Лучший бренд советского хоккея

Что вы знаете о ностальгии? Верю, знаете – если вам хотя бы за тридцать.

Дальше точки соприкосновения утрачиваются. Ностальгируя о себе в детстве, отрочестве и юности, молодой маме и красавице из седьмого Б, большинство произносят на публике о стране, парадах и прочих свершениях. Говорят, так принято со времён Эзопа. Чтобы выглядеть серьёзным человеком и патриотом.

Декабрь – это ощущение скорых каникул, дефицитные мандарины, живая ёлка и приглашение на хоккейный пир, с особым колоритом. Не Кубок Канады в сентябре, не февральская Олимпиада, не весенний чемпионат мира.

Снеговик. Самый крутой логотип советского хоккея, взамен всех этих «красных машин» (до сих пор не понимаю, зачем делать мем из неумного североамериканского штампа). Турнир на «Приз Известий». Точно сыграют шведы, финны, чехословаки, а в нескольких сезонах – канадцы тоже. И ноль сожалений по поводу отсутствия игроков НХЛ. Вскоре после турнира ЦСКА, плюс второй клуб страны в чемпионате СССР улетят за океан играть серию с клубами Лиги – она начинается после Рождества 25 декабря и завершается тоже ближе к Рождеству – 7 января.

Но магию открывал Снеговик. Его нарисовал художник и журналист «Известий» Борис Федосов. Ничего не ведая о принципах работы американского маркетинга, Федосов интуитивно сделал из Снеговика бренд: Гжельский фарфоровый завод выпускал сувениры в сотне разновидностей, статуэтки вручали лучшим игрокам турнира, логотип выражал всю гамму эмоций хоккейного болельщика – например, был нарисован на скамейке штрафников, гневно указывающим пальцем на лавку нарушителям правил. Более того, Снеговик ежемесячно отвечал на письма любителей хоккея, пришедшие в редакцию газеты «Известия», и я подозреваю, что из этой переписки можно составить колоритную книгу, которая поведает об эпохе лучше историков.

Моя память отчего-то выхватывает Приз Известий-1985 отчётливей иных турниров. Нас тогда побили чехословаки на домашнем чемпионате мира в Праге, а 7 месяцев спустя выиграли у сборной СССР и решающий матч за Снеговика – 3:1.

Наутро в школе я был раздавлен. Кто-то произнёс, что вратарь у ЧССР никакой, надо было почаще бросать. И было бы 6:3 в нашу пользу.

– Никакой!!! – откликнулся я, ощутив неодиночество. – Я даже его имя-фамилию не запомнил.

Вратаря зовут Доминик Гашек. А генменеджер сборной Канады Шон Бурк, выигравший Приз Известий-1987, получил в подарок 120-сантиметрового фарфорового «сноумэна». Везти из Москвы его пришлось на отдельном кресле в самолете. «У меня всё ещё есть этот снеговик, – рассказывал легендарный вратарь в интервью The Atletic. – Эта штука связана с моей семьёй навсегда».

Где мои 17 лет…


Рецензии