Связной накрылся. Банкротство или афера?

Финансовое положение компании пошатнулось ещё во времена пандемии, но крах стал очевиден после начала СВО и введения санкций. Впрочем, хотя аналитики пытаются обосновать крушение «Связного» уходом с рынка мобильных устройств западных брендов, выглядит это неубедительно.
Дело в том, что гаджеты именитых компаний в России долгие годы продавались по рекомендованной производителями цене, так что навариться на них было непросто. А вот ценовые накрутки на товары, ввезённые по параллельному импорту, или на китайские бренды второго эшелона никто не контролирует. Казалось бы, у «Связного» были все шансы, чтобы наращивать прибыли. Но вместо этого появились огромные убытки, будто гаджеты продавались дешевле, чем закупались.

Куда именно ушли деньги, разбираться, похоже, никто не хочет. Компания сама инициировала собственное банкротство, сейчас в ней действует процедура наблюдения. Ситуация не стоила бы внимания, если бы не иностранные корни компании и криминальная история, связанная с одним из крупнейших кредиторов.

Напомним, основатель «Связного» Максим Ноготков лишился контроля над этим бизнесом в 2015 году. Какое-то время Ноготков рассчитывал продать «Связной» дружественной АФК «Система» (владеет крупным пакетом мобильной сети МТС). Но в 2014 году основатель «Системы» Владимир Евтушенков попал под домашний арест по делу о махинациях с акциями «Башнефти», и анонсированная сделка расстроилась. Тогда Промсвязьбанк и группа ОНЭКСИМ перепродали долги «Связного» компании Solvers Олега Малиса. Через какое-то время состав собственников сети изменился. К началу 2023 года 69,25% «Связного» принадлежало кипрской DTS Retail Ltd, 24,9% нидерландской Euroset Holding N.V., 5,61% – «ГК «Связной» (которой владеет нидерландская Svyaznoy N.V.), а оставшиеся 0,25% – Cinnamon Shore Ltd с Виргинских островов.

Таким образом, самым крупным бенефициаром стала кипрская DTS Retail Ltd. Известно, что она не просто получала дивиденды, но и участвовала в операционной деятельности. К примеру, выступала поручителем перед Альфа-Банком по договору о банковских гарантиях при закупке товаров в размере 9 млрд рублей. Кстати, по тому договору Альфа-Банк выплатил почти 3 млрд рублей, которые пошли на закупку техники «Самсунг», но банку деньги возвращены не были.
Задержки с выплатами начались ещё весной. Летом про­шли увольнения персонала на фоне закрытия магазинов. В сентябре руководство компании заявило, что денег на зарплату нет в связи с отсутствием выручки.

Примечательно, что общая сумма исков – 15 млрд рублей, а имущество «Связного» оценивается в 66 миллиардов. Получается, что его анонимные владельцы после банкротства могут ещё и остаться в плюсе. Так что непонятно, как относиться к этой истории: то ли здесь крупное бизнес-фиаско, то ли успешная история вывода денег в офшоры.


Рецензии