От отчаяния до ненависти, от принятия до раскаяния
От отчаяния до ненависти, от принятия до раскаяния и покаяния.
Чья была Голгофа в кино?!
Приветствую вас, людей, читающих этот дневник.
Я начал этот дневник в рамках дневников о кино, хотя конкретно о фильме я думаю поговорить позже, а здесь мы будем говорить о конкретном персонаже фильма.
Но посмотрим, как выйдет.
Как всегда, но напомню, три важных замечания.
1) Всё сказанное является личным мнением автора, может не совпадать в частностях и целом с мнением большинства (и) или индивидуальности. Это личное мнение и личное исследование и оно не является абсолютной догмой понимания исследуемой темы.
2) Книга есть книга, а фильм есть фильм; это два разных произведения, хотя одно является первоисточником другого, без первого не было бы второго и автор часто приоритет отдаёт именно книге. Именно поэтому таких исследований, возможно, может быть два, причём разных. Здесь речь о персонаже кино!
3) В исследовании возможно прямые спойлеры к фильму и книге, прошу прощения.
Речь, скорее, пойдёт об индивидуальности, душе, душевных терзаниях, духовности и внутреннем мире человека.
Я хотел бы порассуждать о персонаже фильма Роланда Анатольевича Быкова, по повести Владимира Карповича Железникова "Чучело".
Исследовав, просмотрев и проштудировав множество отзывов, я понял, что нужно учесть ещё несколько важных замечаний, потому что они будут актуальны в исследовании данного персонажа.
1) Ролан Быков снял фильм не о детской жестокости, не драму о неоправданной жестокости в актуальном современном, на тот момент, да и сейчас, мире. Он снял историю о Любви! Причём на гораздо более глубинном и глубоком уровне познания и принятия, чем мы привыкли понимать обыденно. Он снял кино о милосердии. Он снял фильм о Любви, близкой к душещипательной, душеспасительной и христианской.
2) Ролан Быков снял фильм не о детской жесткости, а о безразличии взрослых, которое делает и воспитывает безразличными и жестокосердными, именно детей. Не было бы этой травли и образного ритуального сожжения на костре, если бы мамы и папы не поскупились бы на любовь к своим же чадам, если бы они хотели и услышали бы их вовремя.
3) Ролан Быков не ставил такой задачи, он не увидел это, сразу, как только прочитал книгу, но в какой-то момент работы...
"Он подошёл ко мне и сказал - "Ты знаешь, что выходит? Это гонения, распятие и Вознесение" - Из воспоминаний Елены Всеволодовны Санаевой, о том, что Быков говорил о картине.
"И тут Быкова осенило: "Голгофа, ну, конечно же, это Голгофа!"".
4) "Бездарности слепая страсть,
Гнилое тайное горенье,
Бездумья низкое стремленье,
Любая, лишь бы только власть!
Она испытывает зуд,
Стремясь возвыситься над прочим.
О, Боже! Вот он, Страшный суд,
Который Ты нам всем пророчил!" (с) Р.А.Быков
5) Всю свою жизнь, а особенно 4 года съёмок фильма "Чучело", этими персонажами, не в киношной, а в реальной жизни, был сам же режиссёр картины - Ролан Антонович Быков.
"С самого детства, неоднократно, я слышал в сторону себя "ну, ты, артеэст...артыыст...артиист...и прибавляли - из погорелого театра". Р.А.Быков
Я хотел бы, чтобы вы эти замечания запомнили, ибо к ним я буду прибегать и не раз в этом своём исследовании.
А хотел бы я поговорить и порассуждать о самом жестоком, бессердечном , беспринципном, бескомпромиссном и прямолинейном персонаже в детско-подростковых фильмах. Хотя на поверхности это обычная девочка из класса. Обычная ли? И такая ли жестокая? Неспроста ли?
Я хотел бы поговорить и исследовать персонажа Мироновой, более известной как Железная Кнопка. И задать вопрос - а не была ли и она тем самым Чучелом?
Миронова: одноклассница Лены Бессольцевой, прозванной в классе "Чучелом". Харизматичный и абсолютный, хоть и не формальный, лидер класса, которую все бояться и многие пред ней пресмыкаются. Имеет мысль о сверхидее, о высшем человеческом достоинстве, о том, что предательство является тяжким грехом, которое не имеет прощения, о том, что не справедливость и обман хуже предательства. Уверена, что жестокость порождает жестокость, это плохо и опасно для нормального общества в её картине, окружающего её же саму, мира.
Очень маленького роста, за что получила прозвище "Кнопка", но с очень твердым и непоколебимым характером, за что прибавила к себе статус и дополнение к прозвищу - "Железная". Всегда уверена в своей правоте, при этом, часто, это оправдано(!)
Очень важно ещё раз отметить – не переносит, когда ей врут и обманывают(!)
Очень многие отмечали хладнокровность, циничность, отголоски эгоцентризма, жестокости, доходящей до садизма. Некоторые даже квалифицировали её как параноида, а это уже область глубокого психоанализа, психоаналитики и даже глубокой клинической психиатрии. Но, с последним я не согласен полностью, потому что считаю, что это похоже на заигрывание с некой формой псевдопсихологии и псевдопсихиатрии, чтобы объяснить элементы жестокости в характере и поведении. Но упомянуть посчитал нужным.
А вот, как раз с точки зрения настоящей психологии, объяснить, почему Миронова такая - можно. Причём одним словом – Окружение. Важно лишь отметить, что имеется ввиду не только окружение сверстников, но, в первую очередь, окружение из взрослых, сформировавшихся людей.
А теперь, внезапно, к Чучело.
Лена Бессольцева. И, в частности, её дедушка.
Он человек с огромным жизненным опытом, прошедший страшные годы лишений и ужасов войны. Наверняка знающий, что такое боль, потеря, быть одному в стае врага, причем очень хитрого врага, такого, который имитирует из себя твоего друга.
А ещё - он образ хранителя истинной истории, он собирает картины.
А ещё он Заплаточник, блаженный, тоже чучело в глазах даже детворы, которая его гоняет за несуразный вид.
Но он всех прощает, а Лену хвалит за то, что она простила по доброте душевной Диму Сомова.
А ещё он знает, кто такие предатели и как это опасно.
А кому важнее всего стучит и скребёт душу слово предатель?
Дедушка Лены, прозванной Чучело, Заплаточник учит прощать, а не мстить! Запомните это, это будет важно.
Идём дальше.
Мотя (Марина), которую в Москве ждал отец.
Небольшая интересная справка – факт: Мотя в книге - это парень, его зовут Митя, как вы понимаете и знаете - это вариант имени Дима. В книге есть Митя, а в фильме это девочка Марина, с короткой прической каре (но тоже Мотя среди друзей класса). Девочка так убедительно играла, что Быков её утвердил, сделав её образ свойственный суровой девочке-пацанке, что сыграло только в плюс.
А вот её (его) мама, которой он(а) кричит: "Ты вообще меня хоть когда-то слышишь? Ты слушаешь хоть когда-нибудь меня?"
Ответ мамы "Слушать мне ещё тебя! Я же тебе не чужой человек! Этого недостаточно?"
Вы понимаете, что это извечный конфликт отцов и детей, но с показанием его влияния на психологическом уровне?
Результат: мама Моте не авторитет. Её авторитет - это хулиганистый класс и харизматичная подруга Миронова.
Мало того, однажды Мотя косвенно выступает против своего класса. Не впрямую, не конфликтом, а криком души: "Вам может и всё равно, а меня ждали!"
А теперь что она получает в ответ от своих же "друзей": "Ой, поглядите-ка на неё, ждали её, москвичка драная".
Понятно, какой это "дружный" коллектив?
Зафиксируйте это, мы к этому вернёмся.
А ещё это Мотя говорит фразу "Кто мы?! Да мы детки в клетке, вот кто мы! Нас в зверинце показывать надо!" - И это всё крик, крик души и крик отчаянного раскаяния и искреннего покаяния в содеянном. Но лишь после принятия любви!
В книге, если не путаю сейчас, после этих слов, мальчик Митя встаёт на сторону Бессольцевой. А произошло это после того, как мама Моти была шокирована решением Бессольцевой превратить себя в настоящее чучело. И случайно, с испуга, называет сына не Мотя, как все привыкли уже, не Митя, как привыкла она, а Дима. После чего плачет и говорит ему "Прости меня!".
Именно Митя пишет на доске "Чучело, прости нас!" В фильме это делает другой человек.
Стоит отметить, что есть версия (вот её я в книге ещё не проверил, это известно только в книге), что он это делает по просьбе Мироновой. Не приказу, а именно просьбе!
"Посмотрите, Железная Кнопка заплакала, кажется, где-то землетрясение" - это есть в фильме. Но, вроде бы в книге есть продолжение в стиле "Миронова, прости их, они не понимают - Сделай, что считаешь нужным, пожалуйста. - Хорошо" - после этого он делает ту самую надпись на доске.
Дальше.
Шмакова, её невербальная защита Бессольцевой, или лукавый обман Мироновой и получение сдачи за сокрытие главного.
Помните сцену, когда Шмакова грозится отлупить непоколебимую Миронову за её глупость и не дальновидность?
А вы помните за что именно? Что за недальновидность?
А вы помните, какую тайную, но дико важную для Бессольцевой и Сомова информацию знает Миронова?
Если нет, то вот вам спойлер или напоминалка - она знает, кто рассказал всё учителю. То есть, она знает, что Бессольцева не виновата!
Некоторые утверждают, что это тот момент, когда пошатнулся авторитет Железной Кнопки, что она уже не железная, а обыкновенная, да ещё и не дальновидная растяпа.
Но только есть два момента.
Перед кем Шмакова разрушила авторитет Мироновой? Перед собой? Так она итак это знает. А они там вдвоём! Выше от этого Шмакова в лице других не становится! Мало того, она теряет авторитет у харизматичной Мироновой (А вот это реально происходит по факту). А ещё Миронова даёт отпор. В фильме Миронова поднимает гигантский камень и направляется на Шмакову. В книге, вроде бы, Шмакова, опьянённая какой-то непонятной своей победой (В чем? Над кем? Может просто гордость затмила хитрость?), случайно обращает внимание, что Миронова идёт на неё, а в её руках гигантский булыжник, который она готова швырнуть в Шмакову.
А убегает она с криком "мамочка, помоги!" - Это тоже важно запомнить для себя, чтоб в нужным момент проанализировать. Именно они им навредили, а не помогли, возможно.
Настоящий "друг" Валька и его старший, взрослый (!) брат.
А вы помните, кто был очень хороший "советчик", "подсказчик", а реально - подстрекатель Мироновой?
Валька. И у него был брат, который занимался действительно страшными вещами - ловил и сдавал на живодёрню бродячих собак.
А вообще парень ничего такой. Смелый, рассудительный, улыбчивый, даже к Бессольцевой однажды подошёл с нежностью.
Но только, что случалось в эти моменты чуть после, помните?
Раскрыли его только в самом конце, сделал это Сомов и, отчасти, Лохматый, который посадил Вальку на его собственный "походный" поводок.
Причём, щадит его как раз та самая суровая Миронова, потому что он их друг. - Это тоже важно запомнить и учесть!
"Победы нелегко даются,
Цена победы дорога,
Я становился на рога
Везде, где толпами сдаются.
Я рыл, пахал, молчал, дичал,
Я был змеёй, орлом, ослом -
А всё далёк ещё причал.
И предо мною проходил
Тоскливых лиц печальный ряд,
Бульдог, сова и крокодил
И десять сусликов подряд.
И хоть кричи, хоть не кричи -
Вокруг тебя железный круг,
Идут по кругу палачи,
И каждый - самый лучший друг". (с) Р.А Быков
В тот самый момент раскрываются почти все, поэтому пришла пора вкратце упомянуть о других, поэтому напомню один кадр, где весь класс сидит на скамеечке, возле парикмахерской: интересно в этом кадре то, что с одной стороны те, кто в конце перейдут на сторону "Чучела" Бессольцевой, а с другой те, кто будет давить до конца. А в середине самая "жестокая" - "Железная Кнопка" Миронова.
Дима (Митя) Сомов – тот человек, который подаётся нам, изначально, как второй положительный герой, который защищает Бессольцеву. Но это он выдал класс (извините за важный спойлер, если кто не смотрел). Он не отдал платье просто так пред костром, он его швырнул дальше, поддавшись стадному инстинкту толпы. А самое главное – именно ему дают задачу поджечь тот самый костёр, а он это делает с улыбкой на устах.
Лишь под финал выясняется, что Шмакова и Попов всё знают – "Так почему же вы ничего не сказали?" - Возмущается Дима.
А почему он сам ничего не сказал?
И раз уж начали, то коротко – Попов. Если честно, человек ни о чём. Да, он тайно влюблён в Шмакову, именно поэтому он украдкой говорит про мотоцикл и именно два шлема!
Он хочет всё рассказать, но он так и не решается это сделать. Шмакова затыкает Попову рот яблоком, намекая на то, что они будут молчать и дальше.
Но, когда понимает, что проиграл Сомову, просто уходит. Потому что проиграл он, на самом деле, Шмаковой.
Лохматый – по сути именно он раскрыл Вальку, причём намного раньше, чем рассказал об этом всем.
Он намного раньше всё понял возможно. Он уже понимал, что Бессольцева ни в чём, скорее всего, не виновата, либо виновата не так сильно, как её осудил класс.
Частично, это знал и понимал Сомов.
Честно, их хотелось бы оправдать.
Но есть один вопрос - так почему же они все всё же молчали?
Васильев.
Специально оставил его последним.
Это единственный человек, который по настоящему защищал Бессольцеву. Не Сомов, а он. Он вступался за неё несколько раз, искренне не понимал за что над ней издеваются. Сам(!) несколько раз попадал под агрессию собственного класса, его однажды избили. И, несмотря на это, не смотря на то, что он по сути показан, как слабенький физически человек, он очень сильный характером и тоже испытывал некие чувства человеческой любви к Лене Бессольцевой.
Но он НИКОГДА не называл её Чуучело. Это важно (!) Сложно объяснить, как он терпел, но в конце и он не выдержал: "Никакая она не Чучело! Я запрещаю вам её так называть!" - Кричал он классу. Это был его крик покаяния с принятием любви.
Он единственный, кто пришёл к Бессольцевой! Не побоялся, что за такие издевательства над внучкой, её дед просто отыграется на нём. Но дед не только не прогоняет Васильева. Он показывает ему своё самое дорогое – свои картины. Он усаживает его пить чай. Он не прогоняет, а принимает его! Потому что понимает, кто этот человек, что пришёл к нему его внучке! Тот самый Васильев, который выглядит слабеньким, щупленьким, немного, неказистым.
Лена Бессольцева она же Чучело.
Да, её тоже стоит отметить, ибо она тоже в классе с Мироновой. Она тоже её одноклассник и её, предполагаемый, друг, подруга.
Она новичок. Это уже причина делать её особой. Она предатель по мнению класса, хотя весь класс делает такие выводы из-за обмана.
Тут действуют сразу несколько психотипов поведения и принятия, которые влиятельны и среди взрослых и, тем более, среди детей-подростков.
Лену класс не принимает и отвергает. Издевается над ней. Сейчас это называется буллит. Показано то, о чём мы часто говорим не в 1983м, а в 2023 году.
А теперь, важная сцена, как Бессольцева принимает Васильева.
Одним сломов – холодно.
В книге, если не путаю, это показано круче – она показывает, что всё же немного стыдиться своего деда, но принимает его, потому что и он, Васильев, принимает её такой, как есть, и не важно как выглядит её родственник.
Но встречает она Васильева холодно. Без эмоционально. Вернее безразлично.
Вот, что сделали даже с Чучело – её окончательно сломали.
Если бы она осталась с ними, смогла бы выжить, то, возможно, стала бы такой же как и все они.
Это показано в финальном моменте, когда Сомову объявляется самый жёсткий бойкот. А она, казалось бы, против.
А она просто говорит "Слезь с подоконника".
И всё...это финал агонии картины на самом деле.
Она, скорее, уже просто безразлична.
Даже она (!)
А всё потому что "Я была на костре" - они её убили, сожгли ритуально, хоть и фигурально, в "шутку".
Вот как обернулась такая "шутка".
Её стрижка на лысо – это её крик. Это её раскаяние и покаяние, это её жертва, чтобы не стать такой же, как были люди вокруг неё.
Вот такие "друзья" и друзья окружали Миронову.
Настоящими друзьями Мироновой могли стать, как раз, Васильев, возможно, Лохматый и точно Лена Бессольцева, которая Чучело.
"А Чучело человек, могли бы подружиться". - Говорит Миронова на празднике.
Лишь тогда Миронова понимает всё, хотя и всё ещё подвержена жестокому самообману в отношении Лены Бессольцевой.
Но она уже понимает: Чучело - это безвинное и беспорочное существо. Лишь тогда ясно на кого подняли руку, кого хотели обидеть и погубить.
И уже хочется кричать.
А уже поздно.
Величественное существо уже не здесь, а где-то в более высшей материи.
Причем тут взрослые?
Учительница. Её задача дать детям знания. Да, её в Москве тоже ждут. Она готовится к свадьбе. Ей немного не до того. Но именно поэтому она делает всё немного сквозь пальцы. Даже не знает точного отношения к ней самой в классе.
Не как педагог, а как человек совершает ошибку!
Она ни разу не поинтересовалась, почему ребята сбежали в кино.
Ни разу не поинтересовалась, что происходит в классе.
Не почувствовала или не захотела почувствовать напряжение в классе.
"Причём тут Бессольцева?" – Вы поняли? Она всё это время НЕ интересовалась, что происходит в её собственном классе, который она ведёт.
Это считается и педагогическая ошибка, но я вижу тут скорее ошибку человеческую, ошибку взрослого, безразличное отношение к проблемам детей.
Я поговорил почти обо всех, а начал с того, что говорю о Мироновой.
Так причём тут она?
Причём тут взрослые? - Повторюсь, казалось бы, я.
Про учительницу я уже написал, про маму Моти написал и даже написал про дедушку Бессольцевой.
А теперь вспомню момент, когда Миронова заплакала.
Вы помните фразу?: "Вы все как моя мамочка простодушная, а той лишь бы всё было шито – крыто. И ничего ни с кого не спросится и вы все такие, все, да, все!" – И это тоже крик.
В голове Мироновой был бесконечный протест, именно поэтому она закричала, когда от её вечных бойкотов все отвернулись: "Тогда я одна объявляю вам всем самый жестокий бойкот!" – Вот оно, её сверх идея идеала.
А всё потому, что её мама жила в мнимом идеале. Для неё итак всё было нормально, а что там дочка бунтует, так это по-детскости, переходный возраст,ещё что-то. Побунтует и успокоится.
Вот чем это закончилось, такое нежелание понять, услышать, принять, полное безразличие к собственным детям.
А ещё Миронова не делала плохо Бессольцевой сама. Она лишь наблюдала.
Самое плохое, что она сделала - это объявила тот самый бойкот.
Она делала это чужими руками.
А Бессольцеву ненавидели, завидовали, клеймили многие, а Миронова лишь дала им понять, что ей всё равно, что будут делать другие.
Её мама не делала ей плохо, но и не обращала внимание, от чего ей плохо, если ничего плохого нет. Ей тоже было всё равно, она лишь наблюдала.
А плохо Мироновой было от чужих рук.
"Она сама виновата!" – Шептала Миронова, глядя как горит костёр и начинает гореть платье.
А сама же боялась.
И было чего!
Она всё понимала!
Боялась, что она сама виновата.
Боялась, что если она не будет "Железной Кнопкой", то следующей будет брошена на костёр.
Она итак сама была на этом костре, она сама всё видела, она сама была своеобразным чучелом.
Это была и её Голгофа возвёденная взрослым безразличием и мнимой добротой.
"Спаси меня, великий Боже,
От доброты.
Она меня дробит и множит
До срамоты.
Она давно уж не подходит
Под времена
И, как коня, меня подводит
Под стремена.
Вокруг друзья с большой дороги,
Как в страшном сне,
И редко кто не вытрет ноги
О душу мне". Р.А.Быков.
Быков часто и много говорил со своим зрителем, иногда впрямую, иногда через кино, иногда лично, иногда через персонажей.
"Я далёк от той мысли о том, что если сегодня мою картину увидят подростки, то завтра, в одночасье, во всех детских коллективах воцарит мир, любовь и благодать. Но я глубоко уверен, в том, что и раны и шрамы и ожоги закаляют характер, а искренние слезы вызывают внутреннее покаяние и очищают душу". Р.А.Быков в докладе о киноленте "Чучело".
"Для детей этот фильм, возможно, будет сложен. Фильм снят по веянию времени и велению совести. Если не дети, то взрослые-то должны понимать? Может не сегодня, а через год они задумаются? А если сегодня мы изменим себя, если мы изменим и наше отношение к детям, то завтра, возможно, мы изменим и наших детей. Нельзя изменить кого-то, если не начав меняться самому в том же направлении". Р.А.Быков
Так он говорил со зрителями, через свою картину и, в дальнейшем, с критиками картины, после премьеры.
"И это наши дети?!" - "А он не хотел, чтоб зритель плакал, он хотел, чтобы зритель почувствовал боль, ожоги, раны, шок, и услышал душераздирающий крик каждого, в том числе его самого".(цитата из ролика "Неприкрытая и неудобная правда "Чучело").
А так он говорил со своей картиной:
"Нет, не ревную я, поверь!
Мне мысль о ревности противна,
Вся жизнь моя альтернативна.
Попробуй боль мою измерь!
Нет, не ревную я, прости,
Но я ни капли не ревную,
Мне на моем крутом пути
Пришлось познать тоску иную.
Тоску по близости сердец,
По трепетности бесконечной,
Тоску по радости беспечной,
По искренности, наконец!
По простоте, но нет, не той,
Что эдак незамысловата
И упрощением богата
Всего, что входит в мир святой.
Той простоте, когда все просто?
Любовь - любовь, коль нет - так нет!
Когда один на все ответ
От встречи той и до погоста.
Той простоте, когда беру
И просто сердце вынимаю,
И коль тебя я потеряю,
Я просто-напросто умру".
Ролан Быков сыграл в фильме дирижёра военной музыкальной школы (кадетского корпуса, по современному).
"У дирижёра, как и у режиссёра была одна схожая сложная задача: не допустить ни одной фальшивой ноты!" (с) Р.А. Быков.
"Давай, моя любимая, хорошая, искренняя, моя Чучело, вывози!" Р.А.Быков
Обязательно посмотрите этот фильм и подумайте над ним.
А выше были лишь мои мысли.
Выводы делать только вам лично.
Смотрите хорошее кино, читайте хорошие книги!
Фото взято из интернета, источник "Картинки Яндекс".
С пожеланием добра и светлого творчества, Влад "Штирлиц" aka Вальтер Поляхт.
Свидетельство о публикации №223121201369