Командировка на войну. Грозный Глава 2

Фото из архива автора

Глава 2                Моздок


Где умирает надежда, там возникает пустота.
               
Леонардо да Винчи — итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, музыкант.

Один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения.


В Моздоке всем сотрудникам оружейники выдали автоматическое оружие автоматы марки АКМС под патрон 7,62Х39 мм с откидным металлическим прикладом и несколькими снаряженными магазинами. АКМС(Индекс ГРАУ - 6П4, прим. авт.) — вариант АКМ со складным вниз под цевьё металлическим прикладом (принятый на вооружение приказом министра обороны СССР №;232 от 07 сентября 1962 г.) .

Система крепления приклада была изменена по сравнению с АКС. Приклад приподнят для приближения точки упора к линии стрельбы. Модификация разработана специально для десантников.

Из Моздока мы отправились в полдень по местному времени. С Моздока нас сопровождал бронепоезд. Бронепоездом его можно было назвать лишь формально, по всем оперативным сводкам он проходил как «спецпоезд».

Спецпоезд включал в свой состав платформу с мешками с песком, за которыми стояла зенитная установка ЗУ-23-2 с расчётом этой установки. Тепловоз, натужно и неторопливо тянул за собой полтора десятка вагонов.

«Спецэшелон» сформировали в Моздоке за несколько часов. Временные обитатели вагонов спешно паковали вещи, готовясь к предстоящей скорой высадке. В нескольких вагонах на смену товарищам, отстоявшим девяностосуточную вахту, ехали свердловские милиционеры.

Кончалась спокойная дорожная жизнь, и начиналась новая, полная риска, а впереди нас ждала мрачная и суровая Госпожа Неизвестность !

От Моздока до станции Ханкала ехали по всем правилам военного искусства. Во всех вагонных тамбурах дежурили вооруженные бойцы, прикрывавшие поезд с обеих сторон. Смена постов осуществлялась каждый час.

Когда мы пересекли границу, никто не видел, но все поняли, что мы в Чечне, так как пейзаж резко изменился – разрушенные каркасы домов и обгоревшие остовы бронетехники, включая БТР и БМП.

Зрелище, скажу вам, было удручающим: сорванные башни, сгоревшие остовы, развороченная ходовая часть... и пробоины, зияющие дыры, глядя на которые, ты понимал, что вряд ли из этой машины кто - то сумел выбраться живым…

По заявлению начальника Главного автобронетанкового управления, за первую чеченскую войну федеральные силы потеряли около ста танков, и большая часть их сгорела на улицах Грозного.

На полустанках изредка в поле зрения стали попадаться выщербленные пулями станционные постройки, следы пожарищ.

Веселья в вагонах поубавилось. Эшелон тем временем продолжал медленно, как будто нащупывая в темноте путь, двигаться по территории Чечни. Поезд втянулся на станцию, последний раз дёрнулся и остановился.

Наш вагон как раз остановился в тридцати метрах от здания небольшого каменного вокзала, и как только прекратился стук колёс, мы отчётливо услышали вдалеке звуки выстрелов.

Через некоторое время к нашему вагону подошла пара подвыпивших местных жителей – мужчина и молодая женщина – с вопросом:
А вы кто такие ?

В карауле в это время находились Дима Логачёв и Дима Кизилов. «Старший Дима» без лишних сантиментов подпустил в голос мрачную зловещую интонацию и шуганул незваных гостей словами:
- Стой назад !

Но подвыпивший мужичок решил поиграть в бесстрашие и с издевкой произнёс:
Да ладно ребята хватить баловать, и опустите оружие, ведь мы же свои !
Фуле нас пугать мы – стреляные воробьи !

Тогда Логачёв грубо гаркнул своим мощным богатырским рыком:
- Мля, закрой свою варежку, и бегом отсюда, стреляю на поражение !
 
В подтверждение своих слов он резко передёрнул затворную раму автомата, которая громко и зловеще лязгнула в вечерних сумерках, загнав боевой патрон в патронник, закрыв канал ствола. После таких наглядных уроков подвыпивший мужичок не стал продолжать споры и искушать судьбу.

Он дико округлил глаза на внезапно изменившемся лице, в испуге шарахнулся назад, и, развернувшись, вместе со второй «половинкой» стремительно рванул со спринтерской скоростью, в сторону железнодорожной станции быстро скрывшись за углом здания.

Их провожал дикий хохот. «Дима - младший», напарник Логачёва по боевому дежурству, ржал, как сумасшедший:
- Ха – ха – ха – хе – хе ! … - и, вдоволь насмеявшись, успел заметить:
 
- Ну ты даёшь Димка ! Ведь эти ребята перепугались до смерти !
Логачёв резонно парировал:
- Мля, нечего лазить где попало в пьяном виде, и тем более – у военных эшелонов, ища приключений на свою задницу !

…Утро застало нас на станции Ханкала, где мы приступили к разгрузке. Станция находилась под охраной омоновцев.

Из плотных, быстро несущихся по небу тёмных облаков нудно и противно капал дождь, пропитывая и без того мокрую землю, а кругом была грязь, до того липкая, что бойцы с трудом выдирали из неё ноги.

По прибытии на станцию произошёл забавный случай. Как только мы остановились на железнодорожном перроне, к нам с двух сторон бросились бойцы с радостными криками:
–Ура, ребята, к нам смена пришла !

Несмотря на то, что на дворе стояла середина ноября, кругом была осенняя распутица с дождём и непролазной грязью из липкой тягучей глины. Оказалось, ещё с вечера моросил препоганый осенний дождик.

На станции было слякотно и просто мерзко. Здесь, в Ханкале, зимой и осенью всегда непролазная грязища. По сути дела – нонсенс. Чечня полна липкой вязкой грязи, она повсюду.

Если идти по ней нормально, то есть ставить ногу на всю ступню, а потом, перенеся тяжесть на другую ногу, отрывать стопу от земли – сначала пятку и затем остальную стопу, то так через десять минут ходьбы останешься без каблуков и подошв – так сильно засасывает эта грязь.

Поэтому тут нужно ходить другим способом: поставил ногу в грязь, делаешь шаг вперёд и переносишь тяжесть на другую ногу.

Потом не отрываешь стопу от земли, а просто скользишь стопой по самой грязи, но постепенно и одновременно, плавно чуть отрываешь каблук от поверхности и стопой продолжаешь скользить по земле, одновременно всё больше и больше, в скольжении, отрываешь каблук и за тем всю стопу из грязи. Только таким образом можно спасти свою обувь и сэкономить силы.

Один из бойцов как позднее оказалось – бурят по национальности, невысокого роста, но коренастый и плотного телосложения, тоже с радостным криком рванул со скоростью спринтера к ближайшему вагону поезда.

Но так как липкая глина, препятствовала быстрому передвижению бойца и упрямо прочно цеплялась за подошву резиновых сапог, то он вскоре и не заметил, как выпрыгнул из обуви и по инерции пробежал в одних носках несколько метров по густой грязи.

Затем он не спеша вернулся обратно, и с усилием, вытащив оба сапога из грязи, ненадолго задумался. Затем, видимо, что - то решив, махнул рукой и, сунув оба сапога под мышку, снова энергично бросился в носках по грязи к вагону. Мы тряслись в немом смехе как сумасшедшие !…

Естественно, ребята, видевшие этот театр юмора и абсурда, поддерживали его бодрыми весёлыми шутками и криками:
–Давай, братан, не сдавайся !
–Держись, ведь осталось совсем немного !

Эти крики действительно его вдохновили, и он под радостное улюлюканье бойцов, как реактивный снаряд, с ходу влетел в открытую дверь тамбура вагона.

Мы зашлись в новом судорожном приступе хохота. Мы смеялись и ржали как жеребцы до ломоты в скулах, наблюдая эту борьбу человеческого упорства и земного притяжения.

Человек победил, но потерял в этой борьбе силы и едва не остался без обуви. Вот так встретил нас седой Кавказ...

Сюда все попадают одинаково, а возвращаются по - разному: кто на своих двоих, кто на костылях, а кто и в «цинке», упакованном в «деревянный костюм». И как для нас всех сложится судьба, покрыто мраком неизвестности…

Много ли есть русских семей, на которых Кавказ в долговременных войнах его не отразился бы невозвратной утратой, и кто же вспомнит об этой утрате иначе, чем с гордым осознанием исполненного долга перед великой Отчизной, высылавшей своих сынов на горный рубеж Азии не на истребительское дело войны, а на вечное умиротворение края, с незапамятных времен бывшего ареной грозных столкновений народов ?

История Кавказа – это история многовековых войн и постоянных миграций различных народов. Недаром владычества над ним попеременно искали и оспаривали друг у друга многочисленные народы и государства: с запада – греки, македоняне, римляне, а также византийцы и, наконец, турки; с юга – персы, арабы и монголы; с севера – скифы, аланы, готы, хазары, гунны, авары, половцы, а также печенеги и, наконец, русские.

Кавказ являлся ключом, без которого невозможно было овладеть обширными равнинами и запереть их от вторжений всё новых и новых племён и народов. Если вам станут говорить, что Россия завоевала Кавказ железом и кровью, не верьте !

Это обыкновенный штамп, модное клише и медийная картинка, которая сидит в головах у наших соотечественников уже долгие века.

Отчасти она подкрепляется отрывочными сведениями о долгой Кавказской войне, которую Российская Империя вела с горцами, отчасти просто продиктована идеологическими соображениями – хочется кому - то видеть русских исключительно завоевателями, и всё тут !

На самом деле покорять на Кавказе пришлось только самые суровые, бедные и дикие места – центральную горную часть, грубо говоря, современную Чечню и часть территорий вокруг неё.

А значительная часть Кавказа сама долго и упорно просилась в подданство к русскому царю. Первые просьбы начали поступать ещё при Иване Грозном. В 1552 году черкесские княжества Жанэ и Бесленей снарядили посольство в Москву, умоляя принять их под свою сильную руку.

В 1557 году с той же просьбой обратился Казикумухский шамшах, правивший на территории современного Дагестана. И одновременно в 1557 году прибывает важная делегация от кабардинского князя Темрюка Идаровича.

Он послал в Москву своих сыновей Булгайрукам и Салтанкула с богатыми дарами. Просился в вассалы, чтобы получить военную поддержку.

Младший из сыновей Темрюка, Салтанкул, остался в Москве, принял крещение под именем Михаила и получил фамилию Черкасский. Иван Грозный даже счёл нужным жениться на младшей дочке князя Темрюка, Кученей, чтобы закрепить союз. Но в подданство никого из просителей так и не принял.

А с Кавказа тем временем ехали в Москву все новые и новые посольства. Каждое десятилетие кто - нибудь прибывал с одними и теми же словами: «Придите, поставьте крепость, дайте войск, присягаем на верность !» и так далее.

А Москва заключала союзы, воевала, дружила, ставила крепости, но в подданство не брала. Лишь в 1590-е годы сын Ивана Грозного царь Федор Иоанович решился официально включить в царский титул слова о кабардинских землях.

Это был первый и очень осторожный шаг на Кавказ, но он вызвал такой оптимизм у местных народов, что снова полетели мольбы: «Возьмите и нас к себе !».

В XVII-м веке, прямо в разгар Смуты, присягу России приносят кумыкские князья. Позже, при первых Романовых, под руку царя просятся западные осетины. Продолжать перечисление можно долго.

Возникает вполне резонный вопрос: «А что же заставляло все эти народы так долго, упорно и настойчиво, невзирая на все уклончивые ответы или даже прямые отказы, добиваться присоединения своих земель к России?

И чего так опасалась Москва, как можно дольше оттягивавшая свой приход на Кавказ ? Для того чтобы это понять, надо взглянуть на геополитическую ситуацию в мусульманском мире в XVI-м веке с максимальной высоты.

Мы привыкли думать, что главные свои сражения Османская империя в этот период вела против Европы, пытаясь разбить Австрийскую империю, захватить Вену и т.д. Но это не совсем так.

Европейцы вели титаническую борьбу с турками, едва выстояв. Но турки при этом сражались лишь левой рукой. Правая у них была занята грандиозной войной с куда более сильным и опасным противником – Сефевидами.

Эта династия, правившая в то время территорией нынешнего Ирана и Азербайджана. Иран в то время называли Персией. По происхождению они были азербайджанцы – ближайшая родня туркам, но по вероисповеданию – шииты, то есть, по тогдашним меркам, лютые враги.

Конфликт вспыхнул в 1514 году, и персы сразу набрали себе очков, заняв огромные территории, включая Багдад !

Ответный удар турок, возглавляемых султаном Селимом I, оказался жестоким и поучительным: он разгромил большое войско персов, а заодно устроил резню шиитов. Погибло более 40 000 человек. И это стало только началом.

Знаете, сколько длилась эта война ? Полтора века с небольшими перерывами ! По уровню ожесточенности и беспощадности она не знала себе равных.

То, что происходило на европейском фронте, для турок представляло лёгкую прогулку. Маятник качался в обе стороны.

Иногда капризная удача улыбалась туркам, и тогда они сжигали персидские города вплоть до Тебриза.

Иногда то же самое проделывали и персы. Пространство, на котором велась эта нескончаемая и кровавя битва, было огромным. Масса войск то и дело передвигалась через Закавказье и Кавказ в обоих направлениях, вытаптывая и сжигая села и проливая реки крови.

Поскольку Крым являлся вассалом турок, то он в стороне тоже не отсиживался. Свою лепту он вносил как раз регулярными набегами на Северный Кавказ. В общем, в регионе творился форменный ад !

И именно поэтому кавказские народы отчаянно и настойчиво пытались найти третью силу, которая защитит их от этого ужаса и нескончаемого хаоса !... Третьей и достойной силой как раз и оказалась Россия !

В Чечне русские войска воевали ещё при царях, когда Кавказский регион только входил в состав Российской империи, но в девяностых годах прошлого века там началась настоящая бойня, отголоски которой не утихали долгое время.

Чеченские войны в 1994-1996 годы и в 1999-2000 годы – две катастрофы российской армии.

Продолжение следует…

23.11.2017 г. Екатеринбург


Рецензии
Добрый день! Очень интересный экскурс в историю Кавказа, боюсь многие этого уже не помнят, или стыдливо замалчивают. Оккупация им намного симпатичнее кажется, да и денег можно сорвать за многовековое "рабство".
Читаем дальше, как всегда зеленая!
С уважением, Андрей

Андрей Полторацкий   23.09.2024 12:40     Заявить о нарушении
Спасибо Андрей за отзыв !

Вы правы историю надо не только знать, но и извлекать полезные уроки. «Тот, кто не знает прошлого, не знает ни настоящего, ни будущего, ни самого себя» — это высказывание принадлежит французскому мыслителю Вольтеру.

Русский современник Вольтера, Михаил Ломоносов, утверждал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».

С теплом ...

Сергей Никитин7   23.09.2024 14:08   Заявить о нарушении