферу, продукты творческой деятельности людей. Эффективность такого воздействия зависит от совместимости его с человеком. Совместимость, как критерий системности свойств человека, проявляется его поведением в социальных группах. В МД фактор совместимости предопределяет перспективы совместного существования субъектов ВМ.
В соответствии с МД поведение любого вещественного образования ДВМ определяется как  внутренней активностью, так и интересами развития ее метасистемного уровня.
          Естественно рассматривать человека и его социальную сферу как системы ДВМ. Они стоят на более высокой ступени развития, чем остальной вещественный мир. Его объекты должны в своем поведении руководствоваться интересами эволюции человека, как стоящего на более высокой ступени в иерархии Вселенной. Возникает вопрос: как должен поступить Духовный мир, если человек (человечество) в силу свободы выбора ведет себя вопреки иерархическим установкам Вселенной. Он не может лишить человека свободы, так как его свобода в принимаемых решениях условие соответствия его структуры требованиям к элементам Метафизической Реальности Мироздания.
Если человек заблуждается в выборе своих ценностных устремлений, то возникает конфликт между ним и Духовным миром Вселенной, Она должна противостоять выбору человека. Более того, если ДС человека, достигнув предела своего становления как индивидуальность, не получит «автономию» от тела, то смысл существования Вселенной утрачивается. Логика рассуждений при этом приводит к тому, что ДВМ должен либо перейти в инволюционную стадию, либо в духовном становлении человека должны произойти качественные изменения. Подобно тому, как на основе ПДС возникли вещественные образования, ДСт человека должны стать основой возникновения иной, Метафизической Реальности. Возможен также вариант создания коллективной, единой системы подобной ноосфере Вернадского [14]. Тогда ДСт человека будет элементом общечеловеческого духа.
          Должно ли взаимоотношение человека с социальными структурами определяться отношением части с целым? Социальная жизнь должна бы закреплять эволюционно совершенные формы становления ДСт человека. Современные социальные структуры в основном не системны, они не содействуют эволюционному становлению ДСт человека, так как ориентированы не на его саморазвитие, а на реализацию общественных, порою враждебных ему, властных установок. Только семьи, некоторые этнические образования возникают под влиянием системных факторов, позитивно влияя на становление человека.
          В реальной жизни очевиден приоритет интересов социальной сферы над ценностями индивида. Формируемая «сверху» социальная сфера в своей деятельности руководствуется, как правило, интересами враждебными целям становления индивидуума человека. Социальная сфера стремится унифицировать индивидуальность, чтобы облегчить вхождение ДС человека в общечеловеческий, коллективистский дух. То есть социальная сфера выполняет функцию «прокрустова ложа» духовности человека, стремится ограничить все, что противоречит в ней коллективистскому духу. Цивилизация, расширяя диапазон духовного воздействия на человека,  ведет к инволюции его духа. Она тормозит эволюционное становление человека, губит перспективы совершенствования его ДС до ДСт , то есть вечности. Позитивные эволюционные последствия имеет только поведение человека, основанное на его духовном побуждении, соответствующей ему внутренней активности в интересах Высшего Иерарха по схеме: субсистема – система – метасистема – мегасистема [3].

                5.  Заключение       

          Становление Вселенной представлено саморазвитием Её ДМ – продукта становления Трансфизической Реальности Мироздания. Цель, ценность становления Вселенной формирование субстрата Метафизической Реальности Мироздания. В качестве творца элементов такого субстрата МД рассматривает человека.
Глобальная эволюция ДВМ происходит в силу внутреннего целеполагания, саморазвития его природных образований от первичных сущностей до человека. Любое из них представляет собой систему, саморазвивающуюся под влиянием ее внутренней активности к саморазвитию путём самоорганизации в интересах метасистемного уровня, иерархии ДВМ в целом.
          Природный эволюционный процесс представляет собой множество стадий творческого созидания все более сложных структур, образованных сначала на духовном, а затем на вещественном уровнях. Природный мир - иерархически организованная структура, субстратными элементами которой являются множество ДВО от мельчайших частиц до звёзд, галактик, планет, человека.
Человек - наиболее сложное в структурном отношении ДВО, находится на вершине иерархической структуры Вселенной. Человек проявляет свою духовность и эвристичность не только взаимодействием со своей средой (природой, обществом). Он должен реализовывать свое «право на свободу выбора», несет ответственность за неверный выбор.
          В человеке (как ДВО) достигнута предельная, высшая форма структурной организации вещественных форм. В своем эволюционном предназначении человек возвышается над социальной сферой: он должен служить обществу в той мере, в какой оно содействует развитию его индивидуальности, формированию его ДСт.
Человек, как духовный индивид, ведет свое эволюционное становление от ПДС. Будучи телеологической целью становления Вселенной, он обусловил Её становление. Креативность ДВО в минеральном, растительном и животном мирах обеспечивается триединством духовного, идеального (интеллектуального) и вещественного в нашей Реальности.
          Присутствие триединства в человеке, является аргументом в пользу антропоморфности закона становления Вселенной. За кажущейся спонтанностью событий в нашем мире стоит предопределенность их целями эволюции. Только удовлетворяющие им события становятся явлением в становления ДВМ.
          Несмотря на то, что закон становления определен как антропоморфный, он не свойственен современному человеку. Реальный человек и его социальная сфера руководствуется картезианскими принципами в своем поведении. Эти принципы лежат в основе законодательства, норм нравственности и морали. Ими пронизаны все сферы земной цивилизации: науки, искусства, хозяйственной и политической жизни.
          Успехи нашей цивилизации представляются как результат предшествующих этапов развития земли. Его содержанием было стремление в будущее. Развитие земной цивилизации и становление природного мира находятся в фундаментальном противоречии по двум показателям: оно не содержит движение в будущее природного мира, не руководствуется будущим и в своём развитии.  Существование должно руководствоваться стремлением в будущее. Земная цивилизация должна так служить человеку, чтобы он встал на путь системной организации личной и социальной жизни. Только тогда человек, Вселенная осуществять свое эволюционное предназначение.
          Находясь в сфере гилозоистических мировоззренческих решений, МД переводит процесс познания из плоскости анализа субъект объектных отношений в субъект субъектные. Наделяя природные объекты, ДВО внутренней активностью, МД рассматривает их как субъекты, отказываясь от волевых процедур объяснения природных явлений. Феномены, наблюдаемые в процессе естественнонаучных исследований, не отражают целостность природных явлений. В то же время субъект, постигающий природное явление, должен наблюдать его во всех аспектах целого, постигать их смысл и назначение.

                Литература    

1. Сазонов В.Н. Духовно-эвристическая концепция бытия (сущего). Вопросы
   гуманитарных наук, 2008 г. № 2, сир. 53.
2. Сазонов В.Н. Введение в метафизику духа. Там же, 2008 г. № 6, стр. 57.
3. Сазонов В.Н.  Природа явлений в метафизике духа. Там же, 2009 г. № 2 стр. 87.
4. Владимиров Ю.С. Метафизика. М. БИНОМ. Лаборатория знаний. М. 2009 г. Стр. 353.
5. Грин Б. Элегантная Вселенная. М.: Едиториал УРСС, 2004 г.
6. Всемирная энциклопедия, философия. М. АСТ, 2001г. стр. 31.
7. Гумилев Л. Этногенез и биосфера земли. Рольф, М. 2002 г.
8. Идлис Г.М. От антропного принципа к разумному первоначалу. Сборник:
   «Глобальный эволюционизм» (философский анализ) М. 1994 г.
9. Захаров В.Д. Метафизика  в законах о природе //  Вопросы философии  № 3, 1999
    г. стр. 97.
10. Кузнецов Б.Г. Развитие физических идей от Галилея до Эйнштейна в свете
    современной науки. М.: Изд-во АН СССР, 1963 г. стр. 152.
11. Лауэ М. История физики. М.: Гостехиздат, 1956 г. стр. 86.
12. Швырков В.Е. Введение в объективную психологию М. Изд-во ИП РАН, 1993 г.
13. Большая психологическая энциклопедия. М. Эксмо 2007 г.
14. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М. Арис пресс, 2004г.


Рецензии