к уроку... школа...

Пишут ли сейчас конспект урока учителя? В наше время это было обязательным. Причём форма написания конспекта была тоже обязательной.
Без конспекта администрация была вправе не допустить до урока.
А могло быть и так.
Завуч на уроке ведёт тотальный контроль, а после урока предложение, от которого не откажешься:
-Конспект покажите.
На уроки литературы, истории я писал небольшие планы-конспекты.
Для уроков ИЗО  в летние каникулы взял программу, учебное пособие Неменского и для всех классов и уроков написал конспекты. Естественно, даты не поставил, конспекты в портфель. Если кто нагрянет, то у меня конспект всегда наготове, который мне вовсе и не нужен.
Но у к урокам я готовился, продумывал тщательно, а для занятий по МХК (по мировой художественной культуре) писал обширные планы-лекции.
Для урока план, тезисы, основные положения, записка – что-то должно быть.
Без этого урока не получится.
Если ко мне администрация на занятия заглядывала редко, то к Людмиле гораздо чаще. Поэтому конспекты надо было писать строго в соответствии с требованиями и к каждому уроку. И приходилось Людмиле писать своего рода два конспекта: один для администрации, другой – для себя. И сам урок проходил по примерному плану своих записок и – никогда – по плану, заранее написанному. Почему?
Да потому что классы в параллелях – разные. Материал один и тот же, содержание урока одно, а способ подачи всегда разнится: класс посильнее, класс послабее, настроение в классе, после какого урока (большая разница если после физкультуры или после математики), какой по счёту урок, в какой день (середина недели, понедельник или конец недели учебной).
Урок – маленький спектакль, и никогда не знаешь, получится или нет.
В одном классе – на ура, в другом – так себе, средне.
Почувствовать класс, понять, пойдёт материал или не пойдёт, на ходу перестроиться, сориентироваться – задача учительская, а сам по себе прекрасно написанный конспект ничего не значит.

Пример «официального» конспекта.

Людмила пишет конспект.
Тема урока: Тихо опускался осенний листок…
Цели и задачи:

А 1. Познакомить со стихотворениями об осени, живописными произведениями, с циклом П. И. Чайковского «Времена года».
2. Познакомить с прозаическими произведениями, посвящёнными природе, осени.
3. Расширить кругозор ученика.
4. Учить выразительно читать.
5. Обучать элементам анализа стихотворения.

Б 1. развивать внимание, память, умение логически мыслить.
2. Развивать образное мышление.

В 1.Воспитывать, взращивать чувство прекрасного через эмоциональный резонанс на уроке – «Тихо опускается осенний листок…».
2. Продолжить работу по приобщению учащихся к систематическому чтению.
3. Продолжать целенаправленную работу по вовлечению учащихся в мир поэзии.

Тип урока: урок лирики.

Оборудование:
репродукции живописных произведений, посвящённых осени (художники Шишкин, Остроухов, Айвазовский, Пластов, Левитан, Нестеров,
Ромадин); рисунки ребят об осени;

книжная выставка: М. Пришвин «Кладовая солнца»,
К. Паустовский «Мещёрская сторона»,
М. Пришвин «Осенняя речка», «Золотой луг», «Осенние листики»,
Б. Житков «рассказы о животных»,
В. Бианки «Рассказы», «Сказки»,
П. Бажов «Уральские сказы»,
К Паустовский «Повести»,
«Пословицы русского народа»,
Ф. Тютчев «Стихотворения»,
С. Есенин «Стихи и поэмы»,
«Родные поэты».

План урока (сетка времени)
1. Вводное слово учителя. 3 мин.
2. Вступительная беседа с учениками. 3 мин.
3. Выразительное чтение стихотворений. 7 мин.
4. Рецензирование. 15 мин.
5. Чтение прозы, ответы на вопросы учителя. 5 мин.
6. Занимательный момент. 7 мин.
7. Вывод. 5 мин.

Оформление доски:
Тихо опускался осенний листок…
Чайковский «Времена года».

С. А. Есенин               А. К. Толстой
Ф. И. Тютчев               А. Н. Майков
А. С. Пушкин               Н. М. Языков
Е. А. Баратынский          А. В. Кольцов
А. А. Фет                А. С. Никитин
Н. А. Некрасов             И. А. Бунин

Ход урока:

1. Вводное слово учителя.
Учитель: слушаем «Времена года» Чайковского. Какому времени года посвящены музыкальные отрывки? Почему вы так думаете? Какие картины мы можем устно нарисовать, какие стихотворные строчки соответствуют мелодиям, которые прозвучали сейчас?
Ещё раз звучат «Времена года».

Слово ученикам, которые высказывают своё мнение, говорят о своём впечатлении о прослушанной музыке.

Учитель: осень…время года, которое больше связано с грустью и даже тоской: дождь, грязь, слякоть, из дому не выйдешь, но ведь что-то в осени есть и очень трогательное и что нас в ней восхищает.
Что вам в осени нравится? Какие осенние дни в нашем городе запомнились?
Осенний лес. Какой он? Какого цвета осень?

2. Вводная беседа с учениками.

Учитель: Многие известные художники, поэты, прозаики, музыканты воспевали осень в своих произведениях. Какие имена вы можете назвать?

Слово ученикам.

Учитель: перед нами своего рода маленький музей, посвящённый произведениям живописи.
Демонстрация зрительного ряда произведений живописи и рисунков учащихся. посвящённых теме осени.
Какие из них больше вас заинтересовали, почему?
Что вы можете сказать о колорите (цветовом строе) картин?
Что вас в них трогает, волнует, почему?

Подготовленные ученики рассказывают в течение двух-трёх минут о живописных произведениях.

Учитель: давайте попробуем сравнить, сопоставить, найти созвучия, соответствия между поэзией, живописью и музыкой.
(Чайковский, Пушкин, Тютчев, Есенин, Левитан, Коровин, Серов, Кустодиев).

3. Выразительное чтение стихотворений.
Учитель: ребята, вы готовили дома выразительное чтение стихотворений.
Послушаем друг друга.
Какое прочтение вас взволновало, какое понравилось более всего, почему?
Выразительное чтение стихотворений.
Рецензирование.

План рецензии на выразительное чтение.

Учитель задаёт вопросы, ученики отвечают.
Итог: рецензия ученика или учитель обобщает.

1. Что хотел сказать ( выразить, передать, чем хотел поделиться) автор этим стихотворением? О чём стихотворение ( настроение, чувство, мысли; что там, за словами)?
2. Передал ли мысль-чувство стихотворения чтец. Каким образом?
3. Правильно ли найдена интонация?
4. Какой темп избрал чтец и почему?
5. Удалось ли чтецу «нарисовать»  картину, которая есть в стихотворении?
6. Удалось ли чтецу найти главное в стихотворении и выделить его.
7. Что значит выразительно прочитать стихотворение?
Громко и «с выражением» или – донести поэтический художественный образ
до слушателя и при помощи чего ( интонация, темп, ритм, логические ударения, усиливая или ослабляя громкость)?
8. Какую музыку и живописные произведения можно подобрать к этому стихотворении? Аргументируйте свой выбор.

5. Чтение прозы (ответы на вопросы учителя).
Учитель: слушаем прозу и правильно ли будет задать такой вопрос: где картина осени более яркая – у поэта или прозаика?
Подготовленное чтение учеником  рассказа М. Пришвина «Осенние листики».

6. Занимательный момент.
Учитель: читаю несколько строчек из различных произведений, поэтических и прозаических. Попробуйте назвать автора и само произведение.

«Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть!...
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, лёгкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею…»
Ф. И. Тютчев «Осенний вечер».

«…Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…»
Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

«Тихо в чаше можжевеля по обрыву
Осень, рыжая кобыла, чешет гриву.

Над речным покровом берегов
Слышен синий лязг её подков.»
С. Е. Есенин «Осень»

«Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности весёлой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.»
С. А. Есенин «Отговорила роща золотая…»

«Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.»
А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»

«Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,
Только не сжата полоска одна…
Грустную думу наводит она.»
Н. А. Некрасов «Несжатая полоса.»

«Заосенило. Мухи стучат в потолок. Воробьи табунятся. Грачи собирают упавшие зерна на убранных полях. Сороки семьями пасутся на дорогах. Росы по утрам холодные, серые. Иная росинка в пазухе листа весь день просверкает.» М. М. Пришвин «Осенняя роска.»

Учитель: назовите несколько пословиц об осени.

7. Вывод.
Учитель: итак, ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомились с тем, как представляют себе осень прозаики, поэты, художники и музыканты, и убедились, что у кого-то действительно грустная пора, а где-то «очей очарованье»,  а, например, Аполлон Николаевич Майков любит осень, потому что она открывает все свои тайны и отбрасывая внешнюю красивость, как он считает,  например, красивость весны, обнажая настоящую душу леса и, обволакивает его загадочной тишиной, нарушаемой лишь изредка падением одинокого листочка да криком запоздалой птицы.

Может быть мы теперь больше будем обращать внимания не на дождь, слякоть, промозглость осеннюю, но увидим чарующую грусть и очарование осени, вспомним стихи, музыку, живопись, с которыми мы с вами сегодня познакомились и вспомнили. Заставить полюбить что-то или кого-то невозможно, но может быть стоит нам более пристально вглядываться в то,  что нас окружает.

Рассмотрим осенний листок. Какой он? Чем интересен? Листок какого дерева? Какие мы в нём увидим оттенки цвета? Какова его форма? Какие в нём особенности? О чём он нам расскажет?

Вот это и будет нашим домашним заданием: написать сочинение-миниатюру
на осеннюю тему.
Темы: Осенний листок на моём столе; Осенний день;
В сентябрьском лесу; По дождливой дороге;  Осенние ягоды;
Свободная тема;
К сочинению-миниатюре желательно нарисовать  рисунок на тему.

Итак, это «официальный» конспект, а «свой» конспект – что в нём?
Конспект «официальный» своего рода каркас, схема, абстрактная конструкция, которая должна быть наполнена живым словом ученика и учителя. Людмила набирает много дополнительного материала, исписывает лист за листом, чтобы на уроке свободно распоряжаться очень большим материалом, уметь переключиться, если что-то «не пойдёт».
В конспекте для администрации приходится многое расписывать то, что уже у учителя и так в голове, можно обойтись тезисами.
А всё остальное должно быть под рукой.

Я уже писал, что успешность занятия зависит от многих причин.
Причём некоторые могут меняться даже перед самым уроком. Может стороннему наблюдателю будет и смешно, но урок, особенно такой «переживательный» урок как урок литературы, урок лирики, во многом зависит и от погоды за окном.

Урок в осенний день.
Осенний день может быть дождливым, пасмурным, солнечным, ветреным, тихим. И в зависимости от этого и план урока надо менять на ходу, а для этого надо свободно владеть материалом.

И Людмила, и я ответственно подходили к подготовке к уроку. Как провести, найти изюминку, – об этом думаешь всё время, которого, когда ты учитель,  так катастрофически не хватает. И потому жаль, когда ты такое драгоценное время тратишь на ненужную писанину.
Требование всех и всяческих бумаг и отчётов есть со стороны администрации очень большое недоверие к учителю – «тащить и не пущать».
Я написал только о подготовке к уроку, а ведь были ещё планы – воспитательной работы,  самообразования. А ещё была одно время такая форма как  учебно-методический комплекс, который никто не знал, как заполнять и самое главное – зачем. Он никаким образом не помогал учителям и не был  нужен, абсолютно не нужен, а времени на его заполнение мы затрачивали много.
Учитель, если это учитель, к уроку будет готовиться, заниматься самообразованием будет, план воспитательной работы продумает и напишет в удобной для себя форме.
В школе должен быть единый подход  в образовательной деятельности и в области воспитания, но должна быть и возможность творческого подхода.
Жаль мне времени, которое мы тратили на ненужную писанину, вместо того, чтобы более эффективно заниматься тем, чем и должны заниматься. – учить детей.

Так было. А как сейчас?

80-годы; 90-2000-ые годы;


Рецензии