Мемуары Арамиса Часть 198

Глава 198

Кухня в замке Портоса была изумительной и чрезмерно обильной.
— Великолепное угощение, дорогой Портос, великолепное вино, и, кроме того, ваш замок также великолепен! — искренне высказался я. — Мне кажется, вы его слегка обновили?
— Точно так, дорогой друг! — подтвердил Портос. — Замок Пьерфон был построен в конце позапрошлого века на месте более ранних укреплений, которым было на тот момент уже два столетия. Герцог Людовик Орлеанский получил Пьерфон и герцогство Турень в 1392 году в дар от своего брата, Короля Карла VI. Окрестности Пьерфона вошли в состав графства Валуа, ставшего герцогством. В 1396 году Людовик начал полную перестройку замка. Архитектором был знаменитый Раймон дю Темпль. Позднее работы возглавил королевский архитектор Жан Ле Нуар под наблюдением Жана Обеле. Строительство завершилось уже после убийства Людовика Орлеанского, которое состоялось, как вы знаете, в 1407 году. В начале правления нашего славного Короля Людовика XIII, у которого мы имели честь быть мушкетёрами, замок принадлежал Франсуа-Ганнибалу д’Эстре, брату той самой прекрасной Габриэль д'Эстре, которая подарила славному Королю Генриху IV целую династию побочных принцев крови. Франсуа-Ганнибал примкнул к партии «недовольных», возглавляемой принцем Конде. В марте 1617 года Пьерфон был осаждён и взят войсками, присланными кардиналом Ришельё. Кардинал приказал разрушить замок, но из-за масштабности сооружения ограничились тем, что срыли внешние укрепления и уничтожили кровлю. Так что мне повезло, что замок остался в относительной сохранности. Впоследствии для сохранности стен была наведена временная кровля, которую я, разумеется, распорядился снести и соорудить такую, которая подобает замку, который по праву был герцогским. Я даже рад, что настоящей кровли не было, поскольку её отсутствие снизило его стоимость и позволило мне выкупить его и присоединить к своим владениям. Я, конечно, не жалуюсь на доставшееся мне состояние, но будь этот замок в таком состоянии, в каком он был при Франсуа-Ганнибале, боюсь, я не смог бы его купить.
— Дорогой друг, я убеждён, что кровля, сооружённая под вашим руководством, намного превосходит ту, которая была разрушена по приказу кардинала! — воскликнул я почти искренне.
— Благодарю за лестное мнение, — скромно ответил Портос, лицо которого светилось от счастья слышать такой комплимент. — Я смог восстановить кровлю, но я не смог восстановить достоинство этого замка.
— Вы имеете в виду герцогский статус поместья Пьерфон? — спросил я.
— Полагаю, это невозможно, — ответил Портос с таким сильным вздохом, что если бы уже был вечер, и на столе стояло два десятка свечей, все они были бы погашены этим порывом воздуха из могучих лёгких нашего друга-великана.
— Я бы не спешил с такими удручающими выводами, друг мой, — возразил я. — Как знать, может быть мой визит к вам будет первым шагом к тому, чтобы Пьерфон вернул себе это достоинство?
— Вы говорите, что можете сделать меня герцогом?! — воскликнул Портос и вскочил из-за стола так быстро, что едва ни опрокинул его. — Думаете, это возможно?
— Я приглашаю вас на службу такого человека, который вполне может похлопотать по этому делу, — сказал я.
— Вы стали служить кардиналу Мазарини? — удивился Портос.
— Ничуть, — возразил я. — Кардиналу осталось недолго, здоровье его в последние несколько лет очень сильно ухудшилось. Но некоторые люди, которых он продвинул поближе к трону, вскоре, вероятно, будут ничуть не менее влиятельны, чем Мазарини.
— Нам предстоит дождаться смерти кардинала? — не столько спросил, сколько сказал с разочарованием Портос.
— Ну зачем же? — удивился я. — Кардинал – сам по себе, а наш влиятельный друг – сам по себе. Мы поможем ему укрепить его остров, Король поблагодарит его за эту услугу и спросит, кто помогал ему в этом. Наш друг назовёт ваше имя, и вы станете герцогом.
— Звучит вполне логично и крайне сооблазнительно, — ответил Портос с энтузиазмом. — Так чего же мы ждём? Едем?
— Прямо сейчас? — удивился я.
— Друг мой, мы уже отобедали, а поужинать сможем в пути! — сказал Портос воодушевлённо. — К чему ждать?
— Не бойтесь, друг мой, Король способен сделать любого герцогом хоть сегодня, — сказал я. — И эти его возможности никуда не денутся.
— Подумать только! — в восхищении воскликнул Портос. — И всё же надо спешить.
— Почему? — удивился я.
— Я понимаю, что Король обладает достаточной властью, чтобы хоть каждый день выписывать патенты на герцогство, — признал Портос, не скрывая своего восхищения от этой мысли. — Но я боюсь, что у него в один далеко не прекрасный день может пропасть охота создавать всё новые и новые герцогства, и будет крайне обидно, если это его желание пропадёт как раз перед тем, как он задаст вопрос вашему другу о том, что же помогал ему руководить строительством крепости!
— Всё же мы вполне можем выехать завтра, а остатки сегодняшнего дня вы можете потратить на сборы.
— Хорошо, — согласился Портос, после чего выкрикнул своим басом так, что на столе задрожали не только бокалы, но и тарелки. — Мустон!  Пакуй вещи! Завтра утром мы выезжаем!
Не прошло и трёх минут, как в зал вбежал испуганный Мушкетон.
— Мы выезжаем, господин барон? — озабоченно спросил он. — Могу я поинтересоваться, куда? Что нам следует собирать?
— Мы выезжаем за моим герцогством, и взять надлежит всё, что необходимо, — ответил Портос. — То есть всё, что скажет вам упаковать господин Арамис.
— Я составлю список того, что желательно взять, — ответил я. — Самое необходимое – это сам господин Барон, его конь, шпага и походная одежда. Остальное мы при необходимости найдём на месте.
— Неужели господин барон поедет один, без своего верного слуги Мустона? — спросил верный Мушкетон.
— Ни в коем случае! — ответил Портос. — Ведь я сказал, что мы выезжаем, следовательно, ты едешь со мной!
Сколь ни огорчался бы Мушкетон, которого Портос с некоторых пор стал звать Мустоном, тем, что ему придётся покинуть уютный замок Пьерфон, где он не знал ни забот, ни невзгод, надо отдать ему должное, что расставание с дорогим сеньором для него было бы ещё более тягостным, так что на его лице я заметил некое подобие радости от мысли, что он не покинет «господина барона», но разделит с ним все тяготы путешествий.
— Почему Мустон не удивился тому, что вы сказали, что едете за вашим герцогством? — шёпотом спросил я Портоса.
— Он и без того считает меня герцогом, а то и принцем, — шепнул в ответ Портос. — Хорошо ещё, что он не считает меня Королём или Господом.
— Я бы в этом не был так уверен, — шепнул я в ответ со смехом.
На следующее утро мы с Портосом в сопровождении Мустона и Базена отъехали в Ванн. Портос предусмотрительно захватил с собой кошелёк, наполненный золотом, а кроме того в его поясе было зашито полтора десятка бриллиантов. Воистину, наш гигант был весьма богат!
«Хорошо, что Портос столь одержим желанием заполучить герцогский титул, — подумал я. —  У меня есть, чем привлечь его к той работе, на которой он мне нужен!»
— Вы, наверное, думаете, что глупое чванство заставляет меня желать герцогского титула? — спросил меня Портос.
Я вздрогнул, потому что мне показалось, будто Портос заглянул в мою голову и прочёл в ней ту мысль, которую я только что подумал.
— Нет, почему же! — возразил я, постаравшись скрыть своё смущение. — Вы вполне достойны этого титула!
— Титулы получают не те, кто их достоин, а те, кто может их потребовать или попросить, и кому есть что за это предложить, — возразил Портос. — Я прекрасно понимаю, что мне, который ещё не является ни виконтом, ни графом, далеко до герцога! Но если не стремиться к более высокому, то никогда не достигнешь и меньшего! Так что если я не буду стремиться в герцоги, я не стану даже виконтом.
— А для чего вам стать хотя бы виконтом, Портос? — спросил я. — Не подумайте, что я сомневаюсь в вашем праве, я лишь хотел бы уяснить ход ваших мыслей.
— Вы – первый человек за последние сорок лет, кто поинтересовался моими мыслями, — хихикнул Портос. — Последней, кто это делал, была моя матушка. Что ж, спасибо за это, дорогой друг! Я объясню.
— Слушаю со вниманием, — ответил я.
— Вы знаете, что наш друг Атос – граф де Ла Фер, знатный, как Дондоло или Монморанси! — сказал Портос.
— Вы хотите его перещеголять? — сказал со смехом я.
— Нисколько! — воскликнул Портос. — Я хочу лишь взять с него пример!
— Не понимаю, — искренне удивился я.
— Понимаете, дорогой друг, — пояснил Портос. —Атос по своему положению стоит намного выше нас, но он никогда не дал нам почувствовать этого.
— Вы хотите, став герцогом, остаться со всеми нами в столь же простых отношениях, как Атос! — догадался я.
— Хотя бы на один день! — подхватил Портос. — Я так хочу показать вам всем, как вы мне дороги! Вы, дорогой Арамис, а также Атос и д’Артаньян! Я бы отдал вам все мои деньги, но знаю, что вы их не возьмёте. Я бы отдал за вас свою жизнь, но этого, кажется, не требуется. Я получил бы герцогство только лишь для того, чтобы сделать своим наследником Рауля, сына Атоса.
— Атос не принял бы этого дара, — предположил я.
— Атос не принял бы его от меня для себя, но он не мог бы отвергнуть этого в моём завещании от имени своего сына Рауля! — возразил Портос.
— Но вы не сможете ощутить радость от этого, ведь Рауль сможет вступить в права наследования только после того, как вас не станет, — сказал я.
— Мысль о том, что это произойдёт, будет согревать мою душу, — ответил Портос.
Мне захотелось обнять Портоса, но я побоялся, что он увидит слезинки на моих глазах, так что я пришпорил своего коня.
— Поехали быстрей, а то я уже скоро проголодаюсь, — сказал я, чтобы оправдать свой порыв.
— У Мустона в сумках есть копчёные окорока и вино, — сказал Портос. — Я велю ему их достать.
— Позже, — ответил я. — Я ещё не настолько голоден. Расскажите лучше, как вы развлекались эти годы.
— Очень просто! — воскликнул Портос. — Я велел соорудить небольшую крепость из брёвен, и мы развлекаемся тем, что часть моих людей её обороняет, а другая часть штурмует.
— Надеюсь, что вы не калечите друг друга? — спросил я.
— Нет, конечно, ведь мы не применяем холодного оружия! — воскликнул Портос. — Мы только палим из мушкетов и пушек друг в друга!
— Палите из мушкетов и пушек? — переспросил я. — Как же это вы остаётесь живыми?
— Очень просто! — весело ответил Портос. — Мы же заряжаем пушки мукой вместо ядер, а мушкеты – краской!
— Краской?! — переспросил я.
— Видели бы вы, друг мой, как потешно выглядят те, в кого попадает эта краска! — сказал со смехом Портос. — Сначала мы заряжали только красной краской, и было очень натурально, выглядело так, будто мои солдаты по-настоящему ранены. Но теперь мы заряжаем мушкеты красками разного цвета, так что любо-дорого посмотреть!
— Сдаётся мне, дорогой друг, что вы выдумали новую забаву! — воскликнул я.
— Точно так! — согласился Портос. — Я назвал это Peinture de tir. И знаете ли, от этой забавы есть большая польза!
— Какая же? — спросил я.
— Мои кони совершенно не боятся выстрелов! — воскликнул Портос. — Можете выстрелить у них хотя бы у самого уха! Они решат, что вновь идёт забава с краской, а поскольку их после этого кормят отборным овсом, они полюбили эту забаву и готовы скакать в самую гущу сражений!
— Надо будет использовать ваш метод для подготовки гарнизона на острове Бель-Иль! — сказал я.
— Так мы будем укреплять Бель-Иль, — отметил Портос и кивнул.
Я прикусил губу. Впрочем, в обществе Портоса я чувствовал себя столь безмятежно, что немудрено было на время утратить бдительность. К тому же эту тайну всё равно следовало рассказать Портосу, днём раньше, или днём позже – так ли уж важно?
— Только пока это тайна, друг мой, — сказал я.
— Разумеется, иначе вы бы сказали мне об этом сразу же, как только мы встретились, ещё вчера! — простодушно ответил Портос. — Не беспокойтесь, Мустон не проговорится. Надо же! Ваш влиятельный друг решил укрепить Бель-Иль для Его Величества Короля! Ваш друг, вероятно, никто иной, как суперинтендант финансов господин Никола Фуке! Что ж, такой человек и вправду может замолвить словечко перед Его Величеством в отношении грамоты на герцогство!
Говорите теперь, что Портос обладает недалёким умом! Я взглянул на него с искренним удивлением.
— Вы интересуетесь новостями при дворе? — спросил я его.
— Есть одна соседка, — ответил он мне. — Прехорошенькая. Она иногда заглядывает ко мне на чай. И делится новостями.
— И вы угощаете её не только вечерним чаем, но также и утренним кофе? — сказал я с улыбкой и подмигнул Портосу.
— Ну я же не монах! — согласился Портос. — И не аббат!
После этого Портос ответно подмигнул мне, и мы оба весело расхохотались.

(Продолжение следует)


Рецензии