Прошение крестьянского сына Д. Д. Соловьёва импера

  2023 год был объявлен в Российской Федерации годом педагога и наставника, людей внёсших большой вклад в развитие российского образования. Так совпало, что в этом же году Забайкальский край празднует 300-летие горнозаводского образования. В краевом архиве хранится такой документ: «…он (Т.М. Бурцев) прибыл в 1723 г. Аргунск по Указу Его Императорского Величества на серебряные заводы и построил училишную школу и в той школе учатся всяких чинов малые дети…»*. Тимофей Матвеевич Бурцев был управителем Аргунска в 1723 – 1734г.г., впоследствии переименованного в Нерчинский Завод.               
  Обусловлено появление школы в медвежьем углу Российской империи было открытием в юго-восточных районах Забайкалья месторождений серебросвинцовых руд, что сразу привлекло пристальное внимание царского правительства. Уже в 1704г. заработал первый сереброплавильный завод. Внимание властей вполне объяснимо. Россия не добывала на своей территории ни золота, ни серебра, так как месторождения данных металлов были в те времена неизвестны. Нерчинский завод стал первым русским предприятием, дававшим на выходе чистое серебро, которое раньше закупалось за рубежом. В это время государство проводит денежную реформу Петра I, где основой финансовой системы были серебряный рубль и медная копейка. Поэтому нерчинское серебро во время Северной войны было для государства, как глоток воздуха утопающему. Благодаря строительству рудников и заводов население Нерчинского воеводства увеличивается многократно. Часто в Даурские земли крестьян переселяли по «указу», а не добровольно как в XVII в., затем сюда отправлялись ссыльнопоселенцы. Известен указ Петра I сразу же после окончания войны со Швецией, по которому триста преступников получили замену смертной казни на ссылку в Забайкалье, куда отправились вместе с семьями. С 1739г. начинаются работы на заводах и в шахтах Нерчинской каторги, просуществовавшей до февральской революции 1917г. Ссыльнокаторжные по закону после отбытия наказания оставались в Сибири и приписывались к заводам. Исключения были только среди ссыльнопоселенцев и ссыльнокаторжных дворянского происхождения. Из приписных же крестьян, особенно в начале, набирались горные и заводские рабочие. Для прокорма мастеровых и обслуживающих их аппарата росло количество приписных крестьян.               
  Нерчинские заводы:
 1763г., приписные крестьяне – 6062души мужского пола. *
 1764г., горнозаводских работников – 1134 души мужского пола. Примерно на одного рабочего шесть крестьян. Крестьяне выращивали хлеб («казённая пашня»), возили дрова, почту, и т.д. Рабочие добывали руду в шахтах, жгли древесный уголь, стояли у плавильных печей, строили новые печи и производственные помещения. Дети, достигшие двенадцати лет, зачислялись в работы. Работа была тяжёлой. В песне XVIII в. «О то горные работы» поётся:               
 О то горные работы!
 Они всем дают заботы:
 Кто на речке Алтаче,
 Кто на речке Мунгаче,
 Кто на речке Тузяче -
 Шахту бьют, руду таскают…
 Кому горе. кому смех
 Злому Бурцеву для утех.*               
 .Потребность в квалифицированных работниках была колоссальной. Сначала проблему пытались решить привлечением иностранных специалистов, привлекая их большими окладами. Первыми иноземцами стали греческие мастера Александр Ливандиан, Константин Яковлев, Спиридон Мануйлов, впоследствии на службе числился пленный швед прапорщик Пётр Дамес, а потом пришло в 1739г. семь немцев – саксонцев, во главе которых был маркшейдер Иоганн Конрад Ион. Однако дефицит высококвалифицированной рабочей силы они не покрывали, хотя им вменялось в обязанность учить русских умельцев. Для большего развития горнозаводской промышленности возникла потребность в молодых грамотных рабочих, техников и других специалистах. Поэтому Т.М. Бурцев открывает в Нерчинском Заводе горную школу, первую в азиатской части империи. Опыт подобного мероприятия у него был. Известен наказ В.Н. Татищева комиссару Уктусского и Алапаевского заводов Т.М. Бурцеву от 27 февраля 1721г., где говорилось о создании школ на уральских заводах. Словесные школы на этих заводах начали действовать в том же году по инициативе комиссара. В основу преподавания в школе были положены педагогические воззрения В.Н. Татищева. Впоследствии он 9 ноября 1736 г. пишет документ «Инструкция о преподавании в школах при Уральских заводах». Чиновникам было приказано открыть школы при всех заводах и на это выделялись деньги. На Сибирские заводы, например, 1500 рублей. Основной контингент учащихся составляли дети горнозаводских работников, дети солдат, служащих при заводе, сироты, а также небольшая группа детей ссыльных, священников и крестьян. В 1736г. издаётся указ о запрете обучения крестьян, так как с четырнадцатилетнего возраста юношу записывали в приписные, но исключения всегда были. Кого брать учиться в школу разрешалось решать нерчинскому начальству, тем более, когда школьник учился на родительском иждивении.
               
  Большую роль для изучения вопроса об изменениях в процессе обучения, внимания государства к педагогической деятельности, обеспечению материального благополучия учащихся, системе образования сыграли исследования архивиста, кандидата исторических наук Константиновой Татьяны Андреевны. Для середины XVIII в. – это выявленный ею комплекс документов, который включает прошение нерчинско-заводского крестьянского сына Д.Д. Соловьёва на имя императрицы Елизаветы Петровны и ответ, где есть часть инструкции действительного статского советника В.Н                Татищева1736г, как руководство к действию для нерчинского начальства. В прошении от 27 января 1757г. говорится: «…1) При здешнем Нерчинском сереброплавящем заводе обучался я, раб ваш на отцовском  пропитании – словесному,  также и писать и по части арифметики и копированию чертежей. 2) А понеже я раб Ваш, желаю …арифметике также геометрии и прочим к тому принадлежащим наукам обучаться дабы по обучению оные впредь по возврате моём мог быть …в службе Е И В к какой тогда за способными меня определить признать…»* Со ссылкой на указ Е И В от 20 февраля 1757г. даётся положительный ответ в канцелярию Нерчинского горного начальства о решении принять Д.Д. Соловьёва в арифметическую школу. «Означенный проситель Соловьёв …в силу Указа по желанию его для обучения арифметике, геометрии и прочих к тому принадлежащих наук принять с жалованьем на первый случай в год по три рубля, а когда он …окажет себя понятным, тогда для прибавки жалованья подать школьному подмастерью Олонцову в здешнюю контору рапорт…».* Анализ документов и других исследований может нам помочь ответить на вопрос чему и как учили и обеспечивали учеников, что из глубины веков может послужить современной педагогической деятельности, и даже стать примером. Что больше всего на первый взгляд удивило меня в прошении? Посмотрите на даты. Прошение официально зарегистрировано 27 января 1757г., а ответ на него дан 20 февраля 1757г. В настоящее время вы можете обратиться в Москву, в любую организацию в своём городе; стандартная фраза везде одна: ответ получите в течение тридцати календарных дней. В XVIII  в. не существовало ни авиапочты, ни телеграфа, ни Интернета, но была конная почта из Нерчинского Завода до Санкт-Петербурга. Вопрос решили за три недели! Логически рассуждая, получается, что производительность труда чиновников с гусиными перьями сер. XVIII в. была в разы больше, чем производительность бюрократов первой четверти XXI в. с компьютерами. В современном обществе при помощи книг и фильмов сложилось впечатление о времени Елизаветы Петровны как легковесном и безалаберном. Эту точку зрения в своих стихах очень точно выразил поэт А.К. Толстой: …Весёлая царица
 Была Елисавет:
 Поёт и веселится,
 Порядка только нет….
 Мы можем только догадываться, что привело к такому быстрому положительному  ответу: государственная мудрость правительницы, профессионализм государственного аппарата или инстинкт собственницы, не упускающей прибыль даже в далёкой перспективе. По Указу ЕИВ с 1747г. Нерчинские заводы стали коронной собственностью, то есть перешли в личную собственность императорской семьи. Теперь о Даниле Соловьёвом, человеке талантливом и храбром. Писать императрице в те времена было намного страшнее, чем президенту РФ. Загреметь из                государственных крестьян в каторжники - это раз плюнуть в сословном государстве. Соловьёв происходил из    зажиточной семьи, так как учился «на отцовском пропитании». Дали возможность учиться ему дальше, потому что он прямо заявил «быть в службе ЕИВ». Учёбе Данилы Соловьёва способствовали реформы, которые провёл новый начальник Нерчинских заводов, ученик «птенца гнезда Петрова» генерала В. И. де Генина Никифор Герасимович Клеопин служивший в Нерчинской горной экспедиции с 1757 по 1761г.г. Он возглавил «Комиссию о размножении Нерчинских сереброплавильных заводов», под его руководством были открыты новые месторождения серебросвинцовых руд, составлен «Чертёж рудников Нерчинских заводов». Как опытный чиновник коллежский советник хорошо понимал роль школы в подготовке профессиональных специалистов для горнозаводской промышленности. Никифор Герасимович разработал «Штатное положение» для Нерчинской школы, давшее ряд преимуществ талантливым детям горнозаводской бедноты. Согласно положению дети бедняков и сироты обучались в числе комплектных учеников за казённый счёт, детям низкооплачиваемым родителей назначалось жалование, и главное: Нерчинско – Заводская школа должна было обучать всех желающих бесплатно. Как жили и учились Соловьёв и его однокашники? Нерчинско – Заводская горная школа делилась из-за сложности обучения на ступени, по терминологии того времени школы.
 1. Словесная (начальная). Предметы: чтение, письмо, пение.
 2. Арифметическая. Предметы: арифметика, геометрия, черчение тригонометрия, теоретические основы горного дела.
 3. Немецкая. Предметы: физика, механика, техника, немецкий язык, так как на Нерчинских заводах производство устроили по немецкому образцу, применялись немецкие технологии, звания были как на саксонских горных промыслах.
 4. Латинская. Предметы: латинский язык в первую очередь, потому что на нём печатались научные издания Западной Европы.                На всех ступенях обучения присутствовала религиозная составляющая.
  В учебной программе школы, в основе которой лежали педагогические взгляды В. Н. Татищева, прогрессивные для своего времени, главным было сочетание общего и профессионального образования. Хотя учителей не хватало, и можно было даже привлекать ссыльных, не говоря о служащих завода, действительный статский советник в своей инструкции показал идеальный портрет учителя, как он его представлял. «Учитель есть человек, которой…наукам и познанию полезных правил и жизни человеческой обучает. Он должен по совести…во всех делах, обхождениях и поступках твёрдое и прилежное надзирание иметь…Должен учитель быть благоразумен, кроток, трезв,… от всякого зла и неприличных   поступков отдалён, чтоб своим добрым и честным житием был    образец»*. Любой современный родитель рад будет отдать своё чадо такому педагогу.  Дальше в документе расписывались обязанности учителя от школьных занятий до работы с родителями и внеклассных мероприятий.               
  После прохождения курса каждой школы проводились экзамены. Учащиеся, не прошедшие испытания, уходили работать в конторы, на завод, в шахты. Грамотные рабочие требовались везде. Те, кто сдавал экзамены, продолжал учиться дальше. В современной педагогике такой метод называется дифференциальным подходом к обучению, когда учителем учитываются индивидуальные способности, возможности, особенности учеников. Однако, после принятия необоснованного политического решения во времена позднего Л.И. Брежнева о введении полного всеобщего образования, дифференциация обучения в нашей стране начала давать сбои. С педагогов требовали 100- процентную успеваемость, оценка потеряла своё стимулирующее значение. В учительской среде 80-х годов XX в. ходила грустная шутка, что за двойку ученику в кабинет директора вызывают родителей учителя. В современной школе такая тенденция сохраняется: нельзя оставлять на второй год, сдача на профессиональную квалификацию учителя зависит от процентов, полученных учениками на его предмете во время сдачи ЕГЭ и т. д.               
 В Нерчинско - Заводской школе также применялся индивидуальный подход к обучению основанный на организации учебно – воспитательного процесса   с учётом индивидуальных особенностей школьников. Кроме теоретических занятий учащиеся проходили производственную практику, внеурочные занятия по интересам. Из инструкции В. Н. Татищева 1736г. «…А когда кто к чему большую охоту и способность  явит, тогда ему к той науке более времени допустить, а в другом убавить или весьма отставить. И для того инструменты и потребные материалы неоскудно заготовлять и в готовности иметь казённое».*  Несмотря на время написания всё понятно, всё на русском языке, что не скажешь о современной школе. Все эти переименования устоявшихся терминов, введение заимствованных понятий, непонятных учащимся, только морочат голову школьникам и добавляют бумажную работу учителям. Сам прошёл такую деятельность чиновников, когда в двухтысячных в конце нулевых годов переписывал программы из-за замены словосочетания факультативные курсы на элективные курсы. На уроках обществоведения, особенно в старших классах, до ухода из школы приходилось заумную писанину учебника переводить на понятный русский язык ученикам, чтобы они поняли материал. Зато создатели таких нововведений благополучно защитили кандидатские и докторские диссертации, которые теперь пылятся в хранилищах, но их авторы повысили своё материальное благополучие и имидж в обществе.               
  Несмотря на дефицит учебников с 1744г. их предписывалось давать в бесплатное пользование всем, кто пожелает обучаться. Скорее всего, один учебник давался на группу учащихся. В арифметической школе каждому ученику должны были выдавать «инструменты казённые и бумаги 12 листов». Заботилось начальство и о материальном содержании школьников. В ответе на прошение Д. Соловьёва предписывалось назначить ему жалованье три рубля в год. Заводские дети, которые не учились, зачислялись с 12 лет на завод «грубен – юнгами» и получали за неквалифицированный труд шесть рублей в год. Жалованье Д.Д. Соловьёва на современный лад – это стипендия, 50% от жалованья молодого рабочего. Жалованье ученику давалось, если его родитель зарабатывал меньше 25 рублей в год. Оно могло расти в случае перехода учащегося в следующую школу и за хорошую учёбу, как у студентов говорят повышенная стипендия. Т.А. Константинова приводит данные, что жалованье учеников в немецкой и латинской школах могло достигать 4 и 5 рублей в год. Для повышения жалования ученику учитель подавал рапорт в контору. Школьникам выдавалось 1,5 пуда ржаной муки каждый месяц на пропитание. Если перевести в килограммы, получается 24,57 кг, а также один рубль в год на одежду в сиротском отделении. Так что обучающиеся не ходили оборванные и голодные, как иногда изображают некоторые писатели. Конечно, в реальной жизни трудности и проблемы встречались: были задержки с жалованьем, выдачей муки, не хватало учебников, ученик не разобрался с учебным материалом, могли не сложиться отношения с отдельным учителем, но, кто хотел, учился.
 Д.Д. Соловьёв закончил за шесть лет полный курс Нерчинско – Заводской горной школы. Он получил, говоря современным языком, начальное профессиональное образовании с элементами среднего специального. По правде сказать, как то у меня не получается представить выпускника профтехучилища со знанием двух иностранных языков, тем более один мёртвый, и в голове появляется крамольная мысль. Если бы во времена студенчества мы в пединституте изучали бы на предметах история педагогики и методика преподавания «Наказ Т.М. Бурцеву» и «Инструкцию…» 1736 г. В.Н. Татищева, «Штатное положение» Н.Г. Клеопина, а не Руссо с его теорией возвращения в природу, то учиться бы нам, студентам, было бы интересней. Вполне возможно, что в школе могло остаться больше мужчин – педагогов.
 Начало  трудовой деятельности Данилы Соловьёва по времени совпало с началом правления на нерчинских заводах Василия Ивановича Суворова с 1763 по 1775 г.г., двоюродного брата великого русского полководца. Начиная с 1760 г. в Нерчинском горном округе было постепенно открыто шесть казённых сереброплавильных заводов и около полусотни рудников. В среднем в год добывалось 459 пудов серебра. Кстати, Суворову тоже был дан наказ, чтобы «тамошние школы по лучшей мере в науках поправить». В.И. Суворов был умён, добр, человечен, справедлив. Рабочие его прозвали – «отец бергалов».* Года, когда Василий Иванович был управляющим нерчинских заводов, - это пик развития горнодобывающей сереброплавильной промышленности.               
  К сожалению я не нашёл документов, которые могли бы показать дальнейший жизненный путь нашего героя. Вполне возможно, что его отправили на один из открывшихся заводов, а его формуляр лежит, где то в архиве, ждёт своего исследователя. В Забайкалье часто встречается фамилия Соловьёв и среди них, как я думаю, ходят потомки ученика, который не побоялся обратиться из глухого захолустья к «помазаннице божьей», лишь бы ему разрешили учиться. «Бергал»* (искажённоё с немец.) – горнорабочий.               


Рецензии