Медсёстры

     Фотография военных лет. На ней знакомые, родные мне люди, ещё совсем молодые. Они в военной форме, хотя и не думали, даже не помышляли, что придётся когда-нибудь её надеть. Но тут прозвучала война. И вот моя нынешняя свекровь, тогда ещё просто Люба Королёва, её двоюродная сестра Ираида (Ира) Щеглеватых с закадычной подругой и одноклассницей  Ниной Шатовой стали военными. Девушки смотрят в объектив фотоаппарата, ещё не зная, что их ждёт впереди. Совсем недавно Ира и Нина были студентками педагогического института в г. Кирове, заканчивали первый курс и готовились сдать последний экзамен сессии, который должен был состояться в понедельник, 23 июня 1941г. Девочки готовились к нему вместе. Нина даже осталась на ночь дома у Иры. Накануне экзамена, утром Нина и Ира проснулись рано. За окном зарождался приветливый, тёплый летний день воскресенья, 22 июня 1941 года. Подруги за завтраком поговорили о предстоящем экзамене, наметили, что надо ещё повторить, в чём разобраться, помечтали о предстоящих каникулах, которые уже начнутся на следующей неделе. Сели снова за учебники и лекции, чтобы закрепить свои знания. Ира включила чёрную тарелку радио послушать, что делается в стране, родном городе. Не громкий звук репродуктора оглушил их суровой новостью. Из него хрипловато доносилось выступление народного комиссара иностранных дел СССР В.М. Молотова, в котором сообщалось о нападении фашистской Германии на СССР.

"ГРАЖДАНЕ И ГРАЖДАНКИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА!
Советское правительство и его глава товарищ Сталин поручили мне сделать следующее заявление:
Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города — Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие, причем убито и ранено более двухсот человек. Налеты вражеских самолетов и артиллерийский обстрел были совершены также с румынской и финляндской территорий.
Это неслыханное нападение на нашу страну является беспримерным в истории цивилизованных народов вероломством. Нападение на нашу страну произведено несмотря на то, что между СССР и Германией заключен договор о ненападении и Советское правительство со всей добросовестностью выполняло все условия этого договора. Нападение на нашу страну совершено несмотря на то, что за все время действия этого договора германское правительство ни разу не могло предъявить ни одной претензии к СССР по выполнению договора. Вся ответственность за это разбойничье нападение на Советский Союз целиком и полностью падает на германских фашистских правителей.
Уже после совершившегося нападения германский посол в Москве Шуленбург в 5 час. 30 мин. утра сделал мне, как народному комиссару иностранных дел, заявление от имени своего правительства о том, что германское правительство решило выступить войной против СССР в связи с сосредоточением частей Красной Армии у восточной германской границы.
В ответ на это мною от имени Советского правительства было заявлено, что до последней минуты германское правительство не предъявляло никаких претензий к Советскому правительству, что Германия совершила нападение на СССР, несмотря на миролюбивую позицию Советского Союза, и что тем самым фашистская Германия является нападающей стороной.
По поручению правительства Советского Союза я должен также заявить, что ни в одном пункте наши войска и наша авиация не допустили нарушения границы, и поэтому сделанное сегодня утром заявление румынского радио, что якобы советская авиация обстреляла румынские аэродромы, является сплошной ложью и провокацией. Такой же ложью и провокацией является вся сегодняшняя декларация Гитлера, пытающегося задним числом состряпать обвинительный материал насчет несоблюдения Советским Союзом советско-германского пакта.
Теперь, когда нападение на Советский Союз уже совершилось, Советским правительством дан нашим войскам приказ — отбить разбойничье нападение и изгнать германские войска с территории нашей Родины.
Эта война навязана нам не германским народом, не германскими рабочими, крестьянами и интеллигенцией, страдания которых мы хорошо понимаем, а кликой кровожадных фашистских правителей Германии, поработивших французов, чехов, поляков, сербов, Норвегию, Бельгию, Данию, Голландию, Грецию и другие народы.
Правительство Советского Союза выражает непоколебимую уверенность в том, что наши доблестные армия и флот и смелые соколы советской авиации с честью выполнят долг перед Родиной, перед советским народом и нанесут сокрушительный удар агрессору.
Не первый раз нашему народу приходится иметь дело с нападающим зазнавшимся врагом. В свое время на поход Наполеона в Россию наш народ ответил отечественной войной, и Наполеон потерпел поражение, пришел к своему краху. То же будет и с зазнавшимся Гитлером, объявившим новый поход против нашей страны. Красная Армия и весь наш народ вновь поведут победоносную отечественную войну за Родину, за честь, за свободу.
Правительство Советского Союза выражает твердую уверенность в том, что все население нашей страны, все рабочие, крестьяне и интеллигенция, мужчины и женщины отнесутся с должным сознанием к своим обязанностям, к своему труду. Весь наш народ теперь должен быть сплочен и един как никогда. Каждый из нас должен требовать от себя и от других дисциплины, организованности, самоотверженности, достойной настоящего советского патриота, чтобы обеспечить все нужды Красной Армии, флота и авиации, чтобы обеспечить победу над врагом.
Правительство призывает вас, граждане и гражданки Советского Союза, еще теснее сплотить свои ряды вокруг нашей славной большевистской партии, вокруг нашего Советского правительства, вокруг нашего великого вождя товарища Сталина.
Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.
 (Выступление по радио В. М. Молотова 22 июня 1941 г. // Известия. — 1941. — № 147 [7523] (24 июня)".

    Война!!!
     Растерянность! Что делать?! Девушки решили первым делом немедленно пойти в институт. Уже на подходе к нему они увидели, что там без всякого специального оповещения собралось множество студентов. Конечно, состоялся стихийный митинг, на котором все говорили о поддержке своей Родины - Советского Союза в войне. Каждый хотел участвовать в борьбе с фашистами. После митинга многие студентки записались на курсы медсестёр. Ира и Нина тоже решили выучиться сестринскому делу, а затем добровольцами пойти на фронт. Так и сделали. Курсы были короткими, всего два с половиной месяца. Однако учёба на них была напряжённая. Работали по пятнадцать – семнадцать часов в день с практикой в госпиталях, где курсанты видели первых раненных с полей сражений, слышали их рассказы о тяжёлых, сложных боях. Эти истории укрепили девушек в желании отправиться на фронт. Свои планы они тщательно скрывали от домашних, таились от них, боясь, что те не отпустят их на войну.

    Вопреки всем опасениям, Ира и Нина добились своего. В военкомате они были зачислены в 444 ОМСБ (отдельный медико-санитарный батальон) 355 стрелковой дивизии, которая в то время формировалась в их родном Кирове. И бойцы её, в основном кировчане, проходили тогда военную подготовку. По воспоминаниям бывших воинов дивизии эта подготовка проходила в тяжёлых условиях. Оружия не было. Солдаты пехотных полков сами для себя изготавливали деревянные макеты винтовок. Пулемёты заменяли трещётки, а миномёты делались так: из досок сбивали круглый щит и к нему прикрепляли деревянный ствол, соответствующий длине и калибру 82 мм миномёта. Пушки мастерили из телег и деревянных столбов. Недостаток вооружения вынуждал больше заниматься тактической подготовкой бойцов. Всё это потом,  на фронте, привело к тому, что первое время неумелые солдаты, несмотря на всю свою самоотверженность, с трудом, с большими потерями выполняли поставленные боевые задачи [из воспоминаний Е.Г. Брагина].

     Седьмого ноября 1941 года, а это был главный праздник Советского Союза (24 годовщина Великой Октябрьской Социалистической Революции), 444 ОМСБ, в котором служили Ира и Нина, вместе со всей дивизией погрузился в свой эшелон и отправился на фронт. Отправка дивизии проходила спешно и неорганизованно. Дошло до того, что даже отдельные эшелоны её были направлены по разным направлениям. Спешка была во всём. Не было вручено боевое знамя, и за всё время пребывания на фронте дивизия воевала без знамени. Были и серьёзные ошибки в обеспечении бойцов обмундированием, соответствующем погодным условиям. По пути, на одном из многокилометровых маршей во время сильного мороза многие солдаты обморозили ноги в кожаных ботинках, которые им выдали. Пришлось их оправить вместо фронта в госпиталь [из воспоминаний Е.Г. Брагина].

      Дорога на фронт продолжалась полтора месяца. На отдельных станциях дивизия получала снаряжение и вооружение. Наконец она прибыла на Калининский фронт, в город Торжок, откуда маршем должна была выдвинуться к месту своего боевого сосредоточения и вступить в бой. Солдаты и офицеры дивизии проявляли в боях самоотверженность и героизм. Были успехи. Врага теснили на отдельных участках. Однако осуществить успешное наступление на фашистские войска не удавалось. Отдельные части попадали в окружение. Ценой огромных потерь, усилий и лишений удавалось вырваться из этих ситуаций. Однако летом 1942 года 355 с.д. вместе со всей 39 армией попала в катастрофическое окружение, после которого она на Калининском фронте перестала существовать. Все оставшиеся в строю подразделения расформировали, а их личный состав отправили в другие части 39 армии.

     Ира и Нина вместе со своим  444 ОМСБ несли свою тяжёлую боевую службу наравне со всей дивизией. Они также оказывались в окружении. Работали с большим количеством раненых. Пытались им помочь, чем могли и как умели: перевязывали, успокаивали, отвлекали от дурных мыслей. Переправляли их на самолётах и другими возможными и невозможными способами из окружения на «большую землю». Голодали, делили один сухарь на четверых раненных в сутки, ели убитых лошадей и мёрзлую картошку с полей и погребов разбитых домов. Выходили из окружения с боями по болотам, по горло в воде. В редкие затишья боёв девушки пробирались на передовую, следили, как солдаты снабжаются водой, обучали бойцов правильно перевязывать раны.

       Медсестры ОМСБ с верой и правдой выполняли свои обязанности. Окружали раненых заботой, стремясь помочь им как можно быстрее подняться, встать на ноги.
       То время было очень тяжёлое и даже страшное. Пережить его с достоинством было очень сложно. Каждому важна была любая помощь. Именно поэтому Нина и Ира вместе с другими медсестрами медсанбата организовали концертную бригаду, готовили различные номера с песнями и танцами, рассказывали о подвигах однополчан. Заводилой в этом деле была Нина Шатова. Бригада девушек прославилась на всю дивизию. Выступления проводили при любом возможном случае: в блиндажах, в лесу, на полянах. На войне Ира и Нина ещё сильнее сдружились, не могли жить друг без друга. Но служба, боевые будни часто разлучали их, а встречи были необыкновенно радостные. Они не могли наговориться друг с другом. Нина оказалась сильнее духом, поддерживала Иру, вселяла неизменно спокойствие и уверенность. Настоящая подруга.

      А война разгоралась. Дивизия сражалась отчаянно. Однако перевес тогда был на стороне врага, и поэтому очень часто бои велись в окружении, из которого вырывались с огромными потерями и лишениями. Летом 1942 года, через полгода после того, как 355 с.д. впервые вступила в бой, она оказалась в плотном вражеском кольце, из которого приходилось выходить группами самостоятельно. Двигались ночью в лесу и по болотам под жестокими бомбёжками. Пока нас не погрузили в машины (вспоминала Ира), я все искала ее, но мне сказали, что наша дивизия прорвала линию обороны на большом участке, поэтому она могла выйти в другом месте.
     Нина Шатова погибла в том бою.
     Медсёстры войны, хрупкие девочки в то страшное, злое время выполняли свой высокий долг спасения раненных воинов, проявляя стойкость и силу в своём милосердии.
      Фотография военных лет. На ней три молодые красивые девушки. Они не знали, как сложиться у них судьба. Далеко не загадывали, думали только о своей жизни на войне. Не подозревали, что вечно молодой и красивой, как на фото, останется только Нина Шатова. И они будут помнить её всю свою жизнь. Именно такой.

А.Г. Кобылянский               
                ноябрь 2023 г.











    


Рецензии