Сотницынский сахзавод во второй половине XX века

Картина  Дмитрия Фирсина
Александр Александрович Кузнецов долгое время работал главным инженером на Сотницынском сахарном заводе. Образование, эрудиция и талант позволили ему достичь профессиональных высот – получить должность главного инженера сахарной отрасли России. Кроме того, Александр Александрович был замечательным писателем. С его увлекательными произведениями можно ознакомится на сайте «Проза.ру», на страничке «Сан Саныч Кузнецов».
Ранее мною был опубликован мемуарный очерк «Рассказ моего земляка о Сотницынском сахзаводе», в котором Александр Александрович поделился своими воспоминаниями. На мой взгляд, лучше него, о Сотницынском сахарном заводе еще никто не писал, да и вряд ли когда-то напишет. Считаю, что творческое наследие Александра Александровича Кузнецова надо изучать в школе. Рассказ ведется от первого лица: 

«Шёл 1966 год. Я только что окончил институт, и, получив диплом инженера механика, полный радужных надежд, возвращаюсь на свою Малую Родину, к родителям. На руках у меня направление на работу - на родной сахарный завод. Свеклосахарный завод был построен в селе Сотницыно в 1867 году графиней Апраксиной Е.Н (урождённая Небольсиной). За время вековой эксплуатации сахзавода, в селе невольно появились целые династии специалистов сахароваров и ремонтного персонала завода: Екшовы, Пекшевы, Кузнецовы, Шаровы, Симоновы, Полюшкины, Бараевы и многие другие. Казалось бы, что сложного в этом производстве и, тем не менее, на каждом рабочем месте была масса нюансов мастерства отдельных профессий, которые передавались из поколения в поколение. Операторы отдельных станций, слесаря, монтажники, машинисты паровых котлов, кочегары, технологических рабочие, порой знали о сложном технологическом процессе не меньше, а иногда и больше, инженерно-технических работников (ИТР), получивших специальное образование по заданному профилю работ. К тому моменту, когда я вернулся из института, в нашем селе был построен второй сахарный завод. Дело в том, что в области выращивали свеклы столько, что старый сахарный завод не справлялся с переработкой свеклы, и её много пропадало при длительном хранении, или приходилось отгружать на другие заводы, за пределы области, а это было не выгодно областному руководству. Строить сахзавод в другом месте было для государства накладно, ибо нужно было сразу построить и всю инфраструктуру посёлка, куда потом можно было пригласить специалистов с других заводов, дав им жильё, детские сады, школу и остальные блага цивилизации. Проще было построить завод там, где уже были специалисты сахаровары. Построить завод и набрать на него рабочих, не имеющих понятия о производственном процессе сахара, было равносильно, как землекопу доверить варить сталь у мартеновской печи. Технология производства сахара очень сложная, энергонасыщенная и требующая серьёзной подготовки персонала.    
Приняли меня на заводе радушно и даже заботливо. Так, как я вернулся с института уже женатым человеком, то мне выделили, как молодому специалисту, двухкомнатную квартиру. Правда, руководители завода решили присмотреться ко мне, что я за птица, назначили меня мастером по оборудованию. Это одна из низших ступенек инженерно-технических специальностей на сахзаводе. Практически это мальчик на побегушках в отделе главного механика, с окладом меньше ста рублей. Это меня даже обидело, тем более что до института, работая на этом же заводе бульдозеристом, я получал больше двухсот рублей в месяц. Но когда началось производство, то я, к своему стыду понял, что сахарник из меня никудышный. Знания, полученные мною в институте, были далеки от реального производственного процесса. Мне дали прекрасное теоретическое образование инженера механика, способного работать в любой отрасли. Но они были далеки от технологического процесса производства сахара. Я имел весьма смутные представления о том, как делается сахар.
     Но мне дико повезло. Надо мной взяли шефство Логунов Николай Михайлович – рядовой слесарь свеклосахарного производства, и сменный инженер – Морозов Николай Николаевич. С Логуновым мы учились вместе в школе. Он тогда был отчаянным озорником и балагуром. Но пока я осваивал азы наук в институте, он, работая на заводе, в совершенстве изучил и технологию сахароварения и назубок знал все триста шестьдесят километров технологических труб, проложенных в здании нового завода. Он знал назначение каждой трубы, где она начинается, где кончается и сколько в неё врезок и где. Вот эти два человека и знакомили меня с тонкостями производства сахара и работой сложного технологического оборудования. Мы часами после работы оставались в корпусе завода, и они лепили из меня сахаровара, досконально объясняя особенности производства. Это мне здорово помогло, когда на время производства, меня перевели помощником сменного инженера. Вот тогда-то мне и пригодились знания, вложенные в меня моими друзьями. Одновременно я читал специальную литературу по свеклосахарному производству, что в купе с объяснениями коллег, помогло мне в тонкостях изучить технологический процесс выработки сахара.
     Приступив к работе, я даже не мог предположить, что технология производства сахара такая сложная. Недаром нарком пищевой промышленности Анастас Иванович Микоян называл сахарную отрасль – тяжёлой индустрией пищевой промышленности. В сахарной свекле содержится более ста различных веществ. И в процессе производства извлекается химически чистое вещество – сахар (С12Н22О11), удаляя всё остальное. Для этого используется известковое молоко, углекислый газ, который получают за счёт обжига известняка в специальных печах. Для технологического процесса необходимо большое количество тепловой энергии в виде водяного пара, вырабатываемого на ТЭЦ сахарного завода. А вырабатываемая электроэнергия используется как на самих заводах, так и передаётся в единую энергосистему страны. На сахарных заводах есть оборудование, где применяются шарикоподшипники весом более тонны, шестикиловольтные электродвигатели мощностью до тысячи киловатт.    
Работая помощником сменного инженера, я ещё больше познал свеклосахарное производство. Как это ни парадоксально, но больше всего этому способствовали аварийные ситуации, когда нужно было мгновенно принимать решения, способствующие избеганию максимальных потерь полупродуктов (соков, сиропов). А также создавало условия, когда нужно было брать на себя ответственность за принимаемые решения по ликвидации аварийных ситуаций, приучало к анализу выхода из строя оборудования и предотвращению подобного в дальнейшей работе. Вот в таких случаях сразу было видно, кто есть кто, кто болеет за производство, а кому это просто до фени, как говорили острословы. Во время производства всё технологическое оборудование завода работает в крайне тяжёлых условиях, подвергаясь воздействию агрессивных сред, наличию абразива в соках, вследствие чего капитально изнашивается буквально за три, четыре месяца, а потом, в ремонтный период, подвергается капитальным восстановительным работам. Иногда из-за кавитации и тяжёлых условий эксплуатации приходится вообще производить замену оборудования на новое. Вероятно, моё активное участие в ликвидациях аварийных ситуаций и неравнодушное отношение к работе были замечены. И после производственного сезона ко мне обратился начальник корпуса старого завода с предложением возглавить отдел главного механика в его епархии.      
Это было для меня довольно неожиданно и лестно, так как на заводе было много ИТР, работающих уже много лет и имеющих соответствующий опыт. Приступив к работе в новом для меня статусе, я был поражён уровнем квалификации рабочего персонала на старом заводе. Их знания и степень ответственности отношения к своей работе в корне отличались от положения дел на новом заводе. Спустя какое-то время я понял причину этого. Когда строительство нового завода было завершено, и возникла необходимость его укомплектования персоналом, то это сделали, переведя половину специалистов со старого завода. Оба завода подчинялись одной администрации, во главе которой был один директор и один главный инженер, а также одна общая контора, со всеми конторскими работниками. Непосредственное руководство на обоих заводах осуществляли начальники корпусов (Фактически это были заместители главного инженера завода). На каждом заводе был свой механик, свой начальник котельной, свой начальник электроцеха, свой главный технолог. Фактически и старый и новый завод были самостоятельными структурными единицами с полностью законченным технологическим циклом.      
Вот во времена перевода части коллектива на новый завод и была допущении ошибка. Трудно винить начальника корпуса старого завода, его сменных инженеров и руководителей отдельных участков, что они отдали на новый завод тех, кем в какой-то мере были недовольны. На новый завод перевели тех, кто был слабее в знаниях, кто страдал пристрастием к зелёному змию, кто не совсем добросовестно относился к своим обязанностям. На его месте так поступил бы любой руководитель. Эта маленькая хитрость руководства старого завода привела в последующем к частым аварийным ситуациям на новом заводе, где коллектив был на голову ниже по квалификации, чем на старом заводе. Вот это и бросилось мне в глаза, когда я начал работать на старом заводе механиком. Удивляла сама атмосфера в коллективе. Не нужно было никого агитировать честно и добросовестно трудиться. Операторы на всех основных станциях и бригадиры цехов были очень ответственные люди. Такие как: Бурмакин Н.Б. Пекшев А.И, Пекшев М.И, Баландин П.И, выпарщица Лёвкина Зина, оператор диффузии Бараева Аня, сатуратчица Шевченко Мария, слесаря - Алютин Слава, Фёдоров Валентин, Екшов Володя, Гришин Владимир, токарь Полюшкин Николай, электрик Татьянин Владимир. Когда возникали аварийные ситуации, то людей не надо было упрашивать задержаться на работе и помочь устранить неполадку, все это принимали, как само собой разумеющееся.    
Поражала и взаимосвязь операторов основных станций между собой. Они следили не только за своим оборудованием, но успевали узнать положение дел на соседних участках и прогнозировали режим работы технологического процесса, заранее готовясь обеспечить наилучшее положение дел. На старом заводе была буквально семейная обстановка, где каждый всё знал друг про друга и, при необходимости, всегда помогали друг другу и в семейных делах, и на работе. Удивляла природная порядочность штата слесарей и бригадиров, их тактичность в любых вопросах. Чаще всего бригадиры слесарей сами знали, что делать и как, но ОБЯЗАТЕЛЬНО приходили посоветоваться (А заодно прощупать меня на предмет знания вопроса). Но делали это всегда тактично и как-то по-отечески, подсказывая там, где я был в затруднительном положении. Я, в свою очередь, не стеснялся спрашивать то, что мне было непонятно, подсказывал там, где был уверен в правильности своих подсказок. Такие взаимоотношения с персоналом старого завода привели к полному взаимопониманию и меня признали полноправным членом коллектива. Мне было удивительно легко работать в этом коллективе, где на каждом рабочем месте был настоящий специалист, который мгновенно понимал то, что я от них требую. Были, конечно, и конфликтные ситуации, но они довольно быстро и безболезненно разруливались. Чаще всего это возникало на почве выпивки. Но тут все привыкли, что я к этому отношусь очень строго, и старались просто отпроситься, чем находиться на работе в подпитии. Иногда мне устраивали проверки моих знаний механики и когда разобрались, кто есть кто, то просто бесхитростно мне об этом в последующем говорили. Вот такие доверительные отношения я не встречал в последующем нигде. Я рад, что судьба забросила меня на старый завод, где я и стал настоящим инженером и усвоил азы психологии руководителя.
      Под стать рабочему коллективу были и инженерно-технические работники, ответственные и болеющие душой за производство. Меня восхищал Попков Василий Иванович (страдающий сахарным диабетом), но всегда находящийся на своём посту, на продуваемой всеми ветрами газовой печи, или в известковом отделении, проверяющим плотность известкового молока. А ворчун Тихин Алексей Васильевич. Это был прекрасный специалист металлообрабатывающих станков, вечно недовольный отсутствием материалов, но способный из ничего сделать деталь любой сложности. Удивляли знания Ставского Ян Юльевича - сменного инженера и руководителя работ на наружных сооружениях во время ремонтного периода. Не могу не отметить Романову Раису Ивановну – главного технолога, которая сутками пропадала в заводе, строго следя за соблюдением технологического режима. Помню вечно озабоченного начальника электроцеха Илюшкина Николая Ивановича, болезненно переживающего за успехи работы старого завода. Сплочённый коллектив рабочих и инженерно-технических работников, строгое соблюдение технологического режима всегда приводили к отличным результатам. Выход сахара из одного и того же сырья был на старом заводе всегда на несколько процентов выше, чем на новом заводе. Да и цветность его была значительно лучше. Он отливал синевой, что говорило о высокой степени очистки. Правда на все эти показатели в значительной степени, кроме грамотного обслуживания, влияла технологическая схема и продуманность установки оборудования. Если на новом заводе было использовано в технологической схеме триста шестьдесят километров труб разного диаметра, от полдюйма и до полметра, то на старом заводе в технологической схеме труб было задействовано в два раза меньше. Более короткая технологическая схема при использовании одинакового оборудования на обоих заводах, и позволяла уменьшить потери и получить сахар прекрасной цветности. Опыт, полученный на старом заводе, послужил тем фундаментом, на котором в последующем и росла моя карьерная лестница. И я с благодарностью вспоминаю тех, с кем пришлось работать на заводе».


Рецензии