Такие времена

Вот ты живешь, жизнь тебя радует. Все идет своим чередом. В государстве стабильность. Каждый год становится капельку хуже. Но это не заметно, все привыкают, повозмущаются, и живут себе дальше. А когда окончательно все привыкнут – раз, и еще чуточку хуже. Но все терпят, все привыкли, занимаются своими делами. Лишь бы не было войны.

И ты живешь, ты привыкаешь. Тебе это все не нравится, но жить можно. Не тебе противостоять этому.

Встречаешь человека, вы вместе радуетесь. Живете жизнь, разговариваете. Обсуждаете, привыкаете.

А потом раз – и война. Ради чего все терпели? Ради чего привыкали? Больше незачем. В одну секунду стало реальностью то, чего все боялись. Все ли? Может кто-то хотел? Много ли хотело?

Что теперь скажут соотечественники? Какой выберут путь?

За что нам такие времена?

К страшному сложно привыкнуть, но и тут приспособились. Сначала протестовали, но здесь умеют бороться с протестами. Обожглись.

Но проходит час – и ужас снова сковывает тебя. Стали реальностью все фильмы, все песни, рассказы, ранее не понятные, далекие. Как такое случилось в наше время? И не стоит вопроса, что делать – спасай своего сына, своего отца, своего мужа. Не дай ему попасть в жернова.

Все перевернулось с ног на голову. Кто в безопасности – слава Богу. Ты теперь тоже в безопасности. Вечная благодарность тому, кто спас тебя, кто защитил, кто увез из этого ужаса. Кто спасает тебя каждый день.

А как же остальные? Как их спасти? Как убедить их, что нужно спасаться?

Но время идет. Вроде все успокоились. Вспомнили старые трюки.

Проходит час. Отчаянный смельчак с передовой вдруг вышел вперед, развернулся и, вооруженный, побежал обратно, в столицу. Он бежит быстро. Сейчас, сейчас он достигнет цели. С надеждой смотрим на него и со страхом. Что сейчас будет?

Но он не добегает. Все остается, как прежде. Мы разочарованы, но вместе с тем и рады, что хуже не стало. А смельчака настигает заслуженная кара.

Еще через час родное государство исправляет свои ошибки. Ехать сюда нельзя. В любой момент все изменится, и ты не вернешься обратно. И тебя затянет в те жернова. А если ты уже здесь, нормальной жизни не жди. Все забыли про Конституцию. Права человека – что это? Здесь свои устои, свои правила, и тебе жить по ним. Не сопротивляйся – лучше не будет.

Не бывает войны во благо. Злые поступки не обелить добрыми намерениями.

Мы просто ждем. Что еще мы можем сделать? Ждем, наблюдаем. Налаживаем быт, пытаемся наладить свои дела. Но в любой момент все может стать иным. Все это чувствуют, все это понимают, все стараются не привязываться ни к чему.
 
Проходит час. Место, которое мы считали безопасным, меняется. Оно тоже старается защитить себя, и его планы с нашими расходятся.

Секунда – и наша свобода передвижения ограничена. Мы не можем больше с легкостью вернуться домой. Теперь здесь окончательно наш дом. Еще секунда – и вернуться становится почти невозможно. Со страхом думаем, что будет еще через секунду – сможем ли мы вообще выехать, или останемся тут в заточении?

Среда вокруг нас внезапно стала враждебной. Помнишь эти книги про эмиграцию? Непонятные истории, которые казались неблизкими и скучными, которые были далеким прошлым. Как они стали настощим? Как случилось, что ты теперь чувствуешь то же самое?

Нет стабильности, нет ничего постоянного. Все может измениться в секунду. И ты будь готов к этим изменениям. У тебя в роду стойкость к страданиям. У тебя в крови способность к выживанию. У тебя навык приспособления к изменчивости. У тебя в памяти примеры смелости.

Только бы найти, на что опереться. Только бы найти смысл не сдаваться. Только бы не потерять надежду.

Мы не одни. Мы разделены расстоянием, но мы вместе. Мы стали друг для друга поддержкой. Мы растворимся, мы затаимся, но мы обязаны выжить.


Рецензии