Первые ростовщики и банкиры
Например, кредит, полученный зерном, разбивался заемщиком на две части, одна шла на прокорм семьи, вторая использовалась для посева. Занимая три мешка ячменя, крестьянин обещал вернуть ростовщику 4,5 мешка.
В 1750г. до н.э. мудрый правитель Вавилона, царь Хаммурапи создал свод законов давших начало юриспруденции и ставших памятником права древней Месопотамии. Вот, что эти законы говорили о ростовщиках, кредитах и должниках:
Статья 88 гласила: предельная» ставка кредита не может превышать 33,5 % зерном или
20 % серебром. Увеличение ставки освобождает должника от обязательств.
В 89-90 статьях определялся курс возврата долга, взятого серебром, если он возвращается в виде зерна: 100 ка серебра = 1 гур зерна.
В 93-96 статьях говорилось, что ростовщики обязаны засвидетельствовать сделку перед представителем государства. За нарушение этого условия займодателю грозило наказание вплоть до потери права на долг.
В 99 статье указывалось, что распределение прибыли и убытков в товариществах поровну делится перед богом.
Ростовщики упоминаются в Ведах священных религиозных текстах древней Индии, они относились к дельцам, предоставляющим деньги в долг под процент.
В Греции крупнейшими ростовщиками стали храмовые комплексы, в городах также работали и частные кредитные организации. Процентная ставка колебалась от 20 до 30% годовых.
Согласно правилам греческого законодателя Дракона (с ним связано выражение драконовские меры) должник который просрочил выплату долга, вместе с семьей становился собственностью заимодавца. Через 27 лет после выхода в свет «драконовских» законов древнегреческий политик и реформатор Солон отменил все долги, ввел ограничение ссудного процента и на законодательном уровне запретил долговую кабалу (не разрешалось обращение в рабство за долги).
Диоген Синопский живший в бочке, и основавший школу киников родился в семье менялы. После смерти отца он отправился в Дельфы и спросил оракула, чем ему заняться в жизни и получил ответ: «переоценкой ценностей». Юноша понял совет «буквально» и решил перечеканить в свою пользу монеты, доставшиеся ему от отца, его уличили в подделке и отправили в изгнание, где он как истинный философ стал довольствоваться малым.
На Римском форуме «работали» ростовщики и менялы, в 451 г. до н.э. в свет вышли законы двенадцати таблиц, с помощью которых республика попыталась ввести ростовщичество в законодательные рамки:
«1. Пусть будут [даны должнику] 30 льготных дней после признания [им] долга или после постановления [против него] судебного решения.
2. [По истечении указанного срока] пусть [истец] наложит руку [на должника]. Пусть ведет его на судоговорение [для исполнения решения].
3. Если [должник] не выполнил [добровольно] судебного решения и никто не освободил его от ответственности при судоговорении, пусть [истец] ведет его к себе и наложит на него колодки или оковы весом не менее, а, если пожелает, то и более 15 фунтов.
4. [Во время пребывания в заточении должник], если хочет, пусть кормится за свой собственный счет. Если же он не находится на своем содержании, то пусть [тот, кто держит его в заточении,] выдает ему по фунту муки в день, а при желании может давать и больше.
5. (Авл Геллий, Аттические ночи, XX. 1. 46: Тем временем, [т.е. пока должник находился в заточении], он имел право помириться [с истцом], но если [стороны не мирились, то [такие должники] оставались в заточении 60 дней. В течение этого срока их три раза подряд в базарные дни приводили к претору на комициум и [при этом] объявлялась присужденная с них сумма денег. В третий базарный день они предавались смертной казни или поступали в продажу за границу, за Тибр.)
6. В третий базарный день пусть разрубят должника на части. Если отсекут больше или меньше, то пусть это не будет вменено им [в вину]».
После раздела Римской империи в 395году заимодавцы не пользовались популярностью в Византии, случалось, что императоры своими указами отменяли долговые соглашения, залоги и прощали подданным долги.
Венеция став логистическим центром в торговле между Европой и Византией возвела ростовщиков, в ранг почитаемых людей помогающих процветать государству.
Первая ростовщическая организация появилась в период крестовых походов, когда возникла потребность в переводе безналичных денежных средств из Европы в Азию и обратно, этой организацией был «Орден Христа и Соломонова храма» (орден Тамплиеров).
После краха ордена, в Ломбардии, Венеции, Генуе стали появляться банки («banca» - стол менялы), а вместе с ними и банкроты. Когда меняла прогорал ему с криком «Banko rotto» (сломанный стол) ломали обменный стол.
Как писал английский хронист, монах-бенедиктинец Мэтью Парижский: «Ломбардцы — большие ловкачи. . . предатели они и обманщики. . . Они пожирают не только людей и домашних животных, но и мельницы, замки, поместья, луга, рощи и леса. . . (вспоминаем Горького с его «желтым дьяволом») В одной руке у них лист бумаги, в другой - перо, и с их помощью они обдирают жителей как липку и набивают их серебром свои кошельки. . . Они жиреют на нужде других, и сами они как волки, что пожирают людей».
В 1346 Европа столкнулась с банковским кризисом. Разорился банковский дом «Барди и Перуцци», совместно с ним банкротами стали папа Римский, Неаполитанское королевство, Кипр, и другие европейские страны.
На Руси коренное население ростовщичеством не зарабатывало, как промысел лихоимство стало с IX-X века развиваться в Киеве, после того как в городе появились еврейские купцы и менялы. В 1113г. в Киеве произошел еврейский погром, вызванный грабительскими процентными ставками ростовщиков и спекулятивными ценами на продукты первой необходимости. С тех самых пор русские люди невзлюбили заимодавцев, они считали их христопродавцами и немилосердными гиенами.
На заре нового времени в Европе появились первые центральные банки, отвечавшие за денежную эмиссию и формирование национальных денежных систем. Первый Центральный банк создали в 1668г. в Швеции, а в 1694г. в Англии.
К концу XIXв. «Центробанки» существовали во всех экономически развитых странах мира: с 1800г. во Франции, с 1814г. в Нидерландах, с 1850г. в Бельгии, с 1860г. в России, с 1875г. в Германии и т.д.
До сих пор миллиарды простых людей связывают ссудный процент с Мамоной, покровителем богатства, алчности и корыстолюбия. Долговое рабство приводит к обнищанию народов и отдельных семей, расслаивает общество, разрушает религиозные и культурные устои нации, вскармливает финансовый и социальный паразитизм.
Алексей Николаев 77
Бедный Богач:
«Ну сто;ит ли богатым быть,
Чтоб вкусно никогда ни съесть, ни спить
И только деньги лишь копить?
Да и на что? Умрем, ведь всё оставим.
Мы только лишь себя и мучим, и бесславим.
Нет, если б мне далось богатство на удел,
Не только бы рубля, я б тысяч не жалел,
Чтоб жить роскошно, пышно,
И о моих пирах далеко б было слышно;
Я, даже, делал бы добро другим.
А богачей скупых на муку жизнь похожа».
Так рассуждал Бедняк с собой самим,
В лачужке низменной, на голой лавке лежа;
Как вдруг к нему сквозь щелочку пролез,
Кто говорит — колдун, кто говорит — что бес,
Последнее едва ли не вернее:
Из дела будет то виднее,
Предстал — и начал так: «Ты хочешь быть богат,
Я слышал, для чего; служить я другу рад.
Вот кошелек тебе: червонец в нем, не боле;
Но вынешь лишь один, уж там готов другой.
Итак, приятель мой,
Разбогатеть теперь в твоей лишь воле.
Возьми ж – и из него без счету вынимай,
Доколе будешь ты доволен;
Но только знай:
Истратить одного червонца ты не волен,
Пока в реку не бросишь кошелька».
Сказал – и с кошельком оставил Бедняка.
Бедняк от радости едва не помешался;
Но лишь опомнился, за кошелек принялся,
И что; ж? – Чуть верится ему, что то не сон:
Едва червонец вынет он,
Уж в кошельке другой червонец шевелится.
«Ах, пусть лишь до утра мне счастие продлится!»
Бедняк мой говорит:
«Червонцев я себе повытаскаю груду;
Так, завтра же богат я буду –
И заживу, как сибарит».
Однако ж поутру он думает другое.
«То правда», говорит; «теперь я стал богат;
Да кто; ж добру не рад!
И почему бы мне не быть богаче вдвое?
Неужто лень
Над кошельком еще провесть хоть день!
Вот на дом у меня, на экипаж, на дачу,
Но если накупить могу я деревень,
Не глупо ли, когда случай к тому утрачу?
Так, удержу чудесный кошелек:
Уж так и быть, еще я поговею
Один денек,
А, впрочем, ведь пожить всегда успею».
Но что; ж? Проходит день, неделя, месяц, год —
Бедняк мой потерял давно в червонцах счет;
Меж тем он скудно ест и скудно пьет;
Но чуть лишь день, а он опять за ту ж работу.
День кончится, и, по его расчету,
Ему всегда чего-нибудь недостает.
Лишь кошелек нести сберется,
То сердце у него сожмется:
Придет к реке, – воротится опять.
«Как можно», говорит: «от кошелька отстать,
Когда мне золото рекою са;мо льется?»
И, наконец, Бедняк мой поседел,
Бедняк мой похудел;
Как золото его, Бедняк мой пожелтел.
Уж и о пышности он боле не смекает:
Он стал и слаб, и хил; здоровье и покой,
Утратил всё; но всё дрожащею рукой
Из кошелька червонцы вон таскает.
Таскал, таскал... и чем же кончил он?
На лавке, где своим богатством любовался,
На той же лавке он скончался,
Досчитывая свой девятый миллион».
Иван Андреевич Крылов, 1828 год.
Свидетельство о публикации №223121300440