О сериале Троцкий

Есть у меня на сайте «Одноклассники» виртуальная знакомая. Она уже пенсионерка, вдова военного, моя коллега, долгие годы работала в Хабаровском медицинском институте, который в постсоветское время стал называться Дальневосточным государственным медицинским университетом. Этот институт я и окончил в 1971 году.

Она недавно  посмотрела по телевизору  сериал «Троцкий», который шел ко дню рождения Троцкого (7.11) и революции 7 ноября 1917 года по Первому каналу. И после просмотра спросила мое мнение об этом сериале. Я смотрел его уже давно, кое-что забылось, и решил пересмотреть, чтобы ответить на вопрос своей знакомой. Заодно пришлось покопаться в книгах по истории, нельзя же что-то ответить, не изучив более глубоко материал.

Изумительная игра актера Хабенского создает впечатляющий образ Демона революции. Большая цель ясна. Троцкий и Ленин должны, несомненно, стоять рядом как авторы Октябрьской революции. Вождь один, но их двое.

Однако автору аналитического канала было бы интересно разобрать вымыслы, факты и трактовки истины, к которым прибегают режиссеры А.Котт и К.Статский для создания на экране параллельного Троцкого. Разбираясь с творцом всемирной истории, разобьём критический очерк по эпизодам.

Сериал начинается с бронебойной и символической сцены общения Ларисы Рейснер с Львом Троцким. Вся корневая любовь происходит в поезде наркома военных и морских дел. На календаре - август 1918 года. Бывшая любовница поэта Николая Гумилева, корреспондентка «Известий» в 1918 стала женой Федора Раскольникова, командующего (с 23.08.1918) Волжской военной флотилии. В этой связи появление Ларисы в поезде вполне законно, ибо Раскольников и его жена были в распоряжении Троцкого. О Ларисе у нашего героя остались нежные и тёплые воспоминания, что может свидетельствовать об их краткой связи, щедро демонстрируемой на экране. Итак, кино-Лариса первой и произносит это страшное слово децимация, которое прочно вошло в легенду о кровожадности Троцкого.

Децимация – это казнь каждого десятого воина в провинившимся римском легионе. По устоявшейся версии переволновавшийся из-за приближения к его поезду каппелевцев Троцкий применил эту меру наказания ко 2 Петроградскому полку. Последний покинул свои позиции 29.08.1918 под Свияжском и захватил пароход. По суду ревтрибунала 5 армии тогда же было расстреляно 20 или 27 человек, включая командира и комиссара этого полка. Здесь сериал правдив, однако задача кино создать яркую картинку, которая поневоле скрывает важные детали. Во-первых, во 2 Петроградском полку, по утверждению автора легенды о децимации, спутника Троцкого в поезде С.И.Гусева, было 600 человек. Конечно, часть из них могла погибнуть в бою, не побежать или, наоборот, дезертировать окончательно и убежать в леса, но все равно изрядное количество солдат была ссажено Н.Маркиным с захваченного ими парохода и - арестована. Что было дальше? Была ли децимация?

В специальной статье “Троцкий в Свияжске” историк С.Войтиков цитирует архивный источник (РГАСПИ. Ф 89. Оп.2.Д 19), согласно которому трибунал постановил “расстрелять каждого двадцатого, командира полка и комиссара, последних в силу известного приказа т.Троцкого.” Характерно, что ни Л.Рейснер в своей публикации 1923г. о Свияжске и 27 расстрелянных, ни сам Троцкий в своей автобиографии - о децимации в связи с расстрелом дезертиров не упоминают, хотя Троцкий статью С.И.Гусева 1924 года изучал специально.

В РГВА есть донесение без номера 30 августа 1918г. из Свияжска командарма 5 армии Славена командующему Восточного фронта Вацетису (в Арзамас), где, помимо прочего, есть такой текст: "Второй номерной Петроградский полк, разбежавшийся при слабом натиске противника, собирается и переформировывается. По постановлению военного полевого Рев. суда расстреляны командир полка и политком, один из командиров батальонов и каждый десятый боец.

Ознакомившись с источниками, у меня первоначально складывалось в определенном смысле “компромиссное” впечатление, что, вероятно, первоначально трибуналу поступило предложение расстрелять “каждого десятого”, а потом это предложение было смягчено до “каждого двадцатого”. В свете найденного документа мое мнение качнулось в сторону того, что расстреляли каждого десятого наличного бойца, а потом, когда собрали весь полк, получилось, что это был каждый двадцатый. Как то так. Как происходил практически выбор осужденных на казнь, - было или не было построение полка для римского отсчета, сказать трудно. Возможно, сначала было определено общее число подвергаемых экзекуции, а потом путем показаний быстро названы жертвы. Неслучайно сам факт скорого заседания трибунала из сериала выброшен. И в этой связи следует понимать следующее. Троцкий не оформлял решение о расстреле единолично, и эта мера имела огромное воспитательное значение для всей Красной Армии.

20 августа 1918г. Троцкий, как нарком по военным морским делам, подписывает приказ № 31. О том, что он повел себя "хуже Корнилова в 1917 г." и расстрелял просто каждого десятого или даже двадцатого, никак нецелесообразно писать, это только оттолкнуло бы массы жестокостью. Тем более нельзя было писать о том, что сам нарком мог испытать страх при приближении белых. Поэтому в приказе написано так:
- “Изменники и предатели проникают в ряды рабоче-крестьянской армии и стремятся обеспечить победу врагов народа. За ними идут шкурники -дезертиры. Бесчестные трусы покидают поле сражения нередко в тот момент, когда нужно нанести последний удар, чтобы уничтожить врага. Советская власть предупреждала всех шкурников, что шутить не будет. Дело идет о судьбе рабочего класса. Храбрый и честный не может умирать дважды: за себя и за дезертира. Подавляющее большинство революционных солдат давно требовало беспощадной расправы над изменниками.
Ныне Советская власть от предупреждения перешла к делу. Вчера, по приговору военно-полевого суда 5 армии Восточного фронта, расстреляны двадцать дезертиров. В первую голову расстреляны те командиры и комиссары, которые покинули вверенные им позиции. Затем расстреляны трусливые лжецы, прикидывавшиеся больными. Наконец расстреляно несколько дезертиров-красноармейцев, которые отказались загладить свое преступление участием в дальнейшей борьбе…..”
Ну, а в кино показали, что, удовлетворив сексуальную страсть, Троцкий хладнокровно поехал - издалека - к месту, где оконфузился 2 Петроградский полк и стал вершить суд и расправу.

Фрэнк Джексон.
Общая канва повествования сериала "Троцкий" задается беседами в 1940г. канадца Фрэнка Джексона и Троцкого. Зрителю рассказывают, что якобы жених Сильвии Агелофф-Маслов, помощницы Троцкого, запрашивал разрешение на интервью у знаменитого революционера. На почве их откровенных разговоров перед зрителем разворачивается впечатляющее полотно жизни Демона революции. С исторической точки зрения – это сильное творческое преувеличение. Убийце Троцкого Меркадеру под именем Ф.Джексона действительно удалось проникнуть в дом Троцкого, как жениху его помощницы Сильвии (играет Вильма Кутавичюте).

В противовес киношному Джексону - у Троцкого об агенте НКВД сложилось впечатление как легкомысленном человеке, что, кстати, отлично характеризует Меркадера как разведчика. Первоначально (весной 1940г.) он и выполнял роль разведчика в доме Льва Давидовича. Покушение со стрельбой по дому в ночь с 23 на 24 мая 1940г., показанное в сериале (1 серия) возможно, планировалось с учетом его информации. Лишь позднее Джексону-Меркадеру, вероятно, доверили устранение врага Сталина. Интерес к себе агент вызвал не своими глубокими философскими рассуждениями с бывшим вождем, а посулами финансовой помощи и просьбой помочь написать статью об отступниках от троцкистского движения в США. Попросил охрану навести справки о Джексоне Троцкий только 18 августа 1940г., а не весной 1940 – как в сериале. Но 20 августа 1940 Меркадер наносит сзади врагу Сталина роковой удар ледорубом - без всякой потасовки, как в 8-ой серии. Убийца хотел бесшумно покинуть кабинет, но шум поднял раненый хозяин, "Джексона" схватила охрана.

Почему Бронштейн стал Троцким? Выглядит вполне убедительной версия о том, что Лев выбрал себе фамилию Троцкий в память о надзирателе в Одесской тюрьме Троцком. Об этом, прежде всего, свидетельствуют воспоминания товарища Льва по борьбе и тюрьме Г.А.Зива: « Идя на прогулку, свидание и т.п., я каждый раз видел величественную фигуру старшего надзирателя, опирающегося на длинную саблю и орлиным взором фельдмаршала, озирающего свои владения и чувствовавшего себя царьком; и поистине, он был царьком. Фамилия этого старшего надзирателя была - Троцкий. Однако политические заключенные были исключены из его ведения. Режим для них был значительно более суровый, чем для уголовных. Надзор за ним был поручен двум жандармам, и тюремные надзиратели к ним совсем не допускались. Изоляция соблюдалась самая строгая. Принимались самые тщательные меры к тому, чтобы воспрепятствовать им какое-либо сношение друг с другом.»

Всё, что показано в сериале о надзирателе Троцком и Бронштейне в тюрьме, является чистым вымыслом. Это видно, как из всего приведенного выше отрывка, так и того старорежимного обстоятельства, что одесская тюрьма была одиночной для политических узников. В общей камере Лева (Лейба) Бронштейн содержался только сразу после ареста зимой 1898г. в Николаеве (три недели). Л.Троцкий: «После Николаева и Херсона одесская одиночка показалась мне идеальным учреждением. Перестукиванья, записочки, “телефон”, прямой крик через окна – словом, служба связи действовала почти непрерывно.» О никаких избиениях заключенных ни Троцкий, ни Зив не вспоминают. Нелепым кажется помещение в сериале политических и уголовных заключенных в одну камеру, поскольку все политические пребывали строго в одиночках. Да, служба связи у политических была, поскольку администрация ей особо не мешала, и поэтому коллективный протест мог быть организован.

Л.Троцкий: «К нам однажды проник слух, что во Франции произошел переворот и восстановлена королевская власть. Мы были охвачены чувством несмываемого позора. Жандармы бегали в беспокойстве по железным коридорам и лестницам, чтобы унять стуки и крики. Они думали, что нам снова дали несвежий обед. Нет политический флигель бурно протестовал против реставрации монархии во Франции» (23 февраля 1899г. так называемые антидрейфусары - правые радикалы попытались устроить госпереворот во Франции).

Другой случай протеста передает Зив: «Таких юношей (случайно знакомых с революционерами) держали месяцами. Отцу одного из таких юношей жандармы заявили, что выпустят сына, если отец пообещает высечь его, как только тот вернётся домой. Это возмутило всех политических заключенных. Был поднят вопрос о всеобщей голодовке, чтобы таким путем заставить жандармов освободить юношу. Бронштейн стал во главе компании за голодовку… Но скоро, конечно, обнаружилось, что голодать не так легко, как голосовать за голодовку… Надо было искать предлога для её полного прекращения. К счастью, администрация тюрьмы очень сочувственно к нам относилась и всячески старалась помочь нам выйти из затруднительного положения. После краткого совещания мы решили требование к жандармам об освобождении невинного юноши заменить требованием от тюремной администрации (заручившись заранее её согласием на это) рассадить нас по камерам (одиночным), согласно представленному нами плану.»

Таким образом, ключевое положение сериала о том, что тезис «Управлять людьми можно единственно страхом» был высказан Бронштейну надзирателем Троцким, неверно, и рассчитано на современное восприятие царской тюрьмы. Дело, если было, обстояло иначе. Троцкий не был жандармом, возможно, он даже оказывал услуги Леве в тюрьме. Поэтому тому при побеге из ссылки не показалось зазорным, вписать в подложные документы фамилию Троцкий. Л. Троцкий: «В кармане – паспорт на имя Троцкого, которое я сам на удачу вписал, не предвидя, что оно станет моим именем на всю жизнь.» Впрочем, товарищ Троцкого по ссылке Илья Соколовский считал, что «Бронштейн достал паспорт местного жителя Троцкого и с этим паспортом бежал.» Паспорт паспортом, но подписывать свои статьи Лев стал Л.Троцкий. И фамилия звучная, и её первообладатель (надзиратель) владел вниманием аудитории.

Утверждать, что сериал «Троцкий» простая выдумка, было бы неправильно. Это художественно-концептуальный портрет Беса, своего рода продолжение известного романа Достоевского. Переживая свои сверхзадачи, создатели сериала не посчитали зазорным переписать не только биографические страницы Льва революции, но и поменяли многие параграфы Истории партии ВКП(б). Благо после 1991 года история партии исчезла как предмет, обязательный к изучению для массового зрителя. За истечением «срока давности» по делу КПСС, нет ничего удивительного в том, что настоящая история партии показалась киношникам нудноватой и, чтобы раскрасить картинку, они становятся в художественном творчестве протагонистами Троцкого, или проще – троцкистами.

Картинка восхождения Бронштейна по партийной линии начинается с блистательного выступления молодого человека в парижском кафе в 1902г., где его впервые видят Плеханов, Ленин, Парвус и Наталья Седова.

Из биографии Ленина известно, что он был в это время в Лондоне. Плеханов жил в Женеве, а Парвус в Мюнхене. Как можно догадаться, парижский дебют оратора видела только Седова, его будущая жена, о чем она и оставила свое свидетельство. Из автобиографии же Троцкого мы узнаем, что Лев приехал осенью 1902 года в Париж из Лондона по заданию партийных товарищей выступать с рефератом по защите исторического материализма. А ранее в Лондоне новоприбывший эмигрант из России постучался в квартиру Ленина. «И Владимир Ильич, и Надежда Константиновна знали обо мне из письма Клэра и ждали меня.. В то же ли утро, или на другой день я совершил с Владимиром Ильичем большую прогулку по Лондону.» Понятно, что отказ Троцкого зайти на квартиру к Ленину в первой серии в свете фактов выглядит нонсенсом. Как и вымышленная сцена с вождем на парижской крыше, этот отказ выполняет драматургическую задачу наметить линию жёсткого личностного противостояния Ленина и Троцкого.

Однако авторитарность Ленина сильно стала раздражать юношу только на втором съезде РСДРП летом 1903г., а не с момента их знакомства. Одним из главных моментов их расхождения – это желание Ленина (1870-1924) удалить из редакции Искры “старичков” - Потресова (1869-1934), Засулич (1849-1919) и Аксельрода (1850-1928), к которым Бронштейн (1879-1940) относился с огромным уважением, как ученик к учителям. Другой момент спора – это стремление Ленина централизовать (в своих руках) руководство партией. В общем то передать все зигзаги того съезда (30.07-23.08. 1903) вкратце сложно. Начинал на нем Троцкий, как дубинка Ленина, отстаивая Ильича в «сварах» с Бундом, Рязановым, а кончил – уйдя в лагерь меньшевиков с Мартовым во главе. В кино со всем этим истматом поступили очень просто. Троцкий с ходу обманывает ожидания Ленина, выбрасывает на помойку приготовленный ему текст выступления и вместо него произносит блистательную речь о том, что Плеханов и Ленин -импотенты и «именно сейчас России нужна революция.» Надо ли Вас убеждать в том, что Протоколы съезда опубликованы, и ничего подобного Троцкий тогда не говорил. Более того, до разгромных поражений в русско-японской войне 1904-1905, никто из эсдеков о насущности революции не заикался. Зато прекрасный оратор в кино вышел превосходно. Все рукоплещут. Умение зажигать аудиторию - в этом Лев был силен.

Не рукоплещет новому гению только на том 2-м съезде Парвус (1867-1924), скажу в упрек сценарию - его там не было. Парвус, как известно, «устроил» в Россию революцию 1917 года на немецкие деньги. В сериале пошли дальше. Сценаристы связи Парвуса с немецкого разведкой потянули к 1902 году. Это, как говорится, тяжелый случай конспирологии а ля Стариков. Конечно, в свободном мире можно быть агентом кого угодно, лишь бы платили. Но людям, не понаслышке знакомым с историей, странно слышать в 1902 году речи от германского резидента о том, что «нам нужен реальный рычаг дестабилизации России» и “сколько по-вашему нужно денег, чтобы развалить Россию посредством революции?

О помощи японцев русским революционерам в период русско-японской войны 1904-1905гг. известно. Но причём здесь Германия? Блок Антанта (Англия, Франция, Россия) сложился в 1904-1907 гг. Зачем было раньше времени кайзеру Вильгельму подавать дурной пример своим подданным революцией в России? Лиха беда начало. Напротив, на фоне поражений в русско-японской войне германская дипломатия пыталась оторвать Россию от Франции и заключить русско-германский союз. Лишь в декабре 1905г. по просьбе кайзера Шлиффен приступил к разработке плана блицкрига против Франции, что предполагало и последующую войну с Россией.

Война и революция – это разные вещи, из-за заразности последней. Поэтому слишком экзотично выглядит попытка германцев посредством Парвуса и выстрела немецкого снайпера ускорить революцию в России в конце 1905 года. В сериале «Троцкий» на роль сакральной жертвы выбирается наш герой Троцкий, председатель Петербургского совета рабочих депутатов.

Как здесь не вспомнить небесную сотню и легенду об американских снайперах осенью 1993 года в Москве. К счастью, невесть откуда взявшийся в Петербурге Столыпин при помощи всё того же Парвуса предотвращает покушение в кино. Ну а «не в кино» саратовский губернатор Столыпин был вызван царем в столицу для назначения министром внутренних дел только в апреле 1906 года.

Парвус (Александр Гельфанд) познакомился с Троцким в 1903-1904 гг.,а не в 1902 В 1900г. он оказал большую помощь Ленину в организации газеты «Искры» в Мюнхене, в 1902 устроил литературный «ангажемент» в Германии писателю Горькому. А в сентябре 1904 г. Троцкий с Седовой приехали в Мюнхен и поселились на квартире у Парвуса.

Серию очерков о назревающих в России событиях Лев написал на квартире своего друга и соратника. У обоих марксистов общие взгляды, острый ум Парвуса питает молодого революционера. Они оба понимают, что в грядущей революции пролетариат должен занимать ведущее место, обеспечивая преемственность буржуазно-демократической и социалистических революций. Отсюда берется и идея перманентной революции Троцкого, - заимствованная у Парвуса, и «коммерческая» идея Парвуса организовать русскую революцию на зарубежные деньги в годы первой мировой войны. Цель, как говорится, оправдывает средства. Интересно, что в работе «Наши политические задачи» (авг. 1904 г.) у Троцкого мелькает идея бойкотировать финансовую поддержку правительства во время русско-японской войны. В «Финансовом манифесте» за авторством Парвуса, принятом Петербургским советом (т.е. Троцким) 2 декабря 1905г. содержится призыв к населению Империи отказаться от уплаты податей и налогов, забрать вклады из банков и требовать проводить денежные операции золотом. Хорошенькая финансовая дестабилизация намечалась ради победы революции. Как видите, создателям сериала показалось интересней придумать немецкого снайпера, чем обратиться к реальной деятельности Петербургского совета в 1905г. и причине ареста его председателя и помощников.

Невероятная харизматика Троцкого, его мачизм в изображении Хабенского заставляют верить во многие жизненные ситуации на экране. Среди них встреча с ученым З.Фрейдом в Вене перед 2 съездом партии в 1903 г. Увы, сама она придумана, но достойно отражает увлечение Бронштейна психоанализом, правда, с 1908 г. И в сериале теория Фрейда почти явно лежит в основе мировоззрения сценаристов. Парвус говорит Льву, политика - это секс, и ученик легко внимает.
 
В письме к академику Павлову герой пишет в 1923г.: «В течение нескольких лет моего пребывания в Вене я довольно близко соприкасался с фрейдистами, читал их работы и даже посещал тогда их заседания. Меня всегда поражало в их подходе к проблемам психологии сочетание физиологического реализма с почти беллетристическим анализом душевных явлений.» Интересно, что на 2-ой съезд Троцкий едет не с Седовой, как в кино, а с Дмитрием Ульяновым, младшим братом Ленина. Ни Седовой, ни, кстати, Сталина, на втором съезде в Брюсселе и Лондоне не было.

С апреля 1902 год и весь 1903 год Сталин находился в заключении и ссылке. В первой серии нас угощают прямо-таки кровавой сценой ограбления казначейской кареты, что уж как-то прямо не соответствует фактам биографии молодого Кобы. Вместо довольно интеллигентного молодого человека, может быть, немного грубоватого, первый канал показывает бандита с большой дороги, что не соответствует описанием коллеги даже самого Троцкого. Не был Сталин и на третьем съезде РСДРП в апреле 1905 г. в Лондоне, как и Троцкий. Они оба в гуще первой русской революции, один на Кавказе, другой в Петербурге. Делить им пока нечего. Знаменитое нападение на карету казначейство при перевозке денег из почты в банк произойдет 13/26 июня 1907г. в Тифлисе. Руководил кровавой операцией революционер Камо, а Сталин наблюдал за ней издалека. Этот крупный экс в наше время приобрел букву “ы” и рассматривается во множественном числе.

В качестве заключения скажу, что сцены расстрела на кладбище и участие на коне в бою Троцкого придуманы сценаристами и имеют аллегорический характер. Тема переговоров Советов о мире с немцами в Бресте подана очень вольно. Так, генерал Скалон застрелился много раньше (29.11/12.12.17), чем на переговорах появился Троцкий (27.12.17/9.01.18).

Восстание немецких моряков в Киле снесено на целый год раньше(!), чтобы, видимо, оправдать затягивание переговоров о мире с немцами Троцким. Революция в Германии произошла только в ноябре 1918, она и ускорила окончание Первой мировой войны и позорного для России Брестского договора. 4-5 октября 1918 года Германия объявила союзникам о согласии принять 14 пунктов Вильсона за основу для мирных переговоров. Отсюда в сериале допущена элементарная ошибка - указание на экране дает понять, что переговоры в Бресте шли и в октябре (?) то ли 17 ого, то ли 18-ого года. На мой взгляд – это грубый ляп ниже плинтуса. Такое впечатление, что даже продюсеры первого канала не помнят школьную программу. Многие другие моменты сериала “Троцкий” (октябрьский переворот, расправа с Щастным, царицынский эпизод со Сталиным, философский пароход) заслуживают отдельного рассмотрения, они интересны сами по себе и без кино.


Рецензии