Тост

(С разрешения друга)

Один гудок, второй, пятый. Не отвечали.
Второй, пятый. Не отвечали.
Андрей положил телефон на стол.
10 лет прошло. Что угодно могло измениться. Номер, человек.
Бакрадзе. Гия Бакрадзе. Андрей почему-то наизусть запомнил фамилию, услышанную однажды.
Набрал номер еще раз.
В трубке послышалась грузинская речь.
- Здравствуйте, это Гия? Мне нужен Гия. Бакрадзе. Это не его номер? … Я Андрей, я гостил у Гии давно, лет 10 назад. Мне очень надо его найти. Вы не знаете как его найти? Нет? Простите..
-----------------------
Тогда, много лет назад, он всего на 3 дня приехал в Тбилиси. По каким-то не особо важным делам.

Дела закончил за утро. Взял такси до гостиницы.

Такси было старое, как принято в Грузии и гремело где и чем только могло.
Таксист оказался с высшим экономическим, опытным виноделом и не очень удачливым бизнесменом. Как это тоже часто принято в Грузии.
Но совершенно потрясающим собеседником.

За 20 минут дороги выяснилось, что Андрей никогда не был в крепости Нарикала в Тбилиси. И в кахетинском городе Сигнахи не был. А грузинские винодельни даже в глаза не видел.
Все было очень плохо.

Гия остановил машину, снял с крыши знак такси и бросил его в багажник..

Крепость Нарикала обошли со всех возможных сторон. Со всеми бабушками-цветочницами постояли поговорили.

Стеклянный мост, бани, Инжирное ущелье, старый город, церкви – на каждый уголок нашлись теплые слова. Гия рассказывал, как просто рассказывают другу интересную любимую историю. Без пафоса и занудства.

4 часа пролетели как минута. Андрей потребовал прекратить это прекрасное мероприятие и отпустить уже Гию отдыхать.
Гия что-то ответил ему на грузинском и не захотел переводить. И внимательно посмотрел.

Андрей осознал и с энтузиазмом подтвердил свое намерение ехать дальше и куда угодно. Но если можно по дороге купить какой-нибудь пирожок.

Фразу «какой-нибудь пирожок» Гия повторил дважды. Вслух и четко. Чтобы убедиться, что он не спутал ничего на неродном языке и правильно услышал. Ему немного хотелось упасть в обморок.

Осознав всю степень выявившейся катастрофы Андрею было объявлено, что в эту минуту они выезжают в Кахетию, в отчий дом Гии, где живут его старенькая мама, тети, братья, сестры, гостит пятилетний внук Шалико и еще 28 человек родственников в соседних домах.

Он кому-то позвонил, побубнил что-то на грузинском, 2 раза сказал в трубку генацвале, перечислил все сорта вин Грузии. Потом пошли знакомые слова «хинкали, хачапури, пхали».

- Нас, ждут, поехали, - наконец закончил гастрономические переговоры Гия и они выехали.

По дороге купили глиняный кувшин и расписную свистульку-петушка.

В родовом гнезде хозяина суетились все. Расставляли, бегали, носили, накрывали. Теплый августовский вечер совершенно не располагал к уединению, если что-то вообще может располагать грузин к уединению.

Маленький Шалико выбежал встретить деда с гостем. Андрей протянул ему свистульку. Ерундовый сувенир, но мальчишка так по родному обнял за нее гостя, что тетушки начали прижимать платки к глазам.

Пахло так вкусно, а желудок так предательски урчал, что уговаривать Андрея не пришлось.

Гия взял купленный кувшин, налил в него свое саперави и сказал:

- Андрей, это твой кувшин. Он еще никогда не слышал ни одно вино мира. Ты заберешь его с собой и я хочу, чтобы первое вино, какое запомнит эта глина, было грузинским. Много разных напитков будешь ты из него пить, но всегда, когда ты будешь брать его в руки, ты будешь вспоминать Грузию.

Тетушки опять потянулись за платками.

Первый тост был за Бога и мир. Потом за дом, в который пришли, за здоровье, за ушедших, за детей, за друзей, за женщин и любовь, много за что выпили они в тот вечер.

И каждый раз Андрей поражался, как может этот человек находить такие слова, что ты слушаешь его не ушами, а чем-то внутри, что начинает стучать сильнее, а к горлу подкатывает ком.

За родителей Гия говорил особенно нежно. Мама была в годах, а отца не стало несколько месяцев назад. Гия еще не смирился с потерей и голос его в те минуты был не так крепок.
Не чокаясь. Как за живых.

Малыш Шалико, названный в честь прадедушки, вертелся возле гостя и пытался чокнуться с ним свистулькой.

Наконец ужин завершился. Гость был принят на славу.
Объяснить себе, почему за 33 года своей жизни Андрей еще ни разу не был в Грузии, он не мог.

Гия довольно улыбался и похлопывал его по плечу. Пора была расходиться на сон.
Утром Андрей вышел во двор и первым делом решил расплатиться с хозяином. Он протянул Гии деньги. Тот взял, посмотрел, помолчал и вложил их обратно гостю в руку.
 - Во-первых, такси ты вчера оплатил. Остальное я сам тебя пригласил. А во-вторых, мой внук тебя обнял. И даже слова мне не говори. Одевайся, поехали смотреть музей, город Сигнахи и Алазанскую долину. Сегодня нет тумана, там такая красота.
---------------

Телефон зазвонил и вернул Андрея к реальности.
- Слушаю.
- Здравствуйте, это Андрей? Мне сказали меня искал Андрей, – в трубке зазвучал далекий знакомый голос.
- Гия?? Это ты? Дорогой! Да, это я, Андрей, со свистулькой для твоего внука, ты помнишь меня?
- Как не помню, конечно помню, - голос Гии звучал все теплее.
- Как тебя нашли? Откуда?
- Ну как нашли.. Тот человек нашел другого человека, другой человек нашел моего родственника, мой родственник нашел меня. Просто ты сказал, что очень надо. Раз надо, значит найдут. Ты в Тбилиси? Тебя столько лет не было слышно. Мы про тебя вспоминали.
- Я не в Тбилиси, нет.. К сожалению. Прости, меня один бизнес замотал, потом второй. Семья, дети, я вообще не отдыхал все эти годы, поверишь. Как я рад тебя слышать, Гия.
- И я тебя, Андрей. У тебя все хорошо?
- У меня.. Помнишь, в тот вечер, у тебя дома.. Ты тогда тост поднимал за родителей. За отца твоего покойного.. Я долго не мог забыть.. Я тебя искал. Должен был найти.
У меня умерла мама.. Мне очень надо тебя увидеть.
Мне очень нужны те твои слова..


Рецензии