Конспект 1. Звукоряд

Звукоряд — это ряд звуков

Натуральные ступени звукоряда — это семь заветных названий (семь белых клавиш):

до-ре-ми-фа-соль-ля-си

Ступени звукоряда — это основной строительный материал всех мелодических (звуковысотных*) конструкций

Каждая натуральная ступень звукоряда имеет право быть ПОВЫШЕННОЙ и ПОНИЖЕННОЙ.

Мы повышаем ступени с помощью диезов (#), а понижаем с помощью бемолей (;).

При повышении и понижении натуральных ступеней звукоряда мы чаще всего оказываемся на черных клавишах. Каждая черная клавиша — это своего рода нейтральная территория, которую близлежащие натуральные ступени используют для повышения или понижения.

Таким образом, черная клавиша — это всегда результат либо повышения натуральной ступени звукоряда, либо понижения натуральной ступени звукоряда.

Однако «чаще всего» не означает ВСЕГДА.

Например, ступень «ми» и ступень «си» имеют право быть повышенными на равне с остальными ступенями. Повышая ступень «ми», мы оказываемся на территории «фа». При этом мы к ней относимся как к «ми повышенной» и называем её «ми-диез».

Повышая ступень «си», мы оказываемся на территории «до». При этом мы к ней относимся как к «си повышенной» и называем её «си-диез».

То же самое происходит с понижением ступеней «до» и «фа».

Понижая ступень «до», мы оказываемся на территории «си». При этом мы к ней относимся как к «до пониженной» и называем её «до-бемоль»

Понижая ступень «фа», мы оказываемся на территории «ми». При этом мы к ней относимся как к «фа пониженной» и называем её «фа-бемоль»

Таким образом мы получаем:

СЕМЬ НАТУРАЛЬНЫХ ступеней:

до-ре-ми-фа-соль-ля-си


СЕМЬ ПОВЫШЕННЫХ ступеней:

до # - ре # - ми # - фа # - соль # - ля # - си #


СЕМЬ ПОНИЖЕННЫХ ступеней:

до; - ре; - ми; - фа; - соль; - ля; - си;

Это и есть «21 буква музыкального алфавита»

Важное и интересное о чёрных клавишах и не только.

Каждую черную клавишу мы можем назвать ДВУМЯ РАЗНЫМИ СПОСОБАМИ:

- до-диез и ре-бемоль
- ре-диез и ми-бемоль
- фа-диез и соль-бемоль
- соль-диез и ля-бемоль
- ля-диез и си-бемоль

Эта возможность называется ЭНГАРМОНИЗМ, или ПЕРЕНАЗЫВАНИЕ.
Запомните это слово и эту возможность. Мы будем сталкиваться с ней постоянно.

Думаю, вы уже догадались, что этот фокус возможен не только с черными клавишами. Просто именно с черными клавишами он встречается чаще.

Однако с белами клавишами ЭНГАРМОНИЗМ тоже возможен. И мы с ним уже сталкивались.
Догадались?;)
Правильно:

- си и до-бемоль
- до и си-диез
- ми и фа-бемоль
- фа и ми-диез

Уделите энгармонизму отдельное внимание — потренируйтесь переназывать те клавиши, которые мы обсудили.
______________

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ПРАКТИКА

На данном этапе ваша задача научиться свободно ориентироваться на клавиатуре — уметь уверенно и быстро находить любую клавишу — по названию и по написанию.


*Что такое «звуковысотные» конструкции?

Это конструкции, которые мы составляем — конструируем — из звуков разной высоты


Рецензии