Скуф и альтушка

И от тебя одной лишь дани просит: Любви, приветливости, послушанья...
                Шекспир, "The Taming of the Shrew" (1590)


 Пока я думаю о своих двух тайнах, подруга – лучшая! – выхватывает из рукава стилет и втыкает мне в живот, как в арбуз, – липкая влага струится по фиолетовым колготкам… Стоп, хватит ужасов, начнем по порядку. Вначале был хряк...

 Новосибирская Погорелка, мне исполняется шестнадцать. В прошлом деревня славилась своими разбойниками, а сейчас ради меня тут режут свиноту: страшенный зверь размером с бочку бьётся головой о заграждения, предчувствуя ужасное. «Зовите Федосея, - по-офицерски сказал дед, - у него три судимости!»

Двухметровый Федосей бил свинью поленом, дед душил её шлангом. В итоге хряк вырвался: c визгом отчаяния он продирался сквозь гущу одного огорода, затем нырял в следующий. Зверь разбил бутылки с фряжским вином у попа в погребе, потом выбежал на дорогу и увяз в непролазной грязи. И тут хряка - вжик-вжик! - придавил трактором... И-И-Игорь!

 Уже тогда тридцатилетний Игорь казался полноватым, неухоженным и при этом по-своему красивым: он мог играть сельского Тора, но "взрослые" книги вроде "Гендера и власти" мешали мне поверить в сказку.

 - Ты Гумберт старой армии, а я ломаю старые типы, старых типов! - шепчу ему с хитрецой, убирая руку со своего колена. -  И "взамуж", как говорят в деревне, не пойду, но кое-что могу дать… Дай подрасти...

 Это был мой первый флирт, уже тогда полный  цитат, которые я до конца не понимала, но которыми стремилась подавить собеседника. Я кивнула на шахматную доску на столе. Дедушка в этот момент выпивал с соседями и ни на что не отвлекался...

 - Обещаю, что получишь меня, Игорь, но докажи, что умнее! Принцессы в сказках дают женихам невыполнимые задания. Шахматы как вариант. Обыграешь - заберёшь что ты там хотел... Готов сразиться? (Подмигнула.) Я буду играть строго за цветных!

 Игорь помолчал. И вдруг сделал первый ход, выдвинув вперед белую пешку. Он начал с издевательского флангового хода f4 - Дебют Птицы! Сначала я подумала, что смогу поставить белым "дурацкий мат"...

 1. f4 e5 2. e4 c6 3. d4 g6 4. e5 f6 5. Bd3 Bg7 6. Be3 O-O 7. Nf3 d5 8. Nc3 Bg4 9  9. exf6 exf6

 Партия развивалась безумно. Я не могла выиграть заученным дебютом и только сама себя загоняла в клеточную тюрьму. Игорь уже убирал с доски мою пешку, первую жертву схватки, и я с нервами затыкала уши, чтобы не слышать советы пьяных мужиков, столпившихся вокруг, и уже начинала злиться, злиться...

 - Доиграем потом! - наконец выпалила я, отвернулась, выхватила блокнот и начала нервно чертить фигуры в клеточках, чтобы сохранить партию во времени и когда-нибудь отыграться.

 - Как скажешь, - просто сказал Игорь...

 Ночью я оставила на столе записку: "Твои действия вчера можно по праву назвать домагательством. (Допустила ошибку: проверочное слово "мОчь".) Свои проблемы и нужды нельзя решать за счёт других, особенно без взаимного словесного согласия. А в шахматы я тебя сделаю, вот увидишь! Играешь ты как абьюзер..."

 Прошли годы, уже студентка, я переехала в русский Берлин - Новосибирск - и сразу попала в Книжный клуб с непонятным названием  "VALAR.RU" (ссылка битая, проверяла) - место, мистически влиявшее на судьбу всех, кто туда приходил.  Над центральной улицей, названной в честь марксисткой феминистки Дуси Ковалевской, приютился чердак без вывески - Клуб. «Зачем тебе Вселенная, если у тебя есть Новосибирск?» - увидела я однажды на пачке пельменей; иначе говоря: «Зачем тебе Новосибирск, если у тебя есть Клуб?..»

 Обычно людей в Книжном мало, но той памятной ночью едва ли не легион гостей читает по очереди Толкина: «Пипин подумал о Фродо. Он не знал, что Фродо смотрит сейчас из дальнего далёка на ту же луну…» И вот мы жжём костёр во внутреннем дворе, кидаемся влажным снегом, в опьянении пляшем под фолк. Только-только тянутся ко мне чьи-то руки, пищу, как сигнализация: «Пристают!» Поэт Йосик, уже наречённый моим мужчиной, расправив худые плечи, заказывает кавалерам выпивку – отвлекает разговорами...

 Постепенно гости разбежались, растворились в тумане. Сонное утро только наклёвывалось, а нас осталось трое: дремлю в обнимку с подругой Белюстиген, прижавшись к её платью в стиле напялила-на-себя-мамино; рядом отвергнутый Йосик картавит Бродского: «Свобода - это когда забываешь отчество у тирана…» Белюстиген вполуха слушает и вставляет в паузах: “Вау... вау...”
 
Как вдруг входная дверь движется, и внутрь прошумел тяжёлыми шагами старый знакомый - я чуть не вскрикнула! - ИГОРЬ... Что ему здесь нужно? В сознании за секунду промелькнула его противоречивая биография, известная всякому по городским толкам - Топ-Пять фактов, по 200 миллисекунд на каждый:

 1. Мой деревенский знакомый был из русских немцев. В девяностых вернулся из армии (говорят, с орденами), но денег на жизнь всё равно не хватало. Тогда Игорь перебрался из деревни в город и пошёл в милицию, потому что там давали сапоги и форму . Его уважали: в меру жесток и чётко выполняет приказы, прямо как его Норд - доберман. По приказу хозяина он гонял кошек и мелких собак. Соседи мстили. Один раз входная дверь ударила Игоря током: кто-то подсоединил провода из трансформатора!

 2. Игорь отмыл с улицы остатки мозга прапорщика-самоубийцы из соседнего дома, - работа, от которой отказались соседи и дворники. Наущённый смельчак из шпаны назвал его за это «zombie d..ksucker», прозвучавшим на немецкий манер как «сам йдиза..р», за что был бит резиновыми сапогами и кусан Нордом на глазах безучастных товарищей.

 3. Игорь вытащил свою Галатею из коллектора, когда работал патрульным. Я раз покупала у неё овощи на рынке, и мы друг другу не понравились. «Отравлю, сучка», - вот что она мне сказала. Я смолчала и овощей у неё больше не брала.

 4. Когда Игорь узнал об её измене с заезжим цыганом, он оставил бабёнке квартиру, решив, как Овод у Войнич, что "любить человека нашего племени она никогда не будет", и ушёл жить в палаточный лагерь у мэрии, за что в итоге был взят на цугундер в "красную" зону, потому что "красно-коричневой" пока не существует.

 5. Малолетние инфлюэнсеры писали о том, что Игорь, или кто-то с похожей аватаркой, побил рекорд на новосибирских сайтах интимной направленности, оставляя поэтические отзывы: "Позитивная пышка получает пятёрку, ушёл с ощущением влюблённости..."

 Хотя насчёт тюрьмы и девок-массажисток я не уверена - это может быть интернет-фолькор... Так или иначе, теперь Игорь с неясными намерениями нависал в нашем Книжном клубе. Щёки в грязевых разводах, зубы уже не блестят, огромный живот из-под майки; и неприкаянный взгляд - на мне!

 - Чай, кофе? – любезно предлагает ему Белюстиген. – И здравствуйте!

 Но его слова звучат только для меня:

 - Пришёл проститься. У меня СПИД.

 Белюстиген чуть вскрикнула, Йосик нахмурился, а я ничего не почувствовала. Чуток раздражения, может быть.

 - Жена?

 - От фей...

 - Игорь, что ты говоришь! – заполняю тишину. - Зачем ты ходил к НИМ?

 - Чистенькие девочки шугались от меня. - Губы едва шевелятся; в голосе горечь. - Вернулся из ада и считал себя героем, а окружающие видели во мне отмороженного психа. Вокруг мёртвое поколение. Я никому не нужен, Олька, вот в чём дело! Закончилась моя ярмарка жизни...

 - Никто никому не нужен, Игорь. Хотя... - Я протянула Игорю телефон с двумя шахматными досками на дисплее. - Игорь, это сайт "Lichess". Тут точная копия нашей, помнишь, деревенской партии? Ты готов забрать приз?..

 На секунду я даже представила эту сцену:  (|) > ({})...

 Игорь поморщился и с безразличием сделал ход королевой. Слабый ход сильной фигурой. Кажется, в нем проснулся осторожный азарт или, может... надежда? Мои друзья по Клубу напряжённо выжидали, уже зная результат; продолжалась давняя игра:

 10. Qe2 Re8 11. O-O-O Nf5 12. Bxf5 Bxf5 13. Rhe1 Nd7 14. Nh4 Be4 15. Nxe4 Rxe4 16. g4 Qa5 17. a3 Bf8 18. Qd2 Qa4 19. g5 f5 20. Qd3 b5 21. b4 a5 22. Qb3 axb4 23. axb4 Bxb4 24. Qxa4 Rxa4 25. Re2 Ra1+ 26. Kb2 Rxd1 27. Kb3 Bd6 28. c3 Bxf4 29. Bxf4 Rxe2 30. h3 Rb1+ 31. Ka3 Nb6 32. Nxf5 Nc4#

  Если верить базе данных на “Lichess”, то наши бездумные деревенские ходы создали что-то вроде жизни из неживой материи - точный аналог позиции 1991 года между Лаликой Сюзан и Андой Шафранской. Женщин-гроссмейстеров, между прочим! Это вдохновило меня, и я готовилась к реваншу. Через десять минут фигуры Игоря разгромлены. Проигравший МАТерится; в глазах блики ярости:

 - ......, ...!

 - И что ты сделаешь, Игорь? Ударишь меня? - На секунду мне действительно захотелось проснуться в реанимации.

 Игорь, однако, будто тряхнув внутреннего демона за рога, бросает мой телефон и молча уходит... Чего мне делить с этими идиотами! Так, наверное, думал он. Йосик и Белюстиген смотрят на меня с осуждением.

 - У него глаза добрые, - сказала Белюстиген. – А ты так страшно: "Никто не любит"!

 - Да пошли вы! – взвизгнула я. – Ополчились на меня! Вот и оставайтесь вдвоём...

 Демонстративно вышла. Шаркаю кедами вдоль незнакомой улицы и постоянно узнаю Игоря за стёклами проносящихся мимо авто... Вдох...

 ... и выдох – лето отцвело, перешло в ещё одно лето, жёлтое и осеннее. Мы бредём по зарослям в Академгородке. Пока я плыву в задумчивости, подруга – лучшая! – выхватывает из рукава стилет и втыкает мне в живот, как в арбуз… Кожей чувствую, стилет согнулся вдвое, а сок, по запаху, клубничный. Белюстиген любит ерунду из магазина приколов.

- Ты убиль меня, жестокая женщина, Schmutzige Weib! - пародирует она Игоря.

 Я набрасываюсь на неё, и мы с хрустом катимся по сухим листьям... Заинтересовавшийся парень подходит знакомится - дружно отшиваем. Дальше путь в сторону пляжа, отмываться... Сели в бунгало. Влажные волосы липнут к щекам. Белюстиген сообщила без единого «вау» (теперь она следит за речью), что поступит в СПбГАТИ и с Йосиком поженятся уже в Питере...

 - Как я счастлива, Оля! – розовеет будущая звезда от вина и горячих бутербродов. – С днём рождения! Тебе двадцать два. Дерзай! И кстати, что значит Белюстиген? ПОЧЕМУ ТЫ МЕНЯ ТАК НАЗЫВАЕШЬ? В Германию хочешь?

 - "Забавная" по-немецки... А поеду я в Китай. Там сейчас и сила, и деньги.

 Пьём, смотрим на профессора с книгой. Страницы выскальзывают на ветру и летят по пляжу, пока их не ловит молодой шашлычник, накалывает на палку-хваталку, потом – в мангал. Рядом лавирует гордый доберман...

 - Это Норд? – прищурилась я.

 - Игорь уехал и не вернулся, - с участием объясняет Белюстиген, - может, погиб уже... а вот Норд так и охраняет пляж, думает, таков приказ. Утопающих вытаскивает! Шашлычник его прикармливает.

 Шашлычник сразу понимает, о ком речь, подбегает и кладёт на столик два шампура с кусками свинины. Наш заказ!

 - Райские птицы! – пропел он на кавказский манер.

 - Кто? Голуби? – теряюсь я.

 - Или шашлыки? – с подозрением добавляет Белюстиген.

 И тут мы с ней сообразили и от души смеёмся...

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 Спустя несколько лет. Чат в WhatsApp'e:

[18.08.2018 | 15:10]
 Josik: Олька, привееееет, как ты там в Китае? книжки читаешь? я тут уже пол-Питера спроектировал, а моя жена аниматор! правило 34 с эльсой и снегурочкой... дочурку назовём гермионой...

[18.08.2018 | 15:15]
 Fechten: POZDRAVLAJU! ja ne chitaju bol'she. moj onlajn blog ogon', a otnoshenia... chestno, ne interesno! vse ot menja chto-to choteli... ja cenju odinochestvo... blin, tut net russkoj klaviatury!

[18.08.2018 | 15:16]
Josik: хочешь, в  шахматы сыграем, как ты тогда с игорем, mmmm? я же тебя заматую быстро))))

[18.08.2018 | 15:30]
Josik: ну вот, теперь я один в чате и говорю сам с собой... Олька, ты что, заблочила меня? ну ладно... пока-пока!


Рецензии