Вымаранные строки

Правда и Кривда-две сестры, (отрывки)выписки из черновиков, дневниковых записей декабриста, часто перечёркнутых и вымаранных после неудачи опубликовать их в Англии в 1856 году. Мы всё-таки имеем право их применять в своих произведениях и очерках во имя памяти рода, и как истины о подвиге русской гвардии принимавшей участие в событиях 14.12.1825г. Многие, чудом уцелевшие записи наглядно ведут нас к пониманию той политической обстановки николаевского режима в середине XIX века. Не нам дано право осуждать ту, или иную сторону противостояния, но тот результат приведший как и говорили декабристы, свершился...Романовский режим, преданный самим императором Николаем II и его ближайшего окружения в 1917 году, декабристы предвидели и предупреждали власть, что " - Мы стояли и слишком долго ждали переговоров с новым императором,и это наша главная ошибка, другие, идущие за нами ждать и стоять не будут. Они просто без жалостно уничтожат дворянское общество как класс и скорее всего, и это ожидаемо по причине безрассудных по жестокости поступков высшей власти и церкви, затем саму монархию России.И право, скорее всего жестоко и по локти в крови,в народной крови.Брат пойдёт на брата, безжалостно и скоро... " Многое скорее спорно с точки зрения современной политики и понимания слов чести, поступков  русских дворян и погрязшего в разврате того странного по своей сути николаевского общества, даже прошлого начала  XX века,тем более разращенного современного Общества России и Европы.

"...О нет дорогая матушка, я выживу и докажу России что мы были правы в своих искренних порывах освободить её от пут крепостного бесправия и бесчестия помещиков, и дворянского сословия на протяжении многих веков выказывавших своё превосходство. А на вопрос Ваш, зачем это мы предопределили, я отвечу Вам так: " - Человек, любезная моя матушка, идущий на противостояние с беспринципной и не правовой властью, по самой своей сути не может быти обыкновенным и слабым в своих действиях и поступках. Он иной крутой заварки и сгустка чести и добра. Он не собака и не дикий волк в своём родном Отечестве готового покусать любого, кто посягнёт на его территорию и конуру. Он другой породы человека, породы вольного в своих действиях и мыслях гражданина, об устройстве своего Отечества, ответственности пред народом и государством. И это не игра пред государем и Обществом...не представление... Цари умирают, Отечество остаётся...Ну, а о нас матушка, если им будет угодно, пусть судят наши потомки..."

                Кн.Щепин-Ростовский Д.А. 1850г.


Щепинские рассказы, или Яшкины были

из цикла "семейная хроника" - основана на реальных записях и событиях XIX века.

                = Не всякой Лжи можно верить,тем более Правде =

                *быль*
Люди словно птицы
Ищут Свет Икон
Помыслы их чисты
Лишь в храмах облаков

Всё на Свете призрак
Жизнь,любовь, судьба
Видно в этом Мире
Богу всё игра...
Кн.Щепин-Ростовский Д.А.
1826г. декабрь месяц десятого дня. Снег третий день сыплет...

" Нам дорогой граф, к сожалению не удалось отстроить и сотворить в душах России свой "Вавилонский столп-башню" Свободы. Мы, как и царь Нимрод оказались слишком, слишком самонадеянны пред Богом и народом, не осознав, что люди вовсе не лошадь которую стегнув можно поторопить для работ на поле, хотя право и с благостными и благородными целями. Откуда такое различие языков в нашем в русском Обществе? Лихорадочный блеск и гром реляций о собственных, часто поимённых успехах в неком преобразовании помыслов дворянского сообщества оказалось скорее ошибками, блефом и неразумностью права некоторых  представителей дворянства, чем поспешностью их исполнения, хотя и сие, это под большим сомнением, как отмечают многие участники зимнего восстания 1825 года. И это притом,что занеся свою руку для удара, нельзя и недопустимо опускать ея в ожидании улыбок и признаний. С нами,это оказалось-бы преступлением пред товарищами отдавших свои жизни за Свободу народа. Простит ли нам эту слабость Россия... не знаю. Слишком уж чувствительны мы были к своим товарищам по оружию по другую сторону "баррикад" и замыслам данной нами присяги России. Идти в сражение надобно не чувствами и сердцем, а разумом благородной цели, ради которой ты готов отдать свою жизнь во благо нашего Отечества, а это
народ. К сожалению это уже сделаем не мы, но верно наши потомки. Посылаю Вам мой дорогой Граф Икону в прошлом когда-то нашего рода тульского мастерового, в самой средине 1730-40годов семьёй угретого жильца,рождённого отверженной нашей семьёй, по причине своеволия ея поведения,сестры матушки Ольги Иосифовны, Марьи, по мужу своему князя Андрея Фёдоровича Щепина-Ростовского, а в девичестве по моему Смирновой,если памятливость не подводит меня. Сей мастер граф, мне кажется очень чудно исполнял образа и списки с Икон в той жизни, и в своеобразной манере очень привлекательной и ныне для нас.Бережём сии его труды, как зеницу своего ока, чтобы не соблазнили и не переиначили, видевшие их в гостях наши соседи помещики. Зовут его Илья Селищев, большой был охотник, как по жизни, так и в исполнении списка с благообразных богу Икон. Он в них часто изображал травяные и цветковые узоры с животными и при том сражения стрельцовых охот, по свершению их приветствующих всю кавалькаду охотников страстными яркими дамами.Примите сей мой подарок от всей души, без всяких возражений и хлопот, хотя возможно моя матушка ныне  и возобидиться этой причине, ибо именно она прислала мне три столетние иконы для моления, чего я в верности и исполняю по случаю. Но право, мне и того хватает, так как Бог в Душе и сердцах а не в причудах людских. Желаю Вам Граф добра и благоразумия в желаниях услужить Отечеству, а не двору и иным хозяевам Земли Русской..."
Князь Щепин-Ростовский Д.А.
из письма матушке, для графа Корф. декабрь 1850 год. Неотправлено по причине смерти Княгини Ольги Мироновны
Щепин-Ростовской. 01.1851г.




Не плачь Россия! Я живой
В твоём, от Бога данном сердце
И пусть помянут нас порой
Не подвиг страшен, а бесчестье...

кн. Щепин-Ростовский Д.А. 1826 г.
Петро-Павловская  крепость-тюрьма.         
               


"... Жестокость убийц не должна остаться безнаказанной там, где столь тяжкое злодеяние требует бичей мщения Божия, да будет проклят тот,
кто удержит меч свой от крови..."
               
                1648г. Папа Урбан...

"  Завещаю сей труд моей семье, моим потомкам и Отечеству. Сей труд,история моей жизни, написан честно по отношению, как к друзьям, так и к врагам моим и моих товарищей, а так же к нашему Отечеству. Оный мой труд-исповедь, он справедлив и честен пред моими родными и товарищами общества, и всеми теми с кем был лично, или заочно знаком. Чувствуя приближение, скорую, близкую смерть свою, и не желая противоправных поступков со стороны кого либо, власти или близких, особо дальних родственников, по отношению к высказанной мною моей последней Воле. Дневники и пришлые мои записи строк оных произведений, оставляю своим потомкам. Без права передачи сих строк иным поклонникам искусства торговли и наживы, ибо я иначе представлял себе совесть дворянина…, если же они того пожелают..."
                июль 20 дня пополудни 1857 года.

Краткая выдержка из первого завещания Князя Дмитрия Александровича Щепина-Ростовского.
Иные дневники и данное копия завещание князя, переведены с французского Князем Александром Николаевичем Щепин-Ростовским и Васильевой Наталией Дмитриевной. 1920-25 г.
 (всего было три завещания, два из которых кардинально противоречат третьему, очевидно из-за проблем в семье…)



Что дать тебе мой Граф...Судьбу?
Ту, не сокрытую Богами
Иль милый ветхий уголок
В селе Иваньково с печалью?

Поверь мой друг! Тебе готов
Отдать полжизни за заботу
О старой матушке, друзьях
Об Иулитте... в век неволья...
кн. Щепин-Ростовский Д.А.
1850г.

" Что Граф, Вас всё также разрывают некие сомнения и гнев в произошедшем с нами? Понимаю Вас должно, но, как ныне модно для наших царедворцев, быти при государе чрезвычайно выгодно, при том не заботясь о доли дворянина и чести, при всём только изрыгается выгода а не служение Отечеству. Молю вас,не надо нас жалеть и оплакивать. Да полноте мой друг, увольте себя от этого. И молю Вас, передайте другим, мы знали на что шли и готовы были к поражению по причине того, что народ российский пока глух и нем к пониманию дворянства и в нём проглядывается робость и страх за себя. Многие к сожалению, да граф, не каждый понимал что за стенами казарм другая  жизнь и обстоятельства, таково же было неприятия слова свобода имперской властью. Оные, не понимают что может грянуть буря, и в их дом сир заявится это чудо "европейской свободы". Мы живем в благодатно суеверной России граф, и Вам доподлинно известно что и кому есть дозволено,позволительно и для кого пишутся законы и уставы повсеместно. Вспомните англичан Гай Фокса и Томаса Уинтура, молившие в суде 1603 году испанцев поддержать католиков Англии и свершить спасительное для них вторжение в королевство. Что это? Пожалуй измена, или же евхаристия-Святое причастие островных патриотов? Как говорил мой батюшка Александр Иванович, ещё в 1797 году: " Вся наша надежда господа покоится на тех людях, которые сами себя кормят...".
Да что там мой друг англичане, как мы знаем этакие вечные бунтари, или возьмите поляков, по рассказам того же Малаховского, я имею в виду Эдуарда Осиповича, молодого пессимиста и горячего противника всего русского. Он, я уверен в этом, будущий бунтарь и враг России как говорила моя любезная матушка Ольга Мироновна о их семье,  и как быти граф с этими свободолюбивыми гражданами? Так что помните истину жизни: "Мы, мой друг, заключаем Мир с врагами, а не с друзьями милый граф и не судите людей строго, они слабы в своих желаниях. Тяжело ныне жити честным и
благородным в стае волков, лисиц и царя пройдохи, даже Уильман Дампер, как Вы должно помнить славный мореплаватель прошлого века, был много порядочнее и честнее иных. Боль и страдание народа России, случается бросают гвардию, дворян на  неблаговидные и дерзкие по своей сути поступки граф. Да...как-то так ныне. Скорее древний греческий Бог Гелиос мог-бы разобраться в этих хитросплетённых нитях судеб наших, чем господа судьи из общества благородных девиц. Лишь гвардия знает когда и за что,и за кого ей умирать. Вы спрашивали меня о здоровье, так сообщаю, что я очень болен. Третьего дня у меня был "удар" и вся правая сторона отнялась, правда доктор успокаивает и говорит что буду ходить вскоре, и обязал пренепременно заниматься собою. Супруга моя вся в заботах обо мне, да и малые мои суетятся вокруг и помогают чем могут, но я  вряд ли уже поспею в родные пенаты, очевидно мне так и остаться в Сибири на веки. Мне чуть помогают молитвы, знание латыни и воспоминания о доме, читка слов великого врача и философа, перса Абу Бакр Ар-Рази, его книга "Для тех у кого нет врача". Впрочем друг,всё в руках матушки России, ей и молимся. Спасибо что хлопочите обо мне, с тем и благодарствую Вас милый мой Граф..."
Выписка из письма декабриста кн. Щепина-Ростовского Д.А. к другу семьи Графу Корф. 1856г. Курган.

" Как тяжко здесь...Как давит грудь!
Земля сырая стала домом
И всё равно мне страшно тут
И здесь слышны от Зевса громы..."

" ...Мы, любезная матушка, думается последнее звено дворян в истории России, ещё верящих в могущество и справедливость власти в отношении к народу, русскому народу. Неуверен, понимает ли власть что такое Россия и крестьянство для неё, что такое служение родному Отечеству, или германцы по волею случая попавшие в жернова романовских идеалов,уверовали что они Боги? Всемирное братство придумано не масонами, как упоминали Вы же, как-то в записке ко мне, а Святыми Отечества, молящихся в "пустынях" за Русь и её обитателях, за благословенное строение Мира. Именно их отречение от мирского благополучия и благ наград, от некой внешней суеты столичного двора, навеянных царе подобными искусителями Душ, и всё пожалуй ради оного их обогащения, слащавого и мерзкого для нашего дворянства искушений, даёт им право ненавязчиво поучать нас как жить более правильно и богобоязненно, соблюдая себя человеком в совести и чести,как пред детьми, людом, так и пред Россией. Помниться матушке, что сие батюшка молвил как-то и мне: " - Пристойно быть дипломатом-послом, ибо можешь достойно идти на компромиссы пренебрегая Честью, во имя воли господина. " (Князь Щепин-Ростовский А.И. 1789г.)

Князь Щепин-Ростовский Д.А. 1849 год. из письма к матушке кн.Ольге Мироновне....


« - Если Вы господа не знаете куда идти и зачем, то вам каждый шаг на этом пути-дороге, покажется правильным, а часто даже к Храму тропинки далеко не прямые. Солнышко, и то даёт блики в зеркале, ослепляя своею красотою каждого,посмевшего взглянуть на правду истины… Смотрите ж господа, не обожгитесь истиной…».   
« …ПРАВДА, ЖЕСТОКА ПО СВОЕЙ СУТИ, А ЛЮБОВЬ, ПО ДУХУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ…»
Князь Щепин-Ростовский Д.А. 1836год.


===========
« - Каждый тиран в этом мире, в конце – концов, получает то, что он заслуживает. За смерть невинных детей, гибель их отцов и матерей, за всех безвинно убиенных и принявших великомученическую смерть, от воли и по указу императора Николая I – Окаянного, за мучения и казни собственного народа, тиран будет наказан и проклят народами отечества нашего, на веки, до седьмого колена. История,расставит все по своим местам. Кресты над нашими могилами, над могилами павших героев, и в декабрьский холод, и в чужой для нас Варшаве, станут крестами на могилах царей-тиранов, настоящих и будущих. Их зловонные трупы, как сказал поляк Тадеуш, скинут в склепы Петропавловской Голгофы, как мертвечину, ибо построена она на костях народа русского и древних капищ. Уверен, пройдут века, воды Балтики сомкнутся над ними,схороня их и память о них, и канут в памяти людской навсегда, рассеется как дым…».
Петровский острог. 1835 год. М.С. Лунин. 10-летие со дня восстания.

=========
«- Время изменяет всё и вся, Русь устала от старой веры, ибо она тянет в омут озёр или лесные чащи, красивые и прекрасные,но требующие новых ростков жизни, и
 русскому Киеву пора увидеть Солнце. Даже моря и реки меняют русла, как и берега со временем, так ночь сменяет день, а день ночь. Русь, оторванная от груди своей матери, старой веры, становится самостоятельной и грозной силой для врагов наших в новой вере возрождённой Богом…»  сказали все:
«… - Пусть будет против того Крест честный и вся Земля Русская! ».
- так говорил Великий Князь  Владимир
      

« — Твёрдо стой за Веру христианскую, народ твой! Не подобает русскому человече кланяться басурманину. Не подобает поклоняться христианам ничему сотворённому нехристианами, а поклоняться наша воля, будет только Господу Богу Иисусу Христу нашему!». Князь Черниговский  Михаил.

=================
« … НЕУЖЕЛИ ДРУГИ, БУДУЩЕЕ РОССИИ ЗАВИСИТ  ОТ ТОГО, СКОЛЬКО КРОВИ  И МЕРТВЕЧИНЫ  БУДЕТ  ВЛОЖЕНО И ПРОЛИТО  В ЕЁ ЗЕМЛЮ ГОСУДАРЕВУ,И ТЕМ САМЫМ УДОБРЯЯ ЕЁ  БУДУЩЕЕ, КАК  ЗЕМЛЕДЕЛЕЦ  УДОБРЯЕТ НАВОЗОМ СВОЙ НАДЕЛ  ЗЕМЕЛЬНЫЙ…»

" Так его господа (Николая Павловича)приветствует барабанная дробь, скрип досок от ног идущих в бессмертие обречённых, у наспех, всего за ночь срубленного эшафота. И потоки горя и слёзы уже вдов крепостной России. За все наши горести и матушкины страдания, он получит свой от Рождества кусок пирога, неограниченную, ни кем от ныне не сдерживаемую власть... истинно самодержца Окаянного всея Руси. Вся наша беда в том, что Общество планировало стратегические планы развития России, позабыв о сегодняшнем дне... Поспешны ли были наши действие покажет не сегодняшний день, а будущее... Оценят ли сии дела и события декабря потомки, покажет время..." Кн. Щепин-Ростовский Д.А. 1849 год.

================

« —Вера наша, древнее и справедливей христианской, у нас Бог отец не посылает на дикую смерть своего сына из-за прихоти добра или другой иной воли. Принуждение к смерти уже есть пример зла и ненависти их бога, что тягчайший Грех, а наш Бог не палач. Бог един, веры разные.Небеса одни,но Солнца множества.На Руси,отцы гибнут
за веру отцов и предков, землю свою, вместе с детьми и   жёнами, и никогда на показ или по прихоти богов. И никогда, ни перед кем, народ русский не стоял на коленях, а эти только и стоят на коленях, что это за Бог,которому нужно склонять свои очи и лица, а не потребу поднимать к небу, святотатство это. Душа…Душа наша русская, другая, она бессмертна по вере нашей, народ русский другой, наша вера другая и хотя, наш крест схож с вашим, но наш добр и Свят, как воды и реки, как солнце и леса русские. Придёт время, и они запрут невольников в монастырях, безутешных рабов,работающих на монастырь до самой смерти безвылазно и бесправно, превращая их в бесправную скотину, работающую на владыку.Видел я, таких в Сирии, в Иерусалиме.Безликие и отрешённые лица глупцов,не признающие в этом мире никого кроме своего распятого Бога и молитв. Русский народ, вольный народ, как и Земля, земля наша русская, завещанная нам предками нашими, и никогда Римский или Византийский крест не будет в нашем небе! Наши Боги свободны и естественны, как само небо и Солнце! Мёртвый смерд не может возродиться, ибо он лишь тело, а душа не умирает никогда, возрождение мёртвых это глупость и ложь, ибо вера наша, как и души наши бессмертны и святы в правде своей. Вот никто из них, епископов не возродил моих товарищей павших в сражениях, не возродил батюшку отца моего, и никого из моего народа мученика. Они покланяются костям умерщвлённым, мы же их почитаем, веруют идолам в досках, я такого не видел даже у варваров германцев.

В своих  догадках о свойстве  человека и общества,  он писал в дневнике:
"- Мудрость правителя, в нашем случае императора, определяется не богами навязанной Церковью, а разумом человека, то есть нами. Живая рыба идёт против течения, а "спящая" по течению, и неиначе. Захочешь Свободы и воли для народов - горячо и с жаром цитировал он слова русского князя-остерегись оного желания, ибо при этом вполне можешь стать рабом своих мечтаний... при том успевать должно и соблюдать социальный порядок в обществе. Сохранить  государство в целом. В вашей России,должно, каждому человече надобно себя и свою семью обустроить для начала и разобраться в своём развитии разума и прочих делах. А главное, это ответить на и за свои свершаемые поступки и решения в состоянии холодного разума..."
Князь Щепин-Ростовский Д.А. 1834 г. из письма княгине Лобановой-Ростовской

...«- Не плачьте други, я прожил счастливую жизнь, и сделал то, что желал…». Кн. Щепин-Ростовский А.И. с. Иванково. 1821год.

Святость иных  глумлива,право такое впечатление, что один лишь Святой Иосиф считал: «- Церковь должна быть богатой, а монахи бедными!».

Митьковым Михаилом Фотиевичем приведены однажды слова князя Щепин-Ростовского Дмитрия Александровича. Как они описывали в своих письмах: « … Крестьяне народ упёртый и,чтобы им что либо привить, сойдут вёдра пота, прежде чем они воспримут тебя и твои предложения помощи. В общем, полные единоличники, если не сказать крепче...кулачьё ».


Рецензии