Лётчик-штурмовик

ЛЁТЧИК – ШТУРМОВИК
                             
О войне за десятилетия много написано, рассказано, создано фильмов. Брали в руки перо великие люди, очевидцы, и, кажется, уже невозможно сказать что-то новое и неизвестное. Но кроме факта, события, конкретного случая есть ещё и восприятие трагических и героических дней, личное соучастие каждого из нас, способность в большей или меньшей мере пропустить через собственное сердце, через личное «я». В этом случае война, человек на войне всегда будет волновать наше сердце.
Радует и удивляет: многие годы знаком с человеком, встречаюсь с ним едва ли не каждый день, и вдруг его судьба, жизнь открывается таким необыкновенным видением, такой мужественной и удивительной страницей. Очень жаль, что эти страницы многих моих и ваших, уважаемые читатели, знакомых так и остались не прочитанными. Унесли они их с собой, старые солдаты, так как были не только людьми героическими, но инеобыкновенно скромными, по-детски застенчивыми.
Беседую с лётчиком – штурмовиком, защитником ленинградского неба, Почётным гражданином г. Уварово Александром Николаевичем Аглодиным. Держу в руках необыкновенный документ – лётную книжку. В ней поминутно записано, документально подтверждено, какие и как выполнял боевые задания лётчик Аглодин.
Жизнь Александра Николаевича, как полёт лайнера, точна, выверена, осмысленна. Родился в 1921 году в степном, привольном, открытым всем ветрам селе Моисеево – Алабушка, окончил семь классов и без раздумий поступает в Котовский индустриальный техникум. Смышлёному, физически развитому сельскому пареньку комсомол предложил дорогу в небо – в аэроклуб.
Что может быть интереснее и увлекательнее! С 1937 по 1939 годы Александр Аглодин – студент техникума и курсант аэроклуба.
Окончена учёба – призывают в армию и направляют в Краснодарскую школу ( училище) пилотов…
Александру Николаевичу за 80, но каким молодцом он выглядит: чистый, ясный взгляд, чёткая память, способность к анализу исторических событий, ирония и самоирония.
Слушаю его и невольно вспоминаю, что теперь слышу на ТВ:»…Бросали в бой необученными…разутые и раздетые…. С деревянными ружьями…»
Да! Так, наверное, было. Но, помним ли мы, представляем ли то время во всей его трагичности? Война же жестокая шла!
Ветеран честно, как на духу, не просто рассказывает, вспоминает, но и с позиции прошедших лет, анализирует, размышляет, даёт оценку без злопыхательства и озлобления. Он на Родину не обижен, потому и его размышления так убедительны!
« При всех недостатках, при всей несуразицы, понятной и оправданной в то тревожное время, было и сплочённость, собранность, надежда, вера в правое дело….Не было «шапкозакидательства», нам откровенно говорили, что война жестокая, тяжкая, мы должны быть готовы к длительным и суровым испытаниям. Враг силён, опытен, закалён в боях. Мы должны самоотверженно готовиться к встрече в бою с опытным врагом. Ошибок он не прощает…Или ты его носом в землю, или он тебя, другого не дано!»- как бы сам с собой о том времени вспоминает ветеран.
- Шла война, всё ближе приближалась она к Кубани, - вспоминает Александр Николаевич,- а нас всё не пускали на фронт, продолжали упорно учить: полёты, тренировки, теоретические занятия. Появились инструкторы – пилоты, уже «понюхавшие» войну.
Пришло время, и на самолётах «Дуглас» несколько эскадрилий перебросили в Подмосковье. И снова напряжённая учёба, освоение, по словам ветерана, «чудо-самолёта» - штурмовика ИЛ-2, фашисты прозвали его «чёрной смертью», а матушка-пехота окрестила «летающим танком».
В 1943 году 943-й штурмовой авиационный полк прибыл под Ленинград…
Внимательно рассматриваю лётную книжку лётчика Аглодина.
Краткие, скупые записи:»Разведка железнодорожной станции Луга- 44 минуты», « Штурмовка зенитной батареи – 35 минут», « Бомбёжка складов города Тосно»…Около 130 боевых вылетов, если не вдуматься, не пропустить через своё сердце, не поставить себя на место 20-летнего юноши, то и не понять, не пережить, не прочувствовать. Цена каждой минуты полёта – жизнь.
Штурмовиков ждали за каждым облаком фашистские истребители, с земли били непреодолимым заградительным огнём зенитки… Самолёт встречали морем смертоносного огня.
Спрашиваю Александра Николаевича:» Что ощущает человек перед таким полётом? Что помогает ему преодолеть естественное чувство страха?»
-Не было страха,- говорит мой собеседник.
- Наверное, не было потому, что были молодые! Хотя были случаи, когда ко мне вдруг обращался товарищ, вручал записку с адресом и просил:» В случае чего, напиши домой!»
Нередко приходилось такую просьбу исполнять, сообщал домой.
Александр Николаевич вспоминает весёлого, озорного друга, талантливого лётчика Самохина: штурмовали Тосно, отбомбились, и вдруг самолёт друга вспыхнул, свечой пошёл к земле, товарищ направил его на зенитную батарею врага,.сбившую его…
Штурмовой полк прикрывали французские лётчики из эскадрильи « Нормандия – Неман». С непередаваемой теплотой, гордостью и изумлением, восхищением рассказывает о них мой собеседник. Что они выделывали в небе над своим аэродромом, возвращаясь  из боя, какие закручивали «свечки», «петли» ! Удивительно весёлый был народ! А как они азартно пели под гитару!
Александру Николаевичу пришлось сражаться в небе над Ленинградом, Выборгом, Гатчиной, Лугой, Тосно, Прибалтикой и Кенигсбергом. За этот сильно укреплённый, хорошо подготовленный к обороне город развернулись тяжёлые бои за земле и в воздухе.
Во время одного из штурмовых полётов, когда были сброшены бомбы, ушли в цель ракеты, на вираже с набором высоты в правое крыло попал зенитный снаряд, осколок разворотил боковое стекло фонаря кабины, ранил в голову. Лётчик Аглодин на какие-то секунды потерял сознание. Стрелку самолёта удалось растормошить, вернуть в сознание пилота. У самой земли самолёт вывели из беспорядочного падения. Вынуждены были совершить посадку «на брюхо».
Навстречу как-то странно, зигзагами шли солдаты и кричали: « Не выходите на землю! Мины!» Оказалось, упали на минное поле, буквально в метре от противотанковой мины пропахал борозду повреждённый самолёт…
Аглодин получил тяжёлую контузию, лежал в госпитале и был отстранён от полётов по состоянию здоровья.
Орденами Красного Знамени, Красной Звезды, многими медалями награждён летчик – штурмовик, двенадцать благодарностей объявил ему Верховный Главнокомандующий Сталин.
В апреле этого года отмечали в Уварово знаменательную дату – снятие блокады города на Неве. Был организован приём в администрации, были статьи, фотографии в городской газете. Но не было там Аглодина. Очевидно, люди готовившие мероприятие, не все «страницы жизни» Аглодина прочитали…
Если теперь не прочитали, то сохранит ли эти героические страницы кто  из потомков, когда лётчик Аглодин отправится в последний полёт? Чрезвычайно важно нам не растерять, не забыть где-нибудь на полустанке ценнейший исторический багаж – память. Не только сохранить. Но и постоянно помнить и размышлять над его содержанием, ценой.
Историк Ключевский, размышляя о А.С.Пушкине, напоминая
                                        
Как же важно в наше время чувствовать и размышлять!
Молодые, энергичные, смелые в суровые, трудные для Родины годы, теперь они – слабые и беспомощные, но, как и прежде, сильные духом. От нас, своих детей, внуков, соплеменников, они ничего не требуют, они просто ждут соучастия, тихой, скромной, не показной благодарности. Не могут тускнеть от времени и политической погоды эти чувства в благородном сердце.       Апрель 2005 года.


Рецензии