Цветы моей души продолжение

Первыми моими не очень удачными опытами по самостоятельному выращиванию были кактусы, которые я постоянно заливала водой...
Но постепенно, среди ошибок и невосполнимых потерь, приходил необходимый опыт и вырабатывались навыки и я очень внимательно читала книги по цветоводству, а мои растения становились все крепче, а их коллекция все более экзотической и я сама, получая новые знания, росла тоже вместе с моим домашним садом...
Потом этот детский опыт и последующее увлечение комнатными растениями мне пригодились для работы в моем собственном саду...

.                II

Наверное сейчас не время писать  о садовых изысках и трудностях,  когда в данный момент в мире, вокруг меня,  как и в моей душе тревожно, а будущее кажется смутным и сомнительным, но ведь память не выбирает нужного времени для воспоминаний.
Они всплывают сами или пронизывают мозг внезапной вспышкой ярких образов и ощущений.
Я не пишу пособие по садоводству, здесь не будет латинских названий растений.
Но я хотела бы передать ту атмосферу, которая царила в моем саду, мои ощущения и мысли, чтобы дать проникнуться всей красотой и душевной близостью с этим  моим личным, искусственно созданным зеленым миром.
Ведь именно там я была несказанно счастлива, там я грустила и плакала, туда сбегала от горестных моментов своей жизни и именно в нем находила умиротворение и покой...
Я хочу рассказать простыми словами то, сложное понятие души каждого растения, как полноценного живого существа и обьединенность их всех в уникальное сообщество растений, в этот непонятый людьми зеленый мир.

Сад начался с можжевельников.
Первым- был вертикальный голубоватый можжевельник у ворот.
Он был похож на кипарис или, если выражаться более образно, на стройного солдата, вытянувшегося в почетном карауле...
Он встречал и торжественно всех приветствовал.

Вторым- стал большой, разлапистый стелющийся синевато- зеленый можжевельник в форме летящей огромной птицы с распростертыми крыльями.
Очень колючий, с корявым ярко- коричневым коротким стволом и мощными корнями.
Его я посадила напротив крыльца со стороны фасада и он оказался самым отзывчивым на мои заботы, потому- что был добр ко мне и непривередлив, стоило только подсыпать перед посадкой в большую яму с красной природной глиной плодородной земли.
Он активно принялся почти сразу и в первый же год дал прирост почти в пять сантиметров.
Потом были посажены туи, вдоль забора напротив главного фасада,
Восемь стройных вертикальных туй.
Первое время я их закрывала на зиму и только когда они подросли выше моего роста и окрепли, надеждно вросли в землю и переплелись корнями, тогда им уже не нужно было укрытие...
А первые десять лет мы с детьми закутывали их в конце октября белыми простынями укрывного материала, крест на крест перевязывая разноцветными бичевками, превращая туи в веселенькие белые колонны с разноцветными веревочками и бантиками...
Потом пришло время тиссов и пестрых можжевельников.
Тиссы обрамляли дорожку к дому, а можжевельники располагались вдоль центального фасада дома.
Тиссы- очень капризные растения для нашей средней полосы...
Сначала пришлось вырыть под них глубокие и широкие ямы, так как в красной глине они бы просто не выросли.
Я сама составляла земляные смеси под каждый вид растений и собственноручно их сажала...

Как же мне теперь нестерпимо понимать, что я никогда не смогу увидеть моего, созданного с такой любовью, сада, не смогу увидеть его взрослым в самом расцвете сил, это как навсегда потерять своего ребенка, внезапно и трагично.
Весь сад и даже газон были посажены моими собственными руками, иногда мне помогали наши дети и этот совместный труд еще больше обьединял нас...
                III
Каждое растение имеет свой собственный характер.
Может это кому- то покажется смешным, но я научилась разговаривать со своими растениями и они несомненно отзывались на заботу и доброту.
Предполагаю, что все это происходило от того, что все мы- живые организмы на планете связаны невидимыми глазу нитями и обьединены в одно общее биополе Земли.

Есть люди особенно чувствительные к флюидам всего живого, а есть равнодушные и глухие к этому огромному волшебному миру, поглощенные только собой и своими заботами...
У англичан есть такое буквальное выражение " человек с зелеными руками"- это обобщенное понятие человека, который любит землю и умеет выращивать разные растения, это не обязательно садовник или огородник, а просто человек, который любит Природу, выращивает разные растения и умеет их понимать...
Мне говорили, что  у меня " зеленые руки" и это был прекрасный комплемент для меня...

Каждое свое растение я любила и люблю всей душой, радовалась и радуюсь до сих пор, их росту и цветению, плодам и семенам, горько и оплакиваю их гибель.

Жизнь растения- сродни человеческой жизни, все ее этапы повторяются.
Рождение, когда росток пробивается из земли, как ребенок из чрева матери.
Взросление и рост, когда растение набирает силу и обретает нужную мощь, чтобы расцвести и дать семена, это как подросток в человеческом воплощении.
Цветение- это юность и красота, предверие зрелости.
Плодоношение или завязи семян- это зрелость, истинная щедрость и венец жизненного цикла, как у растения, так и у человека.
Потом естественный процесс умирания, а может некого сна, зимнего анабиоза, чтобы весной снова воспрять и прожить уже совсем другую жизненную историю.

«Растения— это очень медленные животные», — такой вывод сделал профессор из Университета Миссури в Колумбии Джек Шульц.
Может я не со всеми его выводами согласна, но я, занимаясь растениями достаточно долго, тоже считаю все растения- живыми организмами и даже в чем- то разумными, но нам это трудно осознать на данном этапе развития нашего общества, так как они еще до конца не изучены нами.

Шульц- это ботаник и биолог, который более сорока лет занимается растениями и исследует взаимодействия между растениями и насекомыми.

Растения, как считает Шульц, очень похожи на животных: они так же борются за собственную территорию, ищут пищу, как- то ускользают от хищников и даже некоторые из них ловят добычу в ловушки и есть и те которые даже перерабатывают пойманных насекомых и растут благодаря им.
Есть растения- паразиты или вампиры, которые живут благодаря материнскому растению, постепенно высасывая из него соки и живя за его счет...
Разве этого не бывает среди людей?
По- моему это очень узнаваемые примеры в нашем обществе?

Может быть все это и так, относительно растений, но пока нет единого научного мнения ,а лично для меня каждое выращенное мной самой растение- это мой вынянченный с трудом, желанный и любимый ребенок.

Я не могу к ним относиться иначе.
Смешно звучит, но я говорю с растениями, как и со своим котом сейчас, и я точно знаю, что это, на каком- то немыслимом для здравого человека уровне, воспринимается и отзывается добром.

Когда ты каждый день занимаешься с растениями, ты начинаешь понимать то, что они безмолвно тебе говорят.

Сейчас мой растительный размах очень ограничен рамками городской квартиры, но тем не менее, я умудрилась и это небольшое пространство превратить в свой собственный зеленый Рай.

Но, даже при обилии моей домашней, более экзотической коллекции комнатных растений, мне очень не хватает того моего сада, в который я вложила  все свои знания, любовь  и душу.

Итак, вернемся к моим воспоминаниям о саде и продолжим экскурсию по следам моего прошлого...

Я помню каждое из своих растений, поскольку ухаживала за каждым из них и частички моей души остались в них навсегда.

После тиссов, были две круглые подушковидные туи с обоих сторон ворот и потом я начала разбивать фруктовый сад.


Рецензии