Завтра

  Завтра, открытие моей небольшой (22работы)персональной выставки пейзажей Северо-Запада.
   Псков, городская библиотека на улице Конной, 1700 часов.

  Мною будет прочитана лекция "Цвет в живописи".

   Смысл этой выставки - расширение цветовой палитры в живописи, уход от черно-белой тоновой системы визуальной культуры этой двоичной цивилизации, утончение восприятия цвета.

   Но, это, только одно из направлений в моей живописи.
    Возможно, будут и другие "цветовые" выставки.

   Цвет - единственное на земле что не имеет энергии.

   Прикосновение мысли к веществу произошло через руку. Рука ощупывает предмет, для нее важен объём, глубина, но, она, не "видит" цвет - такие ее родовые отличия от других цивилизаций (глаз, запах). Рука - тактильна, она может "прочитать" поверхность стены, камня, может ощутить тепло, холод, вибрации пространства...
   Первым, это прикосновение совершил древний живописец, он, через руку, породил эту вторую реальность, в которой мы сейчас живём.

  Цветом в этой системе вечного труда  человек не мыслит. Такая чёрно-белая форма мышления землянина.
   Это прекрасно понимали китайские живописцы, они сознательно отказались от цвета.
   
   Христос пытался переформатировать это "ручное" мышление человека на визуальное. Нерукотворный образ - возвращение в прошлое человечества, до момента прикосновения мысли землянина к веществу. Преображение - пре образ ( выше образа, образ нерукотворный - чёрно-белый) -  мир без агрессии солнца. Мир, до проклятия  Вавилонской башни, после которого суть "вещей" была потеряна.
   

   Эта, моя выставка - нескромная попытка приближения к живому всепроникающему цвету, к которому, землянину, живущему в мире тяжёлого вещества, тяжёлых энергий, нельзя приблизиться, так земное устроено.

   На это "нельзя" есть другая выставка - "На грани".  Пройти по  нейтральной полосе горнего и дольнего.
 
   Теперь, конкретно, о работах, представленных в городской библиотеке

   Экспозиция подстроена под лекцию. Если, была бы просто выставка, то всё было бы выстроено по другому.
   Это, другое (10 работ) выставил в своей мастерской, но, этот показ пейзажей, для ближнего круга, для моих коллекционеров.
 
    Два пейзажа, написанных в святых местах России - в Изборске и в Выбутах - родине св. Ольги - это два куска совершенно разных пространств, Небеса, земля - всё разное. Разные цветовые структуры. Изборск - мощное мужское начало, Выбуты - тихое, нежное женское.
    Смысл этих двух вечерних пейзажей не только в их разности, но и в попытке уйти от сильного излучения солнца. Это отдельная большая тема. Был диалог с прекрасным питерским художником на эту тему. Тюменский мастер смог выйти за пределы активной "желтизны" солнца. Слава богу, коллеги понимают о чем идёт речь, тем более, тюменскому живописцу, был явлен тайный свет на родине св. Ольги.

   Понять "жёлтый" свет солнца, отстранив его от себя, это работа на века. Толком пейзажисты это сделать не смогли. Свет обесценил сущее, явленное цветом.
   Разговор о пейзажной живописи передвижников и импрессионистов.

   Лёгкое отступление.

    Вся история этой цивилизации началась с живописца, с живописи. Искусства, религии, науки - малые дети, даже, не дети, а избалованные внуки, не помнящие своего родства.
   Живописцу не надо предсказывать будущее, он его не только видит, он его творит. В данном случае, творил через руку. Поэтому, все вопросы, к нему, к прародителю этого мышления.
   

   А, что такое, творить мир через руку?
    Всё просто, это превратить свой мозг в орудие труда.

   Не "видеть", не вкушать божью данность, а творить своих идолов.
   По другому рука работать не может.
   Мозг стал излучателем. Человек творит этот мир, а, если, точнее, он творит свою копию. Такая рукодельная цивилизация с древнейших времён.

   Смысл этой цивилизации - создание копии человека - робота, который и прикончит самого "творца", он станет не нужным, он станет "неэффективным менеджером". Машина бедного "просчитает".

   Поэтому мозг человека ссыхается, тем более, часть своей памяти он отдал внешним носителям. Об этом предупреждал Сократ, когда говорил, что письменность привнесла много вреда человечеству.

   Но, мозг человека был создан изначально как приемник, а не как излучатель.

    Одна надежда на цвет.

    Идём дальше.

    Две работы на противоположной стене читального зала - одна питерская - "Медное озеро. Сертолово" и другая - Псковская - "Белый вечер", показывают разные цветовые структуры Питера и Пскова. Растворение неба и земли в одно целое. Цветовые мембраны конкретных мест.
   Вот, здесь, уже, слов не хватает. Это живописный язык. Одна мембрана - Псковская - прозрачная, "теплая", другая - питерская - насыщенная, плотная, холодная.

    Далее, по списку, другой питерский пейзаж с таким же названием "Медное озеро", представлен в одиночестве. Почему?
   Не хватило места показать это направление мысли. Это целая серия работ. когда цвет уже набран, глаз напитан предыдущими пейзажами и ты пишешь не думая, "отпускаешь руку" и она живёт своей жизнью. Такая привязка глаза к руке. Обратный ход к моменту прикосновения мысли к веществу.
    Три небольших пейзажа с одинаковым названием "Изборск" - продолжение этой темы "тайной жизни руки", отличие только одно, они написаны в мастерской. Здесь, другая история. Об этом я устно скажу на открытии выставки.
   Серия работ по боковой стенке - "рабочие лошадки" - натурные работы, как настройка глаза на цвет.
   Но, есть, одна, очень важная  особенность в этой серии живописных работ. Когда идёшь к цвету, то цвет сам, вне твоей воли, выстраивает расстояние картины до зрителя. Это, тоже большая тема для другой выставки.
   21 декабря состоится открытие групповой выставки в нашем доме художников купца Сафьянщикова, где я представлю абстрактные работы, в которых будет показано это визуальное направление в моей живописи.
   
   Пейзаж, на входе в выставочное пространство библиотеке - Изборск - работа на силу. Опять же, это "чисто" псковский пейзаж - цвет с "надрывом". Жёлтым убиваешь жёлтое. Разговор о краске и о цвете.

    Два небольших пейзажа в конце зала с левой стороны - дань натуре - в них конкретно показан псковский цвет сосен и неба и цвет питерского неба и сосен. Два разных "дома".

  По другим пейзажам "пройдусь"
 отдельно.
   
  Возможно, я не придерживаюсь жёсткой схемы, я начну речь свою с того, что в далёком 1980 году,в своей дипломной работе о цвете в живописи, я обозначил цели, к которым, упорно, год за годом иду.

  Но, главное в этой работе был не сам тест, а совсем другое, я заявил себя в этом мире людей не как художник, а как живописец. Это другая профессия.

   Живопись - как начало всех начал.
   Бог говорит с душой на языке живописи.
   
   
   

 
   


Рецензии