Разгром японского конвоя

Есть в Тихом океане к северо-востоку от Австралии группа островов, среди которых есть один с названием Гуадалканал.  Никакого канала там нет, а есть заросшие джунглями горы и небольшой участок равнины, на котором японцы в первый период войны с американцами на Тихом океане построили аэродром с помощью корейских рабочих. Потом американцы, высадив десант, аэродром захватили, а японцы ушли в джунгли и старались долгое время вернуть аэродром, но тщетно. И если бы не военный эксперт Максим Токарев, я бы так и не узнал, что сражения 1942 года вокруг этого затерянного среди просторов Тихого океана сродни битве под Сталинградом на советского-германском фронте. Именно после победы в районе Гуадалканала началось отступление японской военщины под напором американцев. И событие, о котором я хочу поведать, произошло именно тогда.

В декабре 1942 года японскому командованию стало очевидно, что поражения в битве за Гуадалканал не избежать и поэтому было принято решение сосредоточить усилия по укреплению позиций в Новой Гвинее. Благодаря радиотехнической разведке союзников стало известно, что в ближайшее время большой японский конвой отправится из Рабаула в Лаэ в начале марта.

Рабаул - порт на северо-восточном берегу острова Новая Британия, во время войны там располагалась крупная и важная японская военно-морская база.
Лаэ, это город-порт на территории Папуа-Новой Гвинеи, находящийся под полным контролем японцев.


К 28 февраля в Рабауле был собран конвой, состоящий из восьми транспортов и восьми эсминцев ("Arashio", "Asashio", "Asagumo", "Shikinami", "Shirayuki" (флагман), "Tokitsukaze", "Uranami", "Yukikaze"). Основной целью операции была переброска 102-го пехотного полка в Лаэ, командование было поручено опытному контр-адмиралу Масатоми Кимура. Для дополнительной защиты конвоя было выделено около 100 истребителей находившихся на базах в Рабауле, Гасмате, Лаэ и Кавиенге.

Первоначально планировалось пройти к югу от Новой Британии, но в последний момент Кимура решил воспользоваться штормовым фронтом. Непогода должна была обеспечить прикрытие от самолетов разведчиков, поэтому новый маршрут проходил вдоль северного побережья.

Около 16:00, одиночный американский бомбардировщик B-24 Liberator, на короткое время заметил конвой, однако погода и время суток не позволили атаковать цель.

На следующее же утро другой самолет наткнулся на корабли Кимуры и в район были отправлены несколько "летающих крепостей" (B-17 Flying Fortresses). Чтобы отвлечь японские истребители, самолеты Королевских ВВС Австралии Douglas A-20 Havoc вылетели из Порт-Морсби и атаковали аэродром в Лаэ.

Прибывшим бомбардировщикам удалось потопить транспорт "Kyokusei Maru" и повредить еще два. Около 950 человек с затонувшего корабля были спасены эсминцами и в ночь со 2 на 3 марта их доставили в Лаэ, хотя и без снаряжения. Атаки продолжались всю вторую половину дня, но успех оказался незначительным, поскольку погода скрывала этот район.

Всю следующую ночь австралийские гидросамолеты Consolidated PBY Catalinas вели наблюдение за продвижением конвоя. Примерно в 3:25 утра японцы оказались в пределах досягаемости базы Королевских ВВС Австралии в Милн-Бей. В небо подняли несколько торпедоносцев Bristol Beaufort, однако только два из них смогли обнаружить конвой и ни один не смог поразить цель.

Однако для японского конвоя всё только начиналось. Немногим позже корабли генерала Кимуры попали в зону действия основной массы самолетов союзников. Около 10:00 утра началась первая волна тщательно скоординированных воздушных атак, одновременно с которой совершались налеты на порт в Лаэ.

В первом эшелоне шли В-17, он действовали с высоты около 2000 метров. Им удалось разбить японский строй, тем самым снизив эффективность и плотность зенитного огня. Следом, на высотах от 900 до 1800 метров, шли бомбардировщики B-25 Mitchell, именно они приняли на основной удар зенитной артиллерии и отвлекли на себя внимание.

Этим воспользовались тяжелые истребители Bristol Beaufighter из 30-й эскадрильи Королевских RAAF, действующие на предельно малой высоте. Японцы ошибочно приняли их за торпедоносцы Bristol Beaufort и развернули корабли по курсу с ними, чтобы уменьшить профиль цели.

Этот маневр оказался роковым для японцев, австралийцы обстреляли корабли из 20-мм пушек, нанеся серьезный урон экипажам и надстройкам кораблей. Следом, так же на малой высоте, шли модифицированные B-25, которые для начала открыли огонь из пушек, а потом производили топмачтовое (скиповое) бомбометание. Когда конвой уже был объят пламенем, последовала последняя атака, в бой пошли штурмовики A-20 Havoc.

Еще в сентябре 1942 года, майор Пол "Паппи" Ганн и его люди из 81-й ремонтной эскадрильи, модифицировали несколько легких бомбардировщиков ВВС США Douglas A-20 Havoc, установив в их носовой части четыре 12,7-мм пулемета. Так же были добавлены два топливных бака объемом 1700 л.

По той же схеме, в декабре 1942 года, была предпринята попытка создать штурмовик из бомбардировщика B-25. Получившийся самолет оказался тяжелым и несмотря на свинцовый балласт в хвосте, вызванные стрельбой из пулеметов вибрации могли разрушить обшивку.

Способы бомбометания, которые союзники впервые использовали в этой битве
Американские энтузиасты из ВВС и ВМФ создали тактику топмачтового бомбометания. Она позволяла бомбардировщикам атаковать корабли действуя на малой высоте и позволяя добиваться гораздо большего успеха, нежели с привычных для них высот
.
Двигаясь по направлению к цели в нескольких десятках метров над уровнем моря, бомбардировщики сбрасывали бомбы, которые в идеале рикошетили от поверхности воды и взрывались у борта корабля, под или над ним.

Аналогичной техникой была бомбардировка с высоты мачты. Бомбардировщики двигались со стороны борта корабля на малой высоте от 60 до 150 м со скоростью от 420 до 440 км/ч. На расстоянии порядка 600 метров до цели, они снижались на высоту мачты (3,0-4,6 м). Когда до корабля оставалось порядка 300 метров производился сброс бомбы.

Битва в море Бисмарка продемонстрировала, что вторая тактика оказалась более успешной, хотя эти два метода и не были взаимоисключающими. Бомбардировщик мог сбросить две бомбы используя сразу оба этих способа.

Обычные взрыватели были сконструированы так, чтобы детонировать от удара, в результате чего, осколками мог быть поражен атакующий самолет. Поэтому для атак на малых высотах, экипажами были разработаны взрыватели замедленного действия. Тренировочные вылеты проводили по севшему на мель в 1923 году британскому пароходу SS Pruth.

В связи с тем, что американские лётчики впервые использовали тактику топмачтового бомбометания в бою, для её выполнения отбирали только добровольцев: "Командир 3-й ударной группы полковник Стрикленд, обратился к летчикам 89-й и 90-й эскадрилий сказав, что планируется атака японского конвоя топмачтовым бомбометанием и нужны только добровольцы. Никто не полетит, если он этого не хочет. Никто не отказался"

За короткий промежуток времени практически все корабли генерала Кимуры превратились в горящие острова.
Атаки продолжались до полудня и обеспечили полное уничтожение транспортов.

Пока самолеты союзников расправлялись с конвоем, тяжелые истребители Lockheed P-38 Lightning обеспечивали прикрытие, по окончании сражении было заявлено о 20-ти сбитых Зеро и 3-х потерянных "Молниях". На следующий день японцы предприняли ответный рейд против базы союзников в Буне, но смогли нанести лишь незначительный ущерб.

Нельзя не отметить, что во время атаки на конвой, ни один японский самолет не пришел на помощь. Дело в том, что нападение проходило в зоне до которой не могли добраться истребители ни с одного из аэродромов.

В течение нескольких дней после битвы, самолеты союзников возвращались к месту битвы и атаковали выживших. Союзники считали такие действия необходимыми и оправдывали тем, что солдаты еще могут добраться до Лаэ и вероятно чувством мести, поскольку японцы всегда обстреливали сбитых летчиков на парашютах и в воде.

В этих боях японцы потеряли 8 транспортов, 4 эсминца и 20 самолетов. Из 6900 военнослужащих, которые были крайне необходимы на Новой Гвинее, только около 1200 добрались до Лаэ. Еще 2700 человек были спасены эсминцами и подводными лодками, их вернули в Рабаул. Погибло около 2890 японских солдат и матросов, потери союзников составили 4 самолета и 13 членов экипажей.

Но американцы не были бы американцами, если бы не приукрасили свою победу, которая стала буквально пропагандистским благом для союзников. В одной американской кинохронике утверждалось, что японцы потеряли 22 корабля, 15 000 военнослужащих и 102 самолета. 4 марта 1943 года на первой полосе газеты "Нью-Йорк таймс" было опубликовано, что Япония потеряла 22 корабля, 15 000 военнослужащих и 55 самолетов.

Адмирал Японского императорского флота Гунъити Микава позже скажет: "Несомненно, что успех достигнутый союзниками в этом сражении, нанес смертельный удар по компании в южной части Тихого океана".

Успех авиации союзников убедил японцев, что даже усиленное сопровождение конвоя не работает без превосходства в воздухе. В дальнейшем они отказались от любых попыток использовать транспортные суда в море Бисмарка.

Те немногие подкрепления, которые достигли Лаэ, поставлялись на подводных лодках или небольших судах под покровом ночи. Не имея возможности усилить и пополнить запасы войск в регионе, японцы были вынуждены постоянно обороняться и в итоге потерпели поражение в битве за Новую Гвинею.


Рецензии