Простые разговоры

Когда наши  дети  были маленькими, мы с Викой часто гуляли с ними по аллее напротив нашего дома. Со временем к нам стали присоединяться два пацана. Илье было 13, Даньке 8. Они ходили  за нами хвостиками, иногда бегали по нашей просьбе за забытой вещью домой, участвовали в наших разговорах и обсуждениях. Разговоры у нас были на все темы, которые можно затронуть вообще. Любовь, дружба, семья, подвиги, наше пионерское детство, прочитанные книги, фильмы, оставившие впечатление…
Иногда мы брали из дома картошку, соль и спички и делали на обочине костерок. Отправляли пацанов за лепешкой, водой и «пировали», обжигаясь горячей картохой у костра. Прощаясь, чувствовали, как не хочется пацанам идти по домам. Илюшка был сиротой и воспитывался бабушкой. Что-то случилось с его родителями – за давностью лет я уже не помню. А Данькиных родителей почему-то часто не было дома и у него на шее всегда болтался на верёвочке  ключ от его квартиры. Со временем пацаны настолько привязались к нам с Викой, что стали прибегать и стучать в дверь: «Теть Вика, теть Лейла, а вы гулять пойдете?»…
Потом наши детки выросли и стали сами выходить на улицу, контролируемые нами из окон,  Илюшка поступил в училище, а Данька с родителями переехал в другой район. Иногда мне доводилось видеть Илюху из окна – он гулял с собакой, иногда встречались с ним на улице или в магазине, и он всегда бережно рассказывал о бабушке, у которой был сахарный диабет. И вот однажды настало лето, когда мы уезжали из Ташкента навсегда. Практически перед отъездом я встретила Илью на аллее — уже одного, взрослого и возмужалого, и даже не узнала его сразу в этом 23-летнем парне, пока он меня не окликнул.
Мы поболтали о прошлом, вспомнили наши прогулки, разговоры, печеную картошку… Бабушки Ильи уже не было на свете, а собака ушла еще до потери бабули.
 «Мы переезжаем, Илья», – сообщила я ему и пожелала всего самого доброго. Он обнял меня на прощание и сказал слова, которые я не забуду никогда:

— Знаете, теть Лейла, я очень благодарен вам и тете Вике. В тот момент, когда мы познакомились, я начал общаться с плохой компанией. Но с вами было так интересно. Спасибо вам, что не гнали тогда от себя  двух пацанов. Без дружбы с вами и теть Викой я стал бы совсем, совсем другим человеком. Простые разговоры, теть Лейл. Всё дело в них.

Не знаю, как сложилась судьба Илюхи и Даньки. Почти десять лет отделают нас с Ильей от последней встречи. Надеюсь, что всё у пацанов сложилось хорошо, и еще – согревает маленькая надежда на то, что наши простые разговоры о жизни и в самом деле  хоть немного помогли им.


Рецензии