Русь

  "Про нашествие туменов хана Батыя на Древнерусское государство в 1237 г.написано много разного.Но когда объясняют причины столь крупных успехов монгольских войск, то обычно сосредотачиваются на боевых качествах самих монголов- жесткая дисципли-на,богатый боевой опыт,умная стратегия,использование китайских осадных орудий и т.д.Все это верно.Только нужно учитывать еще один фактор,который имел колоссальное значение.И он весьма живо напоминает об истории,которая произошла в совсем других местах за шесть с лишним веков до того.Речь об арабах и Византии.В 602 г.разра-зилась война между Константинополем и Персидской державой.Война эта была далеко не первой,но именно она отличалась редкой ожесточенностью и упорством обеих сторон.К 608 году персам удалось переломить ситуацию и далеко продвинуться вглубь террито-рии Византии.Они дошли почти до самой столицы империи,они захватили Ближний Вост-ок.А в 616 г.вторглись в Египет и взяли его под контроль.Но потом ситуация качну-лась в обратную сторо-ну.Греки мобилизовались и сумели отвоевать все утраченное.И в 624 г.перенесли боевые действия на территорию самой Персии,где практически отзеркалили персидские успехи.В 628 г.император Ираклий разгромил врага у самой Ниневии.Короче говоря, два десятилетия подряд персы с византийцами изматывали друг друга,напрягая все силы.Обе империи дико пострадали в результате этой колоссальной войны.И тут в 632 г.ударили арабы.С потрясающей легкостью воины ислама разбили византийцев в целой череде сражений,взяли штурмом ключевые крепости Леванта,захватили Египет и всю Северную Африку.А теперь вернемся в XIII в.На Руси по сути происходило все то же самое.В 1228 г.умер галицкий князь Мстислав Удатный,после чего разразилась масш-табная и очень тяжелая междоусобная война,в которой за лидерство над Русью боро-лись Даниил Галицкий и Михаил Черниговский.Каждый из них возглавлял целую коали-цию князей,а Михаил Черниговский еще и венгров задействовал на полную катушку.По мнению историков,войны такого размаха и такого ожесточения Древняя Русь не знала никогда.Все сражения рубежа XI -XII вв.или сер.12 в.бледнеют перед удельной вой-ной 1228-36 гг.При этом на самом деле в 1236 г.ничего особо не кончилось,просто основной эпицентр переместился на запад- в Галицко-Волынское княжество.И продол-жалась эта война по факту до самого 1239 г.То есть уже монголы вовсю громили Северо-Восточную Русь,сожгли Рязань,взяли Владимир,отступили на отдых и перегруп-пировку.А Михаил Черниговский с Даниилом Галицким все продолжали выяснять отноше-ния,не обращая никакого внимания на нависшую угрозу.Если в 1223 г.со всей Руси князья съехались,чтобы сразиться в Джэбэ и Субэдэем на Калке,то теперь до несчас-тного Юрия Всеволодовича вообще никому дела не было.Сгинул он в битве на Сити и ладно,не до него сейчас.Тут ведь надо понять,кому Галичем владеть!В итоге монголы вернулись в 1239,взяли штурмом Чернигов,в следующем году покорили Киев,ну и даль-ше вы сами знаете всю историю.Обоим соперникам пришлось в Орду ехать к Батыю.Мих-аил Всеволодович там и сгинул в 1243,потому что отказался пройти мимо горящих костров по языческом обычаю.А Даниил Галицкий пару лет спустя пил кумыс из рук Батыя.Интересно, что было бы, если бы не эта злосчастная междоусобная война? Сумела бы Русь собраться воедино и дать отпор монголам? На самом деле тут нет ничего невероятного."(ст."Главное ударить в удачное время. Почему арабы легко вынесли Византию,а монголы- Русь",Русичи,2023)
  "Солнце- звезда,давшая жизнь и свет нашей планете.Несмотря на продолжительные исследования,оно по-прежнему хранит множество тайн.В этой статье мы рассмотрим пять наиболее интригующих и до сих пор не разгаданных загадок Солнца.1. Корона-льное Нагревание.Одна из больших загадок Солнца- корональное нагревание. Корона Солнца- внешняя часть его атмосферы- намного горячее его поверхности. В то время как температура поверхности составляет около 6000 градусов Цельсия, корона может достигать нескольких миллионов градусов.Ученые до сих пор не могут точно объясни-ть,почему это происходит,хотя существует несколько теорий,включая взаимодействие магнитных полей и волновую активность.2. Солнечные Вспышки.Солнечные вспышки-  внезапные выбросы огромного количества энергии.Они могут влиять на земную атмос-феру и технологии,вызывая сбои в работе спутников и электросетей.Хотя механизмы, лежащие в основе солнечных вспышек,частично изучены,полное понимание процессов, приводящих к таким мощным выбросам энергии,остается загадкой.3. Солнечная Актив-ность и Климат Земли.Существует множество данных,указывающих на связь между сол-нечной активностью и климатическими изменениями на Земле.Однако точные механизмы этой связи до конца не поняты.Например,периоды низкой солнечной активности иногда совпадают с холодными периодами на Земле,как это было во время Маундеровского минимума в 17 в.4. Солнечный Цикл.Солнце проходит через 11-летний цикл активнос-ти,в течение которого количество солнечных пятен и вспышек колеблется от минимума к максимуму и обратно.Причины этого цикла и механизмы,управляющие его изменени-ями,до сих пор являются предметом исследования.Понимание солнечного цикла имеет важное значение для прогнозирования солнечной активности и её влияния на космиче-скую погоду.5. Солнечный/Звездный Ветер.Солнечный ветер- поток заряженных частиц, испускаемых Солнцем,играет ключевую роль в формировании гелиосферы и взаимодей-ствует с магнитными полями планет.Однако процессы,которые приводят к его возник-новению и вариациям,остаются недостаточно понятными.Изучение солнечного ветра помогает лучше понять,как Солнце влияет на окружающее космическое пространство.
Заключение.Солнце продолжает быть объектом удивления и исследований.Ответы на эти загадки не только раскроют тайны нашей звезды,но и помогут лучше понять работу других звёзд и влияние Солнца на нашу планету.Каждая новая открытая тайна приб-лижает нас к пониманию сложной природы нашего Солнца и его взаимодействия с косм-ическим окружением."(ст."5 неразгаданных загадок Солнца",Космос,2023)
  "Россию 17 в.со времён воцарения Романовых представляют деспотизмом её москов-ских царей,якобы насильно присоединявших к Московскому княжеству окружные земли, начиная с Новгородской республики и кончая Казанским ханством.Но это начисто от-рицает Новгородская грамота 1615 г.Из послания же простого монаха Филофея Василию III о сохранении его царством православной веры(что уже обличает ложь тирании в той России)сделали возвышение романовской Москвы до третьего Рима.Что важно,пись-ма Филофея подтверждают и подлог удлинения хронологии от Р.Х.почти на 500 лет, чтобы чушью татаро-монгольского ига подготовить Россию к игу крепостного права.
В другом послании Филофея уже Государеву дьяку Мунехину о Третьем Риме(1523-24 гг.)сказано,что католики «еще до споров об опресноках были с нами воедино семьсот лет и семьдесят».С учётом 30-и летнего возраста начала служения Иисуса Христа это значит,что с начала нашей эры церковь была в единстве около 800 лет.Но официально утверждается,что спор об опресноках,приведший к разделению церквей,был якобы в 1053-м году.А это явный ляп! Воскресенская же летопись сообщает,что разделение церквей было при папе Формозе в 1359 г.(по нынешней хронологии)или в 6867-м году от сотворения мира.По отношению ко времени написания посланий это и означает,что 1359 г.– это в реальности и есть примерно 800-й год от Р.Х.,подтверждая примерно 500-т летнее завышение летоисчисления,исходя из того,что по официальной хроноло-гии Формоза был папой якобы полтысячи лет назад или до 896 г.Вот потому далее Филофей и пишет,что католики «отпали от правой веры семьсот и тридцать пять лет тому назад,в ересь Аполлинария впали,прельщенные Карлом-царем и папой Формозом». А ересь Аполлинария,ставшая католичеством и монофизитством,была осуждена право-славием по официальной хронологии в 381 г.(на втором вселенском соборе),но приня-та Формозой спустя 770 лет.Выходит,что и год 381– в реальности примерно 288-й (288+735=1023-й год,соответствующий пятисотлетнему завышению).Первые церковные соборы через двести лет после его вознесения,конечно,и выглядят более логично, чем якобы через триста лет по применяемой хронологии.И,исходя из послания Фило-фея,можно утверждать уже о 550-и летнем завышении летоисчисления от Р.Х.В посла-нии дьяку Мунехину Филофей пишет и о некоем Карле,не об императоре и не о короле, а именно в русском обозначении Государя,как о царе.Это означает правителя Сев. Рима, Петрополиса, ставшего Петербургом при Петре I. Как и Формоз, он наверняка тоже был смещён после того же 1359-м года или в реальности около 800-го года. О том, что Формоз, закрепивший ересь Аполлинария в виде филиокве к символу веры, был папой в новом Риме (а действительно в изначальном Риме), противопоставленном Византийскому Риму-Константинополю, и сообщает Воскресенская летопись. При этом указывается и на нахождение его на берегу Финского залива или Варяжского (готского) берега, «попаданием в Рим после выхода из Невы-реки».Северный Рим-Петрополис, как европейская столица русской верхней цивилизации (состоящей из скифов и варягов-русов) после изгнания последователей Формозы и даже суда уже над его трупом стал православным, дав к тому же начало и протестантской церкви (по официальной же версии протестантство как бы само образовалось). Католические же папы,присвоив себе латинский язык Петрополиса,обосновались сначала во французском Авиньоне,а затем в восстановленном италийском(старом по Филофею)Риме. Но,не сумев закабалить русских религиозно,Запад(фактически и основанный Скифской Русью) с помощью Св. Римской империи и их ставленников Романовых захватил Россию физически (крепостничеством в её европейской части) более, чем на два века.Перед этим в 14 в.(в реальной же хронологии- в 9 в.)был захват католическими крестоносцами Конс-тантинополя(а вовсе не в 1204 г.,как сообщается),а затем- и сдача его османам-мусульманинам.Северный Рим курировал Европейскую часть той России,вот потому Филофей подобрал такие слова в послании к Василию III:«Церкви старого Рима пали из-за неверия Аполлинариевой ереси; двери церквей второго Рима,города Константи-нополя,внуки Агари (мусульмане)секирами рассекли.Теперь же это— третьего нового Рима,державного твоего царства святая соборная апостольская церковь».В этом предложении русская церковь причисляется новому (изначальному) Риму, стоящему над царством Василия III.Далее Филофей сообщает,что «все царства православной христи-анской веры сошлись в одно» Русское (Московское) царство именно из-за нахождения Москвы под вассальной опекой мирового Северного Рима. Официальная версия русскую историю 17-го века представляет покорением русских республик-городов. Ликвидация вече в Пскове Василием третьим (1510 г.) и в Новгороде Иваном Великим (1487 г.), как устаревшей формы правления, вовсе не означало уничтожение государственности этих и других русских земель.Проясняет реальное политическое устройство России 17-го века Новгородский документ 1615- года, названный «Грамотой Новгородского правительства в Москву».Она написана далеко не только по поводу желания новгоро-дцев видеть царём всея Руси шведского королевича Карла-Филиппа(Карлуса Густафо-вича в грамоте)вместо Михаила Романова, избранного Москвой в 1613 г.по нынешней хронологии в нарушение прежнего договора(с Петрополисом).Само наличие Новгород-ского боярского правительства в одноимённом государстве уже ставит под сомнение некую оккупацию Новгорода и его земель шведами в то время.Напоминание же в грамо-те о шведском кандидате на русское царство от Новгорода и предупреждение о воз-можности присяги новгородцев вообще шведскому королю Густаву-Адольфу(по типу при-сяги Литвы к Польше)полностью обличает ложь шведской интервенции.В грамоте гово-рится и о Владимирском государстве России,и о Москве,как об отдельном государстве в русском царстве,и о правительстве Ярославля.Выходит,речь там идёт вообще о Гос-ударствах Русского государства.А это означает не что иное,как федеративное устро-йство Росси того времени.В тогдашнюю Русскую Федерацию входили и восточные госу-дарства в виде Казанского,Астраханского,Сибирского ханства,Иркутского и Тобольс-кого правительства.При этом восточные земли составляли и автономное царство Моск-овской Тартарии,подконтрольное восточной верхней цивилизации в лице императора Тартарии,но не напрямую(как,например,Независимая Среднеазиатская Тартария),а чер-ез царя всея Руси.Таковы были вассальные порядки в то время.Иван Грозный потому не присоединял Казань,а усмирял Казанского хана,желавшего самому предстоять перед императором Тартарии вместо Москвы.Подобным образом Московскому царству были при-даны европейские земли Руси,но уже со стороны верхней цивилизации Северного Рима-Петрополиса.Потому и спор между Новгородом и Москвой при Иване Великом и Иване Грозном был вовсе не о присоединении новгородских земель к Москве,а о верховен-стве городов-государств в уже тогда Федеративной империи Руси.Швеция же,подобно, как и Польша,и Литва(не путать с нынешней Жмудью-Литвой),и немецкие государства, вместе с Европейской Русью входили в империю Северного Рима-Петрополиса,как тоже в подобие более крупной Федерации(наподобие Евросоюза).Вот потому Василий третий, Иван Грозный и его сын Фёдор были,например,претендентами на место польского коро-ля,а шведы и поляки,наоборот,- кандидатами на Русский трон.Новгородская Грамота сообщает и о разделении тогда граждан Новгорода и Пскова на меньших и лучших люд-ей,означая,что там оставались потомки верхних людей(составлявших верхнюю цивили-зацию)наряду с представителями нынешних нижних или меньших людей.Романовы воцари-лись в России,когда Петрополис уже стал угасать после катаклизма оседания верхних геомассивов перед 1492 г.реального образования Св.Римской империи.Романовых,как её ставленников,потому уже не устраивала Федеративное Русское царство,хотя они и были вынуждены считаться(до 1812 г.)с автономией Московской(Российской)Тартарии.
Романовым, как и Св. Римской империи, не нужны были автономные русские государства и правительства, мешающие закрепощению русского крестьянства. Как раз царь Михаил Романов и его окружение и были оккупантами Новгорода, требуя полного подчинения Москве его, как и других русских государств, без всяких правительств. Они согласились и на территориальные уступки,сдав русские земли с Петрополисом Швеции,лишь бы ликвидировать Новгородское,Псковское и другие русские государства. Увещеваниями против этого и была наполнена грамота,составленная,заметьте,ещё по-старому,Московскому правительству,а не челобитной новому царю,как самодержцу, а фактически захватчику прежней Руссии,ставшей Россией.Спасибо за внимание! И до новых встреч,дорогие почитатели научной,исторической,политической и религиозной правды! Cognitio aliis libertatem dat,aliis vivificat(Одним знание даёт свободу, а других способно оживить).Победа будет за Россией,с которой Господь миров и Христос Его!"(ст."Как Романовы "прихватизировали" РФ 17-го века и подменили Третий Рим фальшивой хронологией",Различение событий и явлений,2023)
  "Если не касаться альтернативных и фантастических версий,то Мининские столбы представляют собой природный памятник,незаслуженно находящийся "в тени" Красно-ярских Столбов.Здесь не менее интересные выходы сиенитовых пород,самых разнооб-разных форм.И,к тому же,на Мининских Столбах в несколько раз больше гранитосие-нитовых образований,чем на Красноярских.И хотя красноярцы регулярно посещают это место,оно малоизучено и малоизвестно.Так что есть,где "разгуляться" и ученым и альтернативщикам!"(ст."История 183. Мининские столбы. Красноярский край",Смотри и думай,2020)
  "Начать стоит с того, что выступы эти, традиционно смущающие пытливые умы, именуются «боссами». Не все, правда. Во многих случаях они вообще нерукотворны и являются следствием наличия неоднородностей в массе известняка. Но в данном случае речь, именно, о боссах настоящих — всегда симметричных и, обычно, парных. Это — умышленно оставленные при грубом выравнивании поверхности блока кувалдами упоры для деревянной балки. С помощью оной, блок раскачивали, задвигая на место.
Откуда известно назначение выступов? Оттуда же, откуда и название, — европейское, разумеется. Как именовали боссы инки, — тайна средневековой Америки. В Европе же боссы оставлялись при строительстве из крупных блоков ещё в XVIII-XIX веках.Потом они,как правило, срубались.Но— не обязательно.Случаев,когда при сооружении крепо-стей в Российской Империи боссы оставлялись,достаточно много.Увидеть их можно, например,на стене форта «Граф Милютин».То есть, боссы — совершенно заурядная деталь древних сооружений, ни способ создания, ни назначение которой в прошлом не представляло загадки. Но представляет теперь. Особенно, с тех пор как в массах распространились теории о древнем «геополимерном бетоне», «гранитном литье» и невозможности обработать гранит (известняк) каменными инструментами. Количество людей, не способных представить, как Александрийский столп (боссы отбиты при чистовой обработке) встал на свое место без участия подъёмных кранов пугающе велико. Хотя, известно же, как встал.Юмор ситуации в том, что наличие боссов само по себе доказывает, что блоки — не из бетона. Поскольку на бетонных блоках они не нужны. Бетон позволяет реализовать зацепление плиты краном иными — более удобными — путями.Также,именно боссы— конкретно же их размер и расположение свидетельст-вуют,что строители мегалитических сооружений— в том числе египетских пирамид,где выступы не некоторых блоках также сохранились,— не располагали железом и пользо-вались толстыми деревянными рычагами.Как и всякое иное свидетельство «древних высоких технологий» боссы потому и были забыты в современном мире,потому пере-стали узнаваться,что при использовании технологий,не являющихся низкими преде-льно,— что ниже уже некуда,— становятся ненужными."(ст."О тайне парных выступов на блоках мегалитов",Цитадель адеквата,2022)
  "Во время проведения Всероссийской переписи населения в 2010 году больше 4 000 человек назвались сибиряками по национальности. Учёные и общественные деятели до сих пор не пришли к согласию, есть такая национальность, отдельная от русских. По мнению многих,это политический проект,направленный на подрыв русского националь-ного сознания и единства России.Однако и этнографы,и лингвисты с XIX века называ-ли признаки,отличавшие сибиряков от русских европейской части России.Отличия по языку«Этимологический словарь русских диалектов Сибири», изданный в 2000 году Сибирским отделением РАН, насчитывает больше 4 000 специфических сибирских слов, нигде больше за пределами Сибири не употребляемых.Эти слова считаются заимство-ванными в русские говоры Сибири из алтайских, уральских и палеоазиатских языков. К сожалению, этот словарь не перечисляет слов славянского происхождения, которые весьма распространены в сибирских диалектах и часто заменяют слова, привычные жителю европейской части России («вершить» – решать, «вольгота» – свобода и т. д.).Владимир Даль в середине XIX века отметил четырнадцать особенностей речи русского населения Сибири.Впрочем,некоторые из них– оканье,предлог «по» вместо «за»(по воду,по грибы),вопросительное «чего» вместо «что» и утвердительное «ну» вместо «да»– наблюдаются и в иных местностях России.Другие,видимо,были не сильно распространены за пределами Сибири: отсутствие склонения существительных в вини-тельном падеже(«топить баня»,«принести вода»),краткая форма прилагательных,отли-чия в расстановке ударений и т.д.Почему Сибирь долго была слабо связана с европ-ейской Россией.Лингвистические отличия были особенно характерны для периода,пред-шествовавшего началу массовой колонизации Сибири русскими.крестьянами. Вплоть до начала ХХ в.,точнее– до начала проведения аграрной реформы по плану председателя Совета министров П. А. Столыпина в 1906 году, царское правительство умышленно сдерживало стихийную колонизацию русскими Сибири.Оно опасалось,что колонисты на этих бескрайних просторах выйдут из-под контроля царской администрации и перес-танут платить подати.Боялись петербургские бюрократы и той роли,которую предре-кали Сибири радикальные публицисты,вроде А.И.Герцена– быть чем-то вроде американ-ских колоний для старой Англии,отделиться от России и образовать вольные «Соеди-нённые Штаты Сибири».Правда,властям ещё в XIX в.пришлось пойти на послабления в этом режиме,а после отмены крепостного права в 1861 г.стало трудно сдерживать переселенческий поток в Сибирь из губерний европейской части, особенно украинских и чернозёмных южнорусских.По ревизии 1795 г.,за Уралом жило 412 тыс.русских.Пер-вая всероссийская перепись населения 1897 г.зафиксировала больше 4 млн русских жителей азиатской части империи(не считая живших в Средней Азии).То есть населе-ние Сибири за столетие выросло в десять раз,тогда как в целом по Российской импе-рии– в три с половиной раза.Особенно бурный приток населения в Сибирь происходил в ХХ в.В 1926 г.в Сибири,несмотря на большие потери местного населения погибшими и эмигрировавшими в ходе Гражданской войны,насчитывалось уже более 9 млн человек. «Великие стройки коммунизма» увеличили численность населения азия-части РСФСР к моменту роспуска СССР до 32 млн человек.С начала 1990 гг.происходит сокращение населения Сибири.малым историческим родинам– тамбы(тамбовские),резаны(рязанские) ,хохлы(все уроженцы Украины,а также Чернозёмного центра России,произносившие с придыханием «г»),витебшане,могыли(белорусы)и т.д.Всего было три группы сибиряков. Первая– старожилы.Этот пласт весьма неоднороден.Древнейшее население Сибири,имею-щее русские корни,издавна называлось чалдонами.Обитало оно в некоторых местах Западной Сибири.Происхождение этнонима неясно,а сами чалдоны за века сильно сме-шались с местными коренными народностями.Потомки русских первопоселенцев в Сибири ,оказываясь в инородческом окружении и без подпитки новыми русскими колонистами, больше ассимилировались местными народностями,чем сами ассимилировали их.Подобное чалдонам происхождение имели также камчадалы и ещё несколько малочисленных русско
- аборигенных этнических групп.Из кого состояли сибиряки.В начале ХХ в.сибиряками называли только потомков тех,кто поселился в Сибири ещё до отмены крепостного права.Прочих ещё долго звали по их.Вторую группу сибиряков составляли казаки, с XVIII века целенаправленно переселявшиеся всё дальше на восток царским правитель-ством. Время от времени в число казаков повёрстывали туземцев(например,сибирских татар, бурятов). Так что казаки в Сибири (сибирские, забайкальские и т.д.),как и старожилы,имели смешанное этническое происхождение.Наконец,третью группу состав-ляли старообрядцы и сектанты,бежавшие в Сибирь от преследований царских властей в XVII-XIX вв.Старообрядцы до ХХ века практически не смешивались с иноверцами и православными и сохранили гораздо больше русского,чем старожилы и казаки.Сибиряки ,как видим,не представляли собой единого этноса,а мечта,возникшая в революционных кругах в середине XIX в.,что из всех этих групп сложится «сибирская нация»,подоб-ная североамериканской,так и осталась мечтой.Исчезновение сибиряков в наше время
Про «сибирский характер» написано много спекуляций,которые нет смысла ни перечи-слять, ни опровергать. Скажем лишь несколько вещей, которые полезно иметь в виду. Каждый народ, живущий натуральным сельским хозяйством, вынужден приспосабливаться к местным природным условиям. Естественно, что в такой ситуации он ориентируется на те народы,которые в данных условиях живут уже много веков и у которых сформир-овался комплекс бытовых адаптаций.Поэтому и у сибиряков тоже появилось в быту и языке много такого,что сближало их с сибирскими аборигенными народами.Эти особен-ности с течением времени стали отличать сибиряков русского происхождения от про-чих- русских.Колонизация Сибири в индустриальную эпоху нивелировала самобытность сибиряков.В настоящее время под именем «сибиряк» многие понимают только место рождения.Потомки старожилов,сибирских казаков и старообрядцев численно в разы уступают русскоязычным, приехавшим в Сибирь за десятилетия советской власти, и их потомкам, растворяясь в их среде. Стандартный русский язык, распространяемый благодаря всеобщему образованию и средствам массовой информации, стирает местные говоры, выводит из обихода диалектизмы. Быт жителей Сибири, особенно в больших городах, ничем принципиально не отличается от такового в других больших городах России. Причём это признак уже не ассимиляции, а глобализации."(ст."Сибиряки: кого так называли до XIX века",Уириллица,2023)
  "Русский народ славится своими богатыми традициями и обычаями.Немаловажную роль в этом играют родственные отношения,которые в русской культуре имеют особое значение.Свекор.Свекор- отец мужа для его невестки.Слово происходит от древнерус-ского "свекрва",которое,в свою очередь,образовано от слов "свед"(род)и "кровь". Таким образом,свекор- "глава рода,который объединяет всех кровных родственников".
Свекровь.Свекровь- мать мужа для его невестки.Слово "свекровь" также имеет древ-нерусское происхождение и образовано от слов "свед"(род)и "кровь".Таким образом, свекровь- это "родительница, которая входит в род мужа".Деверь.Деверь- брат мужа для его жены.Слово "деверь" происходит от древнерусского "доверять".В старину деверь считался одним из самых близких родственников жены,которому она могла дов-ерять свои самые сокровенные тайны.Золовка.Золовка- сестра мужа для его жены.Сло-во "золовка" происходит от древнерусского "зло".В старину золовку часто считали злой и завистливой женщиной,которая невзлюбила невестку.Невестка.Невестка - это жена сына для его родителей. Слово "невестка" происходит от древнерусского "невесть кто". В старину невестка считалась чужой женщиной, которая не знала обычаев и традиций семьи мужа.Сноха.Сноха- жена сына,невестка.Слово "сноха" также происходит от древнерусского "невесть кто".В старину сноху называли так потому, что она была чужой женщиной в семье мужа.Тесть.Тесть- отец жены для ее мужа.Слово "тесть" происходит от древнерусского "тятя"(отец).Таким образом,тесть- "отец же-ны".Теща.Теща- мать жены для ее мужа.Слово "теща" также происходит от древнерус-ского "тятя"(отец).Таким образом,теща- "мать жены".Шурин.Шурин- брат жены для ее мужа.Слово "шурин" имеет несколько версий происхождения.Согласно одной из них, слово "шурин" происходит от глагола "журить".В старину шурина часто журили за то, что он слишком много времени проводил с женой брата.Согласно другой версии,слово "шурин" происходит от слова "щур".В старину шурина называли щуром из-за того,что он был хитрым и пронырливым.Свояченица.Свояченица- сестра жены для ее мужа.Слово "свояченица" происходит от древнерусского "свой".Таким образом,свояченица- "своя родственница".Свояк.Свояк- брат жены для ее мужа.Слово "свояк" также происходит от древнерусского "свой".Таким образом,свояк- "свой родственник".Зять.Зять- муж дочери.Слово "зять" происходит от древнерусского "взять".Таким образом,зять-чело-век,который взял в жены дочь."(ст."Шурин,золовка,свояк: как русские разбираются в своих родственниках",Кириллица,2023)
  "Вопросы— нетривиальные,ибо информация,необходимая для ответа на них труднодо-ступна.Всем известно,как выглядят лешие,включая и мутантов,в сериале «Ведьмак» и в играх созданных по книгам Сапковского.Но там и леший— не русский какой-то,и чернокожие эльфы попадаются.Но если взять лешего натурального,то— как?А вопрос — не праздный.Леший в современном легендариуме,начиная с мультфильмов советского детства,так или иначе несёт черты толкиновских энтов.Несмотря на разнообразие дизайна,древесные черты в его облике обязательно есть.Но традиционный персонаж русских сказок выглядит,как правило,по-другому.Леший описывается,как старик в крестьянской одежде наизнанку.И настолько близок к человеку,что возникает вопрос не человек ли он.Леший нуждается в человеческой пище и живёт в избушке.Где охот-но,несмотря на годы,привечает заблудившихся в лесу девок.Скорее, леший — колдун, с ограниченным набором способностей. Он может «водить», лишая жертву способности ориентироваться в лесу. И таким образом не подпускает чужаков к своей избушке, а также не выпускает невольных гостей,если не хочет этого.Может ещё становиться невидимым и разговаривать с животными.Но… проблема-то в чём? Проблема в том,что биться с лешим нельзя.Как и с домовым,например.Он не вооружён и категорически не агрессивен.Однако, в «Руслане и Людмиле» Пушкина,леший не просто бродит— там чудеса!— но упоминается и ещё раз в хвастовстве Фарлафа,три дня бившегося с этим монстром за спящую Людмилу.А из того,что слушатели Фарлафа не засмеяли,следует ,что они,как и читатели сказок Пушкина в XIX в.,не находили странным,что с лешим можно сражаться.Да и смутно угрожающее «бродит»— не слишком подходит к деду в зипуне наизнанку.А значит,в прошлом существовали и ещё какие-то представления о лешем.Ну да.Представления о леших отличались в разных губерниях и включали в том числе и вариант громадного,звероподобного,покрытого шерстью гуманоида,похожего на бигфута из поздних американских легенд.Вероятно,Фарлаф(и Пушкин)имели в виду так-ое существо."(ст."Как биться с русским лешим, и как он выглядит",Есть мнение, 2022)
  "Есть мнение,что шумеры переселились на болота Убэйда– в низовьях Ефрата и Тигра в то время ещё впадавших в Персидский залив независимо– с острова Дильмун. И сразу надо сказать,что это– ошибочное мнение.Даже в прошлом безосновательное, а позже опровергнутое.Тем не менее,история страны Дильмун интересна.Ныне Дильмун уверенно отождествляется с островом Бахрейн.Впервые о стране,описываемой в самых восторженных выражениях,как рай на земле,науке стало известно из шумерских пред-аний…Но тут всё сложно.На тот момент наука даже сомневалась,что шумерские преда-ния сочинены именно шумерами,а не достались им по наследству.И в любом случае,в них Дильмун «прародиной шумерского народа» не именовался.Шумеры пришли в Месопо-тамию по морю,однако,откуда– не помнили.По уважительной причине.Клинопись они, пройдя стадии рисуночного письма и примитивной иероглифики,изобрели уже на новом месте жительства и далеко не сразу.Но,кстати,о Дильмуне.По сути,на острове Бахре-йн располагалась одна из древнейших и наименее изученных цивилизаций.Однако,– тут крылья фантазии нужно подрезать,– она на целую тысячу лет моложе шумерской.Как, кстати,и первые упоминания Дильмун,относятся уже к закату шумерской эпохи.Расц-вета остров достиг на рубеже III-II тысячелетий до н.э.В этот период Бахрейн ста-новится центром морской торговли,пути которой тянутся в Африку и Индию,и регионом продуктивного ирригационного земледелия.Особенность острова в том,что он и сейчас располагается поверх подземного пресного моря.Так что,пресные источники бьют даже со дна моря у его берегов.Но если в недавнем прошлом,– до строительства водопро-водов,– местным жителям за пресной водой приходилось в море нырять,то в прошлом далёком даже неглубокие колодцы давали достаточно воды для полива.Потом вода, запасённая под землёй в период таяния ледников,просто кончилась.Дильмун пришёл в упадок,по той же причине,что и цивилизация хеттов.Самобытная же цивилизация Бахрейна исчезла раньше.Ок.1500 г.до н.э.остров захватили вавилоняне,и затем он, обеднев,но сохраняя важность стратегическую,постоянно переходил из рук в руки. Каждый раз выжившее население ассимилировалось,пока однажды дильмунцы не стали арабами.Археологические исследования ведутся на острове Бахрейн с XIX в.Благо-даря им установлено,что люди появляются в Дильмуне лишь в начале III тысячелетии до н.э.До этого остров населён, видимо, не был. И что это были за люди?Тайна сия велика. Культура дильмунцев близка к другим современным ей ближневосточным,но не обнаруживает прямой преемственности ни с одной из них.Однако,можно утверждать, что переселенцы пришли из Аравии(что,собственно,и логично географически)в тот момент уже занятой семитскими кочевыми племенами.Развивается Дильмун,опять-таки, под воздействием других культур Персидского залива,заимствуя и мозаично сочетая их элементы.Шумерское влияние особенно сильно,как много найдено на острове и поздешумерских артефактов.Что позволяет предположить существование в Дильмуне торговых поселений шумеров и даже смешение выходцев из Междуречья с коренными жителями.К настоящему моменту раскопаны ирригационная система,десять царских курганов(все разграблены неизвестно кем в неустановленное время при неизвестных же обстоятельствах),много дворцов.Что предоставило исследователям массу информа-ции о цивилизации…Важнейшим аспектом которой оказалось,однако,отсутствие у диль-мунцев какой-либо письменности весь период их независимого существования.Письм. упоминания о Дильмуне многочисленны,но почти все относятся к эпохе,когда остров уже стал Вавилонским,Ассирийским,Персидским– и далее по списку.Древние предания и исторические анналы самих дильмунцев никто из чужаков не потрудился собрать и записать.Что,соответственно,крайне затрудняет изучение истории острова,цивилиза-ция которого возникла и угасла,на самом видном,вроде бы,месте,– но незаметно,– как нурагическая.Возвращаясь же к вопросу поднятому в начале статьи, необходимо подчеркнуть, что следы шумеров найденные в Бахрейне следует понимать правильно. Не как признак дильмунского происхождения шумеров,а лишь как свидетельство того, что шумеры с островом торговали и часто бывали на нём,– и это всё уже в эпоху, когда их собственная цивилизация достигла величия. Древние же следы шумеров,– относящиеся к эпохе предшествующей их переселению в Убэйд,– на острове(как и вообще где-либо)найти не удалось.Хотя их тщательно искали."(ст."Страна Дильмун – прародина шумеров?",Цитадель адеквата,2023)
  "Геоглифы перуанского плато Наска— часть современной массовой культуры,плотно ассоциирующаяся с неразгаданными тайнами ушедших эпох.Хотя их подлинная тайна целиком принадлежит настоящему.Соврем.наука не в силах объяснить,почему рисунки, нанесённые в пустыне путём выкапывания неглубоких канав, представляются публике чем-то загадочным,и почему никто не знает как,когда и кем они были сделаны, хотя всё это отнюдь не секрет.Но о данном аспекте проблемы я уже писал.К счастью,у геоглифов есть и другие загадки.Но для начала о Наска.Так называется не только разрисованная равнина,но и народ,живший в прибрежной пустыне южного Перу со II века до н.э.по VI век н.э..Называется в честь плато.Как себя именовали самииндей-цы,некогда занимавшиеся земледелием в рукотворных оазисах,— неизвестно.Инки,при-шедшие в эти края в средние века,ничего не знали ни о рисунках,ни о прежних жите-лях местности.Таким образом,сведения о народе,в число достижений которого изобре-тение письменности не входило,не сохранились даже в легендах других индейцев.И единственным источником информации о наска является археология.Но,кстати,о дости-жениях.Традиционно,наска именуются «культурой»,хотя оснований повысить их статус до цивилизации вполне достаточно.Скорее всего,они обладали государственностью.В настоящий момент активно ведутся раскопки столицы наска— Кауаче.Ну как столицы? «Город» на самом деле представляет собой лишь культовый центр с шестью ступенча-тыми пирамидами и окружающей их «застройкой» из десятков гробниц,представлявших собой курганы с небольшой часовней на вершине.Не похоже,чтобы в Кауаче жил кто-то,кроме жрецов и немногочисленной прислуги,хотя комплекс— окружённый теми самыми гигантскими рисунками— и являлся местом интенсивного паломничества.И здесь кроет-ся первая загадка наска.В Кауаче они не жили.Но наличие гробниц,аналогичных масш-табам первых фараонов Египта,подразумевает и наличие у наска фараонов.Да и как без царской власти организовать народ на строительство каналов и пирамид? Фараона же,пока его не мумифицировали для длительного хранения,обычно держат в специально оборудованном дворце.О том,что у наска должны были иметь города,свидетельствуют и находки ремесленных изделий изумительного совершенства— явно не кустарного произ-водства.Разделение же труда подразумевает и отдельное поселение профессиональных ремесленников.Однако,города и дворцовый комплекс— настоящая столица страны— пока не найдены.И почему не найдены,на самом деле,ясно.Отчасти.Наска,несомненно,вла-дели всеми положенными древним народам «высокими,утраченными технологиями».То есть,как и инки после них,строить не умели от слова «совсем».Сооружения могли возводить лишь из подогнанных друг к другу гигантских блоков.Но в отличие от ин-ков,данным неумением наска не злоупотребляли.Строили они из самана— смеси соломы и глины.Так что,даже в крайне сухом климате перуанской пустыни хорошо сохранились только пирамиды и курганы.Тем не менее,найдены уже несколько деревень наска.Так что пропажа дворцов и городов,которые должны быть более заметны,кажется странной. Не сложилось у наска и с металлургией.Вероятно,они были знакомы с медью и золотом ,— знали,что такие материалы существуют,— но и не более того.Поразительных успе-хов они добились в других областях.А именно,в ткачестве и гончарном деле.Образцы их ткацкого искусства сохранились благодаря климату,и действительно поражают.Ис-пользуя хлопок,шерсть и человеческие волосы,они изготавливали ковры и разнообраз-ные ткани,отличавшиеся высочайшим качеством и яркими расцветками.Одних толькопиг-ментов,использовавшихся для окраски текстиля,исследователи насчитали 150 штук.Не-которые ткани наска имитировали драгоценную парчу,хотя производились без шёлка, другие же имели столь плотное плетение,что не пропускали воздух.Что же касается керамики,то образчики можно видеть на иллюстрациях.Наска не использовали гончар-ный круг,зато,лепили мастерски,перед обжигом собирая сосуды сложнейшей формы из отдельных деталей.Ну и искусством росписи,конечно,владели в совершенстве.Мало работая с камнем и металлами,в областях гончарного дела и ткачества равных вАмер-ике они не имели.Да и в Старом Свете таких мастеров ещё надо было поискать.Ну и о фигурных сосудах,вероятно,имевших не декоративное,а ритуальное назначение,раз уж найдены они в культовом центре.Изображать сосуды могут как обычных людей илиневе-домых монстров,явно морских,так и животных.Особым почётом пользовалось стилизо-ванное изображение хищного китообразного,— вероятно,косатки.И,хотя,жили наска всего в 80 километрах от моря,нет оснований полагать,что они строили корабли, или хотя бы лодки(изображения отсутствуют),или даже просто занимались ловлей рыбы.Да если б и занимались.Косатки не водятся в прибрежных водах Перу.Как не водятся в пустынях и обезьяны.Тем не менее,наска откуда-то о косатках и обезьянах знали.
И это— вторая загадка исчезнувшего народа.Причём,не такая уж тривиальная.Естест-венно,предки наска пришли в пустыню.Откуда-то,где могли с косатками и обезьянами близко познакомиться.Проблема здесь,однако,в том,что косатки и обезьяны водятся в разных местах.Причём здесь геоглифы? Притом,что на снимках можно увидеть всё тех же косатку и обезьяну.А также птиц,изображённых именно в насканском стиле.Геогли-фы,роспись и вышивка(в статье и так уже превышен лимит изображений)выполнены опр-еделённо одним «почерком»,сходны по тематике и несут печать общей культуры.Это к вопросу,кто геоглифы начертил.Наска не могли заимствовать идеи,рассматривая рису-нки в пустыне,поскольку геоглифы,как известно,не видны с земли.Видны они были только с деревянных вышек,с которых художники руководили копателями канав.Остав-шиеся в грунте фрагменты опор этих вышек обнаружены и датированы эпохой наска."
(ст."Удивительные особенности геоглифов Наска и загадка авторства рисунков", Цитадель адеквата,2023)
  "Синеус- один из легендарных первых русских князей.Согласно древнейшему преда-нию,включенному летописцем в Повесть временнх лет он был одним из двух братьев Рюрика,правил на Белом озере и скончался спустя два года после переселения на Русь.Курган,в котором,по преданию,похоронен легендарный Синеус,находится в Воло-годской области,неподалеку от Белоозера.Он на фото ниже:По местному преданию, Синеуса,который получил свое имя благодаря иссиня-черному цвету усов,в народе любили.После того как он скончался, местные жители еще долго помнили его и охра-няли могилу.Тело варяга якобы специально привезли на берег Белого озера,вода кот-орого считалась священной.По легенде,Синеуса,также как и Рюрика,похоронили в сер-ебряной кольчуге и с драгоценным оружием в золотом гробу вместе с конем.Согласно историческим данным,впервые раскопки кургана попытался произвести царь Иван III. По его приказу были прорыты 4 шурфа,через которые извлекли некие предметы.Убеди-вшись в том,что курган действительно является могилой знаменитого варяга,царь велел закопать шурфы так,чтобы курган остался целым,и охранять его от посягат-ельств охотников за сокровищами.Ведь,согласно преданию,вскрыть курган можно будет лишь в самые тяжкие для Руси времена.После Октябрьской революции Синеусов курган сначала пытались срыть так как он мешал обработке поля. ак была уничтожена значи-тельная часть холма.В центре оставшейся части решено было вырыть погреб и устро-ить в нем овощехранилище.Однако картофель в этом погребе очень быстро испортился, а сруб сгнил и развалился. На вершине кургана образовалась большая яма.В народе верят, что потревоженный дух Синеуса с тех пор бродит по окрестностям, пытаясь заманить людей в яму на вершине холма. Рассказывают, что за прошедшее со времен революции столетие оттуда были извлечены десятки трупов. Однако периодически находятся смельчаки, пытающиеся раскопать курган в поисках несметных сокровищ. Но, как только, углубив яму на вершине, кладоискатели начинали делать подкоп, она тут же наполнялась водой, не давая проводить дальнейшие раскопки.Один из таких кладоискателей, Петр Захарович, с тех пор даже не приближается к кургану, называя его проклятым местом. Он рассказал, что все то время, пока они с напарником Николаем углубляли яму, его не покидало странное чувство, что за ними кто-то следит. А потом яма внезапно начала наполняться водой. Происходило это якобы с такой скоростью, что Петр Захарович едва успел вылезти из подкопа. Его напарнику повезло меньше - он утонул. Показывал кладоискатель и предметы, которые успел найти при раскопках кургана.Больше всего они походили на детали какого-то неведо-мого механизма.В 2011 году для исследования кургана была собрана экспедиция от объединения "Космопоиск",которой руководил Вадим Чернобров.Для начала исследо-ватели собрали сведения о кургане у местных жителей.Беседовали они и с Петром Захаровичем.После этого курган было решено не раскапывать.На его вершине с помо-щью железных штырей сделали несколько отверстий длиной около 1 м,которые незамед-лительно заполнились водой.Затем ту же процедуру проделали у подножья кургана. Эффект оказался тем же.Пробы воды показали,что в ней велико содержание ионов сер-ебра,то есть внутри холма действительно мог находиться клад,состоявший главным образом из серебряных предметов.Впрочем, это всего лишь местные легенды. На самом деле легендарного брата Рюрика могло и вовсе не существовать.Об этом- моя другая статья.."(ст."Тайна могилы Синеуса",Илья Дуке,2023)
  "Предисловие.Данная статья целиком и полностью обязана своим появлением моей подписчице Елене Добрыниной которая на основе общения с профессиональным гидом Данилом в городе Изборске выдвинула интересную гипотезу о братьях Рюрика.В своей новой статье я озвучу эту гипотезу с некоторыми своими дополнениями и коммента-риями.Древнейшим источником повествующим о Рюрике и его братьях является так наз-ываемое "Сказание о призвании варягов".Скорее всего оно было изначально самосто-ятельным произведением, возможно даже устным. Позже при составлении летописного свода известного нам как "Повесть временных лет" Нестор просто включил в него это произведение.Существует источник,который многие историки считают независимым от "Повести временных лет"- Новгородская первая летопись младшего извода.Причем до нас она дошла как "Синодальный список Новгородской первой летописи старшего из-вода»,дата начала написания которого колеблется в пределах от 1230-х до 1260-х годов,а завершен этот труд был в 1350 гг..Эта летопись дошла до нас в оригинале. Подчеркиваю В ОРИГИНАЛЕ!!! И это произведение XIII-XIV вв.Почему это важно? А вот почему: существует некий мягко говоря не совсем научный тренд считать легенду о призвании варягов поздней вставкой,примерно 18 в.И в этом фальсифицировании при-нято обвинять либо академика Миллера,либо правящую тогда династию Романовых,либо вообще встраиваются всякие боле сложные конспирологические конструкции.Почему это не научно? Да вот хотя бы потому,что существует более ранняя летопись аж XIII- XIV вв.и описание призвания варягов там уже присутствует.Соответственно ни Рома-новы ни Миллер ничего в этом плане не фальсифицировали.Кстати и "Повесть времен-ных лет",и "Новгородская первая летопись" восходят к общему более раннему источ-нику XI в.под условным названием "Начальный свод".И в нём тоже уже содержатся сведения о призвании варягов.Текст "Начального свода" частично сохранился также в Новгородской четвёртой и Софийской первой летописях XV в.Интересующий нас кусок летописи в переводе на современный русский выглядит так:"В год 6370(862).И изг-нали варягов за море,и не дали им дани,и начали сами собой владеть,и не было сре-ди них правды,и встал род на род,и была у них усобица,и стали воевать друг с дру-гом.И сказали:«Поищем сами себе князя, который бы владел нами и рядил по ряду и по закону».Пошли за море к варягам,к руси.Те варяги назывались русью,как другие называются шведы,а иные— норманны и англы,а еще иные готы— вот так и эти.Сказали руси чудь,славяне,кривичи и весь:"Земля наша велика и обильна,а порядка в ней нет.Приходите княжить и владеть нами".И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь,и пришли прежде всего к славянам.И поставили город Ладо-гу.И сел старший,Рюрик,в Ладоге,а другой— Синеус,— на Белом озере,а третий,Трув-ор,— в Изборске.И от тех варягов прозвалась Русская земля.Через два года умерли Синеус и брат его Трувор И принял всю власть один Рюрик и пришел к Ильменю,и пос-тавил город над Волховом,и назвал его Новгород,и сел тут княжить,и стал раздавать мужам своим волости и города ставить— тому Полоцк,этому Ростов,другому Белоозеро. Варяги в этих городах— находники,а коренные жители в Новгороде— славяне,в Полоцке — кривичи,в Ростове— меря,в Белоозере— весь,в Муроме— мурома,и над теми всеми властвовал Рюрик."Теперь все же замечу, что несмотря на то что мы имеем дело все таки с оригиналами в которых содержится информация о призвании варягов, трактовка этих событий все же может меняться.Перейдем теперь собственно к самой гипотезе. Хорошо известно,что исторические события в каждый конкретный момент времени трак-туются и документируются весьма субъективно.Так,как это выгодно— экономически и политически— стоящему "у руля".Частенько история подрихтовывается и перекраивает-ся,как того требует политическая ситуация и текущие интересы власть предержащих. То есть сам факт события вроде бы никто не отрицает,но вот его трактовку тот или иной правитель может подстраивать под себя.И вот как раз согласно современным научным данным, приход некоего варяга Трувора (в скандинавском вероятно, его имя звучало как ;;rvar;r),якобы брата Рюрика,со своей дружиной на княжение в Изборск — вещь не поддающаяся безусловному подтверждению и,в принципе,сомнительная.Во-первых,на территории древнейшей части Изборска- так называемом Труворовом горо-дище- нет достаточно мощных следов скандинавского присутствия как например в Лад-оге(следы викингов-варягов,как и во всём остальном регионе,имеются— например, обнаружены фризский гребень,равноплечая фибула,ланцетовидные наконечники стрел и копий,но следов этих маловато для утверждения,что в Изборске располагался аж цел-ый ярл с дружиной).Во-вторых,Изборск не стоит на реке,которая могла быть судохо-дной в IX в.,а викинги не были любителями пешком в походы ходить.Исторически укрепленное поселение в Труворовом городище было основано славянами - кривичами на рубеже VII—VIII веков. Впервые оно упоминается в Лаврентьевской летописи под 862 годом. Однако археологи обнаружили, что на территории этой крепости позже появляется еще и внутреннее укрепление, обнесенное частоколом, т.е. детинец (если кратко, то "крепость в крепости").Обычно в процессе роста многих средневековых городов новая линия фортификаций увеличивала общую площадь крепости.Иными слова-ми, укрепленная территория росла за счет прилегающих внешних земель.Но здесь про-изошло иначе.Модификация произошла внутри крепости.По археологическим данным,стр-оительство детинца относится к началу XI в.и,следовательно,может быть связано с деятельностью тогдашнего новгородского князя— молодого Ярослава Владимировича, впоследствии названного Мудрым.В то время чудская дань была одной из важных целей внешней политики Новгорода. Соответственно, для Ярослава в период 1010-1030 годов совсем нелишним было создание военной базы в Изборске, где новгородское войско могло иметь опорный пункт. Таким образом, внутри уже имевшихся к тому времени укреплений Изборска создается дополнительный контур частокола дабы обособить нов-городского князя и его дружину.Это выглядит вполне логичным.Таким образом,декла-рация об Изборске как западном пограничном пункте более соотвествует не "Руси Рюрика",а началу новгородского княжения Ярослава(ок.1014 г.).Именно в это время у Ярослава появляются явные притязания на повышение самостоятельности Новгородской земли.И ему потребовался политический манифест,явно намекающий на территориальные права предков.Ярослав как мы знаем приходился правнуком Ингвару Рюрикссону,т.е. князю Игорю,сыну Рюрика.В тот момент новгородскому князю было бы весьма кстати задокументировать княжение брата (или ближайшего сподвижника) Рюрика на западных рубежах Новгородских земель. Так в исторических анналах в результате довольно вольного трактования начального источника мог возникнуть князь Изборска Трувор.
Примерно то же самое можно сказать о другом князе-варяге - Синеусе в Белоозере. Здесь археологи вообще утверждают, что это поселение возникло не ранее X века, но никак не во время пришествия Рюрика. То есть там вообще не мог княжить его брат.
Вероятно,"появление" скандинавского ярла-князя так далеко на востоке(это совреме-нная Вологодская область)имеет непосредственное отношение к истории соперничества Новгорода и Ростова.Новгородское княжение в то время имело более высокий статус, чем ростовское,и уступало по престижу только киевскому.Ярослав сначала княжил в Ростове,а его старший брат Вышеслав правил в Новгороде.В те годы влияние на Бело-озеро— регион,богатый пушниной, сбыт которой в то время переориентировался на Балтийский регион и Скандинавию — было существенным элементом политики Новгорода. Ярослав, ставший новгородским князем после смерти старшего брата, хорошо понимал значение Белоозера для Новгорода.Данные соображения свидетельству­ют о том, что геополитический треугольник "Новгород- Белоозеро- Изборск" был весьма актуальным именно тогда,когда молодой и амбициозный князь Ярослав,получив в княжение Новго-род,ещё не посягал на Киевский стол,но явно хотел повысить весомость своего княж-ества.Таким образом,"Сказание о призвании варягов"(или,по крайней мере,его "геог-рафическая" часть)максимально со­ответствует реалиям времени около 1014 г.Видимо, так в историческом документе Трувор и Синеус были названы князьями русских горо-дов.Подчёркнутое упоминание Белоозера и Изборска как мест правления ближайших соратников Рюрика придало тексту летописи оттенок политического манифеста.Позже эта часть исходного исторического документа перекочевала в более поздние версии летописей.Подтверждение этой гипотезы можно найти в работах Николая Лопатина "Изборск и Варяжское сказание" и "О феномене древнейшего летописного упоминания Белоозера и Изборска".Кандидат исторических наук Николай Владимирович Лопатин работает в Институте археологии Российской Академии Наук, является заведующим отделом научной информации и подготовки публикаций РАН. Лопатин своими учителем считает В.В Седова, под руководством которого в 1971-92 гг.проводились раскопки на территории Труворова городища в Изборске." (ст."Братья Рюрика. Откуда взялись их образы в легенде?",Илья Дуке,2021)


Рецензии