Вечность и бесконечность

Вечность и Бесконечность

В одно время и в одном пространстве жили-были Вечность и Бесконечность. Они были чем-то неуловимо похожи, но в то же время разительно отличались друг от друга.
Вечность была вялой и сонливой, большей частью дремала, размышляя о своём, о вечном. А Бесконечность, наоборот, была подвижной, иногда даже суетливой. Она постоянно носилась по пространству и проверяла, что у неё делается в самых разных его местах, а поскольку таких мест у неё было бесконечное множество, то забот ей хватало.
 
Иногда Бесконечность очень уставала, особенно, когда устраивала свои проверки в далёких друг от друга местах, бывало, что на расстояниях в триллионы парсеков. В такие моменты она замирала и, отдыхая, просто осматривала окрестности, успокаивая себя тем, что вокруг, куда ни глянь, одна сплошная величавость и красота.

Случалось, что Бесконечность пролетала мимо дремлющей Вечности. И каждый раз, не сбавляя скорости, хотела выразить ей своё неодобрение. Или как-нибудь показать ей, что такой образ существования никуда не годится. Но не успевала, скорость была слишком велика, даже мысли от неё отставали!

Так продолжалось долго, бесконечно долго, так, по крайней мере, казалось Бесконечности. Множество раз, летая по своим бесконечным эвольвентам, параболам и гиперболам, она вновь и вновь замечала дремлющую Вечность.
«Ну, как так можно!» - думала Бесконечность. - «На свете столько интересных и нужных дел, их бесконечное множество, а «эта» дрыхнет практически всё время и почти не шевелится!»

И вот, в какой-то момент Бесконечность как-то особенно утомилась и решила сделать перерыв в своём постоянном стремлении к совершенству: притормозить и немного передохнуть.

Она ещё издали приметила на стыке двух туманностей дремлющую Вечность и сбавила ход. Потом ещё замедлилась и притормозила рядом с ней. Некоторое время она тяжело дышала, приходя в себя после гонки, а потом успокоилась и стала ждать, когда Вечность проснётся.

А Вечность, как назло, всё не просыпалась. Бесконечность не выдержала и негромко кашлянула. Вечность пошевелилась и включила восприятие. Словно открыла глаза.
     -  А, это ты! – проговорила Вечность, зевая, – Что случилось?
     -  Да ничего! Решила вот немного отдохнуть! – ответила Бесконечность, – А то всё заботы, да работа. Устала немного.
     -  Отдохнуть – это хорошо! – Вечность окончательно проснулась, – А устала-то отчего?
     -  Как отчего? – Бесконечность хотела возмутиться, – Я же работаю! Можно сказать, кручусь, как малая планета вокруг звезды!
     -  Зачем? – Вечность снова зевнула.
     -  Что зачем? – Бесконечность не поняла, – Зачем я тружусь?
     -  Да!
     -  Чтобы достичь совершенства! Ты бы видела, как бывает всё запущено в некоторых местах. Какие-то черные дыры, непонятные звёздные скопления, вихри и воронки. Иногда не просто некрасивые, а просто безобразные. Да мало ли!
     -  Ну, и как, достигла?
     -  Чего?
     -  Совершенства.
     -  Ну-у, местами достигла. Ты не можешь даже представить, сколько таких мест теперь появилось!
     -  Интересно! – проговорила Вечность, сменив позу на более удобную, – А можешь рассказать о своих последних успехах.
     -  Могу! Как раз последнюю работу недавно закончила. Очень красиво получилось!
     -  Ну, давай-давай, хвастайся!
     -  Тогда слушай! Я осмотрела огромное количество галактик и звёздных скоплений.
  Среди них я отметила самые красивые. Мне попалось множество ярких разноцветных звёзд и комет. Но ты бы видела, как они были расположены! Никакой симметрии, никаких даже самых примитивных фигур, не говоря уже о более сложных рисунках.

   И я взялась за дело. Почистила галактики, убрала некоторые чёрные дыры, запустила множество ярких комет. Сдвинула звёзды так, чтобы они образовали неповторимые орнаменты.

Ты знаешь, пока я работала, в этой зоне галактики на одной из планет появилась цивилизация. Представь, за какие-то пять-шесть миллиардов лет она достигла уровня высокоразвитой. Я работала и с удовольствием слушала, как они, эти люди, восхищались красотой звёзд. Их фантазия была удивительной, они придумали тысячи названий моим творениям. Они называли звёзды звучными именами, а созвездия – ещё более звучными.

Ты только послушай, как красиво звучит: Альтаир, Бетельгейзе, Сириус, Эридан – можно продолжать бесконечно.
Бесконечность замолчала, чтобы перевести дух.

     -  Да, красиво! – проговорила Вечность.
     -  Ты тоже так считаешь? – Воскликнула Бесконечность.
     -  Красиво рассказываешь… Сколько лет, говоришь, развивалась твоя цивилизация?
     -  Ну, почти шесть миллиардов лет, а что?
     -  А ещё где-нибудь другие цивилизации есть?
     -  Есть, конечно, и много. Только они друг о друге ничего не знают, их горизонты событий слишком удалены друг от друга.
     -  Хорошо, а сколько ещё лет просуществует твоя цивилизация?
     -  Да кто ж это знает, это от многого зависит.
     -  Я знаю! Столько, сколько живёт их звезда. А потом всё!
     -  Ну, что ж, это достаточно большой срок! – Бесконечность пыталась понять, к чему эти вопросы.
     -  Да, большой! – Вечность помолчала, а потом заговорила:

     -  Послушай меня! Вот ты потратила столько сил и времени, чтобы оформить громадный объём пространства. Собрала в созвездия столько ярких разноцветных звёзд. И у тебя даже появились зрители, которые оценили твои труды.

А теперь взгляни на всё это со стороны. Множество ярких, неповторимых звёздных орнаментов, прекрасных с точки зрения твоей цивилизации. Но все они расположены слишком далеко от зрителей, которые восхищаются ими и дают им красивые названия. Они, эти прекрасные звёзды даже не знают, что их так назвали. И они значительно старше твоей цивилизации. Многие звёзды давно погасли, только их свет всё ещё летит сквозь пространство к своим наблюдателям. Многие, наоборот, только родились и ещё не видны зрителям – их свет ещё не долетел до них.

Я недаром спросила, сколько ещё просуществует эта цивилизация. Да и другие тоже. Просто их время рано или поздно закончится, и они исчезнут. А прекрасные яркие звёзды и их скопления, включая тех, что создала ты, будут сверкать и дальше в бесконечном чёрном пространстве. И сверкая, рождаясь и умирая, они никогда не узнают, что кто-то когда-то давал им красивые и звучные имена!
И так будет вечно!

Так скажи мне, кому нужна твоя суета, если пространство и так будет жить вечно без всякого внешнего вмешательства?

     -  Нет, нет, нет! – горячо возразила Бесконечность, – Ты не права! Ты, вроде, всё правильно описала, но забыла о важной детали.
     -  Какой же?
     -  Конечно, я тоже могу прилечь в каком-нибудь удобном местечке и предаться праздности, ничего не делая, просто размышляя о своём, о бесконечном. Но если я перестану следить за пространством, ухаживать за ним и добиваться совершенства в его облике, то в дело вступит самый обычный закон диффузии, иначе говоря, усреднения. И скоро (а для тебя – очень скоро!) не останется ни звёзд, ни скоплений, ни даже чёрных дыр. Всё пространство заполнит усреднённая материя, и оно превратится в бескрайнее, бесконечное болото! Как тебе такая перспектива?

     -  Думаю, ты преувеличиваешь! – с некоторым сомнением проговорила Вечность, – А, впрочем, надо подумать. Получается, что ты не зря меня разбудила!
     -  Вот и подумай! – Бесконечность поднялась, расправила крылья и приготовилась лететь дальше, – А я займусь делом. У меня как раз по плану посещение одной дальней области. Посмотрю, может, там тоже цивилизация развивается. Да и целую галактику звёзд нужно в порядок привести! Пока!
     -  До свиданья! – Вечность запоздало взмахнула уголком туманности, но Бесконечность уже улетела.

«Может, она и права, эта сумасшедшая!» - думала Вечность, – «Я тоже где-то когда-то слышала, что с энтропией нужно бороться. И по-моему, именно эту борьбу и называли жизнью. Надо что-нибудь придумать! Хотя, – она зевнула, – У меня же есть масса времени – целая вечность!»
Вечность повернулась на другой бок и снова задремала.


Рецензии