Генералы. Х. Судьбы... Невосполнимые потери первог

      Генералы. X. Судьбы... НЕВОСПОЛНИМЫЕ ПОТЕРИ ПЕРВОГО ДНЯ ВОЙНЫ

      Вопрос: - Кто он. Единственный советский генерал, покончивший жизнь самоубийством 22 июня 1941 года?

      22 июня был не только выходной воскресный день. Это был ещё и церковный праздник «Собор всех святых, в земле Русской просиявших»(1). Никто ни атеисты, ни православные верующие (а их было бесчисленное множество в том числе и руководстве страны) не могли поверить в вероломные планы «дружественной» Германии.
      Уверовав в непогрешимость подписанного Наркомом (министром) иностранных дел СССР Вячеславом Молотовым и министром иностранных дел Германии Иоахимом Риббентропом «Межгосударственного соглашения», гарантирующего «воздержаться от нападения друг на друга как по отдельности, так и с другими странами». Советский народ безгранично доверился малообразованным, амбициозным руководителями госпартаппарата, убедительно навязывающим шапкозакидательские настроение.

Мы войны не хотим, но себя защитим,
Оборону крепим мы недаром,
И на вражьей земле мы врага разгромим
Малой кровью, могучим ударом!(2)

      А после того, как фраза вошла в песню фильма «Если завтра война», то и с военной доктриной Красной Армии. Тем более, что без Сталина, утверждение фильма на прокат по СССР не обошлось.
      После заключения договора о ненападении с Германией произошло снятие лозунга «Воевать малой кровью и на чужой территории», но миллионы людей уже посмотрели фильм, уже прочитали книгу со статьями Ворошилова К.Е., уже запомнили этот простой и ясный лозунг, который  привёл советский народ к катастрофе  начального периода войны.
      Неоспоримый факт(3): «22 июня 1941 года Красная Армия оказалась совершенно не готова к нападению гитлеровцев». О первых месяцах войны у нас не любят вспоминать. Слишком они были трагичными. Не сбылся лозунг, проповедуемый Клементом Ворошиловым: «На вражеской территории, малой кровью». Обошлись не малой и уж точно своей. А вымышленный миф, официально закреплённый в Полевом уставе РККА 1939-го года:

      Цитата:
      «Если враг навяжет нам войну, Рабоче-крестьянская Красная Армия будет самой нападающей из всех когда-либо нападавших армий. Войну мы будем вести наступательно, с самой решительной целью полного разгрома противника на его же территории. Боевые действия Красной Армии будут вестись на уничтожение».
      Этот «миф советской идеологической пропаганды», был рассеян фашистскими полчищами в первые минуты войны.  Агрессия и геноцид, развязанные против народов многонациональной страны советов началась с бомбовых ударов по советскими городам Рига, Виндава, Либава, Шауляй, Каунас, Вильнюс, Гродно, Лида, Волковыск, Брест, Кобрин, Слоним, Барановичи, Бобруйск, Житомир, Киев, Севастополь, железнодорожным узлам, аэродромам, военно-морским базам СССР, внедряя в сознание безотчётный страх не только у народа, но и в среде  власть имущих.
      Любопытно, что никто из видных советских военачальников того времени не взял на себя ответственность за разгром первых дней войны. Все кроме одного — героя войны в Испании, генерала-майора авиации Ивана Ивановича Копеца.

      Справка:
      Генерал Иван Копец советский военачальник, занимающий высокие посты в военной иерархии(4) Красной Армии первая жертва первого дня Великой Отечественной войны.
      Известие о смерти «дикорастущего» генерала авиации подавляющее число советских людей повергло в шок.
      Что стало катализатором к принятию рокового решения даже спустя более восьми десятилетий остаётся тайной.
      До сих пор обстоятельства смерти прославленного «сталинского сокола», как и мотивы, подтолкнувшие его на этот отчаянный шаг, вызывают споры среди многих историков и публицистов, (Николай Седых «Истоки и уроки Великой Победы»; А. В. Сульдин «История СССР»; Пётр Балаев «Клим Ворошилов»; Владимир Поляков «Воздушные разведчики – глаза фронта. Хроника одного полка. 1941–1945».  Леонид Млечин «Гитлер против Сталина» и др.). Для кого-то его поступок олицетворение храбрости и личного мужества, а для кого-то, это проявление слабости и малодушия(5).
      Иван Иванович Копец – кадровый военный. «Родился 19 сентября 1908 года в Царском Селе в семье слесаря.
      В голодном и холодном 1918 году Иван Осипович с семьей переехал в маленький городишко Ишим(6), что за Тюменью, где и прошла тяжелая, полная горестей и испытаний юность Ивана Копеца. В 1919 году от тифа умерла мама. Отец уехал в поисках работы, а Иван подался в батраки в деревню Шаблыкино, где трудился сезонным рабочим до 1923 года. Вместе с братом Сергеем они были последней надеждой, кормильцами всей семьи. Чем им только не довелось заниматься…
      Иван, как мог, выкраивал время и для учебы в местной школе. Это удавалось только зимой, да и то по вечерам. Днём работал чернорабочим на заводской стройке и грузчиком на железнодорожной станции. Увлечение авиацией ему была привита его школьным учителем, который организовал первый в городе авиакружок. Вскоре в небо над Ишимом поднялся и первый самолёт – деревянная модель планера Вани Копеца…
      В 1926 году Ваня Копец поехал поступать в лётную школу и… с треском провалил медкомиссию: врачи нашли какие-то неполадки с легкими.
      Весной 1927 года он отправляется в далёкий Самарканд и устраивается на тяжёлую, смертельно опасную работу – забойщиком на постройке дороги в горах. Попав под завал, сутки пролежал погребённым под горной породой. Спасли чудом. Физически крепкого юношу заметили в местном горкоме комсомола и направили на ответственную работу – секретарём окружного судебного исполнителя.
      В этом же году по рекомендации комсомола Иван поступил на военную службу в Ленинградскую военно-теоретическую авиационную школу. После её окончания в 1928 году был зачислен курсантом элитной 1-й Качинской военной школы летчиков им. Мясникова, дислоцируемой в Севастополе.  
      Беспрецедентный случай! Он единственный из выпускников 12-го выпуска был  оставлен  «в школе лётчиком-инструктором без стажировки в части».  

      ПРИГОВОР ТРИБУНАЛА... 
      В 1932 году карьера молодого лётчика едва не разрушилась, в авиакатастрофе Иван Копец разбил самолёт-разведчик  Р-5 (самолёт восстановлению не подлежит заключение комиссии). Военный трибунал Московского военного округа приговорил  командира истребительного отряда  к трём годам лишения свободы без поражения в правах. Копеца исключают из кандидатов в члены ВКП(б), и в декабре 1932 года за его спиной захлопывается тюремная дверь. Но, к счастью, ненадолго. Постановлением ВЦИК от 01.11.1932 «Об амнистии в ознаменование десятилетия существования советской власти на Дальнем Востоке»(7). Был освобождён со снятием судимости. Восстановлен в рядах партии большевиков. Восстановлен в кадрах РККА  на должности инструктора-лётчика.
      В 1935 г. окончил Курсы усовершенствования начальствующего состава ВВС РККА при Военно-воздушной академии (КУНСА).
      Воевал  в качестве пилота-истребителя на стороне республиканской Испании, под псевдонимом «Хозе», непродолжительное время исполнял обязанности командующего истребительной авиацией республиканских ВВС  «совершил более 200 вылетов, лично сбил 2 самолёта».  20 июня 1937 года старший лейтенант Копец за выдающиеся заслуги, становиться полковником (минуя звания капитана, майора и подполковника) с назначением на должность заместителя командующего ВВС Ленинградского военного округа, имевшего к тому времени на вооружении более тысячи самолётов».

      Документ №1
      Постановление ЦИК СССР от 21.06.1937 «О присвоении звания Героя Советского Союза командирам Рабоче-крестьянской Красной армии
      За образцовое выполнение специальных заданий Правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и проявленный в этом деле героизм присвоить звание Героя Советского Союза со вручением ордена Ленина. Медаль «Золотая Звезда» № 16,
      Полковнику Копец Ивану Ивановичу,
      Председатель ЦИК Союза ССР М. Калинин  Секретарь ЦИК Союза ССР И Акулов»(8).
      Великую Отечественную войну лётчик-истребитель, генерал-майор авиации, встретил в должности Командующего ВВС Западного фронта»(9).

      22 июня 1941 года в 3:00 немцы атаковали советские аэродромы по всему фронту. Кассетными бомбами было уничтожено несколько сотен истребителей. Кроме того все наземные аэродромы, расположенные вблизи границы, были захвачены войсками Вермахта.

      Цитата:
      – Видели? – угрюмо спросил он наконец, вытерев пот, снова надев шлем и так глубоко надвинув его, словно и сам не хотел ни на кого смотреть и не хотел, чтобы кто-нибудь видел его глаза.
      – Прямо над нами… – сказал Синцов.
      – Видели, как сталинских соколов, как слепых котят… – начал лётчик. Голос его горько дрогнул, но он пересилил себя и, ничего не добавив, ещё глубже надвинул шлем.
      Синцов молчал. Он не знал, что ответить.
      Одним словом, переправу разбомбили, мост вместе с танками под воду пустили, задание выполнили, – сказал лётчик. – Хоть бы один истребитель на всех дали в прикрытие!»(10).

      Да ситуация была именно такой. Истребителям просто неоткуда было взяться.
Этот диалог лётчика сбитого бомбардировщика и военного корреспондента Синцова из романа К. Симонова «Живые и мертвые» как нельзя лучше передаёт весь трагизм положения Красной Армии в первые дни Великой Отечественной войны.
      В ходе ответных мер были отправлены бомбардировщики для нанесения бомбовых ударов по известным переправам и аэродромам противника. Но «бомбовозы», совершенно не имея прикрытия, понесли в этот день просто колоссальные потери.

      Справка:
      Потери 96-го дальне-бомбардировочного авиационного полка составили
      «Из 70 Ил-4, совершавших первый боевой вылет, к концу дня на свой аэродром не вернулись 22 машины. Кроме того, один бомбардировщик 96-го полка во время разбега взорвался на своей же бомбе ФАБ-1000»(11).
      Большинство вернувшихся на свои аэродромы самолётов были повреждены.
      «22.06.1941 г. ВВС Западного фронта произвели 1896 самолёто-вылетов(12). Обстановка же требовала вдвое больше. Однако осуществить это не удалось из-за потери управления штабом ВВС фронта.
      «13-я авиационная дивизия потеряла в течение 22 июня 64 самолета СБ-АНТ-40».
      Всего в первый день войны ВВС Западного фронта потеряли:
      «738 самолётов, в том числе, 528 самолётов сгоревшими на аэродромах, 133 - сбитыми вражескими истребителями, 18 - зенитным огнём, 53 - не вернувшимися с боевого задания по невыясненным причинам.
      Кроме того, 1 самолёт потерпел катастрофу, 2 - аварию и 3 - совершили вынужденные посадки. Общие потери составили 738 самолетов из 1453 исправных, имевшихся в округе»(13).

      О бедственном состоянии подчинённых ВВС 22 июня 1941 года стало известно и командующему.
      «Совершив облёт разрушенных аэродромов и узнав о масштабах потерь, генерал-майор И.И. Копец покончил жизнь самоубийством, застрелился в своём служебном кабинете около 18:00 того же дня,  (32 года), Минск, Белорусская ССР, СССР»(14).

      Предвосхищая вопрос, почему ВВС Белорусского особого военного округа (БОВО) оказалась в таком не «дееспособном» состоянии?! 
      Самому заклятому врагу не пожелаешь попасть в такое положение, в котором оказался в июне 1941 года генерал Копец...
      С одной стороны – реальная угроза нападения немцев, с другой – тяжелый груз ежедневного ожидания ареста...
      Во многих подчинённых ему частях положение просто отчаянное –  они совершенно не готовы к войне. Двадцать авиаполков так и не удалось полностью укомплектовать самолетами и личным составом. В связи с начатой в апреле очередной реорганизацией тыла, авиабазы изымались из авиадивизий и передавались в районы авиационного базирования, которые также находились в стадии формирования.  И тем не менее  Москва осведомлённая об истинном положении дел требовала...
     Из воспоминаний лётчика-инспектора майора Ф. Олейникова:

      Цитата:
      «В самый канун войны из Москвы пришёл приказ подготовить самолёты к какому-то парадному смотру, то есть снять временно вооружение, и поэтому в момент фашистского нападения они оказались разоруженными...».

      Вопрос: Был ли отважный советский генерал трусом и предателем?
      Вспоминает генерал-полковник авиации Рытов(15):
      Цитата:
      «Когда фашисты в первый день наступления нанесли массированный удар по аэродромам, Копец сел в самолёт и решил посмотреть, что с ними сталось. Потери оказались огромные... Он вернулся в штаб, закрылся в кабинете и застрелился... Сейчас можно о нём говорить всякое: и малодушие проявил, и веру, мол, потерял. Не знаю. В одном я твёрдо убеждён: сделал он это не из трусости»(16).

      В пользу этой версии привлекательным на наш взгляд является мнение автора книги «Клим Ворошилов. Первый Маршал страны Советов. Друг Сталина, враг Хрущёва», Петра Балаева.
      Так, уважаемый публицист в своей публикации, задаётся вопросом о том, «почему Копец отправился облетать аэродромы, а не улетел в штаб фон Бока, как настоящий предатель, и не доложил тому о выполнении задания по приведению советских войск в неготовность?».
      По мнению Балаева, «если бы Копец не был честным человеком, он бы выбрал плен. Тем более, что такая возможность у него была».
      В реальном понимании факт самоубийства командующего Военно-Воздушных Сил Западного Особого Военного Округа вечером 22 июня после облёта им аэродромов, подтверждает его осознание ответственности и неизбежности наказания за значительные потери в материальной части. Но не всегда то, что случилось после какого-то события, является его следствием. 
      Доподлинно, не известно испугался ли он. Думается, что вряд ли. Скорее всего, был просто ошеломлён …
      Хотя!!!
      У этого, не совсем понятного сегодня, самоубийства может быть и другая, по тем временам вполне понятная причина...
      Волна арестов, накрывшая ВВС Красной Армии весной 1941 г., не могла остаться не замеченной Копецом. Возможно, он это ни с кем не обсуждал, но не заметить изъятие из авиации такого количества генералов, прославленных лётчиков, своих товарищей и знакомых, он просто не мог. В первые дни войны аресты продолжились, и проходили они, скорее всего, по плану, согласованному ещё до начала боевых действий(17). 
      Так или иначе волна репрессий косвенно, но всё же коснулась его. В июле 1941 года была арестована Нина Павловна Копец. Мог ли это предвидеть генерал...
      Вопросы, вопросы, вопросы...
      И тем не менее...
      Согласно выписке из приказа Главного управления кадров Красной Армии, «генерал-майор авиации И. И. Копец, 1908 г.р., исключён из списков действующего высшего комсостава как застрелившийся 23.06.1941 г.»(18).

      Источники:
      1. Собор всех святых, в земле Русской просиявших (церк.-слав. Соборъ вс;хъ ст;ыхъ, въ земл р;ссі;йст;й просї;;вшихъ) — праздник («собор») Русской православной церкви. Совершается в Неделю всех святых, в земле Русской просиявших, которая приходится на 2-ю Неделю по Пятидесятнице, то есть второе воскресенье после Дня Святой Троицы.
      2. Текст песни из фильма 1938 года «Если завтра война».  Автор текста Василий Лебедев-Кумач.
      3. Неоспоримый факт — это установленное и подтвержденное событие, действие, феномен или закон, которому невозможно противопоставить иных объяснений или доказательств. То есть это факт, который не подлежит обсуждению, опровержению или изменению.
      4. Военная обобщённая структуризация Вооружённых сил страны, предназначенных для охраны и обороны государства и защиты его независимости на государственные военные структуры; а также структурированная система разделения военнослужащих (военнообязанных) на высшие и низшие должности, чины, ранги, воинские звания; строгий порядок подчиненности низших по должности или чину лиц высшим, с учётом национальных традиций страны.
      5. Николай Седых «Истоки и уроки Великой Победы»; А. В. Сульдин «История СССР»; Пётр Балаев «Клим Ворошилов. Первый Маршал страны Советов. Друг Сталина, враг Хрущёва»; Владимир Поляков «Воздушные разведчики – глаза фронта. Хроника одного полка. 1941–1945».  Леонид Млечин «Гитлер против Сталина» и др.
      6. В городе Ишиме в 1990 году улица Московская переименована в улицу имени И. И. Копеца, а на здании школы, в которой учился будущий генерал-майор авиации Иван Копец, 6 мая 2005 года была установлена мемориальная доска.
      7. Командно-начальствующий состав Красной Армии в Советско-Финляндской войне 1939-1940. Том 1 Cоловьёв Д.Ю.
      8. Российский государственный архив социально-политической истории  далее РГАСПИ Ф. 17. Оп. 163. Д. 1154. Л. 26.
      9. Печенкин А. А. О потерях советских генералов и адмиралов в годы Великой Отечественной войны. // Военно-исторический журнал. — 2005. — № 3. — С.34
      10. Симонов, Константин Михайлович Живые и мертвые [Текст] : роман : в 3-х книгах / Константин Симонов. - Москва : Советский писатель, 1985. Кн. 3: Последнее лето. - 1985. - 478 с.
      11. Скрипко Н.С. Указ. соч. С. 59.
      12. Центральный Архив Министерства Обороны далее ЦАМО, ф.35, оп.225930, д.8, л.1
      13. ЦАМО, ф.35, ОП.3802, д.19, л.70.
      14. Захаров Г.Н. Указ. соч. С. 118.
      15. Андрей Герасимович Рытов (1907—1967) — 
      16. Рытов А.Г. Указ. соч. С. 106.
      17. Согласно другой версии, начальник особого отдела НКВД Западного особого военного округа майор ГБ Павел Георгиевич Бегма вечером 21 июня 1941 года получил спецсообщение из Москвы об «изъятии генерала И.И. Копец по вновь открывшимся обстоятельствам». Основанием послужили показания Смушкевича Якова Владимировича, о том, что он, бывший главный советник по авиации республиканской Испании, сам завербовал Копеца в свою группу. Исаев. 2010. Глава III. Воздушный Пёрл-Харбор.
      18. Был похоронен на Военном кладбище в Минске. По свидетельству дочери И. И. Копеца, часть территории Военного кладбища, на которой его похоронили, после войны была застроена. См.  Ирина ВОРОНКОВА. Минская эпопея. Июнь 1941-го (рус.) // Беларуская думка : журнал. — 2011. — Июль. 


Рецензии