Культуру не отбрасывают, её преображают

Нельзя отбросить свою культуру, как нельзя отбросить свою природу. Грешную природу и грешную культуру преодолевает вера. В.Б.Микушевич
Есть множество явлений в современной отечественной культуре, продолжающих совершенно православную традицию Достоевского - например, фильм "Старший сын" с Леоновым и Караченцовым или "Желтый карлик" с Абдуловым Дмитрия Астрахана, у которого вообще режиссерский почерк в духе Достоевского. Достоевский - это наше достояние, как и вообще достояние общечеловеческое, это самое человеческое, что в культуре есть. И когда страна наша стала возвращаться к наследию старой России, когда начала восстанавливаться прерванная связь времен, вовсе неслучайно заново экранизировались самые значительные и замечательные творения Достоевского - "Преступление и наказание", "Братья Карамазовы", "Бесы", "Идиот". Экранизация "Идиота", пожалуй, самая удачная, лучшей просто не было, и наверное, не будет - там переданы все тонкости и нюансы романа, а кое-что и додумано авторами, дополнено, совершенно никак не противореча замыслу Достоевского, а только еще больше его раскрывая... Хорошая, добротная экранизация "Преступления и наказания", очень сильные актерские работы Сонечки Мармеладовой (Полина Филоненко) и Разумихина (Сергей Перегудов), а также Порфирия Петровича (Андрей Панин - Царствие ему Небесное!..), но очень знакова мрачная концовка сериала, в которой напрочь отсутствует покаяние Раскольникова... Похожая и очень неслучайная претензия к новой экранизации "Братьев Карамазовых" - в ней совершенно отсутствует линия старца Зосимы, нет его мудрых бесед, рассказов и поучений, нет его удивительного рассказа о смерти брата Марка - а в фильме Пырьева старец был, и очень хороший... Точно так же в фильме о Достоевском с Евгением Мироновым, во всём замечательном, повествование заканчивается на дороге в Оптину Пустынь, и молодой Владимир Соловьев показан только едва-едва, а ведь он был младшим другом Достоевского в последние годы его жизни... Всё это показывает половинчатость покаяния нашего времени, недовершенность духовных процессов, собственно, почему и оказался возможен раскол русского мира, произошедший на Украине... Если бы покаяние было полным, Запад не смог бы расколоть русский мир... Получается, что в мире культуры отображаются все глубочайшие духовные процессы современности, творческие люди своими чуткими душами улавливают то, что происходит в глубине - может быть, даже то, что в духе испытывают сейчас подвижники веры, старцы, люди, на молитвах которых держится современный мир... И Тарковский не смог бы снять своего "Андрея Рублева" и "Соляриса", если бы одновременно с ним не жили и не молились бы отец Николай Гурьянов и отец Павел Груздев... Можно даже больше сказать. Как бы это ни было удивительно, но наши собственные молитвы, наши усилия на пути к Богу - и наши грехи - тоже отпечатываются в культуре, потому что мы тоже часть целого, часть этой одной целостной современной жизни, и если лично ты сделаешь усилие на пути к Богу - увидишь, мир изменится, он ответит тебе... 15.12.2018

http://proza.ru/2022/10/21/1090

https:// ridero.ru/books/kommentarii_k_probleskam_mikushevicha/ - бумажный вариант книги


Рецензии