Герои СВО

Нельзя закончить наш краткий обзор о весьегонских защитниках Родины, не рассказав о героях СВО. Их много и мы обо всех еще обязательно расскажем после нашей победы. А пока лишь о некоторых из них.

Евгений Андреевич Прусов- один из них. А начинался его путь защитника Родины с детских лет. С того времени, когда он еще первоклассником пристрастился к занятиям в весьегонском военно-патриотическом клубе "Кировец". За ним потянулись туда и его младшие сестренки. Здесь они стали проводить все свое свободное время - тренировались, стреляли, выезжали в походы. На алкоголь и курение для членов клуба было строгое табу. Здесь воспитывали защитников Родины и поэтому естественным стало то, что после окончания школы почти все мальчишки-"кировцы" решили продолжить обучение в военных училищах, чтобы стать офицерами. Женя прекрасно учился в школе, только на четыре и пять, и с детства мечтал стать разведчиком.

Рассказал об этом в военкомате и его направили на медкомиссию в Тверь. Но тут начались придирки. У него, совершенно здорового мальчика, чего только не обнаружили тверские врачи- то прикус был не тот, то белые пятнышки на коже- витилиго. Можно подумать, что он не в военное училище стремился поступить, а в театральное. В конце концов сумел договориться с пожилой врачихой, старшей в тверской комиссии, что она заключение подпишет. Ну, а уже повторная комиссия в училище пусть отклонит, если сочтет его не подходящим по здоровью.

Поначалу хотел подать документы в Рязань, в знаменитое десантное училище. Но в последний момент засомневался, десантники должны были прыгать с самолета с парашютом, а он этого не любил - с трудом преодолевал страх перед прыжком с вышки. И тогда подыскал другое училище - высшее училище командиров разведки в Новосибирске. Это было как раз то, о чем он мечтал, да и прыгать с парашютом как будто не требовалось.

Но конкурс здесь был поистине огромным - 10 человек на место на факультет разведки, куда набирали всего-то 80 человек. Легче было поступить на мотострелковое отделение, но у Жени была юношеская мечта, и он ей изменять не хотел! В начале пришлось пройти строгую медицинскую комиссию, здесь контролировали не только физическое здоровье, но и психическое. У разведчика должны быть стальные нервы! И он комиссию прошел несмотря на все опасения тверских врачей.

Затем вступительные экзамены, во время которых все абитуриенты жили в казарме. Часто тренировался в спортзале и по всем параметрам обгонял своих сверстников- и подтягивался лучше всех, и прыгал, и бегал отлично. На него обратил внимание командир отделения и позже, уже во время учебы, выделял его и помогал по службе.

В училище Женю зачислили, и он, счастливый, вернулся в Весьегонск, отдохнуть перед началом занятий. Дома пробыл июль и август, а к началу сентября вернулся в училище. А вот 6 сентября - торжественный день- присяга, на церемонию приехали все родные - и мама, и сестренки!

Начались занятия. К сожалению, вскоре обнаружил, что прыжки с парашютом требовались и в этом училище. Пришлось преодолеть свой страх, обнаружил, что с самолета прыгать психологически даже легче, чем с вышки. Первые полгода было очень нелегко, в роте были ребята уже отслужившие в армии, они считали себя "старичками" и выпускников школы пытались дрессировать. То есть элементы дедовщины наблюдались и здесь. Но Женя ни под кого подстраиваться не собирался, он свою правоту умел отстаивать. И вскоре от него "старички" отстали.

Во втором семестре стали изучать языки- Женя выбрал восточные, среди них и сирийский. Учился всегда хорошо, ну, а в спорте ему равных не было. Со второго курса стали его посылать в составе спортивной команды из 10 человек на соревнования "Армия России". Здесь соревновались не только курсанты отечественных училищ, но были и зарубежные команды - из Белоруссии, Индии, Молдавии. По многим параметрам - по разведке, танковым боям, стрельбе - их команда занимала первые места и их награждали в Москве, в Кубинке. После второго курса они уже и зарплату стали получать приличную - 25 тысяч в месяц.

На 4 курсе женился на студентке педагогического института. А в 2018 году, после окончания училища, уехал по распределению в Дагестан. Это место службы он выбирал сам, так как закончил училище с красным дипломом и имел право на свободное распределение. Его всегда привлекал Восток, потому и выбрал Дагестан. Попал в Буйнекс. Жена еще доучивалась в Новосибирске, получила диплом учителя биологии и приехала к Евгению. 

В подчинении у лейтенанта Евгения Прусова была группа контрактников, в основном состоящая из местных жителей - дагестанцев. С ними было нелегко, у них свои особенности характера, обычаи, правила жизни. Да, и с обеспечением возникли проблемы. Дело в том, что в Дагестане многое решается через связи и взятки. Даже за военное обмундирование, которое обязаны в военторге выдаваться бесплатно, пришлось платить. На свои деньги покупал берцы, ведь пришлось выходить в горы, и плохая обувь таких походов не выдерживала. Охотились с контрактниками в горах за бандитами. Вот тут произошел первый тяжелый психологический срыв- обнаружил, что в отрядах бандитов было много русских парней, которых завербовали или держали в отрядах силой. И очень нелегко было стрелять в своих. В 2021 году получил старшего лейтенанта.

***
В ноябре 2021 года их подразделение послали на курсы в Крым. Дважды стояли у границы с Украиной и возвращались обратно. В феврале 2022 года собирался в очередной отпуск, однако опять направили в командировку в Крым. Там собирались и формировались наши войска. 23 февраля мать позвонила, чтобы поздравить с Днем Советской армии, и вдруг услышала от сына: "Мама, мы выступаем". И в ночь с 23 на 24 февраля они вступили на Украину в составе 1 штурмовой бригады.
Началась СВО. Вскоре ушел добровольцем на фронт и его двоюродный брат из Весьегонска Витя Ким. Жил он с бабушкой, но в детстве и юности они тесно общались. Был он старше Жени на 10 лет, работал специалистом-компьютерщиком.

Евгений Прусов с группой контрактников заходили на Украину со стороны Крыма через Запорожье. Шли первый день, второй, шли неделю и никакого сопротивления не встречали. Но вот подошли к заранее подготовленным украинцами оборонительным сооружениям и тут началось! Стрельба, взрывы и потери- двухсотые и трехсотые. Вокруг минные поля, а украинцы сидят в укрепленных окопах. И почти все дагестанцы-контрактники разбежались кто куда. Надо было с ними работать, разговаривать, уговаривать остаться и выполнить свой долг. Ведь все ожидали, что будет как в Крыму, войдут наши войска и украинцы встретят их с цветами, с хлебом-солью. Однако оказалось все иначе. Было так тяжко, что с родными потерял всякий контакт. Смог позвонить лишь через месяц, 23 марта. Новости были тревожные, его друг Дима Федин, тоже весьегонец и тоже "кировец" попал в плен.

Он был на 2 года младше Жени, учился в той же весьегонской школе. Вообще "кировцы" почти все оказались на фронте и показали себя с самой лучшей стороны. Дима с ребятами подходили к Харькову, шли колоннами, тоже ожидали что братья-украинцы будут рады их приходу, но оказалось совсем не так. Все наши были убиты, только двое, и в числе их Дима были ранены, и попали в плен. К счастью, позднее удалось его обменять.
   
А Женя, когда позвонил 23 марта, то удалось поговорить по видеосвязи. Он в это время ехал на БМП, поморозил руки. Вокруг минные поля. Украинцы в начале СВО оказались значительно лучше подготовлены, чем наши войска.

В апреле Женя пошел в разведку, как всегда, впереди наших войск, ведь они обязаны идти первыми, они- разведчики. Тут рядом взрыв и у Жени контузия. Его вытащили, отправили в госпиталь. Те, кто хотел откосить, получали справки "сто", то есть после ранения начинали жаловаться на различные недомогания и их отправляли домой. Но не Женя. Отлежался, подлечился и опять вернулся на фронт, к своим ребятам.

Самое трудное время было в марте-апреле 2022 года. Тяжелые бои. Страшно вспоминать, как шли в атаку, в полный рост, обколотые наркотиками украинцы. Падали под выстрелами, а потом рядом с ними находили шприцы и ампулы. У нас не хватало солдат, неоткуда было ждать подмоги, оружие было, а стрелять из него некому.

В начале мая 2022 года новое потрясение - подорвался на мине и погиб его командир. Шок, позвонил домой и признался в отчаянии, что много потерь: "Мама ты не понимаешь, как это тяжело, ходить по полю и собирать останки командира, ведь надо его похоронить по-человечески". А потом успокаивает родных: "Но вы не беспокойтесь, со мной все нормально!" Взрывной волной накрыло его друга, и ранило в голову осколком. Женя вынес его с минного поля. У друга- ранение глаза, в госпитале прооперировали, заменили хрусталик. Но он теперь уже отвоевался и вернулся в родное село. 23 мая у Жени новая контузия от минометного взрыва. На вертолете его доставили в Ростов, отлежался, а потом приехал в отпуск в Весьегонск. Мать прямо перепугалась, ее ли это сын - ходячий скелет! А он в таком был тяжелом психическом состоянии, что даже пить начал, чего никогда не делал! Ведь в "Кировце" были строгие правила!

Пришло известие, что двоюродного брата Витю убили. Ему было 37 лет. Он ушел на СВО добровольцем, поначалу работал в финотделе штаба в Белгороде, как айтишник. Но видно скучно ему стало, надоело в штабе отсиживаться. И он обучился на снайпера. В одном их боев прикрыл собой друга и сам погиб. Его вынесли, но спасти не смогли. Он получил медаль "За мужество" посмертно.

*** 
На второй год войны для Жени уже все переменилось, все стало по-другому. Теперь наши ребята не чувствовали себя как слепые котята, появилась система, ощущали себя как дома на освобожденных территориях. Весной 2023 года Женя был в Бахмуте, затем под Авдеевкой. Награжден медалями и орденами. "За мужество", "За храбрость". 23 марта пошел в разведку и его ранило - осколки вошли в бедро, руку, ягодицу. Спасло защитное обмундирование и добротная каска. После ранения и госпиталя приехал в отпуск к жене и родным. Но теперь все видели, что это был уже совсем другой Женя- возмужавший, закаленный в боях, сильный физически, и душевно. И матери за него уже не так страшно, это мужчина, защитник Родины! Хотя все равно тревожно.

Не так давно он прислал видео о том, как они подбивают немецкие Леопарды. И подписал: "Это, за нашего Виктора!"

Там же, на СВО, воюет и весьегонец Смирнов Дмитрий. Он- сын руководителей "Кировца"- Михаила Викторовича и Ольги Валентиновны Смирновых. Они своего родного сына не стали прятать от мобилизации, у них одни и те же благородные принципы для всех своих учеников. Он служит по ротации - 3 месяца в России и 3 месяца на СВО. Сейчас в краткосрочном отпуске у родителей, в Весьегонске. Все вышеизложенное мне рассказала мать Евгения Прусова, которая закончила свое повествование словами: "Мы нашими мальчиками очень гордимся!"            


Рецензии