Памяти бийского художника Николая Пономарёва

Работы этого бийского художника находятся в частных коллекциях США, Канады, Германии, Республики Корея. Бийчанин  Виталий Соловов, посетив одну из выставок художника, писал: "... Многие работы мастера кажутся живыми - создаётся впечатление, что на них дрожит сам воздух. Особенно заметно это в работах... "Сны Петербурга"... И, конечно, центральное место в экспозиции занимают пейзажи Алтая... Здесь можно увидеть и Телецкое озеро, и виды горных рек, и православные храмы".

А это интервью с Николаем Анисимовичем Пономарёвым появилось 25 лет назад в газете "Творческий Алтай" после нашей беседы в 1999-м году.

"Дуновение вдохновения", искусство и жизнь

Ольга Павлова

Художник стоял перед холстом, держа в одной руке кисть. Подумалось: неловко отрывать человека от работы. Творческий процесс не терпит суеты. Поймать "дуновение вдохновения" непросто, а удержать это возвышенное состояние души ещё сложней. Хотя, мастер своего дела, наверное, и в этом не испытывает особых трудностей.

И всё же Николай Анисимович Пономарёв уделил мне полчаса в своём плотном рабочем графике. За что я ему очень признательна. В марте Н.А. Пономарёв отмечает свой полувековой юбилей. В союзе художников - совсем недолго. Но это говорит лишь о том, что главное для него - не очередное звание и награда, а изобразительное искусство во всём многообразии жанров, желание дать почувствовать людям своё видение мира.

А оно у этого художника ёмко, оригинально, я бы сказала с исторически-глобальным подходом к жизни. Н.А. Пономарёв занимается монументальной живописью. За последние 14 лет он украсил интерьеры десяти общественных зданий нашего города. Среди наиболее известных работ - роспись фойе кинотеатра "Алтай", профилактория треста 122, конференц-зала Центральной городской больницы, новой школы №1.

Оценивая сделанное этим художником, рассказывать о нём можно было бы очень долго. Вот только некоторые фрагменты нашей беседы:

- Николай Анисимович, в канун юбилея расскажите о своём детстве, годах учёбы.

- Родился я в селе Чарышское, Алтайского края, в семье государственного служащего. Нас было три брата. Я младший. Сколько себя помню, рисовал всегда много и читал. В 17 лет я стал студентом факультета архитектуры Ленинградской академии художеств, причём, самым молодым на курсе. И тогда, и теперь считаю архитектуру матерью всех искусств. Но, отучившись четыре года, понял: не хочу заниматься "привязкой к местности типовых зданий-коробок". И ушёл из академии. Отслужив в армии, поступил во Львовский полиграфический институт, закончил его в 1980 году, получив специальность: художник-график.  Два года работал в Магаданском книжном издательстве. Оформил несколько книг, в том числе и "Ваньку" Чехова. Занимался и монументальными работами: делал рельефы, мозаику, росписи. Но - потянуло на родину, и я вернулся в Бийск, на Алтай.

- Какие жанры в изобразительном искусстве вам наиболее близки?

- Синтез архитектуры и графики - это монументальная живопись.  На одной плоскости стены, допуская свободу и условность сюжетных, пространственных и временных отношений, могут соседствовать образы Рериха, Ползунова, Шишкова, Шукшина... Интересен для меня и такой вид монументального искусства, как витраж. Жаль, что это яркое украшение интерьера редко встречается в нашем городе.  Мною выполнены серии витражей для магазина "Дорожный строитель", завода "Алтайвитамины", поликлиники №3. Кроме этого, я занимаюсь станковой живописью, часто езжу на этюды в разные уголки Алтая; серия моих офортов (гравирование на металле) "Бийск купеческий" хранится в фондах нашего краеведческого музея; иллюстрирую книги, одна из последних - "Реки моего детства" Гавриила Прибыткова. Недавно я был участником краевой выставки "Художник и модель", несколько моих работ отобраны на республиканскую выставку.

- Не секрет, что лад в семье, крепкий тыл немаловажен для любого творческого человека. Хотелось бы узнать о ваших близких.

- Жена Светлана - верный друг, помощник в работе. Дочь - студентка филфака нашего института, сын - выпускник худграфа. Подрастают внуки.

- Николай Анисимович, понятно, что художник почти всё своё свободное время отдаёт работе и всё же, есть ли у вас хобби?

- Люблю рыбачить. Спокойная обстановка, гладь реки, умиротворение - лучший отдых.

- И в заключение - о планах на будущее.

- Планы - "наполеоновские"! Обо всех говорить не хочется. Боюсь сглазить. Задумана серия картин, посвящённых природе Алтая. На стенах Пушкина писал несколько раз - совсем юным и в более зрелые годы. Возможно, напишу портрет поэта на светском балу или в обществе дамы, например, Анны Керн. Хотелось бы больше времени уделять монументальному искусству. Мечтаю "вынести" живопись на фасады зданий, где она могла бы прямо влиять на городскую среду. Мною разработаны проекты оформления фасадов реабилитационного центра "Мать и дитя" и профессионального лицея 22.

- Если бы вы не стали художником, то какую профессию избрали бы?

- Такой вопрос мне ещё никто не задавал. Всё равно стал бы только художником!

"Николай Пономарёв - одарённый художник - монументалист, крепкий профессионал с широким кругозором и большим творческим опытом, - считает зав.Художественным отделом Бийского музея Л.Н. Новикова, - он мечтает о синтезе искусств, способном хоть в какой-то степени скомпенсировать эстетическую ущербность современной индустриальной архитектуры. Несмотря на то, что идеологических стимулов, питавших монументальное искусство последних 80 лет, нынче практически не существует, общественная потребность в нём сохраняется, более того - постоянно возрастает".


Рецензии