Исправление к Галлилею и Декарту
Разобщение - увеличение необщения.
Необщения, которое могло быть ранее от естественных географических причин, но сейчас говорим о процессе неестественном, о процессе деградирования.
Значит :
имеются причины не желания общения, причины и неосознаваемые. Какие же они ? Кто или что теперь начинает занимать место прежде выделенной (долгим трудом наработанной) области сферы ментального ума для уровня соцыальной (общественной) активности ?
Оставим эти вопросы, требующие не столько размышлений, как статистики от соц опросов, оставим честным богословам и соцыологам, а сами попробуем спуститься к началам догматики мыслей о мире. Вернёмся в мир как бы геометрии. Но увязанный и с электричеством.
"В отличии от Галлилея, уверенного, что существуют два движения не требующие причины - равномерное движение по прямой и по окружности"
(цытата из текста "Исаак Ньютон - гений и личность" на Проза.ру автора Рубен Тер Антонян.)
http://proza.ru/2015/08/16/792
После этих слов идут слова о Декарте, которые нам тоже потребуются.
КРИТИКА Галлилея : он не додумался (по объективным причинам тогдашнего развития науки ) до вот чего :
Любое прямолинейное движение строго обязательно (!) порождает в окружающей среде реакцыю кругового движения вокруг оси прямолинейного движения. Т.е. эти два движения - жёстко связаны.
И более того : само круговое движение порождает внутри себя ось с движением прямолинейным вдоль оси.
Лаконичнее : вектор и окружность вокруг вектора.
А окружность содержыт в себе минимум (и максимум) два вектора по касательной к окружности, которые вместе с третьим вектором оси образуют три взаимно каждый любому другому - перпендикулярности.
Т.е.
образуют привычную нам трёхмерную систему координат. Бытующее выражение "Один рождает Два, Два рождает Три, а Три рождает всех остальных" - неверно. Неверно в своём начале : нужно точнее говорить : "Один, пытаясь родить Два, рождает сразу и Два и Три..."
Наглядный пример "Один рождает ТРИ" - появление воронки воды в ванне. Более обосновательные примеры, но не столь наглядные очам - на примере электрического индуктивного сопротивления (катушки с проводником, надетой на прямолинейный проводник).
Менее понимают природу ёмкостного сопротивления (конденсатора), поэтому о нём и посмотрим :
Вот есть у вас кусок металла (жести). Вы к нему прикоснулись одним из проводков под напряжением. Пусть будет у вас напряжение постоянного тока. Что с куском жести произошло ? - А ничего. Он стал продолжением провода. И всё. А теперь вы убрали провод. И положыли на кусок вашей жести бумагу, а на неё второй кусок жести. И второй раз коснулись проводом под напряжением одного ил листов. А теперь что произошло ?
А теперь, если размеры вашей жести не такие уж малые, - вы, убрав контактный провод, уже имеете конденсатор. С неким количеством запасённой (где и как ?) энергии напряжения, более высокого, нежели окружающие вас другие предметы, в т.ч. почва. А значит : если вы сейчас коснётесь любой (!) из пластин жести, то окажетесь по напряжением, и если оно высокое, то возможно получите неприятность от прохождения через ваше тело в почву электрического тока.
Но вопрос то был задан "где и как?" запасается энергия.
А вот здесь то и нужны нам слова от Галлилея как объект критики.
Проясняем :
Получается: электрическая энергия конденсатора запасается в том, что электрический ток не проводит (в бумаге, в воздухе меж пластинами) и лишь проходит через пластины как проводящие материалы. И это там запасение подтверждается и опытами. Как же так ? Ток как бы из нетокопроводящих материалов.
Для объяснения давно уже понадобилось ввести понятие "поле". Его и ввели. Ввели и объяснения сути диэлектрической прослойки меж пластинами, как создающей внутри себя контр противление противоположным зарядам пластин, эти противоположные заряды пытаются соединиться, тянутся к друг другу, да не могут - им мешает не проводящая ток (диэлектрическая) прослойка. Если конденсатор находится в спокойном состоянии (уже зарядился, и к нему не подключена нагрузка, меняющая его состояние), то каждая из пластин металла - сама есть в свою очередь конденсатор - на одной её стороне, которая ближе к противоположной пластине - один заряд, а на другой - другой. Т.к. так называемые носители электричества "электроны" и "антиэлектроны - дырки" разделились от притяжения извне, но разделились внутри самой пластины.
А вот когда
нагрузка к конденсатору будет подключена, начнётся возвращение "по полюсам притяжения" разделённых зарядов, это и будет отдача запасённой энергии, пойдёт ток и в цепи. Но, раз пойдёт ток, то мы имеем в этом случае вот тот самый вектор первоначального движения, который "рождает Три".
Образуются при этом первоначальном векторе и упоминавшыеся окружности, двигающиеся вдоль уже своей линии окружности, но нанизанные на первую прямолинейную ось. Это аналог образования воронки воды в ванне [2]. В среде диэлектрика их называли магнитными, т.к. как-то нужно было выйти из положения о непроводимости тока воздухом (бумагой, чистой водой, вакуумом космоса и др.).
Эти как бы магнитные круги называют "силовыми линями", их конфигурацыю обнаружывают наглядным опытом внесения "пробного заряда" (как бы маленького компаса) в около пространство проводника с током.
Т.е. мы с вами в меру нашых сил поняли, что отмеченные Галлилеем два вектора движения (прямолинейный и круговой) - связаны неразрывно и причинно.
И теперь к помянутым словам о Декарте, идущим далее за словами о Галлилее :
"Декарт, введя в научный оборот понятие эфира, как неподвижную, не мешающую движению" ( ... субстанцию).
Что в этих словах (мыслях на тот момент) нужны бы поправить :
Первое :
уточнить понятие субстанцыи с точки зрения правил дачи определения телу (фигуре) :
Граница тела - телу не принадлежыт. И более того: граница этого тела не принадлежыт границе никакого иного тела. Тела могут касаться, и не более того. Это правило соблюдается в определениях геометрии. - окружность круга не принадлежыт кругу. В случае об эфире
это проявляется вот каким образом : если эфир - субстанцыя этого же мира телесных тел, то она в свою очередь - тело, значит имеет границы. Тогда нужно будет как то называть то, что вне мира телесного. Т.е. возникает философски-религиозная проблема, которую более исследует наука гносеология - наука о науках (как правильно мыслить). Или же добавить к слову "субстанция" уточняющее слово "нематериальная" в том его смысле, что она вне того, что на данный момент времени мы называем материей.
Второе :
О слове "неподвижная", которое нужно исправить :
А психологически перевести эфир из мира телесного в мир "иной" сложно. И сложность заключалась и заключается в представлении о такой субстанцыи как неподвижной.
Представить, что эфир - есть движение, мешало и мешает мнение о том, что движущаяся волна должна иметь носитель материальный. Зафиксированного и осмысленного опыта о том, что волна может идти по другой волне, никак не завися от материального носителя первой волны - не было.
Т.е. в словах как бы от Декарта о эфире нужно не бояться поставить слово "двигающаяся" или "подвижная постоянно, потому и существующая".
Ведь помянутые "круги" от любого первого прямолинейного движения сами в любой своей точке создают вокруг своей окружности в свою очередь круги, и так множество раз. И все круги вращаются. Их вполне можно считать тем самым эфиром. Который - подчёркиваем - движение. Весь он - из великого числа вложенности разных по величине торов. Торов и привычной нам формы как "кольцо дыма курильщика" от короткого быстро затухающего импульса
и торов от долгих импульсов - вытянутым вдоль первоначальной образующей тор оси - как бы шланг, но с подвижной оболочкой, которая двигается внутри вдоль шланга, а во вне возвращается, и вновь двигается внутри в том же направлении, и так непрерывно.
А с "точки зрения" мира некого, далеко не первой производной, круга очень сложно увидеть первопричину себя - некий "плотный" объект, который двигался (деял).
----
примечания :
[1] Уйдём от некачественности составления (использования) соцыологами слова "атомизацыя" к его более чёткому смыслу "разобщение". (Т.к. "том" означает "не цельный", составной, а тогда "атом" получается глупо составленным словом : "не не цельный",
т.е., если по-русски : цельный, далее не делимый.)
Но отметим при этом, что разобщение возникает от излишнего сближения, именно неприятного. Сближения психик. В части ума ли, или чувств. Но так как решения принимаются на системе уже имеющейся у личности, то нужно сказать, что решения принимаются в большей части уровнем чувств, из которых как дальнейшые производные (уровни) вырастает ум логики.
[2] причину воронки воды в ванне легче увидеть, если представлять воду в виде сыпучих горошынок в ванне : на внутреннюю любую из них давят все соседние. Вероятность, что место выпавшей вниз в воронку горошыны займёт не верхняя, а рядом по горизонтали - велика, (почти равна вероятности занятия освободившегося места верхней). А как только возник первый случай, когда место заняла соседняя по горизонтали, сразу же создаётся ускоряющийся процесс закрутки "воды" из горошын. В случае, когда в ванне не горошыны, а песок (или крупа ) - этот эффект мало заметен по причине сильного сцепления песчинок меж собою, при котором песок ванны - более монолит, чем жыдкость.
Это объяснение -
из механики, которая во множестве используется в объяснениях и в электричестве. Например : причина того, что одноимённые заряды выталкивают друга, да вытолкнуть не могут (из тела), поэтому располагаются на поверхности тела - это объяснение из механики.
---
Текст является дополнением к цепочке
"Вопрос - какова скорость волны в трубе с водой" сборника естествознание.
.
Свидетельство о публикации №223121201469