Узы

Ремарка. Художественный марафон "Месяц текстовых эскизов"
Эскиз 15. Картина Василия Поленова "Бабушкин сад»".
/Задание. Диалог поколений

Варвара Фокична Муразова, престарелая московская помещица, с внучкой Надей поспешают к заутрене.

Хозяйка из каких-то одной ей известных соображений приказала пролётку поставить у ворот. И теперь кипятится, что ноги не несут и в спину, словно кол вбит, а сиделка, прохвостка Зизи, точно стянула вилку для рыбы из столового серебра.

Старая дама отмахивается от руки помощи и что-то бубнит в усы.

«Ну, что такое, в самом деле? День с утра не задался, прости Господи. Матрёна не нашла яиц в гнезде у несушки. С вечера оставила одно. Утром ждала другое. Верно, ласка оказалась проворнее. Тьфу ты пропасть! Так всё хозяйство разнесут. Глаз да глаз нужен.
Опять же у шубы бархатный рукав моль побила. А шубе всего ничего годочков-то.
Вдобавок ко всему Надю прислали. «Может, по старым связям сыщется ей жених богатый». Полно. Какие связи?» – так перебиваясь и обгоняя друг дружку, текли суетные мысли в седой голове под чепцом.

На этом свете весь свет Варвары Муразовой свёлся к воскресным поездкам в церковь. Пора ей думать о вечном. Пусть молодёжь хлопочет. Бедная внучка для старухи – лишний рот, и только.

«Бабушка совсем старенька», – думает Надя. – Ну почему, почему папенька не заберут её к себе? Глупо надеяться, что Муразовых ещё помнят в богатых домах. Дедушка двадцать лет как отдал богу душу. А и при жизни не мог соперничать с соседями: ни в крепости хозяйства, ни в государевом довольствии. Хоть верой и правдой отслужил пятьдесят годов с хвостиком. Почему мир такой несправедливый?».

Её мысли метнулись в неожиданную для самой себя сторону: «Третьего дня Владимир Мартынов звал на собрание. Этот молодой человек такой вольный и дерзкий. И глаза у него цвета тёмного шоколада..., усы и бородка, и улыбка... Ах! Грешно мне так думать. Он и знать меня не желает, просто для количества... А усы-то медовые».

Девушка заливается румянцем, и бабушка подозрительно косится на неё.

Кучер Кузьма помогает дамам подняться в коляску, громко чмокает лошадям и пролётка, поскрипывая и покачиваясь на рытвинах, тихонько катится вдоль озера.

На противоположном берегу сверкает золотом высокая колокольня, и оттуда плывёт протяжный мерный звон.

Старушка и внучка набожно крестятся, и всего лишь на мгновение их лица теряют индивидуальные черты – становятся похожими на один неземной образ.


Рецензии