Это всем пофиг...

               
Истинный художник ищет в простом - сложное, то, что не видит неискушённый зритель.. В сложном выбирает ту единственную изюминку, которая откроет зрителю доселе неизведанный мир, а просто копируя действительность, мы её лучше не сделаем, она и без наших стараний всем понятна. Если ходить и повторять постоянно: масло-масляное, - оно вкуснее не станет...
 
Конечно, современный зритель (в нашем случае - читатель) отвык от сложно-философских повествований. Ему привычней: нажал на кнопочку - ответ готов. Чего попусту заморачиваться. Вот почему в литературу, как, впрочем, и в кино стал проникать мат. И вроде всё так, как в жизни. Смотришь и не замечаешь этого.

А если произведение заставляет человека задуматься о чём-то, то это уже для него большой труд. Тем более, проезжая по парку на роликах, при этом, глядя в телефон. В таком положении трудно познавать жизненные премудрости. Так стоит ли тогда себе и людям мозги парить. Реально - это всем пофиг. Не лучше ли, смотаться на угол, набрать пивка и накатить с дружбанами по литровочке, да с рыбцом или солёными кругальками...а, чё? Круто!..

Ну, что тут скажешь? Как минимум девяносто процентов всех моих произведений (это я о живописи, хотя любая настоящая проза, - это тоже полотно, на котором предстоит писать) – чисто интуитивны. И всё это происходит от моего характера, постоянно ищущего чего-то новое, неповторимое, своеобразное, ещё не воспроизведённое на свет божий, в искусстве...

Моё кредо в живописи – реализм через призму своей души, при этом работая: кистью, мастихином, палочкой, губкой, щёткой, да, хоть подошвой ботинка... Пускай это будет на холсте, картоне, оргалите, доске… стене... Без разницы чем и на чём – главное, как?! И что?

Уподобляться тысячам и тысячам «старателей», идущих по одной затоптанной тропинке и думать, что ты на пути к Эльдорадо – это самообман. Если писать с натуры, то через год – творческий тупик: всё уже давно написано по тысячи раз, а мы с вожделением лепим одни и те же сюжеты: кустик налево, берёзка направо, посередине церковка, тут же прудик с уточками, обязательно мостик… и круги по воде…

Нельзя намазывать одно и тоже масло на хлеб, меняя каждый раз ему названия, при этом возводя руки к небу, провозглашая себя гением, а если «это» ещё кто и купит у нас – будем строгать одно и то же до глубокого отупения, пока не спадёт спрос…

Что потом?.. а потом будем посыпать голову пеплом, стеная и жалуясь друзьям о несправедливости жизни... и, что нас в очередной раз кинули...

В кинематографе и литературе; изобразительном искусстве и музыке, обо всём на свете уже давно всё снято и написано. Придумать что-либо новое не представляется никакой возможности...

Отсюда, если художник не вносит в свой труд души и, только ему присущего, своеобразия, то в лучшем случае, на свет появляется лишь повтор им же пройденного пути и его собратьями по цеху, и не более того...

Разве мог Казимир Малевич только представить себе, что: просто так, от балды, написанный им чёрный квадрат, на столетия станет притчей во языцех. Пройдут многие годы, а люди будут продолжать спорить: это абсурд или гениальность?

На эту тему у меня своё и совершенно твёрдое мнение. Художники, как правило, творят, совершенно не задумываясь над тем, что они делают - зачем и кому это будет нужно? Они пишут, потому что так надо?! Это их жизнь и по-другому они не могут.(речь идёт о художниках. Не путать С "ремесленниками", которые просто выполняют заказ на потребу заказчика и тупо, без особых творческих переживаний, делают деньги.)Это потом люди, но сначала искусствоведы, начинают придумывать своё, то, что им выгодней и за что им заплатили, возвеличивая одних, и в упор не замечая других. Так и рождаются очередные "шедевры", раскрученные на Сотбис в миллионы долларов.

За 35 лет своей педагогической деятельности (рисунок и живопись), я встречался со столькими проявлениями истинного таланта, что диву даёшься - откуда столько берётся, но куда потом всё исчезает? Вот в чём вопрос? Да, кому это всё надо, когда все ниши изобразительного искусства забиты, набившими оскомину именами. Потому, что так решили люди, а чтобы не расписаться в своей несостоятельности, они и по сей день продолжают восхвалять, давно потрескавшийся квадрат, который из года в год только увеличивает свою "неоспоримую" ценность...

У человека есть два "творческих" возраста: раннее детство - это лет до 6-ти и старость, - начиная с 60-ти, когда к нему приходят творческие порывы души! Детей в таких случаях водят в разные кружки - он у меня на всё горазд! Мамочки бедные лишаются ума от, навалившегося на их головы, груза таланта их отпрысков. Что с этим делать? Ума не приложу?! Ребёнок уже еле дышит, а его тащат в очередной кружок: он у меня танцор, художник, артист, вышивает крестиком!..

Тоже самое происходит и в старости. Создаются клубы по интересам, где бабушки поют, танцуют с одним старичком на всех, судачат о политике и, конечно же, занимаются сочинительством. На мой взгляд, достаточно прочитать рассказ Чехова "Драма", чтобы понять, где собака зарыта. Вот и получается: что в детстве, как и на пенсии, у человека есть свободное время, которое он с лихвой заполняет творчеством, но, что интересно, придёт момент, когда в одночасье всё отпадёт, как будто ничего и не было...

Старайтесь не завидовать никому. Те порции радости успеха и самодостаточности нам отпускаются свыше! И каждому - своё! Именно столько, сколько этого необходимо на данный момент и не более того. А нам всегда кажется, что этого не совсем достаточно и мы постоянно смотрим на других, начиная сравнивать: - у кого лучше, у кого больше?! И сравнения эти  часто бывают не в нашу пользу. Тут же задаёмся вопросом: а почему мне всегда меньше?

Ответ: да потому и кончается на - "у". И принять это надо, как должное и не трепыхаться в злобной ярости, что не дорос до своих коллег. Вот так и живём. Завидуют все и вся по любому поводу и особенно это греховное чувство распространено в среде творческих интеллигенции. Они готовы с г... сожрать, себе подобных, если чувствуют, что те на толику талантливее их, а если и того больше, то и заболеть могут от зависти. И стараются при этом, делать всё возможное, чтобы испортить сопернику жизнь.

Особенно подвержены чувству зависти люди, работающие в театрально-киношной среде и чем выше и утончённее вид искусства (опера, и особенно - балет), тем изощрённее подлости. Вспомним фильм - "Чёрный лебедь", я думаю каждый сможет представить что-то такое пуанты с битым стеклом? И подобные примеры можно продолжать бесконечно. Ну, а как завидует пишущий народ, мы с вами знаем не понаслышке...  я думаю у каждого из нас найдётся свой пример и возможно из личной практики...

Я привык говорить то, что думаю, хотя, порой, бываю не прав. Часто раскаиваюсь в своих резких суждениях. Но, что я не буду делать и не делал никогда в жизни, так это идти с толпою в ногу. По системе: все идут, а я, что? Мне больше всех надо, что ли?  Я помню с детства: если все шли в одну сторону, я один шёл в другую,(иносказание) хотя мог ошибаться в своём выборе. Ненавижу стадность... Каждый человек индивидуум, у каждого свой ум, своё мышление, а многие превращаются в роботов и попугаев.

Чтобы вам было легче меня понять, приведу простой пример некоторых моих умозаключений: 1) Полотно Э. Мунка "Крик" полный бред не совсем здорового человека. Эта работа, как и многие работы художников, имеют право быть, - я сам художник и по сей день рисую постоянно, но стоить 25 мил. дол. она не должна - это ещё больший бред. За работу Малевича - "Чёрный квадрат", я гроша, ломанного не дал бы. Сальвадор Дали, как и Уорхол - полный эпатаж и пустота. Но все ломятся на их выставки, потому что, так надо - все идут, и я тоже, хотя бы "селфи" поделать. Вот так... хотите принимайте меня такого, хотите нет...

                декабрь 2023г.


Рецензии
Спасибо за хорошую статью, Сергей! Практически со всем сказанным Вами согласен. Что не означает понимания мною того, откуда, к примеру, в творческих личностях берется столько зависти, недоброжелательства...

Вы верно сказали - "... если художник не вносит в свой труд души и, только ему присущего, своеобразия, то в лучшем случае, на свет появляется лишь повтор им же пройденного пути и его собратьями по цеху, и не более того...."

Очень верно про душу, которую нужно вносить в свой труд каждому творцу. Только... почувствовать и объяснить это не так легко - чтобы отличить то, где "с душой", а где - без. Думаю, что понятие души, хоть и близкое и родное нам, но ныне весьма размытое. Тут и "душевный человек", и "с душой", и "от всей души", и "души ради"... Если говорить применительно к творчеству художника (в широком смысле этого слова), то "душа" здесь - это как бы еще одно измерение нашего бытия, в дополнение к измерениям физическим. Это - духовное измерение. И лишь только пребывание художника в этом измерении в процессе творчества позволяет надеяться, что зритель увидит не просто некую новую, необычную или захватывающую форму, но прикоснется к иной, доселе не познанной грани нашего бытия. Ведь человек - существо духовное и настоящему художнику дан талант эту духовность в нем пробудить, вступив с ней в диалог. Здесь мы часто, сами того не подозревая, соприкасаемся с неким Таинством, невыразимым словами. Таинство это свершается между Художником и Зрителем. Совершается оно не на поверхности - при восприятии нашим глазом формы и цвета произведения, но там, где нам открывается иная Реальность. И далеко не всегда кто-либо другой может присутствовать при таком общении. Отсюда и возможная неоднозначность в оценках работ того же Мунка или, скажем, Рене Магритта.

Мне кажется, самое лучшее, что может сделать человек - это стремиться понять истоки наших несовершенств и постараться помочь себе и другим от них избавляться. Поэтому немного не соглашусь с Вашим тезисом о "стадности" нашего поведения. Идти с толпой "в ногу" ведь тоже возможно - если толпа в общем идет в верном направлении. Вот представьте себе, Что Вас пригласили в комиссию по оценке художественных достоинств некоего произведения. Если Вам работа понравится, ведь не станете же Вы ее отвергать только потому, что она понравилась и другим? ) А так - да - стадность увлекает! Хорошо известны психологические опыты в группах, где один испытуемый (остальные - "подсадные утки") делает заведомо ложное суждение только потому, что все остальные, образно выражаясь, назвали помидор бананом...

Еще раз благодарю Вас за интересную работу! Всего самого доброго Вам!
С уважением,

Дмитрий Новиков Винивартана   19.12.2023 00:30     Заявить о нарушении
"Ведь человек - существо духовное и настоящему художнику дан талант эту духовность в нем пробудить, вступив с ней в диалог." - очень верно!

"Если Вам работа понравится, ведь не станете же Вы ее отвергать только потому, что она понравилась и другим?" - конечно нет в ДАННОМ СЛУЧАЕ. Если это достойное произведение, я только за!

Моя статья, как вы выразились, не глубокое исследование темы, но эмоциональная реплика по существу и не более того. Реплика человека, который вот уже, как 35 лет преподаёт рисунок и живопись, а, что это помимо психологии - это постоянная оценка: что есть хорошо, а что - плохо. Отсюда: тому, что я написал стоит просто поверить. Где сказано о стадности - пропустить, ибо это только моя часть характера. Я просто открываюсь перед читателем, ничего не утаивая, но это не говорит о том, что это стоит брать на вооружение. Спасибо Вам за столь глубокое прочтение данного текста! С уважением и теплом! С.В.

Сергей Вельяминов   19.12.2023 07:55   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.