Соловецкие о-ва

  "Сейчас Соловки известны,в первую очередь как монастырь,или же как бывший исп-равительно-трудовой лагерь.Однако,это далеко не все,чем примечательны эти острова и одноименная крепость.Предлагаем обратиться к древнейшей истории этого места,а также некоторым малоизвестным фактам.Считается,что первые два монаха-отшельника Савватий и Герман прибыли на совершенно безлюдные острова в 1429 г.Впрочем,их без-людность— еще предмет споров: ведь на тот момент они уже были хорошо известны саамам,из языка которых возможно и пришло название «Соловки»(от «солова» в значе-нии «большой»).Согласно официальной истории в 1450 гг.были построены первые дере-вянные церкви,а строительство первых каменных церквей началось лишь в 1552 г.Воз-ведение гранитной оборонительной стены относят и того позже— ее возведение нача-лось лишь в 1584 г.по указу Бориса Годунова и продолжалось примерно на протяжении 14 лет.Это совершенно невообразимый срок для возведения такого поистине мегалити-ческого сооружения— причем численность монахов тогда составляла по разным оценкам всего порядка 200–500 человек,а работы из-за суровых погодных условий велись толь-ко в летнее время.Иначе как «чудом» результат этих работ назвать нельзя,так как в основании крепости встречаются гранитные блоки до 3–5 м.Такой блок весит порядка 15 тонн.(Для справки— блоки пирамиды Хеопса,над технологией строительства которой до сих пор ломают голову ученые всего мира,весят «всего» по 2,5 тонн каж-дый).Экскурсоводы объяснений насчет того каким образом это было построено объяс-нений не дают,кстати документация и планы строительства Соловецкой крепости— как водится в таких случаях— в архивах отсутствуют.Складывается впечатление,что фун-дамент из гигантских валунов на островах уже стоял к моменту возникновения там монастыря(что,конечно,не умаляет других многочисленных достижений монахов по обустройству этого места).И вот почему такая версия кажется оправданной:1.Соло-вецкая крепость как бы состоит из двух слоев с принципиально разными технологиями строительства— прекрасно видно невооруженным взглядом: если в нижнем ярусе— огро-мные мегалитические валуны,то поверх них лежит обычная каменная кладка,что полно-стью укладывается в предложенную гипотезу.2.Некоторые стыки блоков— в частности на набережной— выполнены в технике,так называемой полигональной кладки(то есть камни не стандартной формы,а все разные и подгоняются друг под друга "в замок", образуя технически сложные в исполнении и "ненужные" изгибы),которая характерна именно для древнейших строений земли по всему миру— в Египте,Перу и других «оча-гах» зарождения цивилизации.3.Камни в основании монастыря поросли таким внушите-льным слоем лишайников,что специалисты оценивают их возраст в 2–3 тыс.лет.4.И наконец— Соловецкий архипелаг и соседние острова Кузова— настоящий заповедник мегалитов,каменных лабиринтов и прочих рукотворных сооружений разных типов,слож-ности и размеров,многие из которых до сих пор даже не изучены как следует.Что непосредственно свидетельствует,что а)острова были кому-то прекрасно известны и обитаемы задолго до прихода на них первых монахов; б)древнейшие строители исполь-зовали именно камни разных размеров- включая мегалитические,как базовый материал для возведения своих объектов.В целом на Соловках насчитывается около 35 каменных лабиринтов и порядка 1000 валунных насыпей и «выкладок»: а на одном только Боль-шом Заяцком острове таких лабиринтов 13,а насыпей более 850…Среди этих сооружений исследователи выделили несколько типов:
    «дольмены» (выкладки из камней прямоугольных форм),
    «перемычки» (каменные насыпи определенной формы),
    «звезды» (выложенные валунами многоугольники),
    «пирамиды» (высотой до 3,2 метров),
    «коромысла» (многоуровневые фигуры похожей на коромысло формы),
    «ловушки»,
    «алтари»…    Известна также уникальная в своем роде «солнечная розетка» Заяц-кого острова,выложенная из сколов кварцита.На соседних же островах Кузова(16 нео-битаемых островов)есть еще и сейды(валуны поставленные на «ножки» из небольших камней),и геометрически правильные шары из кварцита,и то ли скала,то ли скуль-птура с ясно просматриваемым человеч.лицом,а также единственный в мире 15-тонный каменный трон— сооружение явно рукотворного характера,поставленное на основу из шестиугольника.Сидя на нем в период зимнего солнцестоянии можно увидеть как солн-це проходит точно по вершине ближайшей сопки.Каменные лабиринты архипелага.Как чаще всего бывает в подобных случаях,никаких вразумительных объяснений касательно назначения всех этих конструкций ни у кого нет.По каменным лабиринтам— они,пожа-луй,исследованы лучше всего— высказываются самые невероятные версии,самой растир-ажированной из которых почему-то стала самая абсурдная:Версия 1- чаще всего говорят о том,что лабиринты- ловушки для рыбы,которая в прилив заплывала в эти лабиринты и не могла из них выбраться.Это при том,что бОльшую часть лабиринтов прилив не накрывает никогда.Версия 2 представляет собой модификацию того же посыла: что лабиринты— это элементы примитивной промысловой магии для все той же ловли рыбы.Версия 3 — что все это геоглифы, созданные для маркировки островов и ориентации мореходов в пространстве. Тоже малоубедительно…Другие гипотезы обычно связаны с разного рода взаимодействиями с потусторонним миром— некоторые иссле-дователи считают,что там проводились погребальные обряды по сжиганию.И действи-тельно,во многих лабиринтах находят следы пепла,но вот останки— крайне редко. Опять,если это так,то возникают вопросы— почему тогда лабиринтов так мало?Знач-ит,таким образом осуществляли погребения только в исключительных случаях? Для кого же тогда?Интересно, что местное название Соловецких и Кузовских лабиринтов — «вавилоны». Таким же словом обозначаются совершенно другие по виду каменные плиты в Изборске с нанесенными на них геометрическими фигурами (подробнее про Изборск), назначение которых также не установлено.Соловки на старых картах.Напомним, что по официальным данным первые каменные постройки— причем речь даже НЕ о внешней обо-ронительной стене,а о постройках церквей— появились на Соловках НЕ раньше 1552 г. А возведение оборонительной каменной стены только начинается в 1584.При этом на картах Соловки появляются уже ДО этого,причем с пометкой города— то есть картог-раф счел необходимым изобразить некий недавно основанный деревянный монастырь севера наравне с такими крупными городами как Москва, Великий и Нижний Новгород, Суздаль, Кострома и прочими? Не странно ли это?Возьмем самую «старую» имеющуюся в открытом доступе карту Московии — это карта Антония Вида 1537 г. Она интересна тем, что каждому городу здесь соответствует не просто символ, а некое уникальное изображение. То есть картограф, видимо, хотел передать примерный облик и размеры города — так вот изображение Соловков отражает нечто действительно грандиозное! Сооружения Соловков по размеру выглядят на порядок внушительнее Пскова,Владимира , Коломны и Твери! Превосходят их разве что Великий Новгород и Великая Пермь (кстати, что по «официальной» истории такого города на тот момент еще вовсе не существует— читайте подробнее в статье про Пермь),Москва же примерно равноценна. Напрашивается вывод,что внушительные стены монастыря с гигантскими валунами сущ-ествовали уже тогда и были известны всему просвещенному миру.Кстати,здесь хотел-ось бы обратить внимание на то,что на базе данной карты кем-то создана фальшивка, которая растиражирована в Интернете с искаженным названием «карта А.Вуда»(вместо А.Вида)— на ней изображены некие пирамидальные конструкции,якобы,изображающие дохристианское святилище на Соловках.Но,на оригинальной карте А.Вида,которую мы привели выше— рисунок Соловков совершенно другой!Точнее,он почти такой же,только без пирамиды и башни с куполом.Чего нет— того нет.Именно поэтому стоит самосто-ятельно проверять первоисточники.А карта Антонио Вида и так крайне интересна и стоит того,чтобы изучить ее внимательно.Другая карта— Гастальди 1551 г.(т.е.так-же ДО строительства первых каменных сооружений Соловков).Здесь также есть Соловки (Solovoka)с пометкой города— и он один из самых крупных на карте.По размерам его можно сравнить с Костромой,Владимиром и— опять же— Пермью Великой.Есть ощущение, что на картинке угадываются очертания стен вокруг города,хотя,возможно— граница острова.Самая известная карта России, Московии и Тартарии (!) авторства Энтони Дженкинсона 1562 года также отображает Соловки как примечательный объект. Масштаб карты здесь уже другой и города обозначаются одинаковыми красными символами, но ради интереса можно их пересчитать.На Русском Севере всего 11 городов «удостои-лись» красного значка, включая Соловки.В целом на всей рассматриваемой территории городов порядка 70–80(не так много!)и «деревянные постройки» соловецкой обители почему-то входят в список обязательных к отображению населенных центров.Заметим, что на севере есть и множество других монастырей/острогов/городков,которые обоз-начены просто текстовыми названиями.Напомним также,что на момент издания карты в 1562 г.строительство внешних оборонительных стен Соловков все еще даже не нача-лось.Интересные факты из истории монастыря.В 1571, 1582 и 1611 гг.стены Соловец-кого монастыря пережили ряд нападений со стороны шведов.Знаменитый патриарх Никон ,инициировавший церковную реформу в 1650,которая вылилась в болезненный раскол между приверженцами «старой веры» и «новых правил» изначально принял постриг в Свято-Троицком Анзерском скиту Соловецкого монастыря.Через некоторое время он бежал оттуда по причине разлада с Елеазаром Анзерским— начальным старцем скита.
    Реформы Никона (подробнее про суть реформ и противостояние между Никоном и духовным лидером староверов протопопом Аввакумом читайте в статье про Печору и Пустозерск) были решительно отвергнуты братией  Соловецкого монастыря и осуждены как ересь — «по новым книгам петь и служить отнюдь не хотят». Новый настоятель Иосиф — присланный из столицы сторонник реформ, был изгнан монахами. В результате — так как нововведения Никона были поддержаны государем, а на староверов пошли гонения — монастырь был лишен своих вотчин, владений и осажден царскими войсками. В это время на Соловках находилось порядка 90 пушек и 700 монахов, многие из которых были по сути воинами, так как сама Соловецкая крепость считалась важным опорным пунктом на случай войны со Швецией. И при этом обладала достаточным запасом провианта на случай шведской блокады.    Осада длилась 8 лет! — с 1668 по 1676 годы и получила название «Соловецкого сидения» или «Соловецкого восстания». В первые годы противостояние шло достаточно мирно, если можно так выразиться — осада устанавливалась только на летнее время, зимой же стрельцов вовсе отпускали со службы по домам. Государь Алексей Михайлович надеялся на мирное разрешение конфликта, а монахи со своей стороны до 1674 года продолжали молиться за него во время своих служб. Однако к лету 1675 ситуация обострилась, в дело пошли пушки, обе стороны несли потери убитыми и ранеными.Голландец Бальтазар Койэтт,посетив-ший в это время Архангельск, записал рассказ некого лоцмана, который сообщил,что монастырь был осажден 10 тыс.стрельцов.18 января 1676 монастырь был взят с помощ-ью предателя,открывшего царским стрельцам потайной ход.26 монахов-мятежников были казнены на месте,другие— сосланы в Пустозерск,где отбывал заключение и был казнен и духовный лидер старообрядчества— протопоп Аввакум.Удивительно,но «опальный» монастырь,всего через несколько лет после завершения памятного «Соловецкого сидения» имел такое влияние,что претендовал на соляные промыслы в 800 км.от самих Соловецких островов(Сереговский соляной промысел на реке Выми в Республике Коми). Более того— вел за них полноценную собственную «войну» с местным солеваром Панк-ратьевым,также претендовавшим на ресурс.Из Соловков к Выми были отправлены 170 человек,включая стрельцов,которые,по свидетельству челобитной от солевара Панкра-тьева:«… из луков стреляли и бердышами рубили,и рогатинами кололи и человека его Ивашка Якимова застрелили до смерти,четырёх человек ранили и рабочих 5 дворов сожгли».В итоге дело все же решилось в пользу Панкратьева.В 1854 г.(год начала войны Российской Империи с Англией и Францией)монастырь подвергся пиратскому нап-адению со стороны британцев и был обстрелян 60-пушечными фрегатами «Бриск» и «Ми-ранда»,которые через некоторое время удалились,не сумев причинить укреплению ско-ль-нибудь заметного вреда.Целью этого и ряда других нападений на русские укрепле-ния было деморализовать наши войска,распылить силы и внимание.Обстрелу подверг-лись Одесса,Севастополь,Очаков,Геническ,Таганрог,Мариуполь.На северном направле-нии англичане разграбили Кандалакшу,Кереть,Ковду,полностью разорили и сожгли Колу — один из старейших русских городов за полярным кругом.Что же в итоге? Соловки продолжают манить путешественников всех мастей— паломников,искателей древних загадок,ценителей суровой красоты северной природы.Несомненно каждый находит там нечто свое и,наверное,в этом и заключается волшебство,многогранность и глубинная мудрость этого места,находящегося где-то на пересечении миров.Человек и Природа. Мятеж и Безмятежность.Мгновение и Вечность.Бесконечность.Спираль.И все повторяет-ся вновь и вновь.И все является частью чего-то большего.Больше текстов про зага-дочные места и исчезнувшие города на территории России в спецпроекте "Азбука лег-ендарных городов".(ст."Невозможные мегалиты Соловецких островов - кто все это построил, когда и зачем? Разбор старых карт местности",Журнал Снегирь,2023)
  "Изборск— один из ключевых городов племени кривичей(наряду с Полоцком и Смолен-ском),существовавший на нашей земле уже задолго до прихода варягов.Брат Рюрика Трувор укрепился именно в Изборске,там же находится и одноименный курган«Труворо-ва могила».Кстати,к вопросу о том кто такие варяги— по всей видимости,пора оконч-ательно похоронить норманскую теорию,ведь отечественные исследования последних десятилетий со всей очевидностью доказали,что варяги(которые во многих источниках вообще именуют «варяги-русь»— чего уж тут еще добавить?)— это НЕ скандинавы,а одно из западнославянских племен,то есть люди одного с нами языка,культуры и мировоззрения,отличные лишь своим мастерством в ратном деле(возможно,это были наследники воинских традиций Арконы?- Читать подробно про Аркону).Процитируем ученого В.В.Седова,проводившего исследования в Изборске: «...ни в домостроитель-стве,ни в культовых элементах,ни среди вещевых материалов не обнаруживается явных маркеров,указывающих на проживание выходцев из Скандинавии».Эта фраза очень точно передает и результаты исследований всех других мест пребывания варягов на Руси. Как и мифические татаро-монголы,скандинавы также не оставили на нашей земле ни топографических названий,ни обычаев,ни вещественных артефактов.Да и имена варяж-ских князей все как на подбор звучат по-русски: Рюрик(= «сокол» на северных наречиях),СинийУс,Трувор…и нет тогда смысла искать какие-то немыслимые объяснения призванию на княжение чужеземцев— пригласили то по сути «своих» же,но только тех, которые слыли хорошими воинами и уже имели крепкие дружины,то есть могли навести порядок и поддерживать его,что и требовалось на тот момент.По легенде сохраненной в "Сказании о Словене и Русе"(читать подробный разбор),Изборск был основан на землях чуди сыном Гостомысла— того самого,который в конце своего правления приз-вал на свою землю братьев варягов из Полабской Руси.Сына Гостомысла звали Слове-ном,как и его легендарного предка,жившего,согласно тому же сказанию,еще несколько тысяч лет назад и основавшего древний Словенск(на месте которого впоследствии возник Великий Новгород- но это уже отдельная история)."..(сын Гостомысла)имену-емый младый Словне,сей отъи-де от отца своего в Чюдь и тамо постави град во имя свое над рекою на месте,нарицаемом Ходницы,и нарече граду имя Словенск,и княжив в нем три лета,и умре.Сын же его Избор,сей переименова имя граду своему и нарече Изборск." Археологические данные указывают на то, что поселение на Труворовом городище возникло не позднее VII века и по своему строению очень сильно отличалось от других городищ. По всей видимости Изборск изначально был ремесленным, торговым и культовым городом, с полным отсутствием земледельческой составляющей. Весь его периметр (площадь 6000 м;) окружали земляные валы, а в центре располагалась площадь для проведения вече и религиозных праздников. О высоком уровне развития ремесел и торговли в городе свидетельствуют раскопки, в ходе которых нашли железоплавильные печи для обработки болотного железа, а также большое количество изящных украшений, керамики, арабские монеты VIII в. и предметы из Византии.862 г.- Изборск упомянут в "Повести временных лет":"Рюрик седе в Новгороде,другой Синеус на Беле-озере,а третий в Изборске Трувор".После крупного пожара в X в.территория Изборска была реорганизована по новому,город поделили на две части— была построена деревянная крепость для князя с дружиной, вторая же часть города стала ремесленным посадом.Обе они были окружены мощными стенами,так что не удивительно,что Изборск превратился в важный форпост на погра-ничных рубежах Псковско-Новгородской земли.Вся история города- череда постоянных вражеских нападений и осад,которые были выдержаны с поистине героической стойко-стью. Практически ни одна не увенчалась успехом. Изборск первым принимал на себя почти все удары Ливонского ордена на Русь— в 1232,1240,1262,1289…В 1240-м Псков и Изборск были захвачены рыцарями Ливонского ордена,но уже в 1242 г.Александр Невс-кий на льду Чудского озера наносит тем сокрушительное поражение и освобождает оба города. Со временем имеющиеся укрепления перестали отвечать своим функциям и в 1330 посадником Шелогой была заложена новая каменная крепость чуть в стороне от Труворова городища. Эта крепость с 3-метровыми стенами и 6-ю башнями достаточно хорошо сохранилась до наших дней и представляет собой очень внушительное сооруж-ение.Даже удивительно,что при этом так мало людей про Изборскую крепость знают— она по праву должна входить в топ исторических достопримечательностей страны как живое свидетельство невероятного мужества и стойкости наших предков.В 1341-м ее попытались захватить немецкие рыцари,но после десятидневной осады с позором бежа-ли.1349 г.: новая осада города ливонским войском и опять безуспешная.Участник осады немецкий поэт Зухэнвирт назвал Изборск "железным городом".1369 г.: город вновь на 18 дней в немецкой осаде и снова город взять не смогли.1406 г.: Магистр Ливонского ордена с большим отрядом осадил Изборск и две недели грабил и жег окр-естности,но город остался неприступным. 1480 г. - магистр ордена подошел к Изборску, постоял 2 суток и отошел от города.1501 г.: немцы подошли к Изборску и обстреливали его из пушек.1503 г. - новая попытка рыцарей захватить Изборск и вновь безрезультатная.А в 1561 г.Ливонский орден и вовсе распался.1569 г.- Избор-ск обманом взят войсками литовского воеводы Полубенского,но уже через 2 недели - освобожден.Через год город посетил Иван Грозный.1581 г.- город захвачен войсками Стефана Батория.Но после Ливонской войны Изборск вновь возвращен "во государеву сторону".Помимо городища и крепости в Изборске можно посмотреть на загадочный каменный крест из известняковой плиты называемый Труворовым (см.фото - в начале статьи) и на каменные плиты с высеченными геометрическими фигурами, называемые «вавилонами». Возможно, это знаки разметки для строительства, или площадки для игры в «мельницу», или что-то назначение чего мы просто не в состоянии сегодня понять.На фото ниже т.н."Вавилон по локоть"- он расположен непосредственно под Труворовым крестом и по мнению ряда ученых точно соответствует пропорциям Никол-ьского собора Изборской крепости.В окрестностях Изборска текут многочисленные целебные родники— самым известным— Словенским ключам,по мнению ученых,не менее тысячи лет.Словенскими они названы по имени основателя города— князя Словена. Кстати,существовала легенда,что когда Словенские ключи пересохнут, на Русь придет большая беда— и они действительно пересохли в 1941-м… Сегодня Изборск имеет ста-тус деревни в Печорском районе Псковской области.Кстати,там снимался известный фильм «Андрей Рублев»."  (ст."Древняя история города-крепости Изборск. Князь Изборска - Словен или Трувор",Журнал Снегирь,2023)
  "Основание и история Печеры и Пустозерска.Протопоп Авваакум и его ссылка в Зап-олярье.В 1903 г.В.А.Русанов(русский исследователь Арктики),изучавший живописную реку Печора писал в своем дневнике:«Придет ли время,когда на том берегу Печоры будет построен город…»Одноименный город действительно возник почти 40 лет спустя в 1940-м.Сначала— в качестве поселка при железнодорожной станции Печора(Респуб-лика Коми).Первые жители были направлены в эти места специально для строительства северной железной дороги…Затем,уже в 1949-м,поселение получило статус города.На 2021 г.в нем проживает порядка 38 тыс.человек.Сегодня всем известна именно эта Печора,но в нашей статье речь пойдет о другой— забытой,потерянной,словно никогда не существовавшей,но вполне реальной.Дело в том,что город с названием Печора был известен картографам еще как минимум в XVI в.Он— как и современная Печора— стоит на этой же самой реке,только гораздо севернее.Если нынешняя Печора(в Республике Коми)удалена от океана примерно на 300–400 км,то Старая Печора(будем называть это место так,чтобы не путаться)судя по картам,располагалась у самой кромки Северного Ледовитого— а точнее на левом берегу одноименной реки в месте впадения ее в Печо-рскую губу.Это место находится за полярным кругом(!)на территории соврем.Ненец-кого автономного округа.Сегодня здесь нет никаких городов нет — вся местность заболочена и как бисером покрыта сотнями озер диаметром от нескольких десятков метров до 2 км.В настоящее время единственный крупный населенный пункт в низовье Печоры— город Нарьян-Мар,возникший на месте Белощельского выселка уже в 1929 г. До него от предполагаемого места расположения Старой Печоры километров 70 и рас-положен он на правом берегу.Что же именно мы можем узнать о Старой Печоре,глядя на древние карты? Во-первы,на большинстве известных карт с 1560 по 1600 мы видим Печеру у кромки Сев.Ледовитого Океана(называемого то Скифским моем то ТаРтарским морем)отмеченную именно символом города! Кое-где рядом с городом Печора отдельно подписана река Печера— то есть аргументы о том,что,мол,надпись Печора обозначает название реки просто несостоятельны.Сама транскрипция варьируется у разных соста-вителей карт,но остается узнаваемой— Pestzora,Pitsora,Putzora и другие похожие.
Во-вторых,города-то по сути два! Один— только что описанная Старая Печора— в устье реки Печора,другой— с похожим названием Pustezora(Пустые озера?)— чуть южнее,в районе некого крупного озера.Они следуют вместе из карты в карту: Печора всегда чуть севернее и ближе к океану,расположена на левом берегу Печеры,Пусте-зора/Пустозерск— чуть южнее,находится рядом с неким озером на правом берегу реки Печера.Обратите внимание как плотно застроен городами Русский Север по сравнению с другими регионами России! Интересно и то,что картограф в принципе изобразил на карте не так уж много городов: в центральной России это— Москва,Торжок,Смоленск, Новгород… Южнее— Казань,Астрахань…И в этом ряду находятся никому сегодня неизве-стные Печера и Пустозерск(а также из северных городов— Соловки,Каргополь,Великая Пермь,Сибирь).Очевидно,их значение было достаточно велико и их никак невозможно считать деревнями,небольшими слободками или сезонными промысловыми базами.Попро-буем соотнести старые карты с современными.Примерно в 25 км к юго-западу от Нарь-ян-Мара на озере Городецкое действительно есть урочище или городище Пустозерск! Был такой город и это даже не отрицается «официальной историей»(чуть ниже мы расскажем о нем много интересного).А вот соседней Печере повезло меньше— ее сег-одня нет и следа.Интересно,что на картах в какой-то момент— на рубеже XVI—XVII вв.— Печора «перемещается» на место Пустезоры/Пустозерска(то есть к озеру на правый берег реки).Вместо двух заполярных населенных пунктов остается всего один и происходит некая путаница с названиями.В итоге получается,что на более поздних картах указан только город Печора(на месте городища Пустозерск),а в исторических хрониках(на том же месте)известен только Пустозерск.Затем свидетельства о Печере и вовсе теряются в веках.Итак,что же известно на сегодняшний день о Пустозерске? Прежде всего,стоит сказать,что это довольно знаковый город в русской истории, хотя об этом и мал кто знает.Это один из первых русских городов ЗА полярным кру-гом— основан он(по официальной версии истории) еще в 1499 г.по указу царя Ивана III.Обратите внимание,что таким образом Пустозерск на целое столетие древнее лег-ендарной «златокипящей Мангазеи»,основанной(по официальной версии истории)уже в 1600 г.Мангазея— также исчезнувший,но все же в разы более известный русский город за полярным кругом,который часто неофициально именуется «первым русским городом заполярья»— ему посвящена отдельная статья на нашем сайте.Вернемся к Пустозерску: укрепленный острог был заложен на озере Пустое в 100 км.от впадения Печоры в океан.В начале XVII в.Пустозерск стал центром одноименного уезда,который прости-рался от реки Мезень до Уральских гор и от Баренцева моря до реки Вычегда на юге. Большую известность имели Пустозерские крещенские ярмарки,куда стекались купцы со всех северных земель для торговли пушниной,дичью и рыбой. При Иване Грозном Пустозерск переживает свой расцвет — после Ливонский войны торговля через Балтику была затруднена и северные города, включая Пустозерск, становятся важными торговыми портами в масштабах государства в целом. Английские и датские купцы начинают активнее торговать через северные русские города,используя установленный льготный режим.Царя Михаила Федоровича такая ситуация пугает и в 1619/1620 году он вовсе запрещает торговлю через Пустозерск, Мангазею и другие северные порты (кроме Архангельска), более того — даже запрещает проход судов северным морским путем под страхом смертной казни! Итог: северное судоходство вообще останавлива-ется на 250 (!!!) лет. Более того, знания поморов, новгородцев и вообще русских купцов о северном морском пути вовсе забываются — словно и не были эти берега когда-то оживленным местом международной (!) торговли. Спустя века исследователи нового времени «открывают» этот путь, считавшийся теперь непроходимым из-за сковывающих его льдов, заново — будто его никогда не существовало.После указа Михаила Федоровича и Пустозерск и Мангазея начинают приходить в упадок.С Мангазе-ей это произошло стремительно— к 1670 г.город перестал существовать. Пустозерск же превращается в место царской ссылки,куда направляют особо опасных.Так,здесь отбывали ссылку Артамон и Андрей Матвеевы,князь Семён Щербатов; князь Иван Долго-рукий; Сергей Алексеевич Пушкин,бывший иеромонах Симеон.Но самый известный узник Пустозерска— безусловно,протопоп Аввакум,главный противник церковной реформы Ник-она 1650 гг,вылившейся в церковный раскол.Именно с этого момента появилось поня-тие старообрядчества— то есть «веры по-старому»,веры тех,кто не принял никониан-ские нововведения,нацеленные на то,чтобы приблизить русскую обрядовую традицию к греческой.В частности,реформа предполагала:
    изменение/редактирование ряда священных текстов Библии (за основу — новые переводы с греческого, а не старославянские церковные книги);
    замена двуперстного крестного знамения трёхперстным;
    отмена «метаний» (малых земных поклонов);
    проведение крестных ходов против солнца (до реформы крестные ходы на Руси осуществлялись «посолонь») и др.Протопоп Аввакум, некогда бывший другом и сорат-ником Никона и видным религиозным деятелем своей эпохи,отказался принимать «новые книги» исправленные по греческим образцам и был сначала сослан в Тобольск,затем и вовсе— в Забайкалье,где провел порядка 6 лет.Есть сведения,что царь АлексейМихай-лович в целом благоволил Аввакуму— после забайкальской ссылки ему было разрешено вернуться в Москву,но рекомендовано не высказывать в открытую своих взглядов.Воз-вращение Аввакума вылилось в истинное народное ликование и чествование.Но своих убеждений он не оставил и продолжил яростную критику новых устоев.Более того,даже отправил царю челобитную с просьбой восстановить старые обряды.Время отложить служебники новые и все ево,Никоновы,затейки дурные!(из челобитной Аввакума царю Алексею Михайловичу.) После этого в 1664 Аввакум был сослан теперь уже в Мезень — на 1,5 года. Сам Никон, впрочем, также впал в немилость (но НЕ за церковную реформу, а за то, что противодействовал подчинению церковных иерархов светской власти) и даже предстал перед судом, на который из Мезени вернули в Москву и Аввакума. Суд закончился окончательным низложением обоих — Никона разжаловали и монахом сослали в Ферапонтов Белозерский монастырь, Аввакума же, который вновь отказался согласиться с новыми порядками расстригли и прокляли. В ответ он, со своей стороны, предал анафеме архиереев Большого Московского Собора и был сослан в заточение в Пустозерск.В Пустозерске Аввакум с соратниками провел более 14 (!) лет — сначала в отдельных избах, затем в специально сооруженной для них одиночных земляных темницах, врытых в землю, топившихся по-черному и регулярно затаплива-емых водой:Еретики, собаки! Как то их диявол научил: жива человека закопай в землю(из писем Аввакума к Симеону)..В 1670-м условия содержания были еще более ужесточены- Аввакума посадили на хлеб и воду. Спустя еще 12 лет— 14 апреля 1682 года— узников казнили путем сожжения на костре.Попрощаться с осужденными на смер-ть пришло большое количество местных жителей,сочувствовавших узникам.Впоследствии местные поминали Аввакума не за упокой,а за здравие,считая,что он был взят на небо живым. Видимо именно народная любовь (даже царица некогда ходатайствовала перед царем о его помиловании) позволила ему во время такой суровой пустозерской ссылки поддерживать связь со своими сторонниками - он писал письма на «большую землю», получал теплую одежду и продукты, отправлял соратникам тексты своих сочинений. Именно в пустозерском заключении Аввакум написал знаменитый текст «Житие протопопа Аввакума», который получил широкую огласку в России и за рубежом уже в XIX в.В старообрядчестве протопоп Аввакум почитается как великий священ-номученик и исповедник,а с его именем связано огромное количество легенд,некото-рые из них в окрестностях Пустозерска и Печоры специально собирал археографВлади-мир Иванович Малышев (источник). Так, считается:что в день казни на Печоре стоял небывалый даже для этих мест мороз;что приказ о казни отправлялся из Москвы 7 раз, но каждый раз государь иди царица заболевали и решение по суеверным причинам отменялось. Только на 8-й раз казнь состоялась. Впрочем, официального указа на этот счет так и не найдено;Никто из стражников не хотел разводить огонь, также были опасения «кабы не разнесли»(народ)сруб,приготовленный для сожжения осужден-ных.Когда огонь все же зажегся из пламени вылетело три голубя или лебедя— души умерших были взяты на небо.Само место казни потом приобрело славу некого «места силы», где в воздухе можно увидеть мерцающие огоньки, а свечи зажигаются сами собой.Еще одно предание гласит, что протопоп написал книгу с предсказаниями на 1000 лет вперед, которая была у него отнята стражниками, но которую удалось спаси его сподвижникам — якобы, она и поныне хранится где-то на Пимже.В окрестностях Пустозерска вплоть до 30-хх гг XX в.встречались многочисленные предметы,связанные с личностью Аввакума — иконы, ложки, крестики. Считалось, что они принадлежали Аввакуму или даже были им изготовлены и имели целительную силу: «Аввакумовыми ложками кормили детей для здоровья».Есть и поверье о том,что перед казнью Аввакум предрек царю скорую смерть.Так это или нет— однако,Федор Алексеевич и вправду умер через 2 недели после этих событий в возрасте 21 года. В 1762 году Екатерина приказывает разобрать Пустозерскую крепость. Зачем бы вы думали? Чтобы бревна оной «употребить на топление»! Складывается впечатление, что само существование города, память о нем были крайне нежелательны (вспомним, что Екатерина же постановила переименовать реку Яик в Урал дабы ничто не напоминало о событиях пугачевской/крестьянской войны, разворачивавшихся на ее берегах). В этой связи стоит упомянуть,что в среде альтернативных исследователей истории бытует мнение, что так называемые «старообрядцы» были вовсе не тем,чем они представляются нам сегодня, а церковный раскол— не вопрос того,как креститься,а точка окончательного разделения двух вер— христианской и «ведической»,которые до этого на определенном историческом отрезке на Руси сосуществовали достаточно мирно,«делили» само слово «православие» и,возможно, могли даже отправлять службы в одних и тех же храмах (вспомним «неканоническую» резьбу Дмитриевского собора во Владимире).Интересно, что северный острог «сопротивлялся» забвению до середины XX в.Только в 1924 г. Пустозерск потерял статус города,а в 1962 г.его оставила последняя жительница. Сегодня Пустозерское городище— это пара крестов,часовня,кладбище и дом-музей пос-реди голой тундры.Трудно поверить,что когда-то эти места были по-настоящему ожив-ленными.«На этом месте находился г.Пустозерск,основанный в 1499 г.,экономический и культурный центр Печорского края, сыгравший важную роль в освоении Крайнего Севера и в развитии арктического мореплавания. Отсюда выходили промышленники на освоение Новой Земли, Шпицбергена и сибирских рек». Пустозерское городище.Не правда ли удивительно и захватывающе? Как мало нам известно о нашей же реальной истории и как много ее фрагментов затерялись где-то на длинном пути… Но ничто не исчезает бесследно и безвозвратно — все дело в наблюдателе, который уже одним своим интересом способен «воскресить» забытое."  (ст."Древний заполярный город Пустозерск",Журнал Снегирь,2023)
  "Азовское море отличается от многих других морей тем,что оно имеет небольшую глубину,и более спокойный характер,но не все так просто с этим морем.Дно этого водоема хранит определенные тайны,и я сейчас расскажу об этом.Во все времена в этом море, как и в других морях, тонули корабли. Но обнаружить затонувшие корабли не всегда удается. Куда же они деваются?Несмотря на то, что максимальная глубина моря доходит до 14-15 м, дно море напоминает собой зыбучие пески. Все, что уходит на дно, море скрывает под толстым слоем песка и ила. Так что исчезновение затонувших кораблей объясняется этим фактом. Скрывать останки кораблей помогают и подводные течения,которые местами даже образуют водовороты.Такие течения предст-авляют немалую опасность и для отдыхающих.Самое интересное - это тот факт, что длительное время в окрестностях Таганрога люди находили выброшенные морем кусочки древней ионийской керамики. Как считают исследователи, такой керамикой древние властители облицовывали дворцы. То есть, где-то в море находится древний город? Скорее всего это так.Учёные предполагают,что рядом с нынешним городом Таганрогом находился ныне затопленный город Кремны.О нем ещё в V веке до н.э.рассказывал в своих трудах Геродот.Считалось,что этот город вымышленный,но как оказалось,что артефакты,которые выносит море на берег,датируются VII-VI в.до н.э.То есть,если город и был,а на его наличие указывают многие найденные фрагменты,то Геродот вполне мог его увидеть своими глазами и рассказать о нем в своей "Истории.."
Но этот город не единственный,который поглотило Азовское море.В древности сущест-вовал греческий город Фанагория,знакомый,по-своему названию,каждому человеку. Он также упоминается у греческих авторов ещё в VI в.до н.э.,а потом как бы исчезает. И в наше время,предположительно,останки этого города обнаруживают на дне Азова. Найдены античные колонны,фрагменты библиотеки из мрамора,надгробия,посуда и т.д. По мнению некоторых исследователей в этом месте могла находиться и затонувшая Атлантида:В Азовском море,как и в Каспийском,время от времени возникают грязевые вулканы,столбы пламени,горящие по несколько дней,но самое интересное явление- стоячие волны,называемые сейшами.Все эти явления связаны с тем,что под самим морем проходит геологический разлом,сейсмическая активность которого порождает подобные явления.Сейши,порой,имеют высоту до трёх метров.В глубокой древности, когда Чёрное море было ещё озером,Азова не существовало.Вот так выглядело Причер-номорье до того момента,как появился пролив Босфор:Ученые считают, что Азовское море появилось около 2 миллионов лет назад, а примерно 15 тысяч лет назад оно высохло. Возможно, все так и было. Потом произошел подъем уровня Черного моря, и оно разлилось. Образовалось Азовское море и полуостров Крым.Но я считаю,что Азов-ское море 2500-3000 лет назад было поменьше,чем сейчас,а вот в последствии его уровень повысился,а площадь затопления стала больше,и берега,где были построены античные города,которые в наши дни находятся в глубинах моря,ушли под воду. Была ли в этом месте Атлантида,или нет- вопрос пока открытый.При строительстве Крым-ского моста на дне Керченского пролива было найдено большое количество древних артефактов,которые учёным предстоит ещё исследовать и сделать свои выводы.И мы тоже не будем торопиться с выводами.Атлантида это, или нет - важно то, что мы можем очень многое узнать о жизни людей, живших в этих краях 2500 лет назад. Возможно учёным получится найти причину, почему погибли эти города, из-за чего произошло их затопление, какие народы проживали здесь и чем занимались. И обо всем этом мы скоро узнаем.Напишите ваше мнение: когда и как образовалось Азовское море, и почему? Какая цивилизация проживала на берегах Азовского моря? Было ли наводнение постепенным, или это был внезапный потоп?" (ст."Исчезнувшие острова (часть седьмая). Тайны Азовского моря",Собеседник на скамейке,2023)
  "Китайская Белая пирамида оказалась в поле зрения в эпоху завершения Второй мировой войны, когда её заметил американский пилот Джейсон Гусман. Удивительные размеры этого сооружения вызвали восторг у исследователей: его высота приблизительно 300 метров, что в два раза превышает размеры египетской пирамиды Хеопса. Огромные каменные блоки были сложены с невероятной точностью. То, каким образом строители пользовались инструментами, смогли переместить и установить такие массивные каменные плиты на значительной высоте, до сих пор остается загадкой. История создания Белой пирамиды, кто был её заказчиком и строителем, до сих пор не разгадана.Что думаете?"(Засекреченная Хроника,2023)
  "Антропологи раскрыли одну из главных загадок загадочных статуй и их оснований, возведённых на берегах острова Пасхи.Оказалось,что они служили не только для поч-итания предков.Остров Пасхи является одним из самых таинственных мест на Земле. Ок.2 тыс.лет назад на нём существовала необычная цивилизация полинезийцев Рапануи ,оставившая после себя многочисленные статуи гигантских истуканов-моаи,которые, по мнению ученых,являются олицетворением обожествленных фигур предков и родствен-ников древних жителей острова.Данная цивилизация практически исчезла с острова Пасхи еще до прибытия европейцев.Основными причинами этого стали истощение ресур-сов в результате бездумного вырубления лесов и уничтожения животных полинезийца-ми,а также война между различными племенами аборигенов.К моменту прибытия первых путешественников на остров, эти войны привели к практически полному уничтожению культуры моаи и ее замене культурой "птицечеловеков",более агрессивной.Окончате-льно остатки цивилизации на острове Пасхи были уничтожены в середине XIX в.рабо-торговцами,что привело к тому,что уникальная система письменности Рапануи остала-сь нерасшифрованной.Полное исчезновение культуры моаи и носителей ее языка не даёт археологам возможности решить одну из самых захватывающих загадок этого ост-рова: почему моаи и их основания,которые сейчас ученые называют "аху",были пост-роены только в определённых местах на берегу этого маленького островка в Тихом океане.Карл Липо,антрополог из Университета Бингемтона,США,и его коллеги нашли неожиданный ответ на этот вопрос,создавая уникальные ресурсные карты острова,на которых они отмечали все важные природные богатства,включая источники рыбы,воды и плодородных земель."Сначала связь между водой и моаи казалась не очень очевидной. Если смотреть на берег острова Пасхи,сложно представить,что эти статуи могут быть связаны с пресной водой,проникающей к поверхности Земли во время отливов.Однако анализ расположения всех истуканов ясно показал,что там,где они были построены, даже в глубинах острова,находятся родники.Где родников нет,там нет и питьевой во-ды",— рассказал антрополог.Многие мои коллеги, изучающие остров Пасхи,часто гово-рили о нехватке источников пресной воды на его территории.В ходе изучения гидро-логии острова мы обнаружили,что большинство статуй расположено в местах,где на поверхность выходят родники и ключи.Это удивительное открытие,ранее никем не зам-еченное",— сообщил Карл Липо.Подобная связь между водой и статуями,по мнению Липо и его коллег,указывает на то,что доступ к воде имел огромное,почти священное зна-чение в жизни жителей острова Пасхи.Кроме того,это подтверждает теорию антрополо-га о том,что племена полинезийцев скорее сотрудничали друг с другом и строили статуи вместе,чем воевали между собой."(ст."Ученые раскрыли одну из тайн острова Пасхи",Засекреченная Хроника,2023)
  "В мире существует много свидетельств о существовании гигантов.Люди очень высо-кого роста описываются в легендах и мифах многих народов.О сокрытии гигантских скелетов,найденных во время раскопок, например,в Египте и других странах тоже известно.Недавно нам попалось интервью американского лётчика,служившего в Афгани-стане.Он рассказал о том,какой груз ему "посчастливилось" перевозить в своем сам-олёте.Это произошло в 2005 г.,в Афганистане.Как американцы перевозили в самолёте мертвого гиганта?Вот что рассказывает американский лётчик: "Во время нашей войны в Афганистане спецподразделение США занимались поиском членов движения "Талибан". Это было в 2005 г.Я получил назначение совершать полёты в Катар,это было совер-шено обычное назначение. Я не слышал ни о чём таком из ряда вон выходящем.Мы прибыли на военную базу "Баграм" в Афганистане,это была австрийская база.Раньше она принадлежала русским.Вот в то время одно из подразделений спецназа убили в горной пещере великана.Нас предупредили,что груз,который поместят в самолёт нель-зя фотографировать и снимать на видео.Они сказали,что это нечто,умерло день или два назад.Оказалось,что это был мёртвый человек,который издавал страшное зловоние .Этот человек был необычайно огромных размеров,его рост составил 3,7 м.Мы могли видеть его ступни,так как они не были прикрыты,они были очень большие.Он был шестипалым.Я помню,что его взвешивали и его вес оказался более пятисот кг.Кто-то из военных,которые его сопровождали, рассказали,что он жил в горной пещере.Неда-леко от неё была деревня,и жители этой деревни относились к нему как к богу.Они совершали жертвоприношения,так как рядом было найдено много человеческих костей.   
Он убил всех десантников из первой команды,которая вышла на него и он был необы-чайно большим и быстрым,а также очень умным для человека таких размеров.Затем была отправлена другая команда,и когда его захватили,его застали за тем,что он поедал останки убитых из первой команды.Потом его забрал вертолёт,а после его за-брали мы и доставили в Катар,где его перегрузили в другой самолёт и скорее всего перевезли в США,точно я сказать не могу.Люди имеют право знать о таких вещах.О том,что на планете живут такие существа,имеющие рост- 4;5 м.Даже то,что военным не разрешают разглашать это,мы имеем право знать об этом,несмотря на то,что это засекреченная информация.Нужно знать,чтобы понимать,что происходит на планете. Если это свидетельствует против теории эволюции Дарвина,то об этом не должны гов-орить?Я хочу отметить,что за годы службы я видел такие вещи,которые не могу объ-яснить,например,огни в небе,похожие на светящийся шар и они ещё издавали странные звуки.И даже,когда я сам ездил в Ирак и был возле плотины Хадиса,я видел,что под плотиной находятся тюрьмы для заключённых и они очень сильно кричали.И было ощу-щение,что под плотиной происходит нечто страшное.Эти крики не обычных людей.Эта плотина находится на реке Ефрат.Вернувшись в Афганистан мы узнали,что среди мест-ного населения распространяются слухи,что эти гиганты живут в пещерах и поедают людей.Я думаю,люди должны об этом знать".Вот такое печальное интервью американ-ского лётчика о гигантах живущих на Востоке и пожирающих людей.Как вы думаете друзья,это правда или вымысел? Зачем лётчик это обнародовал?"(ст."Гиганты существуют до сих пор? Интервью американского лётчика",Аркаим- мой Дом,2023)
  "Самым известным письменным источником об истории Руси является безусловно Пов-есть временных лет,которая сохранилась в виде огромного количества так называемых списков- т.е.рукописных копий,многие из которых довольно древние и аутентичные. Тем не менее,сведения из Повести,особенно описывающие раннюю историю Руси,надо во многом воспринимать критически,источник этот сложный и зачастую содержит сюжеты легендарные,либо сконструированные на основе библейских.К тому же написано произ-ведение даже в самом раннем своем варианте не ранее XI в.Но не все знают,что есть гораздо более аутентичный документ описывающий раннюю Русь.И создан он современ-ником отраженных там событий.Это трактат "Как управлять империей",написанный виз-антийским императором Константином Багрянородным для своего сына примерно в 948- 52 гг.Текст трактата сохранился в трех рукописях,2 из которых находятся в Париже, а третья- в Ватиканской библиотеке.Трактат написан в доверительной манере,он не предназначался для опубликования и остался неизвестен современникам.В авторском тексте заглавие отсутствует.Йоханнес Меурзий осуществил первое печатное издание трактата в 1611 г.,под названием "De administrando imperio",которое и стало впос-ледствии общепринятым.Если вы не знакомы с этим произведением- обязательно озна-комтесь.Император оставил нам ценнейшие сведения об истории нашего государства. Отмечу наиболее важные моменты:из трактата прямо следует,что Русь возникла вдоль торгового пути "Из варяг в греки".Император кроме Киева перечесляет и другие рус-ские города- Новгород,Смоленск,Чернигов,Вышгород,Любеч.Все они расположены именно на этом торговом пути,либо в непосредственной близости от него.трактат- живое и аутентичное свидетельство того,что Новгород являлся неотъемлимой частью Руси.в трактате прямо упомянуто княжение молодого князя Святослава в Новгороде,о чем например Повесть временных лет не упоминает.Это свидетельство того,что русские князья всегда с позволения новгородцев княжили в нем и этот обычай был непрерыв-ным.в трактате прямо указывается,что росы и славяне изначально- не один народ,а два разных народа со своим языком.В частности император указывает названия поро-гов на Днепре на языке росов и на языке местных славян.император лично встречался с княгиней Ольгой и по сути в Византии сохранились аутентичные упоминания о ней, которы позволяют точно утверждать что она была именно варяжского происхождения и ее имя образовано от скандинавского Хельга,о чем у меня есть отдельная статья.
трактат является дополнительным подтверждением того,что Святослав сын именно кня-зя Игоря- в нем упомянуто прямо.описано многое из жизни наших предков,например процесс сбора росами дани со славян,их путешествия по речной системе в Константи-нополь,взаимоотношения росов с печенегами и т.д.Этот ценнейший документ проливает свет на многие вопросы,ответы на которые не дает Повесть временных лет."
(ст."Важный документ об истории Руси, про который не все знают",Илья Дуке,2023)

  "«Несколько лет назад я летел одним из регулярных рейсов в Россию.Это был ничем не примечательный день.Я прошел регистрацию,сел в самолет,и мы взлетели.Всё как всегда.И вдруг я посмотрел в окно и увидел,что двигатель самолета превратился в огненный шар.И это было сразу после того случая с капитаном Салли,когда гуси вле-тели в оба двигателя самолета.Помните эту историю? Там ещё пилот посадил самолет в реку? Вот и я ее помнил! И это случилось с одним из наших двигателей.И мне каз-алось,что я был единственный,кто это заметил.Я был в ужасе!Все пассажиры на борту были русскими.И у меня появилось ощущение,что я уже умер и попал в рай,потому что все они молчали…А я кричал что было сил:«Эй,кто-нибудь! Что происходит?» Но,как вы понимаете,кричал-то я на английском,поэтому понимали меня далеко не все. Люди стали оборачиваться,затем вышла стюардесса,она шла ко мне,успокаивая по пути пас-сажиров,и тут,наконец,один из русских,мужчина,сидевший рядом со мной,тоже проявил интерес к происходящему и спросил:«А в чем проблема?»Стюардесса чуть понизила го-лос и спокойно пояснила:— Мы потеряли один из двигателей.— А сколько их было?— поинтересовался русский пассажир.— Ну у нас было два двигателя, а теперь остался один, — стюардесса сделала сочувствующий жест рукой, мол, «мне так жаль» и,как бы уточняя, если ли ещё вопросы, внимательно посмотрела на пассажира.Нет.Больше вопросов не было.Мне вообще показалось,что мужчина потерял интерес к теме и был готов спать дальше.Во всем самолете я был единственным,кто в панике нащупывал же-лезный ящик под сидением,от души надеясь,что вместе со спасательным жилетом туда
положили ещё и парашют.Что за люди эти русские? Что за нация? Откуда в них это спокойствие? Они боятся хоть чего-нибудь?Как вы понимаете, самолет благополучно долетел до России. Прощаясь у трапа, стюардесса с улыбкой произнесла: «Надеюсь, полет вам понравился…»Леонардо Ди Каприо:Знаете,в далеком 2005 г.я летел со съё-мочной группой в Екатеринбург с героем нашей программы,который первый раз вообще сел в самолёт.Парень откровенно нервничал.Помню,как в самолёте незадолго до поса-дки один из двигателей загорелся.И наш участник программы явно начал паниковать. Мне пришлось его успокаивать фактически теми же словами..Правда,двигателей в сам-олёте было 4.А так,да.Могу точно сказать,что паниковать у русских не принято.Опр-еделённый фатализм присущ нашему народу в подавляющем большинстве.Это одна из черт нашей загадочной русской души,которая так до сих пор и непонятна нашим вра-гам." (ст."Что за люди эти русские? Они боятся хоть чего-нибудь?",Юрий Кот,2023)


Рецензии