История Николаевска Аляска. США

Русские старообрядцы Сообщество
в современном мире
« Николаевск – совершенно особенное место. Особенные и уникальные люди делают Николаевск прекрасным местом для жизни и работы. Красочные истории, убеждения и личности объединяются в этих миролюбивых людях, чтобы
создать восхитительное сообщество. Работать в Николаевске для меня двадцать три первых года существования были не только невероятной привилегией, но и особое и незабываемое благословение. »
--Боб Мур, первый учитель Николаевской школы, в своем письме 1999 года.

Николаевск — небольшая российская деревня, расположенная на бывшем малонаселенном полуострове Кенай среди холмистых предгорий, окруженных елями и березами. Этот отдаленный район стал последней остановкой в исходе русскоязычных старообрядцев, которые уехали их из своих домов в Советском Союзе в Маньчжурию, а затем в Гонконг, Бразилию и Орегон. Они начали новую жизнь в Николаевске, поселившись на этой живописной земле и создав уникальную русскую религиозную общину, общину, расположенную в десяти милях от материка, перешли  как лось вброд, к востоку от Анкор-Пойнт, Аляска.
Исход старообрядцев к религиозной свободе начался в 1920-х годах, после прихода в Россию коммунизма, но в более широком историческом плане он начался более 300 лет назад, когда их предки отказались принять реформу обрядов Русской Православной Церкви и были в результате отлучены от церкви. Этих несогласных стали называть староверами, или иногда старообрядцами (буквально «старообрядцами»), и многие из них поплатились за свою веру жизнью.
Поселение на Аляске — крошечный осколок этой непокорной группы, которая не образует единой церкви или общины, а состоит из изолированных общин, каждая из которых имеет свою собственную церковь. Несмотря на репрессии со стороны Советского Союза, в Советском Союзе могло проживать до трех миллионов старообрядцев.
-2-
Небольшие сообщества существуют в Бразилии, Аргентине, Австралии, Новой Зеландии, Орегоне, Нью-Джерси и других местах.
Самые ортодоксальные из ортодоксальных, вздрогнув перед угрозой культурной эрозии, вызванной компромиссами, необходимыми для сосуществования с принимающей их культурой, староверы предпочли реализовать свою окончательную стратегию: исход в более отдаленный и изолированный регион. В конце концов, пять семей старообрядцев из Орегона летом 1968 года приобрели 640 акров земли на полуострове Кенай на Аляске и начали строить свою общину недалеко от Анкор-Пойнта. В начале 1970-х годов другие семьи из Орегона приехали, чтобы основать поселения в северных регионах. Канады, недалеко от Эдмонтона, Альберты и на полуострове Кенай в штате Аляска. Сообщества Аляски процветали и выросли за последние 25-30 лет с нескольких сотен до примерно двух тысяч, и они постоянно привлекают все больше семей из Орегона и других регионов.
КАКИМ БЫЛ НИКОЛАЕВСК
Первоначально, в 1967 году, четверо бородатых русских эмигрантов прибыли на полуостров Кенай в поисках земли для своего народа и информации об условиях проживания на Аляске. Они пришли из общины старообрядцев в Орегоне и искали способ избежать искушений и развлечений современной Америки, которая начала вторгаться в их жизнь там. Эти четверо осмотрели и купили у штата квадратную милю пустыни и образовали деревню, которую назвали Николаевск и которая стала крупнейшим старообрядческим поселением на Аляске. Позже другие были основаны в других местах.
Первые четыре дома в Николаевске были построены в 1968 году. Это были одинокие сырые домики среди огромного елового леса. Электричество было проведено местным кооперативом, и стали приезжать новые семьи. Пролетая над деревней, всегда можно было узнать, когда приехала новая семья, потому что рядом лежала куча домашнего добра и строился еще один домик. Следуя истинной аляскинской традиции, старообрядцы продемонстрировали, как приручить дикую природу. Сейчас в деревне проживает около 350 человек, хотя в июне 1998 года в ней проживало более 500 человек или около 80 семей.
-3-
В селе есть собственная государственная школа, находящаяся в ведении штата Аляска, в которой учатся русские дети из Николаевска, хотя в настоящее время около 25% нерусских детей также посещают эту школу. В последние годы в силу различных обстоятельств наблюдалось сокращение числа студентов. Например, в 1998 году в школе обучался примерно 161 студент, а два года назад, в 2004 году, было зачислено всего около 90 студентов.
В разное время года в деревне можно увидеть множество диких животных. Лоси довольно многочисленны, особенно в зимние месяцы, а также во время весеннего вскрытия льда и таяния снега. Они гуляют по деревне и окрестностям, обдирая ягодные кусты и ветки ивы. В окрестностях время от времени можно увидеть фазанов, рысь, черных медведей, волков, лисиц и рябчиков. Белоголовый орлан и беркут парят высоко над головой. Здесь обитает множество ястребов, сов, ворон и множества других птиц. Среди домашних животных предпочтение отдается кошкам.
Мужчины работают в близлежащих населенных пунктах и в основном занимаются коммерческим рыболовством. В течение короткого лета на Аляске жители деревни не занимаются сельским хозяйством с целью получения прибыли, но некоторые семьи построили теплицы, в которых выращивают собственные овощи, а некоторые имеют сады под открытым небом. Каждый глава семьи построил свой дом и поддерживает свою семью, но в истинном новаторском и религиозном духе все работают вместе, помогая друг другу и занимаясь торговлей. Их церковь является ярким примером их совместных усилий.
Летом 1983 года, когда выдающийся ученый Александр Долицкий впервые посетил Николаевск, он заметил в селе зарождающуюся полемику между двумя фракциями его жителей. Конфликт был сосредоточен на различиях в религиозных догмах. Было несколько старообрядцев во главе с Кондратием Фефеловым, чье богословское образование было получено во время учебы в монастыре в Румынии, которые заявляли, что их религия не должна быть испорчена реформами, и выступали за рукоположение священников. Однако другие жители села отказались признать Фефелова священником и в целом отвергли его идеи. В 1983-84 годах в результате этого раскола пять семей покинули Николаевск, чтобы основать новое старообрядческое поселение под названием Березовка (Берёзовка) в сельской местности Аляски недалеко от существующей общины Ива. Несколько позже, по неизвестным
-4-
обстоятельствам молитвенный дом беспоповской группировки сгорел дотла. Группа приверженцев своей религии под руководством священника Кондратия Фефелова построила новую церковь по проекту и богословскому учению белокриницкой традиции.


РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАКТИКИ СТАРООБРЯДЦЕВ
Старообрядцев можно условно разделить на две группы: тех, кто признает священников, и тех, кто не признает. На Аляске, в Канаде, Австралии и Орегоне существуют поповские церкви со священниками и во главе с архиепископом Софронием, который написал все иконы в церквях Николаевска, Вудберна, Орегона и в Австралии. Священников нет среди беспоповцев (букв. без рая ) и среди темноверцев (букв. верующие в ковчеге  и т. д.) линий старообрядчества. Вместо этого в этих двух последних ветвях есть начетчик, наставник или настоятель ( все это миряне), которые избираются своими духовными лидерами и возглавляют свою общину. Такой мирянин заменяет священника, проводя службы, крещения и обряды бракосочетания, обучая церковным принципам деревенскую молодежь. В Николаеве же есть два священника: отец Кондрат Фефелов, рукоположенный в Румынии в 1983 году, и отец Никола Якунин, рукоположенный в сан священника в Николаевске Высокопреосвященнейшим архиепископом Софронием в 1996 году. В том же году был рукоположен Иосиф Мартушев. также дьяконом в Николаевске.
Церковные праздники старообрядцев следуют юлианскому календарю (Святые дни, Великий пост и т. д.). Так, например, Рождество 25 декабря приходится на 7 января , то есть на две недели после григорианского календаря, которого придерживаются большинство христиан мира . На Страстной седмице, предшествующей Пасхе, поповцы начинают посещать церковь со среды и продолжают Светлую седмицу, следующую за Неделей святого апостола Фомы, то есть Пасхой. В Сочельник, известный как сочельник, церковные службы начинаются в полдень вечерней и Святой литургией святителя Василия Великого с перерывом на несколько часов, а затем продолжаются всенощным бдением. По воскресеньям и в праздничные дни службы начинаются в 7 утра, после чего следует Святая Литургия.
Существует около тридцати восьми церковных праздников, которые отмечают старообрядцы, которые проводят их в церкви не менее нескольких часов каждый
-5-
день. Служба беспоповцев начинается в 2 часа ночи по воскресеньям и в праздники и обычно длится около шести или восьми часов. По субботам их собрания обычно проходят с 16:00 до 22:00.
Все, кроме очень пожилых людей, большую часть службы остаются стоять. Пасхальная служба может длиться до пятнадцати часов. Через неделю после Пасхи беспоповцы празднуют, тогда все мужчины и женщины ходят по домам, восхваляя Христа в песнях — славя Христа и наслаждаясь обильными деликатесами из традиционной еды, домашнего вина (браги) и пива, от которых они воздерживались во время Пасхи. Великий пост.
Поповские церкви, церкви со священниками, также празднуют Рождество и Пасху с традиционными блюдами, вином, виски и водкой, купленными в магазинах. Они больше не делают вино дома.
Требования к посту очень длительные и довольно суровые. Каждую среду и пятницу — постные дни, помимо которых в течение года бывают периоды, когда старообрядцы воздерживаются от всех продуктов животного происхождения, включая молоко и яйца. Это составляет в общей сложности более 200 дней поста в году!
Люди, посещающие церковные службы, должны быть одеты соответствующим образом. Женщины должны носить , платки, кофты с длинными рукавами и длинные сарафаны. Когда приехали турчане в Орегон вместо сарафана у них были платья – талечки и (запон) фартук. Мужчины носят рубашки с длинными рукавами, тканный пояс по праздникам (плетеный пояс по будням) и широкие брюки. Посетители могут посещать церковные службы, но им разрешено только стоять в притворе. В церкви запрещено использование камер. Поповские церкви получили разрешение от своих священников использовать магнитофоны, фото- и видеокамеры в 1991-98 годах для особых случаев, таких как свадьбы. После 1998 года в церкви было запрещено использовать камеры. Иногда допускается сделать исключение для использования фото- и видеокамер, но для этого требуется специальное разрешение священника. Например, Ричарду Моррису и Михаилу Евстафьеву разрешили фотографировать внутри церкви во время пасхальной службы 2003 года, чтобы проиллюстрировать свою статью в российской газете.
На территорию церкви не допускаются собаки, да и собак, принадлежащих жителям деревни, немного, если они вообще есть.
 
-6-
ТРАДИЦИОННЫЙ БРАК И СВАДЕБНЫЕ ОБЫЧАИ
Перед вступлением в брак старейшины-беспоповцы (старцы) проверяют и высчитывают кровное родство молодых, вступающих в брак. В старинных книгах записано множество правил, налагающих определенные запреты на брак. Эти правила в основном касаются родственных отношений, требуя разрыва в  7 поколений между женихом и невестой, и таким образом они сокращают круг лиц, имеющих право на брак, даже за пределами общих общекультурных ограничений, которые гласят, что супруг должен быть примерно того же возраста (или мужчина старше), того же слова (религиозной принадлежности), и что оба партнера никогда раньше не были женаты. Брак запрещается, если старейшина обнаружит несоответствия или изъяны в кровном родстве между двумя людьми. В поповских общинах только священники могут проверить и вычислить кровное родство молодых людей брачного возраста.
Свадьбы проводятся в традициях крестьянских деревенских мероприятий. Перед самой свадьбой типичные русские крестьянские обряды, такие как переговоры о помолвке, проводятся родителями невесты и жениха. За окончательное соглашение выпивают напиток и вручают подарки. Другие церемонии включают в себя девичники, это время усиленного шитья невесты и ее подруг, а также вечерние мероприятия, во время которых посещают жениха и его друзей. Есть и беззаботная « покупка невесты » , когда жених приходит за ней в новую семью, и сентиментальное прощание (прощание невесты ) со стороны ее родителей. Свадебная вечеринка с цепочкой носовых платков переходит в молитвенный зал. Венчание (букв. церемония венчания) происходит после очередной воскресной службы, а свадьба (свадьба ) празднуется три дня подряд в доме отца жениха. Сундук с приданым невесты доставляют ее родственники и « продают » свадебному банкету. Сегодня для поповцев это необязательно. Позже, после свадебной трапезы или пира,
молодые совершают поклоны - обряд поклонов, который дает родственникам возможность дать им мудрый совет и богатые подарки. В последний день свадьбы молодые должны « выкупить » подарки у шафера (свидетеля ) и фрейлин поцелуями, поклонами и остротами. В этот момент на аукционе продается и теща невесты (поповцам это по желанию) . Позже,
-7-
после трапезы или обеда поповцы еще раз ставят молодых за подарки, что дает возможность их родственникам одарить их мудрыми советами и многочисленными подарками.
Поскольку свадьбы  должны быть пышными и богатыми, их нельзя проводить ни в один из дней поста, ни в период Великого поста. Это делает свадьбу сезонным событием, которое обычно назначается незадолго до семинедельного Пасхального поста. Семья беспоповцев жениха готовит разнообразные блюда и обеспечивает обильный запас браги (домашнего вина).


ВНЕШНИЙ ВИД И ОДЕЖДА
Как и почти во всех других аспектах жизни старообрядцев, традиции внешнего вида имеют религиозное значение и исторически имеют глубокие корни. Физический тип и внешний вид старообрядцев славянский.
При крещении человека одевают в рубаху, подвязанную поясом, и дают крестик для ношения на шее. Три предмета — рубаха, пояс (пояс) и крест — традиционно необходимо всегда носить в общественных местах. Основные элементы облика старообрядцев — пояс (плетеный пояс) и крест — имеют религиозное значение. Эти два предмета символизируют связь между их носителем и Христом. Пояс нельзя снимать, кроме как во время купания и сна, а крест вообще не снимать, за исключением случая замены цепи.
Мужчины носят длинную русскую рубашку — рубашку, похожую на тунику, подпоясанную поясом — тканым поясом. Платье женщины всегда представляет собой парадное платье, которое надевается поверх блузки с длинными рукавами и сарафана в полный рост .  Женщины удлиняют рубаху, образуя комбинацию блузки и слипа, и надевают поверх нее джемпер (сарафан) или таличку вдоль вездесущего крестьянского фартука, что не является обязательным.  Дети носят одежду взрослого стиля, но меньшего размера. Праздничная одежда более нарядная и красочная, но в том же стиле.
Мужчины стригут волосы, за исключением челки спереди, но оставляют бороды неподстриженными. В Библии им  предписывается не стричь волосы на висках, не подстригать края бороды, поскольку это значило бы испортить внешний вид.
-8-
Они блюдут образ по подобию Бога, по образу Которого они были созданы.
Женщинам, согласно Библии, никогда не разрешается стричься или красить волосы. Более того, им не разрешается показывать свои волосы публично. Муж женщины – единственный, кому разрешено видеть ее волосы . Им также никогда не следует показывать публично руки выше запястий или ноги выше икр, а также любую другую часть тела. Незамужние женщины заплетают волосы в одну косу, а после замужества держат их заплетенными в две косы под шапкой (шашмурой), прикрытой косынкой.


СТАРООБРЯДЧЕСКИЙ ЯЗЫК
Среди североамериканских старообрядцев дома и на большинстве рабочих мест говорят на русском языке. Хотя лишь немногие аляскинские старообрядцы родились в России, для всех них русский язык очень жив. Учитывая размер русских общин в Орегоне и на Аляске, у мужчин, говорящих по-русски, есть широкие возможности формировать группы для работы по контракту за пределами своих деревень, что снижает необходимость изучения английского как второго языка.
Церковнославянский язык используется для религиозных служб, а молодые учатся читать и петь у своих родителей и старших братьев и сестер. У старообрядцев считается престижным читать книги на церковнославянском языке во время богослужений и религиозных праздников, и родители всегда восхищаются таким старанием. Несмотря на сильную американизацию Северной Америки, русский язык как символ, олицетворяющий идею или качество жизни, является каналом, с помощью которого старообрядцы передают своим детям свои убеждения и взгляды, определяя место, которое они должны занять во взрослом возрасте в обществе. .
ИХ ОБРАЗОВАНИЕ
Хотя закон доминирующей культуры, будь то в Соединенных Штатах или в бывшем Советском Союзе, всегда требовал от молодежи посещать государственные школы, родители с некоторой опаской относились к отправке своих детей в государственные школы. Часты религиозные праздники, когда дети, как и их родители, посещают церковь рано утром, что противоречит школьному расписанию. Расписание школ в селе Николаевске корректируется с учетом религиозных запросов общества.
-9-
так как большая часть студентов - дети старообрядцев.
Боб Мур был первым учителем Николаевской начальной/средней школы, когда она открылась в 1970 году. В 1972 году была создана двуязычная программа, помогающая понимать английский язык. Этот педагог и его сотрудники посвятили себя тому, чтобы дать николаевским детям наилучшее образование. После выхода на пенсию в 1993 году на его место был выбран Карлтон Кунс. Последний продолжил традицию обеспечения высоких образовательных стандартов для детей Николаевской школы. В 2001 году директор Кунс перешел в христианскую школу в Хомере, а Терри Мартин стал третьим директором в Николаевске.
Хотя некоторые старообрядцы получили высшее образование в 1990-е годы, а многие молодые люди покинули свою традиционную общину, старообрядцы, как правило, сохраняют характерное для России крестьянское отношение к государственному образованию. Они считают, что молодежь должна научиться читать, писать и рационально мыслить, общаясь с владельцами магазинов и враждебно настроенными соседями. Они считают , что все более абстрактное принадлежит Богу и должно быть оставлено в покое. Следовательно, родители регулярно забирали своих детей из государственных школ после шестого класса в то время, когда детям предлагались предметы , которые они считали оскорбительными, и когда детский труд становился существенным дополнением к семейному бюджету.
Старообрядцы на Аляске за прошедшие годы в чем-то изменились. Наибольшие изменения произошли в вопросах материальной, технологической, светской культуры и социальной жизни, и они отражают адаптацию к обстоятельствам, а не какое-либо фундаментальное изменение их культурной идентичности. Однако наиболее стабильными формами их культуры были религиозные вопросы и ценности. Для старообрядцев религия не является институтом, параллельным экономике, политике или родству, а является душой их общества. Для старообрядцев Аляски религия не ограничивается определенной сферой жизни; религия охватывает все аспекты их жизни и доминирует над ними.
 
 
 
-10-
ОБ АВТОРЕ
Нина К. Фефелова родилась в Хабаровске, Россия и приехала на Аляску в декабре 1991 года. С 1993 года она работает преподавателем двуязычного языка в Николаевской школе и получила степень магистра русского языка в Норвичском университете в 1994 году.
Помимо преподавания, она также занялась предпринимательской деятельностью, открыв магазин подарков в Николаевске в 1995 году и кафе в 2001 году.
В России Нина Фефелова работала инженером-электриком, а также работала гидом для больших групп взрослых и студентов в Южно-Сахалинске. В душе преданный своему делу преподаватель, она является волонтером-преподавателем русской истории и литературы в различных колледжах России. С 1989 по 1991 год она была назначена президентом сестричества старообрядческой церкви в Хабаровске и была инициатором регистрации церкви и приобретения земли под церковное здание. На протяжении 1991 года она неустанно работала, чтобы строительство церкви увенчалось успехом.
Со своим мужем Денисом Нина познакомилась во время пребывания в Николаевске. Вдовец, у него было три сына: девятимесячный, десятилетний и двенадцатилетний. Она помогала своему свёкру, отцу Кондрату Фефелову, в его самоотверженной работе по началу церковного строительства в Хабаровске.
В настоящее время один из сыновей Нины является успешным бизнесменом в Анкоридже. Он женат и подарил Нине чудесного внука. Она навещает своего другого сына, который живет в России, каждые два или три года.
-11-
СОДЕРЖАНИЕ
Русские старообрядцы Сообщество в современном мире.......... 2
КАКИМ БЫЛ НИКОЛАЕВСК............................................ .......... 3
РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАКТИКИ ...................................................... 5
ТРАДИЦИОННЫЙ БРАК И СВАДЕБНЫЕ ОБЫЧАИ ...................................... 7
ВНЕШНИЙ ВИД И ОДЕЖДА ......................... .......................... 8
 
СТАРООБРЯДЧЕСКИЙ ЯЗЫК _ ........................................ 9
ИХ ОБРАЗОВАНИЕ
Об авторе  ...11

Русская старообрядческая община
НИКОЛАЕВСК,
АЛЯСКА, США
2005 г.


Рецензии