Литература мать всех искусств

 

Дорогие коллеги, сегодня я хочу поразмышлять, что мне безумно, кстати, нравится. И не потому я это делаю, считав себя профессионалом, круче кого-то, вовсе нет, а потому, что хочу поделиться опытом. Своим опытом. И я уверена, что кому-то он обязательно пригодится. Ибо по-другому быть не может. 
Итак, начнём. Двигайтесь со мной по разделам этого текста.
 
 
 
      1. Литература — мать всех искусств.
 
В начале осени состоялась Всероссийская конференция писателей. Мне удалось побывать онлайн. И кое-какими заметками я хотела бы с вами поделиться.
 
В 1991 году государство ушло из писательства. Всё считалось культурой (музыка, кинематограф…), а издательство — самостоятельная единица. Таким образом, пришли к тому, что книжную отрасль нужно спасать.
 
Профессия есть, даже где-то прописана, как «литературный работник», но она ровным счётом ничего не даёт. Это надо разрабатывать на законодательном уровне.
 
И чтобы стало ещё понятнее, рассмотрим на примере. Допустим, писатель отдал своему делу всю жизнь, выпустил предположим несколько книг, занял призовые места на премиях, публиковался. Но вот он выходит на пенсию, приходит в пенсионный фонд, рассказывает свои заслуги, а ему отвечают:
— Понятно. Значит, безработный.
 
На этой печальной ноте, а, быть может, и нет, потому что ЛДПР взялась за социальную защиту писателя, я закончу здесь. И хотя бы потому, что рассуждать на эту тему можно, конечно, долго, но, на мой взгляд, всё уже давно обсудили, осталось действовать. И мы с вами исходя из вышесказанного будем надеяться на лучшее.




    2.  Критика — часть профессии.
 
Говоря о литературе, в целом о любом творчестве, невозможно не сказать про критику. Этой теме стоит выделить небольшой раздел.
 
Будьте осторожны, критикуя кого-то, вы можете ему помочь.
 
Я использовала критику, как оружие, и пустила в оборот.
 
Вообще, критика, в искусстве особенно, — издержки профессии. Нравиться всем невозможно. Да и не надо. Великие писатели и поэты также не всем были/есть по душе. Да и потом, если бы все творили одинаково, то как скучно бы было. Все мы выросли на классике, мы её знаем, помним и любим. Она привычна нам и считается примером литературы. Но второго Пушкина, Толстого и других таких писателей и поэтов больше не будет. Будут другие. Есть другие. Поэтому то, что нам непривычно мы отказываемся воспринимать и критикуем.
 
Научиться критиковать кого-то и конструктивно задача не из лёгких, но научившись критиковать других — сможешь и критиковать себя. Я говорю о конструктивной правильной критике, разумеется.
 
На своём литературном пути я выявила один простой урок (повторяюсь и потому, что это чрезвычайно важно):
Если ты что-то творишь, не позволяй никому душить в себе творческий потенциал, даже если это ты сам. Не позволяй никому топтать то, во что вкладываешь душу, даже если ты где-то совершаешь ошибки. Дай себе время, учись, тренируйся, и ты сделаешь большой шаг вперёд. Позволь себе набить шишек, чтобы стать сильнее. Найди единомышленников среди живых и умерших. Найди опору в себе самом, чтобы преодолеть все трудности.

Я люблю говорить:
Если в вас увидели только плохое, подарите очки, возможно, просто плохо видят. Не знаю, быть может, это кто-то уже сказал. Но это точное описание того, как не надо подавлять в себе что-то, поддаваться  негативу в ваш адрес. Тем более, если вы столкнулись с непринятием вас и с критикой. В целом, стоит рассматривать критику так, чтобы за ней видеть возможность. Возможность увидеть новый взгляд на ваше творчество, которое вполне возможно пригодится; возможность рассмотреть некоторые недочёты, которые, быть может, не увидели сами.
 
Творец сам выбирает, кого ему слушать, да и что делать, собственно, тоже. Это, конечно, тоже важно. И не позволять критике идти впереди, ей место рядом или даже позади вас. Я задаю себе направление и двигаюсь по нему. Я смотрю вперёд, вижу трудности (неважно что это, критика, препятствия какие-то ещё), и всё равно двигаюсь. И так, на мой взгляд, должно быть у каждого.
 
 

 
 

    3.  Добро пожаловать на премию.
 
Мы подобрались с вами к весьма интересной части этого текста. Я опять же повторюсь, хочу поделиться лишь своим опытом. Вы вправе не соглашаться, вправе действовать по-своему, я не навязываю. Однако отмечу, что то, о чём говорю, помогает мне.
 
Но прежде давайте вместе попробуем ответить на вопрос: для чего участвовать в конкурсах или премиях? И как, мне кажется, это делать всё-таки нужно. Тем более, если вы пишете не просто посты или не просто ведёте блог. Вообще, отходя назад, следует сперва задать себе один вопрос: для чего я это делаю? Поразмышлять на тему того, что хочу и куда хочу прийти. Но скорее важнее — что мне это даёт? (Что ощущаю, чувствую ли что-то иное). Мы пониманием же, что практически всё творчество терапевтично, а основа творчества — внутренний конфликт. Слово «практически» я бы подчеркнула. Потому что не всегда бывает именно так. Чаще всего, конечно, но не всегда. Причём не только для самого писателя не всегда, но и не всегда для читателя (хотя здесь писатель не отвечает за чужую психику).

И после всех этих рассуждений просто работать. Если тем более вы ответили себе, что хотите больше, чем блог или какие-то публикации. Почему я говорю «работать», а не творить, как придёт вдохновение? Потому что прежде это дисциплина, которая приведёт вас к результату. А сидеть и ждать, пока нагрянет вдохновение, можно довольно долго. Даже когда нет идей, вдохновления, то вполне возможно сесть и что-то написать. Тренировка — важнейшая часть. А тренироваться нужно регулярно.
Литература, да по сути любое дело, даже если это творчество, требует дисциплины, развития силы воли, регулярной тренировки.
 
Участие в премиях/конкурсах даёт возможность продвижения; знакомства, где вы сможете найти союзников, а возможно, даже и помощи где-то; вы точно сможете чувствовать себя среди нужного и главное — частью большого дела. Какого дела…Помните, что всё начинается со слова.
 
Прежде чем подать заявку на конкурс или премию надо чётко понимать следующее:
Подходит ли действительно вам эта премия. То есть посмотреть и не просто посмотреть, а изучить положение о премии (если оно вообще есть). Есть ли жанры, в которых вы пишите, подходит ли тематика, есть ли номинации, на которые вы можете податься. Конечно, можно написать специально произведение на ту или иную премию. И это надо очень постараться, особенно, если не писали ранее то, что хотите написать. Не следует торопиться сразу отправлять заявку, дайте ей отлежаться, чтобы иметь возможность подойти ответственнее, ещё раз всё проверить и убедиться в том, что всё сделали правильно.
 
Но я бы всё-таки добавила от себя так:;должно быть какое-то внутреннее ощущение, что это «твоё». То есть своего рода должно быть понимание, что это чем-то тебе близко. Это, конечно, сугубо индивидуально. Путь, который писатель проходит через Лонг-лист — Шорт-лист — Лауреат, он невероятен, интересен, полон эмоций и некой новизны. Вся эта дорожка с учащённым сердцебиением, дрожью в коленах, волнением и даже желанием поскорее уснуть, чтобы этот день уже, наконец, настал, где ты увидишь возможно своё имя среди победителей - должна сопровождаться маленькой хотя бы, но уверенностью, что ты там, где должен быть. И, чёрт возьми, это надо испытать. Для себя.

У меня, если можно так сказать, особое отношение к этому процессу, а следовательно, и ощущения в целом. Мне важен именно процесс, этап за этапом. Писательство развило у меня ряд качеств благодаря такому процессу. И это чертовски привлекательно.
 
Организационные моменты иметь значение. То, как правильно вы оформите заявку, зависит следующее:
Пройдёте ли вообще дальше. Если организаторы прописывают чётко кегль, шрифт, значит, надо оформить так, как просят. Казалось бы, мелочи. Но это далеко не мелочи. И это касается всего, что требуется от автора при подаче заявки. Вы можете быть очень талантливым, ваше произведение может быть весьма достойным, но если вы оформите некорректно заявку, велика вероятность просто слететь, даже не пройти номинирование. Поэтому на авторе ответственность за подачу материала самая настоящая. Не стоит этим пренебрегать.
 
Итак, мы определились, подходит ли ваше творчество для той или иной премии/конкурса. Внимательно изучили положение. Подобрали конкретное произведение, ну или написали новое. Проверили его на ошибки обязательно. Оформили корректно заявку. И с Богом…
 
Надо сказать, что если вы не прошли какой-то этап (а, быть может, вообще никуда не прошли), стоит изначально для себя определить, что такое возможно. Здесь важно ваше отношение к этому. Нужно отнестись, если так будет, с пониманием того, что не обязательно у вас настолько всё плохо. Как правило, с автором не ведутся никакие дискуссии о том, почему же он не прошёл дальше. И причин этому может быть много. Опять же, проверьте, возможно, вы ошиблись при оформлении. Может, всё-таки не прошли по тематике, если она была. Перечитайте ваш текст спустя время. Что называется новым взглядом. Вполне возможно, вы сами поймёте есть в нём что-то не так или нет. Надо и всегда держать в голове: всё творчество субъективно. Один и тот же текст одним понравится, другим нет. Не надо впадать в уныние, что у вас всё плохо. Вы должны быть готовы к провалу на старте. И даже если вы уже когда-то занимали призовые места, далеко не факт, что получится ещё, это тоже надо понимать. Здесь, конечно, важна закалка. Как с критикой. А писательство закаляет.
 



    4. Писатель — это?
 
 
Писатель, на мой взгляд, один из самых разносторонних личностей. Наряду с самим писательством, этот человек изучает, во всяком случае, как мне кажется, должен изучать, и помимо много всего другого. Здесь я надолго останавливаться не стану по той простой причине, что уже размышляла на эту тему в другом своём тексте. Понятное дело, что писателю нужно читать разное, изучать разное. Полезно и, кстати, изучать языки. И это не только я говорю.
 
Знать эти рамки, законы литературы, то есть как устроен текст. И да, это тоже говорю не только я.
Но от себя добавлю. Всё это не означает, что творить надо по чьим-то выдуманных «законам». Твори, как ты хочешь, творец волен творить так, как считает нужным, как идёт изнутри. Но даже при этой свободе творения следует знать, как целая система устроена и почему она работает. Просто писать можно в своих соцсетях, каких-то блогах. Но если ты хочешь создать действительно хороший и художественный текст и хотя бы попытаться подойти к литературе, то знать нужно. Особенно это касается поэзии. Но поэзия вообще отдельная тема, её касаться здесь не будем.
 
Когда я пришла в литературу, у меня не было какого-то лит. образования. Да, впрочем, его и сейчас нет. Ну то есть я прошла бесплатные курсы пис. мастерства, которые мне ничего нового не дали. Ради интереса я это делала. И я творила так, как я это видела. В процессе творения я сама пришла к выводу, что есть пробелы, и нашла где именно. Сейчас я их прорабатываю. И на мой взгляд, это должен делать каждый пишущий. И как мы понимает, вовсе не обязательно иметь литературное образование. А уж какими качествами должен обладать писатель, думаю, каждый в состоянии для себя определить сам. Помню, как на одной встрече Донцова рассуждала на эту тему. В процессе своего творения она пришла к выводу, что грамотность для писателя не столь важна. Куда важнее именно дисциплина, в процессе которой ты развиваешься. Много читаешь и пишешь, регулярно, где совершенствуешь свой текст. Так и разрабатывается авторский стиль.
 
В идеальном для писателя мире опять же, на мой взгляд, писатель не должен тратить средства на издательство/продвижение и т. п. И я нашла решение и здесь. Сейчас большое количество курсов, возможность публикации и даже выпуска книг. Но важно вычленить из всего этого изобилия реальный мусор. Хотя бы потому, что как минимум ничего не даст. На выходе лишь потраченные средства. Так, я нашла выход бесплатных и действительно стоящих публикаций своих произведений; возможность учиться бесплатно, пройдя конкурсный отбор на курс и даже единомышленников не мёртвых, кстати (если нужно подробнее - напишите, я расскажу).
 
 
Осень, так сложилось с детства, ассоциируется с учёбой. Неважно сколько тебе лет и где ты находишься. Также, как начало чего-то нового, проработка ранее задуманного. Помимо и возможность погружения в себя. Если предыдущие осени посвящала белью, как создатель своего дела, то эту — писательству.
 
Заранее подготовив себя к этому периоду и определив, что хочу и нужно, у меня таким образом сложился некий прописанный пазл.
У нас возобновились после каникул занятия   на семинарах по драматургии. А также я выбила себе местечко в лит. студии, где мы разбираем поэзию. Самое интересное, что я выиграла конкурс и мне досталось место на бесплатном курсе по писательству. Так, я имею возможность прорабатывать все писательские направления. Более того, считаю это не просто нужным, а необходимым. Очень хорошая практика разбирать чужой текст, пробовать писать разное и в целом смотреть кто и как ведёт своё творчество. Чаще писатель пишет в том жанре, в котором пишет, освоился, так сказать, нащупал его и т. п. А на занятиях (конкурсах/курсах/семинарах) иногда дают задание написать, как правило, что-то, абсолютно несвойственное тебе. Таким образом, ты выходишь за рамки и смотришь другим взглядом. Это интересно наблюдать за собой лично. Что ты по итогу напишешь, становится иногда неожиданностью. И это даёт возможность развиваться.
 
Мне всё больше хочется погружаться в профессию, это творчество; познавать себя ещё больше и открывать новые грани. И считаю так должно быть с любимым делом. И даже если ты дисциплинируешь себя, приучая работать на ежедневной основе, то это не будет казаться работой, рутиной.
 
Зачем писателю учиться? Посещать какие-то курсы или что-то изучать? Многие задаются таким вопросом и отвечают так: зачем учиться тому, что идёт так, великий писатель не учился и написал.
Конечно, это выбор каждого. Я говорю: а зачем вообще мы учимся? Для чего мы прорабатываем какой-то навык? Например, проходим тренинг на работе. Или получаем новую профессию, сперва учившись на неё. Ну также собственно и с писательством. Учиться можно, конечно, по-разному. И даже те же великие писатели учились писать. Только делали они это тоже по-своему. Толстой писал роман четыре года, он учился его писать. Есенин писал стихи каждый день в определённое время, работая над ними. Я считаю, что если мы хотим совершенствоваться в чём-то, то должны приложить усилия для того, чтобы учиться и получить на выходе блестящий результат.
 
 
 
 
 

      5. Писательская психология.
 
Так, мы подходим к завершению прогулки по разделам этого текста-размышления.
 
Я лишь скажу кратко, не углубляясь в саму суть психологии писательства. Опять же потому, что есть моё рассуждение в другом тексте на эту тему, где затронут психоанализ.
 
На мой взгляд, как я уже упоминала ранее: важно найти союзников среди умерших и живых. Последнее особенно важно. Они могут выступать учителями, коллегами, людьми, что понимают и поддерживают.
 
Что нужно сделать, чтобы, так сказать, плыть в этой литературной лодке? Плыть вместе, понимая то, что вокруг этой лодки. Обмениваться контактами с писателями, подписываться взаимно на пис. группы. Поддерживать друг друга, рассказывая события, делиться новостями, информацией. Участвовать в писательских активностях, короче говоря. Встречи. Знакомства. Это всё очень интересно и продуктивно скажется на вашем творчестве. Найдётся обязательно и тот среди коллег, кто будет вас читать.
 
Быть может, когда вы будете в отчаянии, то чья-то писательская рука протянет вам нить поддержки. И это тоже важно. Каждый может проживать состояние падения или упадка сил. Главное — понимать, что это не такое уж и плохое время.
 
Очень интересно посещать лит. события. Это такая же возможность найти союзников, посмотреть со стороны, как устроен тот или иной процесс, взглянуть, в конце концов, на современность и знать нынешних писателей. Сперва ты узнаешь новые имена, потом узнают тебя.
 
Важно при всём этом понимать ещё, на мой взгляд, одну немаловажную вещь, хоть я уверена многие со мной не согласятся. Писательская деятельность — это не соперничество. Даже если писать в одном жанре. У каждого свой отпечаток пальца, даже если понимание литературы совпадает. Литература не просто мать всех искусств, она сильнее любого недуга и служит объединением (подчеркиваю жирным последнее слово).
 
Я рассказываю на Прозе о некоторых своих публикациях и участие в премиях и для того, чтобы каждый пишущий смог также попробовать свои силы. Конечно, не всё здесь публикуется, даже не каждый текст. Но тем не менее страница открыта для всех.



 
От автора.
Я искренне желаю каждому писателю, поэту испытать эту дорожку к лауреату; откликнуться в чьем-то сердце и найти своего издателя и читателя.
 
Ваша,
Ана Май.


Рецензии