Наркота
Вообще-то, к наркотикам доктор Рощин относился двояко… С одной стороны, как врач, он понимал необходимость и целесообразность их применения при сильных болях. У онкобольных например… Когда ничем иным убрать болевые ощущения невозможно. Кстати, тоже далеко не всегда… Упаси Господь нас всех от подобных мук…
В то же время, к наркотическим препаратам и веществам, как средствам, которые принимают для получения удовольствия, он испытывал отвращение. Да и к наркоманам он относился, по большей части, негативно, считая их больными из-за собственной дури и желания получить кайф любой ценой.
Ещё обучаясь в Институте, судьба не раз сводила его с подобными людьми. Кроме жалости и презрения, других эмоций они у него не вызывали.
Предложения от знакомых, страдающих наркотической зависимостью, хотя бы раз попробовать «дурь» Вадим Владимирович категорически отвергал. Считая подобную практику крайне вредным и опасным занятием. Однажды ему довелось наблюдать, как однокурсник — внук известного академика в течение года медленно, но верно становился законченным наркоманом. Зрелище было не из приятных. На глазах всего курса человек деградировал. В итоге помочь выйти из кризиса ему смогли лишь в специализированной клинике. Да и то с большим трудом…
Учитывая подобное отношение к наркотикам и наркоманам, Рощин считал, что он-то уж точно никогда не прикоснётся к запрещённым веществам. Но, как говорится, никогда не говори никогда. И не зарекайся…
2.
Шёл 1995 год… В медицинском центре, где работал урологом Вадим Владимирович, корпоративно отмечали Новогодний праздник. Как обычно, подобное мероприятие здесь отмечалось широко, с размахом. Столы ломились от блюд и закусок… Свежие овощи и фрукты, зелень, икра красная в тарталетках, жюльены в кокотницах, мясные и рыбные нарезки, разнообразные салаты, выпечка — чего только не было на столах. Шампанское, вино, коньяк, водка — в большом ассортименте дополняли картину застолья.
Смех, шутки, взаимные поздравления, праздничные тосты, один витиеватее другого, звучали чуть не ежеминутно.
Однако, всему на свете приходит конец. Настал вечер… Изрядно отдохнувшие во всех отношениях сотрудники стали постепенно расходиться по домам.
-Доктор, уже уходите?
Обратился с вопросом к Рощину зубной техник из отделения стоматологии.
-Да… Вы что-то хотели?
-Вадим Владимирович, не сочтите за наглость… Просто сегодня на празднике неудобно было об этом говорить. Позвольте зайти к вам в кабинет на пять минут?
-Может, после новогодних каникул поговорим, Роман? Или у вас что-то срочное?
Рощину, честно говоря, не хотелось возвращаться сегодня к разговорам на профессиональные темы. Тем более, он только что позвонил домой и предупредил, что уже направляется к ближайшей станции метро.
-Я ещё раз прошу прощения за назойливую просьбу, Вадим Владимирович… Но всё же выслушайте меня сейчас…
-Хорошо…
Рощин открыл свой кабинет, жестом руки приглашая коллегу войти.
-Присаживайтесь… Слушаю…
-Вадим Владимирович, возможно, вы в курсе, что у меня большая семья. Мы — армяне не можем по-другому… У нас родственная взаимопомощь и взаимовыручка — одно из главных правил. Основа основ…
-Роман, если можно — ближе к делу… Я тороплюсь домой…
-Конечно, извините… Так вот, мы сами не местные… Приехали из Карабаха несколько лет тому назад. Сами, наверное, знаете, какая неспокойная там сейчас жизнь. Купили в Москве квартиру… Здесь неподалёку, на Лесной улице. Вскладчину всей семьей… Живём тоже пока все вместе. Сегодня утром стало плохо маме. Боль в области поясницы… У неё когда-то диагностировали камни в почках. Я думаю, это опять началась почечная колика. Как уже было в Карабахе… Брат вызвал Бригаду СМП… Приехали, осмотрели, заподозрили мочекаменную болезнь, сделали в/м инъекцию спазмолитика и уехали, сказав, что если повторится — потребуется госпитализация. А мама ничего не хочет слышать про больницу. Час назад звонил брат… Сказал, что у мамы опять возобновились боли… Что делать? Нужен ваш профессиональный совет…
-Роман, почечная колика, если это действительно она — показание к госпитализации. В вашем случае лучше всего было бы именно так и поступить.
-Но Вадим Владимирович, может быть вы сумеете профессионально оценить ситуацию? Так это или нет? И если это — колика, сделать инъекцию обезболивающего препарата.
-Послушайте, коллега… Весь запас аналгетиков и спазмолитиков в моём кабинете не слишком велик и сводится всего к несколько позициям: баралгин, спазган, но-шпа, лидокаин, ультракаин. И к тому же их применение даёт лишь кратковременный эффект, не решая проблему кардинально. От моего визита к вашей маме ничего ровным счётом не изменится. И, кстати, почему вы сами не сделаете ей инъекцию аналгетика? Вы же медик…
-Я — зубной техник и инъекции делать не умею. А вы хотя бы на время облегчите ей страдания. И, возможно, сумеете уговорить на госпитализацию. Здесь недалеко до нашего дома. Пять минут пешком, не больше…
-Хорошо… Пойдёмте…
Уролог вздохнул и стал собирать аптечку…
3.
Сталинский дом, где жила семья Романа действительно находился неподалёку от медицинского центра. Дверь в квартиру открыла пожилая женщина.
-Тётя Ануш, я уролога нашего привёл… Из медицинского центра… Как мама?
-Плохо, Рома… Опять приступ начался… Разве не слышишь?
Из соседней комнаты раздавались громкие стоны, перемежающиеся с криками. Рощин быстро разделся и в сопровождении сына прошёл к больной. Всё, что он увидел было достаточно типичным для почечной колики. Пациентка сидела в кресле, держась за живот. На лице застыла гримаса страдания.
-Роман, вероятно, камень застрял в мочеточнике… Мама держится за бок, а не за область поясницы…
Высказал предположение уролог… И, обращаясь к женщине:
-Когда вы мочились в последний раз? Кровь в моче есть? Что принимали из обезболивающих препаратов?
Женщина не отвечала…
-Роман, спросите ещё раз у мамы… Может быть она со мной говорить не хочет?
Сын переспросил мать на родном языке…
-Вадим Владимирович, она уже давно не мочилась и боится ходить в туалет, но кровь в моче действительно была… Ещё была рвота на высоте приступа…
-Роман, надо оставить все эти предрассудки насчёт больницы и срочно вызывать БСМП. Возможно, маме понадобится операция.
И пока зубной техник созванивался с диспетчерской подстанции Скорой помощи, уролог стал набирать в шприц аналгетик и спазмолитик.
4.
Несмотря на предновогодние пробки на дорогах, бригада СМП приехала довольно быстро. А Рощину удалось убедить больную в необходимости госпитализации. Сын вместе с медиками вызвался сопровождать мать в стационар. Вадим Владимирович облегчённо вздохнул…
-Слава тебе, Господи… Уговорил… А то неизвестно чем бы всё закончилось…
Провожала доктора та же женщина, что открывала ему дверь. Уходя, уролог заметил на тумбочке открытую пачку папирос «Беломор-канал». Рядом с ней в пепельнице лежали ещё две папиросы и зажигалка.
Рощин как будто вновь вернулся в свою юность, проведённую «на колёсах»…Студентов, порой, снимали с занятий во время эпидемий гриппа для работы в бригадах СМП. Захотелось покурить, вспомнить былое…
-Можно взять папиросу? Курить что-то потянуло…
-Конечно… Берите сколько надо…
Вадим Владимирович смял характерным приёмом одну из отдельно лежащих папирос и, выходя на лестницу, закурил.
-Да… Что-то слабоват стал нынче табачок. Трава-травой… Лет пятнадцать назад «Беломор» покрепче был. Не то что сейчас…
Женщина, понимающе, улыбнулась и кивнула головой в знак согласия…
-До свидания, доктор… Спасибо вам!!! С наступающим Новым годом!!!
-И вас тоже… Всех благ, как говорится… Я оставил Роману здесь на тумбочке свой номер телефона. Пусть он мне позвонит, когда вернётся из больницы…
5.
Выйдя на улицу, Рощин докурил папиросу и стал ловить такси. В голове немного «шумело», но он не придал этому значения. В конце концов на вечеринке он пил коньяк… Чему удивляться?
Остановившийся частник согласился отвезти его домой. Сообщив водителю адрес, Вадим Владимирович тихо задремал на заднем сидении автомобиля…
Неизвестно сколько времени заняла его дорога к дому — в канун Нового года дороги в Москве всегда чрезвычайно переполнены.
-Эй, проснитесь, приехали…
Водитель легонько тронул Рощина за плечо…
Уролог проснулся и, оглядевшись по сторонам, пришёл в шок. Он не узнавал место, где находился… Всё вокруг изменилось до неузнаваемости. В первую очередь, было жутко от того, что все окружающие предметы — дома, деревья, машины и люди, буквально, перевернулись вверх ногами. Кроме того, его мутило и подташнивало… Попросив водителя проводить до квартиры, доктор стал лихорадочно соображать…
-Это — однозначно, интоксикация… Подобная дезориентация в пространстве возможна при отравлении алкоголем или наркотиками. Всё указывает на это… В чём причина? Коньяк был качественный… Если бы было, наоборот, симптомы интоксикации проявились гораздо раньше. Тогда что?
Тут он вспомнил, как в ответ на его слова, улыбаясь, кивала головой Ануш, когда он брал с тумбочки папиросу.
-Ну, конечно… Потому и табак показался не крепким. Как будто курил траву. Вот оно что… Значит, это была марихуана, она же — анаша… Наркотик, приготовляемый из сушёной конопли…
Из курса токсикологии ему вспомнился, так называемый, «симптом поворота пространства». При котором пациент воспринимает окружающий мир перевернутым, кратно математическим табличным значениям, на 90, 135 или 180 градусов.
Отравление наркотиками — одна из частых причин деформации визуального восприятия.
Зная, что подобные расстройства носят временный характер, Вадим Владимирович успокоился и лёг спать.
Слава Богу, жена с пониманием отнеслась к его рассказу и не приставала с излишними вопросами. А утром он уже с улыбкой вспоминал о своём вчерашнем приключении. Но желания повторять подобные практики у него не возникло… Хватило одного раза…
Свидетельство о публикации №223121201758