Ее звали Элис. ч. 2 Время любить гл. 8

    Элис спала и ей снились птичьи крики и какое-то шуршание. Во сне она начала прислушиваться, и поняла, что это не сон. Она уже проснулась и просто слышала все это. Только не понимала откуда.Она лежала на мягкой тахте. Лежала прямо в одежде, и только сверху ее укрывал легкий плед. Она села и опустила на пол ноги. Тихо, почти крадясь, начала обход помещения в котором находилась. Обошла комнату и вышла, как ей казалось, на улицу через дверь со стеклом. Но нет, это оказалась небольшая терраса, с квадратными окнами. Элис выглянула в одно из них и тихо ахнула. Перед ней внизу был широкий двор с деревьями, травой и дорожками. Теперь хоть понятно, откуда птицы. По бокам стояли еще большие дома с большим количеством окон. И еще, какие то маленькие домики внизу, а между ними ходила толстая женщина с метлой. Элис присела и, почти в полуприсяде, вышла с террасы. И уже гораздо быстрее начала обходить другие помещения. Ванную комнату она узнала, затем нашла и кухню. Там,на диване, лежал и похрапывал Фрэд. Девушка села рядом с ним, и начала его тормошить: «Проснись, там ведьма». Фрэд сел, ничего не понимая: « Кто, где?».

- Там внизу, она ходит с метлой, собирается улетать.

Молодой человек встал и молча пошел на балкон. Посмотрел вниз и, протирая глаза, сказал : «Это дворничиха. Подметает дорожки». «Кто такая дворничиха? И что она делает?» - переспросила Элис. «Это женщина - дворник. Она убирает двор от мусора, грязи и снега зимой. Сейчас сметает с дорожек песок. Метла- это ее орудие труда. Она на ней не летает» - подробно, во избежание еще вопросов, ответил Фрэд.

- Что ты вскочила так рано? Еще только семь утра.

- Я выспалась. Надо уже что-то делать.

- Что делать, Элис?

- Воду, я поняла, носить не надо, но надо растопить печь, чтобы поставить воду греться и готовить завтрак.

Фрэд сидел на диванчике в позе мыслителя, изредка потирая лицо ладонями: «Все, ты меня разбудила. Пойдем, проведу тебе экскурсию». И он повел Элис по квартире.

- Вот ванная комната и туалет. Это ты знаешь, и знаешь, как пользоваться. Здесь прихожая. Вот шкаф для вещей и обуви. Комнату ты видела. На тахте спят ночью, а днем сидят. Это книжные полки. Это телевизор. Он показывает новости и разные передачи, интересные и не очень. Это балкон. Можно тоже здесь сидеть, вот есть кресло, и читать книги. Но только летом. Зимой здесь холодно. Пойдем обратно на кухню. Печки, как видишь, нет, топить ничего не надо. Есть плита, газовая, потом покажу, как включается. На ней готовят пищу и греют чайник. Вот тут включается вода и грязную посуду можно мыть прямо здесь. А ты что, ничего не помнишь со вчерашнего вечера?

Элис посмотрела на него с ужасом: «Нет, а что-то страшное со мной вчера было?» Фрэд рассмеялся: « Не бойся, ничего страшного с тобой вчера не случилось. Мы с тобой приехали от Лизиного отца сюда. Я сварил пельмени. Прости, но я больше ничего не умею готовить. Хотя нет, еще бутерброды могу. Мы поели, выпили по бокалу вина и ты сразу заснула. Я отнес тебя на тахту, а сам спал здесь. Все.» Девушка облегченно вздохнула. Вроде ничего страшного не произошло. Фрэд продолжил.

- Вот садись сюда за стол. Я сейчас умоюсь, и будем завтракать. Чайники, надеюсь, у вас были?

Элис кивнула головой.

- Вода тут есть. Включаем газ. Вот так поворачиваем этот ручку и подносим горящую спичку. Видишь, зажегся голубенький огонек? Теперь вот так ставим чайник. А я пошел умываться.

Элис сидела, откинувшись на спинку удобного стула, и смотрела в окно. Дворничиха закончила мести дорожки и теперь собирала мусор в ведро. Ничего угрожающего. Стали появляться и другие люди. Они выходили из дверей соседних домов, шли по двору, и скрывались в большом темном проеме. Одни останавливались и разговаривали с дворничихой, другие просто проходили мимо. Интересно, куда идут эти люди? И кто они? Прервал ее размышления Фрэд, который вошел в кухню.

- Элис, чайник то кипит давно!

Девушка обернулась и увидела струю пара, вырывавшуюся из носика чайника.

- Не бойся, выключай, поверни ручку в обратную сторону.

Элис со страхом повиновалась. Чайник сразу успокоился. И Фрэд налил кипяток в маленький чайничек, который стоял на столе.

- Пойдем, забыл показать тебе еще одну полезную вещь. Вот здесь в нише стоит холодильник. Открой. Здесь хранятся продукты, которые могут испортиться при комнатной температуре. Вот это отделение называется морозильник. Видишь он весь в снегу. Там хранится мясо, рыба, опять же пельмени и всякие такие продукты, которые покупают впрок. Пришел домой, достал из холодильника и готовь, что хочешь. Там же, на нижней полке хранят готовые блюда, чтобы не испортились. Опять же достал, разогрел и съел. Все просто. Вот сейчас достанем масло, сыр и колбасу. Сделаем бутерброды.

Молодой человек отнес все на кухню и быстро сделал бутерброды. Они были толстоваты, но его это не смущало.

- Давай решим, что ты будешь делать сегодня. Мне все-таки надо отъехать по делам, а ты останешься здесь. Ну, какие есть предложения?

- Я могла бы что-нибудь приготовить горячее на обед или ужин. Если, конечно, есть из чего готовить.

- Так, еще что бы ты хотела сделать?

- Я бы еще порисовала, если можно.

- Конечно, можно, только на чём?

И тут, внезапно, раздался звонок телефона. Элис со страхом смотрела на Фрэда, который разговаривал с кем-то по странной трубке, прижимая ее к уху. Молодой человек закончил разговор и подошел к девушке.

- Все решилось само собой. Это звонил Борис, Лизин отец. Он просил, чтобы ты приехала к нему, я тебя отвезу, попозже. А теперь давай сделаем ревизию холодильника.

Там они нашли половину курицы, свеклу, морковь и лук. В верхних шкафах нашлись макароны, пшено, овсянка, соль и сахар. А в нижних - кастрюли, сковороды и много всякой утвари, назначения которой Элис не знала. «Ну вот, что-то есть, давай сварим курицу. Из бульона приготовим суп, а мясо так съедим с макаронами» - предложил Фрэд. Девушка согласилась: « И покажи еще раз, как зажигать эту штуку, только я сама попробую». Достаточно быстро Элис освоилась с газовой плитой и водопроводным краном. Все остальное было делом техники. Пока Фрэд, в комнате, смотрел какие то бумаги и что-то писал, на плите уже варилась курица, были почищены и порезаны овощи. Не так уж и много сделано, но для девушки это было открытие нового и неизвестного. К десяти часам, бульон уже был готов и заправлен пшеном, морковью и луком. Курица лежала отдельно, разделанная на небольшие кусочки. Часть кусочков на косточках Элис отправила в суп для сытности. Посуда помыта, мусор и очистки собраны в газете. Девушка зашла в комнату и сказала: «Все готово». Фрэд встал, потянулся и пошел на кухню: «У-у, пахнет вкусно. Ну-ка, а курица как?» И он забросил в рот небольшой кусочек мяса: «И курица хорошая. А макароны вечером сварим. Я тоже уже все закончил. Давай курицу уберем в холодильник, а суп поставим на пол, там прохладнее. Поехали, мусор выбросим по дороге». Молодые люди обулись и вышли.

Борис встретил их в дверях.

- Проходите, проходите. Здравствуй, дочка. Я всю ночь переваривал услышанное вчера, и хочу с тобой еще поговорить. Посекретничать, так сказать. Федор, Вы не возражаете?

Федор развел руками и ответил, что очень рад, и у него, кстати, тоже сегодня дела, и что он заедет попозже, часов в шесть вечера, если Борис не возражает. Шепнул что-то на ухо Элис и, пожав руку Борису, ушел. Борис проводил девушку в кухню. «Ты завтракала, дочка?» - ласково спросил Борис. «Да Фрэд сделал такие, такие… хлеб, сыр и еще кол…колбаса» - краснея, ответила девушка.

- Ты не против, попить со мной кофе с булочками? Булочки недавно принесли, они совсем свежие.

- Нет, конечно. Но если можно, травяной чай. Кофе мне вчера не понравилось. Извините.

- Не извиняйся, если хочешь чай, то будет чай. Только сама сделай тогда, а то я в травах ничего не понимаю. Положу в чайник петрушку вместо мяты. Давай, я тебя покажу, где лежат травы, выбирай сама. А я поставлю чайник.

Пока Борис грел воду и варил себе кофе, Элис копалась в ящике с пакетами трав. Вот ромашка, мята и василек. Можно заваривать. Вкусные булочки с маком таяли во рту. Ароматный чай и бодрил и успокаивал.

- Дочка, могу я тебя попросить рассказать мне о Марии, все, что ты знаешь.

- Я попробую, но на самом деле это совсем немного. Я попала к Бэлле, когда Мария уже умерла, то есть это где-то четыре весны назад . Бэлла рассказывала, что тоже пришла к Марии за три весны до этого. Она говорила, что Мария жила очень скромно, но когда Бэлла прибежала к ней в обгоревшей одежде, отдала ей совсем новое платье. Какие-то деньги у нее были, но что-то потратили на осенней ярмарке, чтобы купить продукты на зиму и теплую одежду для Бэллы, а что-то на весенней - тоже на продукты. Заработка у них не было никакого, но Бэлла умела ставить силки на птиц и кроликов. Это и было весной, летом и осенью основное мясо. Бэлла вспоминала, что когда она пришла, у Марии уже был небольшой огород с овощами. В конце весны собирали в лугах яйца перепелов. Летом и осенью - грибы, ягоды, дикие яблоки и груши, выкапывали корни папоротника и сушили. Иногда попадались соты диких пчел. Хворост для печи собирали в окрестном лесу. С голоду не умирали, если Вам это важно. Но так живут очень многие люди в нашей местности. Мария учила Бэллу читать по большой книге - травнику, я ее видела. Такая большая, тяжелая книга с картинками. А потом Бэлла и меня по ней учила, и про вороний глаз я знаю оттуда. Еще Мария рисовала, но рисунки эти остались в темной комнате. Я их долго рассматривала и повторяла. Так Мария, по большому счету, научила меня рисовать. А в темной комнате, где, по словам Бэллы, лежало наследство Марии, мы, знаете, сколько интересного и необычного нашли. Книги, платья, ткань такая легкая и воздушная, красивые металлические блюда, бокалы, ложки , вилки и горшочек с крышкой и витыми ручками.

- Это я привез из Италии столовый сервиз из латуни. Он на даче лежал, а мы его потом найти не могли. Подумали, что она его продала , чтобы с хиппи уйти или с собой взяла, он ведь легкий и не бьется в дороге. Дураки, какие мы были дураки..

«А как она погибла?» - прервал Борис свои воспоминания.

- Бэлла рассказала, что была очень ветреная погода, но очень ураган начался внезапно, когда они выходили из леса. И дерево упало прямо на Марию. Когда Бэлла подбежала к ней, та только сказала тихо: «Скажи ему, что мне жаль» и умерла. Она лежит под березой, место очень тихое и красивое, я видела и могу Вам нарисовать, чтобы Вы знали.

«Да, да если тебе не трудно» - сказал Борис клокочущим голосом, принес ей лист бумаги и вышел. Элис еще трудилась над рисунком, когда Борис вернулся и встал у нее за плечом. Потом взял рисунок в руки и долго рассматривал его. Девушка заметила у мужчины покрасневшие глаза и крылья носа.

- Отец, Вы плакали? Простите, я не хотела Вас так расстроить.

- Что ты, что ты, дочка. Ты ни в чем не виновата. Просто я столько лет жил в неизвестности, обвиняя ее, обвиняя себя. А теперь, когда все открылось, я не могу не плакать, хотя я как мужчина, не должен этого делать. И мне становится легче, понимаешь, легче.

- Отец, если хотите, я сделаю вам отвар, который успокоит Вас и облегчит Ваше горе и боли в желудке.

- Что?

- Вы потеряли дорогого Вам человека, а теперь он к Вам вернулся в определенном смысле. Это же хорошо. Чем меньше мертвых деревьев в лесу, тем лес чище и светлее. Надо идти дальше, широкими тропками и стараться не сворачивать к кладбищам. Так у нас говорят. И я Вам то же советую. Сегодня поплачьте, но я не могу разделить Ваше горе, я Марию не знала. Я могу Вас только поддержать и, поэтому, хочу сделать для Вас отвар, от которого Вам станет легче. Когда я пришла к Бэлле и начала плакать о своей матери, которую сожгли, и своем брате, которого случайно убили, она мне тоже предложила отвар. Я жила в очень жестоком и очень простом мире. Люди убивают красивых животных ради еды, потом другие люди убивают этих людей, ради веры и убеждений. Если плакать по каждому убитому, слез не хватит. Надо просто принять это и жить дальше.

- Да, ты истинная дочь своего времени. Но ты права. Прости меня за слабость, которую я проявил… Скажи, а есть мне можно ? Я чувствую себя намного лучше. А то, я что-то проголодался.

- Я утром сварила простой суп из курицы с пшеном, луком и морковью и буду рада разделить свой обед с Вами, если хотите.

- Милая моя, да я тысячу лет такой суп не ел, очень хочу. А травки все возьми с собой, прямо в ящике. Сейчас вызову такси, и поедем. Заодно и рисунки свои покажешь.

Фрэд, который с шести вечера разыскивал Бориса и Элис, нашел их в квартире Лизы. Борис был сыт, пьян и очень доволен. Когда Фрэд сажал его в такси, он повторял : «Жду вас завтра, жду вас завтра». Поднявшись обратно в квартиру, Фрэд увидел стол, заставленный тарелками с едой и бутылками вина. Элис сидела на балконе прислонившись к стене и смотрела в темнеющее небо.

- Что у вас происходит? Ты можешь мне сказать?

Элис кивнула головой: «Ты, может, есть хочешь?»

- Конечно, хочу. Но не съем ни крошки, пока ты мне не скажешь, что здесь происходит.

«Давай ты будешь есть, а я буду рассказывать»- и Элис увлекла Фрэда на кухню.

– Когда ты уехал, отец Лизы стал расспрашивать меня про Марию, она же была его женой. Расстроился очень. Я предложила ему перекусить нашим супом. Он с радостью согласился, но по пути мы заехали, как он сказал, в заведение, где ему нагрузили целую сумку еды. Вот ее мы и привезли сюда. Суп он, конечно, поел, но тут столько всего осталось. Я ему потом рассказывала про Лизу и показывала свои рисунки. А он пил вино из этих бутылок, плакал, снова пил и закусывал тем, что мы привезли. И ты, знаешь, я нашла, каким образом ему дают яд. С клюквой. Он, оказывается, очень любит клюкву. И пьет с ней морсы, чаи и так, иногда, ест. А клюкву ему привозят как раз зимой, чтобы можно было хранить на улице. В клюкву замешать вороний глаз - нет ничего проще. И по вкусу, и по виду не определишь.

Фрэд ел с упоением, когда еще ресторанную пищу поешь, кивал головой на рассказ Элис, и снова тянулся то к языку, то к буженине. Потом вдруг остановился и спросил: « А сама-то ты ела?»

- Да, я тоже ела суп, а это я есть боюсь. Очень это все меня пугает. А это вкусно?

- Элис, это вкусно. Это, конечно, не домашняя пища, но вполне съедобная. Давай попробуй что-нибудь. Хотя бы кусочек мяса и овощи.

Элис подумала и согласилась. А Фрэд продолжал спрашивать: « А Борису ты про клюкву сказала?»

- Нет пока, пусть ночь поспит спокойно. Как ему сказать, что его жена хочет ему смерти. Просто кроме нее, некому. Тетка то сгорела… Да и как она могла бы каждый день ему в питье яд подмешивать, ведь жила то она на даче. Нет, только жена. Вот где она сейчас? Устала и уехала в Юрмалу, как говорит Борис? Нет, сезон вороньего глаза заканчивается, и где-то она тут, в лесах, ходит. А вы в ведьм не верите…..

Прошла пара дней, и Лиза попросила разрешения съездить к домику. Ей захотелось еще раз поговорить с мамой, и немного побыть одной. Оседлав Макрон, она неторопливо двигалась по лесному тракту, размышляя обо всем. На подъезде к домику она заметила странного человека в плаще и с большой холщовой сумкой на плече. Тот пытался открыть двери. «Кто Вы и что хотите от этого дома?» - громко спросила она. Тот оглянулся, и девушка рассмотрела загорелое лицо с бородкой, небольшие быстрые глаза мужчины средних лет. Он поклонился и ответил : «Простите сударыня, меня зовут Никос, я художник, иду в городок Алленштайн заработать немного денег на ярмарке. Хотел передохнуть здесь, видя, что у дома нет хозяев. Но я ошибся, думая, что дом пустует, и сейчас уйду». Лиза спешилась и подошла к нему. «Можете остаться, хозяева живут в другом месте. Только не спалите дом» - сказала она и открыла дверь. Художник с благодарностью поклонился и вошел. Девушка пошла к могиле матери. Посидела рядом с ней, немного поплакала, рассказала про свои кулинарные успехи и упражнения во французском языке. Потом встала и вернулась к дому. Никос стоял у дверей и ждал ее. «Сударыня, чем я могу Вас отблагодарить за предоставленный кров?» - спросил он. Лизе пришла в голову сумасшедшая идея, но она некоторое время колебалась, прежде чем высказать ее, и достаточно долго рассматривала художника.

- Сударь у меня к Вам будет просьба. Если Вы действительно хотите меня отблагодарить, не могли бы Вы написать небольшую картину.

«С радостью - ответил Никос - какой сюжет? Натюрморт? Пейзаж? Портрет?» Лиза достала из седельной сумки фотографию и протянула ее художнику.

- Вот. Если можно, повторите в большем размере.

Никос долго рассматривал изображение, а потом спросил: « Странные одежды у этих людей. Их тоже повторять? И ослика рисовать?» Девушка ответила, что одежды может рисовать на свое усмотрение, а ослика пусть заменит на собаку.

- Я привезу Вам еды, можете остаться на то время, пока будете рисовать. Сколько вам понадобится дней?

- Ну дня три, это точно. И если у вас есть собака, то приведите, ее надо с натуры рисовать.

- Вот и договорились, на сегодня у вас есть пища? Тогда я приеду завтра.

И Лиза уехала. На постоялом дворе, рассказав все Бэлле, она попросила взять немного еды для художника и несколько монет из наследства Элис. Бэлла, не задумываясь, дала все, что просила девушка. Она сразу поняла тонкий ход Лизы, что та предусмотрительно создает себе родословную. На всякий случай. Никос старательно выписывал лицо женщины, когда сзади кто-то подошел. Он оглянулся и отпрянул. За его спиной сидел золотистый пес и скалил зубы. А девушка была очень похожа на ту, что он сейчас рисовал. Но вопросов не задал. Он то знал, что лишние вопросы - это ненужные ответы. Лиза выложила котомку с едой, и когда Никос начал трапезничать, стала рассматривать рисунок. Ей очень понравилось то, что успел сделать художник. Был готов уже образ отца в высоких ботфортах и поблескивающих латах. У мамы было пока только лицо. Её саму и собаку определял легкий контур. «Если хотите, могу Вам немного попозировать для женского образа» - предложила девушка художнику. Тот кивнул головой. Доел кусок хлебы с сыром, запил водой и снова сел за работу. «Встаньте вот так, правую руку приподнимите, а левую легко опустите на юбку» - командовал он Лизе. А через некоторое время: «Все, достаточно, платье я потом допишу. Теперь собачка. Если можно разверните ее и пусть постоит так несколько минут. Ну, завтра, я думаю, все будет готово. Приезжайте после полудня».

Назавтра, после полудня, Лиза с нетерпением ждала окончания работы. Никос делал последние взмахи кистью. Всё! Художник отошел в сторону и, с полупоклоном, взмахом руки предложил осмотреть свой труд. Девушка с трепетом в груди подошла и долго смотрела на себя и своих родителей в новом средневековом образе. Да, они и здесь бы выглядели достойно. Чудесно! А главное очень похоже. Занеся картину в домик, она рассчиталась с мастером. Он с благодарностью принял эти несколько монет. Затем Лиза произнесла: «Если Вы готовы сейчас выйти, то давайте сейчас все закроем. Вы идите по этой дороге, и, ближе к вечеру, с левой стороны увидите постоялый двор. Заходите туда, сможете там поужинать и переночевать.» Никос кивнул и стал собираться. Через пару часов он добрел до указанного места. Его уже ждали, и Клара, накрыв для него стол с традиционным супом, хлебом, парой кусков нарезанного окорока и двумя кружками пива, ушла на кухню. Обедая, он увидел несколько листов с рисунками Элис, лежавших на скамье. Как художник, Никос сразу отметил талант рисовальщика и спросил у Клары, не продаются ли они. Та ответила, что да, продаются, раз он хочет их купить. Получив за рисунки деньги и проводив его в комнату для гостей, сказала, что на завтрак будут хлеб с сыром и маслом и, если гость хочет, горячая вода с молоком. На что художник и согласился, сложив свое приобретение по глубже в сумку.


Рецензии