воспоминание
Когда для смертного умолкнет шумный день
И на немые стогны града
Полупразрачная наляжет ночи тень
И сон, дневных трудов награда,
В то время для меня влачатся в тишине
Часы томительного бденья:
В бездействии ночном живей горят во мне
Змеи сердечной угрызенья;
Мечты кипят; в уме, подавленном тоской,
Теснится тяжких дум избыток;
Воспоминание безмолвно предо мной
Свой длинный развивает свиток;
И с отвращением читая жизнь мою, я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю.
Рассказ о прошлом, еще так можно назвать стихотворение А. С Пушкина
«Воспоминание». Стихотворение в котором автор сознается перед всем читающим человечеством в своих неблагопристойных поступках, совершенных им в силу каких то обстоятельств. Он каится, он признает свою вину перед теми людьми, которые появляются в его воображении в тишине бессонных ночей. Он с отвращением вспоминает время, ставшее причиной этих страшных ночей. Он понимает, что в этой жизни ничто не приходит бесследно, безнаказанно, и что самое страшное наказание за содеянное – это наша память, это душевные муки, угрызения совести, в следствии того, что уже ничего нельзя изменить, исправить, попросить прощения у этих людей. Потому, что их больше нет они перешли в мир иной и никакие слезы и проклятия в свой адрес не воскресят их более. Такова проза данного « Воспоминания», в которой как и в лирике поэта, не просматриваются те люди, память о которых заставила Пушкина А.С. взяться за перо, чтобы эти печальные строчки через 200 лет дошли и до нас. Раскрывая нам глаза на то, что не только мы простые смертные, но и гении могут ошибаться в этой жизни, что и они такие же, как и мы, люди. Со своими радостями и огорчениями. Что и им не чужды смех и слезы. Но давайте теперь уже и мы вспомним, что черновой вариант « Воспоминания» так же как и его оригинал, сохранился до наших дней. И еще раз вспомним, что именно черновик стихотворения «Умолкну скоро я, но если в день печали» раскрыл нам имя той, которой поэт посвятил свой шедевр накануне её свадьбы. Возможно, что черновой набросок анализируемого нами стихотворения поможет разобраться кто есть кто в этих роковых для поэта « Воспоминаниях»
«Я слышу вновь друзей предательский привет
На играх Вакха и Кипризы,
Вновь сердцу наносит хладный свет
( Неотразимые обиды) < … >
И нет отрады мне – и тихо предо мной
Встают два призрака младые
Две тени милые – две данные судьбой
Мне ангела во дни былые-
Но оба с крыльями и с пламенным мечом-
И стерегут – и мстят мне оба < … >
И оба говорят мне мертвым языком
О тайнах счастия и гроба».
Я вновь слышу голоса своих друзей из недалекого прошлого. Друзей, с одним из которых я весело проводил время, в компании бога вина и веселья. И голос подруги своей, с которой в « приюте» богини любви и красоты Афродиты отдавал должное тому, чего и требовала от меня эта « богиня». Снова и снова эти славные люди появляются в моем воображении как два ангела, два призрака, то есть не имеющих лунного отражения. Рассказывающих мне о человеке, нарушившего правила поведения по отношению к ним. То есть обо мне. Два призрака, две тени по словарному определению, эти слова имеют одно и тоже значение. Две тени, или два призрака младые- это недавно умершие или при жизни молодые люди до 35 лет. В нашем случае, как мы скоро увидим и то, и другое определение в полном объеме характеризуют как « тени», так и людей скрытых автором за этими понятиями. «Тени» милые- то есть при жизни дорогие и любимые поэтом люди, но не заслуженно обиженные в следствии каких то действий со стороны Пушкина А.С. Наблюдения П.Е Щеголева, предположившего вслед за А.В. Анненковым, что под одной из двух «теней» следует подразумевать Амалию Ризнич. Это о ней «легковерной тени» в элегии « Под небом голубым страны своей родной» пишет Пушкин:
« Где муки, где любовь? Увы! В душе моей
Для бедной легковерной тени,
Для сладкой памяти не возвратимых дней
Не нахожу ни слез, ни пени».
И если в отношении Амалии Ризнич вопрос может считаться окончательно решенным, то о второй возлюбленной поэта, как считают исследователи, конкретных предположений высказано не было. Значит вопрос о второй «тени» до сегодняшнего дня по прежнему остается открытым. Второй «женской тени» исследователи творчества А. С. Пушкина в его поэзии и прозе найти не сумели. Да и само предположение о двух возлюбленных поэта, перешедших в мир иной и являющихся к нему в виде « теней» построено на песке, то есть безосновательно. Значит надо искать другую « тень» и уже не женскую, мужскую и не в лирике и прозе Пушкина. Потому что таковой кроме « Тени Баркова» и «Тени Фонвазина» больше не существует. Но «тень» эта естественно отпадает потому что Д.И. Фонвизин умер еще до рождения Пушкина, а любовные похождения попа- растриги явно не в нашу тему. А вот «Тень Рылеева» - стихотворение В.К. Кюхельбекера 1827 года идеально вписывается во второй призрак нарушающий ночной покой А.С.П. По причине, которую я хочу и озвучить. История эта началась в 1819 году на «чердаке» у Шаховского, когда критик Катенин поведал Пушкину от том, что ходят слухи, что будто бы он высечен в тайной канцелярии государя. Павел Александрович объяснил поэту, что об этом из Москвы написал граф-Толстой _американец, а Рылеев, на каком то балу повторил это. В сентябре 1819 года поэт вызвал Рылеева на дуэль. Рылеев стрелял первым, и стрелял в воздух. Стрелял в воздух и Пушкин. Расстались они напоследок, обняв друг друга. О том, что поэты дрались на пистолетах, видно из полусерьезного пушкинского письма к Бестужеву, датированного 24 марта 1825 года. «Откуда ты взял, что я льщу Рылееву? Мнение свое о его « Думах» я сказал вслух и ясно, о поэмах его- так же.
Очень знаю, что я его учитель в стихотворном языке, но он идет своей дорогой. Он в душе поэт. Я опасаюсь его не на шутку и жалею очень, что его не застрелил, когда к тому имел случай – да черт его знал. Смысл «да черт его знал» в том, что если б знал, то уж точно бы застрелил. Он шутил, но в каждой шутке есть доля правды. И шутка с подтекстом- Пушкин знал, что Бестужев обязательно покажет письмо другу и тогда Рылееву придется рассказать о тайной дуэли. То бы уж то что застрели – написал Пушкин. Так мог написать лишь тот, кто был оскорблен, вызвал противника и побывал под пистолетом. И поединок был, потому что бросить такое даже в шутку, мол жалею, что не застрелил, значило- оскорбить бывшего противника. Как и предполагал Пушкин, Рылеев прочитав его письмо, откликнулся на это такими строчками в стихотворении « Бестужеву».
«Хоть Пушкин суд мне строгий произнес
И слабый дар, как недруг тайный взвесил
Но от того, Бестужев, ещё нос
Я недругам в угоду не повесил»
Не смотря на то, что Пушкин предварительно обдумав, грубо, жестко высказал свое мнение о моих невеликих, как он выразился способностях в области литературы, то есть озвучил скрытое до сих пор от всех свое недружелюбие ко мне. Мой друг Бестужев, я не повесил носа в угоду как теперь видишь и ты, уже не скрытому недоброжелателю. После его откровения вытекающего из письма адресованного тебе. Это стихотворение в большей степени предназначено не Бестужеву, а скорее всего как ответ Пушкину, как напоминание и того, что первый выстрел в воздух сделал он Рылеев. И после этого взять и застрелить его…. Это воспоминание как мы теперь видим в последствии, то есть после казни декабриста Рылеева 12 (25) июля 1826 года, стало поводом для самобичевания поэта. Ведь Рылеев, прямо назвав Пушкина недругом то есть врагом, в скором времени покинул нашу грешную землю, оставив А.С. П в «наследство» ту самую «змею сердечных угрызений». Но вернемся к призраком. Две «тени»: «Тени Кондратия Федоровича Рылеева и Амалии Ризнич, что их может объединять?» А дело все в том, что весть о кончине Ризнич и о казни Рылеева дошли до Александра Сергеевича одновременно- с разницей всего в один день. По кратким зашифрованным записям поэта можно заключить, что известие о смерти Ризнич дошло до него 25 июля 1826 года с опозданием на год. Ризнич умерла в июне 1825 года. И память поэта, пусть через годы отозвалась на это двойное трагическое для него известие, навеявшее воспоминания о людях, которые в недалеком прошлом были ему не безразличны. Перед которыми он и покаялся в своем откровении под названием « Воспоминания» датированного 19(31) мая 1828 года. Ризнич умерла в начале июня. Известие о её смерти дошло до её мужа 9 июня 1925 года. И в бессонную ночь, в преддверии годовщины смерти Амалии, Пушкин написал это двойное посвящение- покаяние. Которое как мы теперь видим, по крайнее мере ещё в течении двух лет не позволяло поэту в полной мере радоваться жизни. Таковы «последствия» двух трагических известий июля 1826 года в жизни гения литературы русской .
И в заключении наших поисков истины, давайте еще раз проанализируем присутствие Вакха и Кипрады в данном воспоминании поэта. Если убрать лирику из черновика «Воспоминания», то оставшаяся проза повествует нам следующее. Я слышу вновь друзей Вакха и Киприды. Вновь неотразимые предо мной встают младые две тени (призрака) милые мне во дни былые, но с крыльями. И говорят мне мертвым языком о тайнах счастия и гроба. Значит Вакх и Киприда своим присутствием в «Воспоминание» указывает просто нам пол этих «людей»-призраков.
С уважением,
Свидетельство о публикации №223121300975