Вспомним Жемчужникова Алексея Михайловича, пронэит

Памяти Шеншина - Фета
Он пел, как в сумраке ночей
Поет влюбленный соловей.
Он гимны пел родной природе;
Он изливал всю душу ей
В строках рифмованных мелодий.

Он в мире грезы и мечты,
Любя игру лучей и тени,
Подметил беглые черты
Неуловимых ощущений,
Невоплотимой красоты…

И пусть он в старческие лета
Менял капризно имена
То публициста, то поэта,—
Искупят прозу Шеншина
Стихи пленительного Фета.                О, скоро ль минет это время...
О, скоро ль минет это время,
Весь этот нравственный хаос,
Где прочность убеждений — бремя,
Где подвиг доблести — донос;
Где после свалки безобразной,
Которой кончилась борьба,
Не отличишь в толпе бессвязной
Ни чистой личности от грязной,
Ни вольнодумца от раба;
Где быта старого оковы
Уже поржавели на нас,
А светоч, путь искавший новый,
Чуть озарив его, погас;
Где то, что прежде создавала
Живая мысль, идет пока
Как бы снаряд, идущий вяло
И силой прежнего толчка;
Где стыд и совесть убаюкать
Мы все желаем чем-нибудь
И только б нам ладонью стукать
В «патриотическую» грудь.
Здесь под небом чужим...
Здесь под небом чужим я, как гость нежеланный
Слышу крик журавлей, улетающих вдаль
Сердцу больно в груди. Вижу птиц караваны
В дорогие края провожаю их я

Пронесутся они мимо скорбных распятий
Мимо старых церквей и больших городов
А вернутся они — им раскроют объятья
Дорогие края и отчизна моя

Дождь и осень, туман, непогода и слякоть
Вид усталых людей мне они принесли
Ах, как сердце болит, как мне хочется плакать
Перестаньте рыдать надо мной, журавли

Вот всё ближе они, и всё громче рыданья
Словно скорбную весть мне они принесли
Так откуда же вы, из какого вы края
Возвратились сюда на ночлег, журавли

Но не быть чудесам — журавлём я не буду
Здесь под небом чужим остаюсь навсегда
Так летите ж домой на мою Украину
Передайте привет, от меня журавли

Журавли, мой привет передайте прощальный
Хуторам и церквям и родной стороне
Той далекой любимой со взглядом печальным
Что забыла давно навсегда обо мне
Алексей Михайлович Жемчужников
(1821 - 1908)
                *       *       *
 ЖЕМЧУЖНИКОВ Алексей Михайлович (10 (22).02.1821, Почеп Черниговской губ. – 25.03.1908, Тамбов), поэт, почётный академик Петербургской Академии наук(1900). Один из создателей псевдонима и образа Козьмы Пруткова (вместе с двумя братьями и А. К. Толстым). Служил в Сенате, в канцелярии Государственного совета. Сотрудничал в журналах «Современник», «Отечественные записки», «Искра». В сатирических произведениях высмеивал бюрократов, лжепатриотов, глупцов. Близкое знакомство с Н. А. Некрасовым и М. Е. Салтыковым-Щедриным способствовало обострению гражданской позиции А. М. Жемчужникова. С 1890, после долгого пребывания за границей, жил в Тамбове, активно участвовал в культурной жизни края. Стихи, написанные в Тамбове, составили сборники «Песни старости» (1892–1898) и «Прощальные песни» (1900–1907). Часто бывал в имении дочери Ильиновке (Кирсановский уезд). Похоронен в Москве. Дом, где жил поэт в Тамбове (улица Максима Горького, 25), не сохранился.

В. Т. Дорожкина

"Тамбовская энциклопедия" 2-е издание.


Рецензии