Коляда

  "Коляда– не просто название праздника,а имя Бога Зимнего Солнца.Его рождение мы каждый год ждём с трепетом и волнением.Коляда приходит в самые тёмные времена и возвещает скорое возвращение света и тепла.Сказывают,что и в былые времена рожде-ние Коляды ждали люди и даже Боги! Вот что рассказывают об этом славянские мифы.
Древние волхвы поговаривали,что Бог Коляда— это сын Майи Златогорки,первой жены Даждьбога.Такая несправедливость приключилась,что Златогорка,не успев народить первенца своего,ушла безвозвратно во владения Нави.Так не должно было случиться, ибо сын ее не рожденный должен был стать одним из Высших Славянских Богов.Потому-то Боги Прави и Нави собрали свой мудрый совет и решили Майю-Златогорку с того света вернуть на время,для выполнения священной миссии её,чтобы мог свету белому явиться Бог Коляда.Схоронилась Златогорка в пещерах ледяных,чтобы не сыскали ее силы Хаоса беспощадные,да не помешали Коляде,а значит и Солнцу Новому,родиться в срок.В помощь ей была оставлена Богиня Лета— Жива.И родила Майя Златогорка в тех пещерах двух сыновей: Коляду, что Богом Зимнего Солнца зовется,и Авсеня— Бога Сол-нца Осеннего.С тех самых пор и следуют эти два братца друг за другом.Как выполнила свой долг Майя Златогорка,так и пришла ей пора в царство Нави возвращаться.А сын-ков-то осиротевших куда девать? Отдала их мать на воспитание Хорсу— Богу Солнечно-го Круга,да жене его Заре— Зарнице.Так и вырастили они двух славных молодцов: Бога Коляду да Авсеня."(ст."Сказ о рождении Коляды..",СлавКрасота,из гр.Сев.Сказки, 2023)
  "Коляда– Бог Молодого Солнца,Бог Зимнего Солнца,рожденный в ночь зимнего солн-цеворота,в самую длинную ночь года.Есть несколько версий происхождения имени Бога Коляды:Этимологический словарь славянских языков определяет происхождение слова «Коляда» от названия обряда,связанного с началом года;Происхождение от слова «ко-лед»,что значит «вокруг идущий»,либо от слова «коледа»,т.е.«круговые яства»(вер-сия Дмитрия Щепкина);Пётр Бессонов считает,что имя Коляда произошло от слова «ко-лода» и связано с традицией сжигания пня во время празднования Коляды;По версии Николая Костомарова,«Коляда» происходит от «Коло»,что означает круг.Во всех вер-сиях мы видим,что имя славянского Бога Коляды так или иначе связано с празднова-нием рождения Молодого Солнца после самой долгой ночи в году.По поверьям,перед Колядой наступает Карачун— ночь,когда старое солнце умирает.Читайте подробнее в большой статье:«Карачун– кто это?».Бога Коляду славяне почитают как Бога Волхвов, принесшего мудрость,воплощение Вышнего Бога,Бога,направляющего людей по дороге Прави.С его приходом связывают не только свет солнца,которое начинает прибывать после Зимнего Солнцестояния,но и свет мудрости,знаний.Коляда в пантеоне славян-ских Богов.Согласно славянской мифологии Бог Коляда рожден Майей-Златогоркой, первой супругой Даждьбога.Майя-Златогорка ушла в Навь,не выполнив своего предназ-начения,не родив ребенка,который станет новым воплощением Вышнего Бога.Тогда Род-Творец попросил Макошь изменить судьбу Златогорки,Вий дал разрешение на время ве-рнуть её душу в мир Яви,а Велес принес Даждьбогу кольцо,способное повернуть время вспять.Так вместе Боги всё уладили,чтобы мог появиться на свет Коляда,Бог Моло-дого Солнца.Майю-Златогорку Боги спрятали в пинежских пещерах,чтобы силы Хаоса не помешали ей родить Бога Молодого Солнца.Помогала Златогорке Жива,Богиня Лета.В свой срок родила Златогорка двух детей: Коляду,Бога Зимнего Солнца и Авсеня,Бога Осеннего Солнца.Так и повелось с тех пор,что всюду следуют они друг за другом.
Когда пришла пора Майе-Златогорке вновь уходить в Навь,её детей Коляду и Авсеня передали Хорсу,Богу Солнечного Диска.Так и вырастил Хорс вместе со своей женой Зарей-Заряницей двух юных солнечных Богов.Легенды и мифы о славянском Боге Коляде
.Славянский Бог Коляда недаром рожден в самую длинную ночь.Славянские мифы расс-казывают,что Боги решили повернуть время вспять,чтобы смог родиться Коляда,пото-му что боялись,что люди свернут с пути Прави.Даже Темные Боги помогли рождению Коляды,потому что задача мира Нави— отделять Явь и Правь от Хаоса,стремящегося захватить мир.Особо почитают Коляду волхвы.По легенде Молодой Бог Коляда собрал 60 волхвов из разных народов и передал им знания о том,как следовать пути Прави. Коляда же научил людей исчислению времени,благодаря чему они смогли чуть дальше заглянуть в будущее,перестали жить одним днем и начали задумываться о результатах своих поступков в далеком будущем.Оберег– символ Бога Коляды.Самый известный сим-вол Коляды– Колядник.Этот же знак изображен на славянских Резах Рода,обозначая Бога Коляду.Колядник– свастический знак с восьмью лучами,вращающимися посолонь, а хвостики лучей в это время загибаются противосолонь.Символ Колядник носят,чтобы уберечься от неудач и бедствий,привлечь достаток,добиться успехов в работе.Другой символ Бога Коляды– Черное Солнце.Этот оберег обозначает солнце мира Нави,потому что мать Коляды вернулась из мира Нави и сам Бог Зимнего Солнца проводит там ча-сть года.Такой символ встарь носили только волхвы,сейчас его может носить любой взрослый человек,но только хорошо осознавая силу знака Черное Солнце.Атрибуты Бо-га Коляды.Явление природы– Зимнее Солнцестояние.Геральдика,предметы– бадняк(су-хое дерево или пень,сжигаемое на праздник Коляды),изображение солнца.Треба(под-ношение)– козули(особое обрядовое печенье,которое выпекают к празднику Коляды), зерно,каша.Коляда– Бог-Покровитель.Как Бог-Покровитель,Коляда выбирает людей,схо-жих с ним характером.Часто это Ведающие,те,кто стремится к знаниям.Те,кому близок Коляда,люди спокойные,выдержанные.Они следуют строгим принципам,стремятся не отс-тупать с пути Прави.Часто такие люди строги к окружающим не менее,чем к самому себе.В то же время,они редко ярко выказывают свое недовольство поведением других людей.У таких людей хорошее чувство времени: они умеют равномерно распределить работу,построить планы так,чтобы успеть всё задуманное.В характере тех,кому бли-зок Коляда,есть такие качества:
    Принципиальность;
    Выдержка;
    Практичность;
    Любовь к одиночеству;
    Постоянство в привычках;
    Верность;
    Стремление помочь другим людям.   Коляда в северной традиции гадания и магии.
На славянской Резе Бога Коляды символ Колядник,о котором мы писали выше.Номер Резы– 34.Реза Коляды приходит в гадании,когда для Спрашивающего наступает период активных действий.Именно сейчас можно многое сделать,чтобы улучшить жизнь,укре-пить свое положение.Когда отвечает Реза Бога Коляды,нельзя медлить и сомневаться, нужно действовать.Со славянским Богом Колядой связаны обряды,которые традиционно проводят на праздник Зимнего Солнцеворота.В это время проводят один из четырех готовых солнечных обрядов защиты дома,семьи,всего нажитого человеком.Подробнее о значении Резы Бога Коляды в гадании в статье «Реза Рода Коляда».Праздники,где чествуют Коляду,Бога Славян.Зимнее Солнцестояние– время рождения Коляды,Бога Мол-одого Солнца.Зимнее Солнцестояние– плавающая дата,приходится на 20-22 декабря. Всегда можно узнать точную астрономическую дату и время праздника.Традиционно в ночь Солнцестояния праздновали Коляду только волхвы.Миряне празднуют Коляду 25 декабря,когда Зимнее Солнце уже начинает прирастать."(ст."Бог Коляда — Бог зимнего Солнца",СлавКрасота,из Сев.Сказки,2023)
  "Праздник Коляды– 21,22 декабря,славянский праздник Молодого Солнца.Название славянского праздника Коляды совпадает с именем Бога Молодого Зимнего Солнца,по поверьям,родившегося в самую длинную ночь года.Коляда— праздник солнечного пере-лома,один из дней,после которых количество солнечного света начинает прирастать либо убывать.Другие славянские праздники солнечного перелома приходятся на весе-ннее и осеннее равноденствие,летнее солнцестояние.Дата праздника Коляды.Дата сла-вянского праздника Коляды совпадает с зимним солнцестоянием.Точное астрономиче-ское время солнцестояния непостоянно,изменяется от года к году.Как правило,Коля-да у славян приходится на 21 или 22 декабря.Точную дату и время астрономического солнцестояние в современное время узнать не трудно,если вы хотите отметить празд-ник Коляды именно в миг перелома.Встарь славянская Коляда часто праздновалась 25 декабря.В ночь солнечного излома Коляду встречали только Волхвы,проводили славян-ские обряды,посвященные празднику.Миряне же праздновали с 25 декабря,когда уже чувствуется прибавление солнечного дня «на воробьиный скок».Празднование Коляды у славян считалось делом опасным: злые духи,старающиеся помешать рождению Молодого Солнца ещё не покинули мир Яви.Праздник Коляды и Рождество,в чем различия.Многие традиции Коляды и обряды праздника сместились со временем на другие даты и стали частью празднования Рождества.Так традиционные песни-Колядки сейчас более извест-ны как рождественский обычай.Однако название этих песен говорит о том,что они по-явились до прихода христианского праздника и посвящены Богу Коляде.Не стоит пута-ть и дату праздника.Со сменой календаря Рождество сместилось на 7 января.Однако, славянский праздник Коляды всегда совпадает с зимним солнцестоянием.Коляда по традиции отмечается либо в ночь солнцестояния,либо в ночь на 25 декабря.Ночь нак-ануне праздника Коляды.Ночь накануне праздника Коляды считается одной из самых страшных в году.Подобно тому,как пред Купальской ночью просыпается Скипер-Зверь и злые духи проникают в мир Яви,навьи появляются и перед празднованием Коляды.Сла-вянские мифы рассказывают,что навьи пытались помешать рождению Коляды,Бога Моло-дого Солнца.Потому каждую зиму в самую длинную ночь года злые духи появляются на земле.Славянская Коляда символически связана и со смертью солнца,которое умирает в ночь зимнего солнцестояния,чтобы вновь родиться утром.Потому многие представ-ления ряженых на Коляду содержат мотив смерти и возрождения.Традиции встречи пра-здника Коляды.Коляда у древних славян начиналась вовсе не с шумных гуляний. Перед столь значимым праздником славяне старались закончить важные дела, раздать долги, решить споры. Важно было, чтобы в Ночь Чернобога, ночь накануне Коляды, человек был чист помыслами, потому что в эту ночь на землю приходят духи Предков и строго спрашивают каждого, шёл ли он путем Прави.В сам праздник Коляды рано утром муж-чины отправлялись в лес искать сухое дерево— Бадняк.Дерево приносили в деревню, украшали лентами,наузами.Вместе с Бадняком провожают прошлое,всё,что отжило.Сухое дерево сжигают вечером в присутствии всех жителей деревни.Часто обряд сжигания Бодняка требует сначала отдать почести дереву: перед сжиганием его кормят и поят. В день Коляды,подобно празднику Купало,зажигают огненное колесо.Отличие в том, что на праздник Коляды,зимнее солнцестояние,славяне не скатывают колесо с горы в реку,а,напротив,поднимают его на высоком шесте,показывая,что солнце начинает при-бывать, аждый день поднимается всё выше.Колядки и ряженые на праздник Коляды.Наи-более известный обряд встречи Зимнего Солнца— хождение по дворам с праздничными песнями-колядками.Колядки начинались с самого утра.Утром по дворам ходили дети, позже выходили молодые парни и девушки,уже поздним вечером гуляли и мужики с жонками.
«Мы ходили, мы искали
Коляду святого
На земле, на небеси, по Славени, по Руси
По полям да по лесам, по долам да по горам
А нашли его в светлом Ирии! Гой, Колядо!»       Колядки призваны принести щедрому хозяину дома счастье,достаток,удачу в наступающем году.В хвалебных песнях с поч-тением упоминали хозяина,хозяйку,их детей,отмечали,как ладно они ведут дела,жел-али здоровья,достатка,прибавления в семье. Каждый хозяин старался щедро одарить колядовщиков.Скупому хозяину могли исполнить шутливые песни с угрозой «свети кор-ову со двора» или даже пожелать худого года.Боялись и что на праздник Коляды ряж-еные с песнями-колядками вовсе обойдут двор стороной,это считалось худым знаком.
«Сею, сею, посеваю, с Колядою поздравляю
Счастья, радости желаю.
Сею, сею, повеваю, ячмень, жито посыпаю
Чтобы в поле уродилось, чтоб в хлеву удвоилось
Чтобы дети подрастали, чтобы девок замуж брали.
Сею, сею, посеваю, счастья, радости желаю.
Кто нам даст пирога, тому полный хлев скота
Овец с овсом, жеребца с хвостом.
Кто не даст пирога, тому куричья нога
Пест да лопата, корова горбата».      Ряженые на праздник Коляды не только обхо-дят дворы с песнями.Артели ряженых,как их иначе звали рядих,нарядих,окрутников, собирались,заранее готовили костюмы и показывали традиционные сценки.Традиционные выступления ряженых часто содержали мотив смерти и возрождения.Например,водили козу или медведя,которые неожиданно падали,как бы умирали,после чего поднимались и продолжали веселый танец." (ст."Праздник Коляды– 21,22 декабря,праздник Молодого Солнца",СлавКрасота,из Сев.Сказки,2023)
  "Итак,нашему взору представлен источник,который сродни "сладкому сну" тех,кто хочет верить в "Доказательства могущества древней Руси,о которых мы не знали".О содержании самой статьи поговорим возможно позже,а пока коснемся только одного из источников,на основании которых автор строит далеко идущие выводы.Давайте сперва узнаем- что же это за летопись такая- "Иоакимовская"- и откуда нам о ней извес-тно?С Новгородской иоакимовской летописью мы знакомимся из работ В.Н.Татищева, историка-любителя XVII-XVIII в.Саму рукопись не видел никто, в том числе и сам Татищев.Поскольку Василий Никитич был человеком весьма выдающимся и очень интере-совался историей, то он увлекся сбором древнерусских рукописей, привлекая к этому процессу и своих знакомых. Таким образом, он обратился к архимандриту Бизюкова монастыря Смоленской губернии,своему родственнику.В 1748 г.Татищеву были присланы три тетради, якобы принадлежавшие некоему монаху Вениамину.Тетради эти Татищев описывал следующим образом:«Сии тетради видно,что из книги выняты,по разметке 4, 5 и 6-я,письмо новое,но худое,склад старой смешанной с новым,но самой простой и наречие новгородское».То есть,Василий Никитич получил даже не сами рукописи а современные списки с них.Тексты историк изучил,кое-что переписал и вернул тетради владельцу.В том же 1748 г.скончался и архимандрит,присылавший тетради Татищеву,и таким образом следы источника были утрачены навсегда.Даже сами тетради оказались недоступны.Другой монах сообщил Татищеву,пытавшемуся отыскать того монаха Вениа-мина,что книга принадлежала самому архимандриту и что списал он её где-то в Сиби-ри.Так Николай Никитич выяснил,что никакого Вениамина скорее всего не существо-вало вовсе,но тогда что это за текст и откуда он был списан?Изучая другие летопи-си и сравнивая их тексты с текстами в тетрадях,Татищев приходит к выводу,что тексты выписаны из летописи некоего епископа Иоакима,который трудился в начале XI века.«Между такими неведомыми Нестору и забвенными историками есть Иоаким, первый епископ новогородский,о котором хотя нигде,чтоб он историю писал,не упоминается, но это не дивно,ибо видим других многих».Следовательно,мы знакомы с текстом иоак-имовской летописи только по выпискам самого Татищева и по черновикам его работ.
Историк-любитель не дословно воспроизвёл текст оригинала, а в части, посвящённой событиям IX—X веков, в виде вольного пересказа упомянул лишь сведения, которые по его мнению расходились с «Повестью временных лет». А так же Василий Никитич наиболее полно воспроизвёл рассказ от имени самого Иоакима о крещении Новгорода. В других местах, по мнению Татищева, текст почти ничем не отличался от "Повести временных лет".Вряд ли стоит утверждать, что Новгородская иоакимовская летопись - это намеренная фальсификация,автором которой стал сам Татищев.Вероятнее всего Василий Никитич добросовестно заблуждался и принял,по ему одному известным причи-нам,присланные тетради за достоверный источник.Да и отрицать существование самого Иоакима и его настоящей летописи тоже не стоит- все же история не строится на чистом отрицании при отсутствии доказательств,она строится на подтверждениях дру-гих прямых и косвенных источников(коих множество),и на предположениях,не противо-речащих известным фактам,но требующим дальенейшего подтверждения.По сей день историки не пришли к единому мнению относительно достоверности существования этой летописи.Друзья, если вам понравилась статья, то вы можете поддержать автора, отправив посильную помощь на кошелек ЮMoney ))Таким образом считать иоакимовскую летопись единственным правдивым,а вместе с тем и наиболее достоверным источником, меняющим суть других письменных источников не считаю верным.Многие историки изр-едка даже ссылаются на эту летопись,правда с оговорками и очень осторожно.Впро-чем есть и те,кто принял эту мутную историю за чистую и единственную правду.Это касается и статьи,ссылку на которую я привел в самом начале.Полагаю,что опираться только на фрагменты текста иоакимовской летописи автору не стоит.Спасибо за вни-мание!"(ст."Пора лечить! Иоакимовская летопись как аргумент в пользу "древнейшей могучей Руси",Исторические заметки,2022)
  "Понятное дело,никто из русичей свою землю Киевской или древней Русью не звал. Киевская Русь- вообще новодел, придуманный историками XVIII-XIX вв.Как же называ-ли себя и свое государство русские люди в древности и до XVIII-го века? Сейчас подробно все на канале Этобаза расскажу.Обычно сами русичи,судя по летописям и другим летописным источникам, свою страну звали просто "Р;сь".Читать слово сие, дорогие друзья,следует строго как "Русь".Ведь "оу"- так согласно греческой тра-диции у нас передавали в кириллице звук у(о+у).Отсюда же и название разных окраин Руси- "оукраины"(укрАины).В ходу было и собирательное слово р;сьска; земл;- рус-ская земля.Любопытно, что обычный житель Руси тысячу лет звался просто "русин" или "рускОй"(по аналогии с малОй и т.д).Если жительница Руси- то р;ска(русска). Именно такой вариант письменно зафиксирован уже в X-м веке,в договоре князя Олега с византийцами.Я не бесермянин(мусульманин),а русин,- с гордостью писал о себе в XIV-м в.тверской купец-путешественник Афанасий Никитин.А вот о себе во множеств-енном числе русичи говорили просто Русь,либо русьскыи(люди).Также русские еще лет 600-700 назад нередко звали себя просто "русами","русНаками","русаками" или"руси-чами"(встречается в "Слове о полку Игореве").О нашем великом и могучем предки говорили в нескольких вариантах- язык рускай(митрополит Илларион XI-й век)"рос-ский","российский язык","славеноросский" или "словенский русский язык".Название "Россия" и "россы", "российский", "россияне"- это подстроенное под среднегре-ческое произношение названия Руси (;;;- Рос) и русичей.Зафиксированы в византий-ских источниках еще в том же X-м столетии.Однако к нам на русскую землю пришли уже гораздо позже- в XVI-XVII вв.И поначалу,до самых петровских времен,слыли чис-то книжным оборотом.Интересно,что еще лет двести существовали такие ныне забытые варианты выспренные самоназвания жителей России- как "российщики" или "российцы". Кстати,в любом случае так звали именно русских по национальности,а не всех жите-лей Российской империи." (ст."Вовсе не Киевская Русь. Как древние русичи называли свою страну и сами себя?",Этнобаза,2023)
  "Сибирский хан был противником Ермака за Уралом.Казаки разрушили его ханство, но Кучум нанёс ответный удар.Хан Кучум и Ермак.Предыстория похода атамана Ермака Тимофеевича в Сибирь весьма туманна. Даже по поводу даты начала экспедиции казака «с товарыщи» есть разные версии. Обычно это событие датируют днём 1 сентября 1581 года — по Строгановской летописи, хотя сегодня историки (А. Шашков, И. Белич, В. Сергеев и др.)склоняются скорее к другой дате: сентябрь 1582 г.,когда Строгановы послали казаков «воевать вотяков и вогуличь и татар и Пелымские и Сибирские мес-та…».Летописец 17 в.ошибся.То,что произошло дальше,в целом известно.Отряд атамана (ок.500 человек)прошёлся по Сибирскому ханству и брал поселение за поселением, пока почти через два месяца не добрался до столицы Кучум-хана— городка Искер (или Кашлык)с населением менее 1 тыс. человек.По пути приходилось преодолевать сопро-тивление воинов хана, но силы были неравны. 26 октября 1581 (или 1582) Искер пал после решительной битвы (с датой битвы тоже не всё ясно— она произошла не то 23, не то 26 октября).«Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»,Василий Суриков Источ-ник: Wikimedia Commons.Для осады Искер был не подготовлен.Решающую роль сыграло также огнестрельное оружие русских— остяцкие князья и татарские воины,устрашив-шись его,бежали.У Ермака оставалось к тому моменту ещё приблизительно 400 воинов (в предыдущих столкновениях погибло около 100).Кучум оставил городок и бежал в Ишим.Впрочем,при кочевом образе жизни татар можно было взять сколько угодно их крепостиц,но не достичь стратегической победы.Война продолжалась,и Ермак погиб в августе 1585 г.: внезапным нападением отряд воинов Кучума,набранный ханом в ишим-ских степях,разбил группу казаков.Так что несмотря на успехи Ермака,Кучум его всё-таки одолел.Да,атаман Ермак положил начало завоеванию зауральских земель,он показал свою силу,нанёс ханству большой моральный урон и ослабил волю ханцев к сопротивлению.Но всё же покорение Сибири с Ермака только начинается— был длитель-ный и сложный процесс.Casus belli,или почему Ермак пошёл на Восток.Крайне мало мы знаем и о дипломатических отношениях Москвы и правителя сибирского хана Кучума накануне похода.В 1560 гг.Кучум оставался московским данником и исправно платил ясак русским(по 1 тыс.соболей в год).Но затем решил перестать,видя,что славяне продвигаются на восток и не собираются останавливаться.В 1573 г.хан убил русского посла Чебукова и пытался найти союзников,но,правда,безуспешно.Его отряды стали совершать набеги на русские поселения,появлялись слишком близко к Перми и прово-цировали к бунту против Москвы ногайских татар.Царь щедро жаловал земли на Каме купцам Строгановым— чтобы те создавали прибыльные промыслы и увеличивали влияние Москвы на востоке.Строгановых набеги вогулов и татар на их предприятия весьма бе-спокоили,Кучум представлял большую опасность.Купцы стали нанимать волжских каза-ков для защиты.В 1581 г.Строгановы уже не в первый раз просили царя позволить им набрать «охочих людей» в их вотчинную армию.С этими силами они планировали окон-чательно решить проблему.Царь разрешил.Весной 1582 г.Строгановы заключили с Ерм-аком и его людьми договор о службе,и так в августе-сентябре начался легендарный поход.Упрямый хан-узурпатор.Кем же был хан Кучум,а точнее— Кучум бен Муртаза? Источники сообщают о нём противоречивые сведения,но,судя по всему,это был чингиз-ид(в 13-м колене родства),который прибыл в Сибирь из Бухары и в местной борьбе за власть одержал верх в 1563 г.— Кучум овладел Искером.Там он убил местных ханов (братьев Едигера и Бекбулата)и занял их место.Узурпировал трон и удерживал власть с помощью узбекских,ногайских и казахских отрядов.Кучум контролировал земли по Иртышу и Тоболу и властвовал над местными племенами— барабинцами,чатами и иртыш-скими остяками,подчинил себе ханты-мансийские племена на Оби и Урале,часть башки-рских племён.Он свободно правил,распространял по Сибири ислам и собирал ясак,но помешали русские.После похода Ермака Кучуму удалось с огромным трудом возродить Сибирское ханство,пусть даже и не в прежних масштабах.Его аж до 1597 г.русские послы пытались склонить к переходу в российское подданство,«под высокую царскую руку».Но властолюбивый хан сопротивлялся,и борьба продолжалась до конца 16 в. Сторонам снова пришлось сражаться.В 1598 г.множество воинов Кучума(включая его сына и двух внуков)погибло,а сам он снова бежал,на этот раз за Обь.Когда русский царь предложил ему примирение в последний раз,то получил такой ответ:«Я не пошёл на поклон к падишаху,как он того хотел в ярлыке своём,а ведь я тогда был совсем здоров. Какая мне теперь нужда идти к нему под меч? Я теперь глух и слеп.Всего лишился».Через 3;4 года Кучум был убит своими недругами(их хан нажил много)— не то калмыками,не то ногайцами.Его сыновья и наследники какое-то время тоже пытали-сь сопротивляться Москве,но тщетно.В 17-м веке Сибирь стала русской." (ст."Хан Кучум: история врага Ермака",дилентант медиа,2023)
  "В последние десятилетия,в связи с бурным развитием генетики,появилось множе-ство теорий и гипотез связывающих генетику с формированием этносов и языков.Осо-бенно это касается почему-то гаплогруппы по Y-хромосоме.Причем популярна эти версии отнюдь не среди историков, археологов, лингвистов и генетиков, а среди людей далеких от этих сфер науки или связанных с ними весьма косвенно.Ну и самым ярким примером подобных гипотез это конечно версия о том,что самая многочисленная на сегодня языковая семья- индоевропейская- напрямую связана с Y-хромосомной гап-логруппой R1,особенно почему-то с R1a.Вот ее и рассмотрим.Суть этой версии заклю-чается в утверждении,что носителями изначального индоевропейского языка были нос-ители гаплогруппы R1 и соответственно прародина народов индоевропейской языковой семьи совпадает с местом возникновения данной гаплогруппы.То есть постулируется прямая связь генетики и языка.Правда есть у этой гипотезы один изначальный недо-статок- она не учитывает женщин,у них ведь нет Y-хромосомы и значит непонятно как определять их этническую принадлежность. Но это почему-то мало интересует сторонников данной гипотезы.Основывается все это на действительно бесспорном факте, что среди мужской части современных этносов говорящих на индоевропейских языках действительно велика доля носителей гаплогрупп R1a и R1b,а в отдельных случаях они даже являются доминиру-ющими, но далеко не у всех этносов. Так что же это за гаплогруппа такая.Гаплогруп-па R.Происхождение и развитие.Начнем просто с R.Именно от этой гаплогруппы произошли сначала R1 и R2(очень редко встречаемая, почти вымершая)и далее R1a и R1b.Можно конечно и про группу P вспомнить мутацией которой является R,но так можно далеко зайти,аж до базовой гаплогруппы А(на сего-дняшний день есть только у бушменов и готтентотов).Происхождение гаплогруппы R датируется примерно 24-28 тысяч лет назад и локализуется где-то в Центральной Азии. По крайней мере самый древний образец этой гаплогруппы найден в останках мальчика со стоянки Мальта в Иркутской области в районе Байкала.Однако никакой гарантии,что именно там и есть место происхождения.Это ведь были кочевые охотники на мамонтов,которые бродили по всей Евразии и где именно произошла мутация просто уже не вычислить.В любом случае это не у мальчика со стоянки- он не мог оставить потомства просто в силу возраста.А уж тем более невозможно что либо сказать о языке на котором они говорили.В любом случае это не праиндоевропейский,который, по утверждениям лингвистов,появился гораздо позже,на пару десятков тысяч лет позже.Позже внутри гаплогруппы R произошли и внутренние более мелкие изменения- R1b1 R1a1 и так далее.Достаточно много и еще более мелких изменений,так называе-мых, субкладов.Где именно это произошло никто точно не скажет.Где-то в Евразии, они ведь все были кочевники.Далее на протяжении тысячелетий потомки тех несколь-ких мужчин у которых были эти мутации расплодились и распространились очень широ-ко- от Норвегии до Камеруна и от Китая до Британии и даже в Америку забрели.Одна-ко ведь факт,что чаще всего эта гаплогруппа встречается именно у народов говоря-щих на индоевропейских языках(хотя и у тюркских народов тоже часто)и что в Европу носители этих гаплогрупп пришли вместе с языками,тоже есть.Генетика,этничность и языки.Дело в том,что языки и этничность не очень то связаны с генетикой.Когда и как люди принимают и распространяют тот или иной язык связано с огромным количе-ством фактором- политических,общественных и культурных- и первоначальным носите-лем языка может оказаться и очень малочисленная группа,которая не оставила в ген-офонде почти никаких следов.Например Баски,у которых более 90% несут гаплогруппу R1b,но язык никак не связан с индоевропейскими,да и вообще с какими либо еще.
компонентов,зачастую генетически никак не связанными(ну кроме то,что все они люди ).Как пример можно привести современные процессы этногенеза,а такие есть и много, особенно в Южной Америке.Через какое-то время мы увидим там единые этносы- брази-льцев,аргентинцев,эквадорцев и.т.д.,которые осознано будут настаивать на своем единстве и общем происхождении,но даже перечисление задействованных в этом проце-ссе этнических и даже расовых групп займет очень много места.Да и вообще процесс этногенеза достаточно длительный.Как минимум,200-300 лет занимает формирование нового этноса из множества различных Представляете, как запутаются исследователи лет через пятьсот, если попытаются определить какие-то генетические маркеры.
А в случае с народами индоевропейской языковой семьи все упирается в изначальную прародину племен говорящих на праиндоевропейских диалектах. Только когда мы точно это узнаем и будут исследованы археологические памятники и останки первых индое-вропейцев мы сможем говорить о каких либо генетических связях,если таковые вообще будут.Так что пока никакой связи между гаплогруппами,языками и этничностью,по крайней мере прямой,наука не отмечает и все попытки привязать языки к каким либо генотипам являются полной фантазией."(ст."Народы индоевропейской языковой семьи и гаплогруппа R1. Реальность и мифы",Любитель истории и историй,2023)
  "Каковы генетические корни Рюриковичей— самого древнего рода князей Руси,кото-рые восходят к варягу Рюрику,приглашенному править славянами и финнами в 862 г.? Этот вопрос долго не имел четкого ответа,так как исторические свидетельства о происхождении Рюрика были неоднозначными и неполными,а археологические и генети-ческие свидетельства— редкими и трудными для определения.В 2020 г.в Переславле-Залесском археологи нашли могилу одного из наследников Рюрика— Дмитрия Александ-ровича,великого князя,сына Александра Невского.Это был уникальный шанс изучить геном древнего правителя и сопоставить его с геномами современных Рюриковичей и других народов.Исследование,результаты которого были опубликованы в журнале Acta Naturae,имеет большое значение для понимания истории,культуры и родословной Руси.
Дмитрий Александрович родился около 1250 года и был старшим сыном Александра Невского и Александры, дочери полоцкого князя и великим князем Владимиро-Сузда-льским в 1277–81 и 1283–94 гг.Он принимал участие в политических и военных собы-тиях своего времени,соперничеством с другими Рюриковичами,а также многочисленными победами в сражениях против ливонских рыцарей,шведов и монголо-татар.Он скончался в 1294 г.возле Волока и был захоронен в Переславле-Залесском.Для изучения генома Дмитрия Александровича были взяты три образца костей: кисти,колена и стопы.ДНК была извлечена и прочитана в специальной лаборатории Федерального исследовате-льского центра «Фундаментальные основы биотехнологии» РАН под руководством Егора Прохорчука,доктора биологических наук,члена-корреспондента РАН.В работе также участвовали эксперты Института археологии РАН и организаций,занимающихся генети-ческой генеалогией.Анализ генетических данных выявил, что Дмитрий Александрович имел темные или коричневые волосы, карие глаза и цвет кожи, который не был ни очень светлым, ни очень темным. Его Y-хромосома, наследуемая по отцовской линии, принадлежала к гаплогруппе N1a. Это одна из трех гаплогрупп, которые встречаются у большинства современных Рюриковичей. Это значит, что Дмитрий Александрович и многие современные люди, которые прослеживают свою родословную к трем различным ветвям Рюриковичей Ольговичам,Мстиславичам и Юрьевичам),имеют одинаковую Y-хром-осому.Это также значит,что их общий предок,Ярослав Мудрый,имел такую же Y-хром-осому.Ученые также нашли сходство по Y-хромосоме князя и наших далеких предков, которые жили около 1500 лет до н.э.на Большом Оленьем острове в Кольском заливе (современная Мурманская область).С большой долей вероятности этих людей можно считать предками по отцовской линии великого князя Владимирского.Генетики также изучили митохондриальную ДНК князя Дмитрия Александровича, которую он получил от матери. Оказалось, что его митохондриальная ДНК относилась к гаплогруппе F1b1, которая чаще всего встречается в Центральной Азии. Это свидетельствует о том, что среди предков князя по материнской линии были представители степных кочевых народов, таких как саки, сарматы, аланы и другие.Исследование генетиков выявило три основные древние линии предков,которые повлияли на геном Дмитрия Александро-вича.Это: 1) «викинги» (жители восточной Скандинавии раннего средневековья из деревни Бодэ на острове Эланд),2) кочевники степей(народы евразийских степей железного века или раннего средневековья Центральной Европы(кочевники из соврем. Венгрии),3) финно-угры (носители древнего сибирского компонента).Авторы исследо-вания замечают,что первую линию предков (скандинавов)можно заменить на славян древнерусского населения XI в.Эта гипотеза также подкрепляется статистикой.Из этого следует,что Рюриковичи,которые имеют Y-хромосомную гаплогруппу N1a, как в древности, так и в наши дни, произошли от одного мужчины,который жил не позже, чем во времена Ярослава Мудрого.К этому же роду принадлежит и князь Дмитрий Але-ксандрович.Скорее всего,предками Рюриковичей по мужской линии были жители Боль-шого Оленьего острова в Кольском заливе около 1500 лет до н.э."(ст."Генетическая тайна Рюриковичей: как российские ученые раскрыли загадку происхождения древней-шего русского рода,Вслух,2023)
  "А знали ли вы, что около 900 000 лет назад у предков человека произошел глобальный демографический кризис. У питекантропов. Они практически все вымерли. Неизвестный катаклизм пережили только 1280 размножающихся особей. Вот буквально еще немножечко и все, никакого человека бы не было. Представляете, насколько хрупка цивилизация? Ученые связывают это вымирание с периодом смены лесостепной фауны на фауну дождевых лесов. Но как по мне - не вяжется что-то. Процесс смены "фауны" растянут во времени и не способен привести к настолько резкому вымиранию.
В следующий раз,ок.200 000 лет назад человечество стояло еще ближе к пропасти.Вы слышали про митохондриальную Еву? Эта удивительная женщина единственная,кто пер-едал нам,всему соврем.человечеству,свою ДНК.Даже если отцы были разные,мать у всего человечества одна.Можно сделать паузу,чтобы осознать масштаб происшедшего и понять,что мы все братья и сестры в прямом смысле этого слова.И знаете что, это не тянет на эволюцию по Дарвину. Это похоже на спланированную селекцию, когда отсеиваются менее удачные представители вида,а потомство приносят самые приспосо-бленные.Мы знаем еще несколько случаев, когда человечество имело шанс полностью исчезнуть:150 тысяч лет назад,когда единственным местом,где человеку удалось выжить,была Африка.70 тысяч лет назад,когда супервулкан Тоба не закрыл солнце на 10 лет,погрузив мир в подобие "ядерной" зимы.40 тысяч лет назад неандертальцы исчезли как вид.Кстати,а вы знали,что кроманьонцы,неандертальцы и хомо сапиенс 46 хромосом в кариотипах,и имели возможность скрещиваться между собой? И,похоже, скрещивались.Весь прикол в том,что тело эволюционировало гораздо раньше головы. Так например,тело австралопитека можно принять за человеческое,а вот его мозг был даже меньше чем у шимпанзе.Складывается такое ощущение, что кто-то или что-то выбрало человеческий вид, как наиболее удобный для дальнейшей эволюции. В целом, все было уже готово- отстоящие большие пальцы,возможность питаться как растите-льной так и животной пищей,небольшое тело,которое легко прокормить,быстрая скоро-сть размножения, что отлично подходит для целей селекции.Все упирается в голову. Вы обращали внимание на то, что роды у людей проходят, мягко скажем, тяжеловато? Все из-за слишком крупной головы у наших младенцев, из-за слишком крупного для нашего тела мозга.Вы же знаете,что последние 30 000 лет наш мозг только теряет в весе? Уменьшается. Причем мозг- весьма энергозатратный и не эффективный орган. Представьте,что в спокойном состоянии тот при весе в 1/50 от массы тела потреб-ляет 9% произведенной энергии,а стоит вам задуматься,как энергопотребление вырас-тает да 25%.То есть четверть того что вы съели,выпили и надышали идет на питание мозга. Мы живем в мире, в котором включать голову стимулов нет. Потому масса мозга постепенно уменьшается.Но что было 30 тысяч лет назад, когда нашим предкам приходилось буквально выжимать весь свой интеллект до капли. Причем, хомо сапиенс как вид возник около 300 тысяч лет назад?Мы знаем, что примерно 30 тысяч лет назад человек одомашнил собаку. Связаны ли эти события? Тяжело сказать, потому как земледелием и скотоводством человек начал заниматься только 10 тысячелетий назад. Этой информации стоит доверять, она из Википедии.И вот тут интересно.Чем занимался я как кормился человек со своей собакой все это время? Какой была цивилизация.нам с вами потребовалось меньше 2-х тысяч лет,чтобы дорасти от родоп-леменных общин до космических полетов.Здесь теряется сразу 15-20 тысячелетий. Огромная прорва времени у человека,который обладал несколько более высоким нежели сейчас интеллектом.Потому как не складывается, самому древнем городу, найденному археологами(Гёбекли;-Тепе;)12 тысяч лет,а скот разводить и сеять землю мы начали 10 тысяч лет назад- неувязка.Отсюда и фотографии,которые якобы были сделаны в экспе-диции "Терра-Нова" Робертом Скоттом в 1912 г.уже не выглядят настолько невозмож-ными.Выводы, как обычно, делайте сами.Однако, на мой взгляд, легенды о наших небесных властелинах, которые поделились генами с древним предком человека, а после тщательно взращивали гибридных особей - реальны. Так же, как реально и то, что предоставленное само себе человечество смогло развить высокий уровень культуры и цивилизации уже после ухода "создателей". Но, по какой-то неизвестной причине и та,древняя человеческая цивилизация деградировала до примитивного уров-ня(Великая война,описанная в Махабхарате).Нам опять пришлось начинать сначала."    
(ст."КТО создал человечество? Новые факты, которые заставят поверить в немысле-мое",Великолепная История,2023)
  "Когда речь заходит о пассионарной теории Льва Гумилева,то многих вводит в сту-пор утверждение,что русский этнос начал свое формирование лишь в середине 13 в., во времена Ал-дра Невского.А осознал себя только после битвы на Куликовом поле- в 1380 г."На Куликово поле пошли рати москвичей,владимирцев,суздальцев и т.д.,а вернулась рать русских,отправившихся жить в Москву,Владимир,Суздаль и т.д.",- писал Гумилев в одной из своих работ.И сразу летят вопросы- а как же жители Др. Руси,современники Ярослава Мудрого или Владимира Мономаха? Ведь какой-то народ населял Русскую землю,ходил в военные походы,выращивал хлеб,строил города.Этот народ сам себя называл русским,о чем недвусмысленно сообщают летописи.Как же тогда понимать заявления Гумилева?На самом деле,никакого противоречия здесь нет. Просто те,кто задают такие вопросы,очевидно,с теорией пассионарности либо совсем не знакомы,либо знают ее лишь понаслышке.Ключевой тезис теории- все этносы прохо-дят определенный цикл развития.Обычно он занимает порядка 1500 лет.Если повезет, конечно.Если какой-то мощный соперник не прервет эту историю.Если пассионарность этноса не будет растащена соседями и истрачена в беспрерывных войнах.Рождению нового этноса предшествует пассионарный толчок, после которого появляется некая общность людей, бунтующая против старого уклада. У нее появляются свои ценности, свои герои,свой вектор развития.Эта общность растет и через полтора века(инкуба-ционный период)превращается в полноценный новый этнос.Как этот этнос будет назы-ваться- дело случая.Иногда название придумывается самими представителями этого этноса,иногда его дают соседи.А бывает и так,что этнос сохраняет прежнее название той цивилизации,в рамках которой он некогда родился.Именно так,по Гумилеву,неск-олько раз происходило в Китае.Поэтому китайской истории четыре тысячи лет,но это история не одного,а нескольких этносов,каждый из которых последовательно прошел свой полуторатысячелетний путь развития.Не меняя при этом своего имени и считая себя прямым продолжением предшественников.С русским этносом ситуация похожая. В Древней Руси,согласно гумилевской теории,жили представители общеславянского этно-са,возникшего в первые века нашей эры.Этот общеславянский этнос прожил долгую жизнь и на финальных этапах своей истории распался на несколько ветвей.Восточная ветвь стала называть себя русскими.К 13 в.этот этнос доживал последние века,но угаснуть естественным путем ему не дали монголы.Пришедшие с востока тумены Батыя подчинили себе ослабшую цивилизацию,подобно тому,как в пятом веке готы подчинили себе Рим.Но как раз в этот момент в недрах Русской земли уже рождался новый этн-ос,который тоже принял имя русских.Вот такое объяснение дает теория Гумилева.Дру-гие статьи на эту тему читайте в нашем цикле.."(ст."По Гумилеву русскому этносу 700 лет. А кто, по его мнению, жил в Древней Руси?",Русичи,2021)
  "Группа новосибирских ученых исследовала останки из погребения, которое более чем полвека назад раскопали в могильнике андроновской культуры Вахрушево-1.В этой могиле по обряду ингумации похоронили взрослого мужчину европеоидного облика,кто жил в XVIII–XVI вв.до н.э.Палеогенетики определили последовательности митохонд-риальной ДНК и Y-хромосомы этого человека— он принадлежал к митохондриальной гап-логруппе U2e и Y-хромосомной гаплогруппе R1b-M269.Как сообщается в статье,опубл-икованной в журнале Уральский исторический вестник,эта последовательность Y-хро-мосомы необычна для представителей андроновской культуры.Во II тысячелетии до н. э.на обширном пространстве от Южного Урала до Енисея существовала андроновская (федоровская)археологич.культура бронзового века.Большинство соврем.ученых пред-полагают,что эта культура связана с носителями индоиранских языков.Хозяйство этих людей базировалось на животноводстве(крупный и мелкий рогатый скот,лошади).Второ-степенным значением обладали охота и примитивные формы земледелия.Погребальный обряд андроновцев не был однообразным.Некоторых покойных они кремировали,тела других— хоронили по обряду ингумации(трупоположения).Различались и способы устр-ойства погребений: известны как грунтовые,так и курганные могильники,которые соо-ружались в основном на высоких берегах рек и озер.В третьей четверти XX века на окраине деревни Вахрушево (Коченевский район Новосибирской области) археологи раскопали могильник андроновской культуры, устроенный на берегу Оёш. Почти все погребения в нем были совершены по обряду кремации.Но в одном из курганов (номер 9)в 1968 г.исследователи обнаружили останки взрослого человека,которого похоро-нили по обряду ингумации.Изучению этого ранее неопубликованного захоронения посв-ятила новую работу группа новосибирских ученых во главе с академиком Вячеславом Молодиным(Vyacheslav Molodin)из Института археологии и этнографии СО РАН.Исследо-ватели отметили,что раскопанный курган представлял собой насыпь диаметром 12 м.и высотой около 0,4 м.Под насыпью находилась могильная яма,на дне которой на оста-тках подстилки лежал скелет человека,похороненного в скорченном положении на боку .Радиоуглеродный анализ одного из зубов показал,что человек умер около 1735–1518 гг.до н.э.Антропологи определили,что останки принадлежали взрослому мужчине,кто прожил примерно 35–40 лет.Это был человек европеоидной внешности с очень крупным и массивным черепом.На последнем также видны следы зажившего вдавленного перело-ма,который мужчина получил задолго до своей смерти.Кроме того,в опубликованной статье коллектив представил результаты графической реконструкции лица этого чело-века,которую по черепу выполнил один из участников научной группы.Ученые также секвенировали митохондриальную и фрагменты ядерной ДНК этого человека.Анализ под-твердил,что покойный был мужчиной.Палеогенетики определили у него митохондри-альную гаплогруппу U2e(вероятно,редкая субгаплогруппа U2e1h),которая принадлежит к материнским линиям,происходящим из Западной Евразии.По отцовской линии мужчина оказался носителем Y-хромосомной гаплогруппы R1b-M269,что,по данным ученых,доста-точно необычно для носителей андроновской культуры,среди которых преобладала гап-логруппа R1a1a.Возможно,это отражает более сложную историю формированию мужского генофонда андроновцев,нежели считалось раньше.Ранее мы рассказывали,как археологи впервые обнаружили курган андроновской культуры к югу от Абакана.Его нашли в Аскизском районе Республике Хакасия,где проходили охранно-спасательные раскопки, предварявшие работы по расширению железной дороги."(ст."Палеогенетики прочитали ДНК андроновца из Новосибирской области",N+1,2023)
  "



  (ст."


Рецензии