Библиотека Череменецкого монастыря

   Православные монастыри еще со времен монаха Киево-Печерского монастыря Нестора-летописца, на протяжении многих столетий имели важное значение в развитии духовности, русского искусства и просвещения. К концу XVIII в. во многих из них сложились значительные книжные собрания, содержавшие как рукописные книги, так и печатные издания. Большой спектр литературных произведений говорит о грамотности и широком круге чтения монашества того времени. В монастырских библиотеках имелись книги богословские, служебные, певческие, учебные и назидательные, в том числе связанные с внутрицерковной и государственной политикой. В их составе встречались сочинения и светских авторов, а также книги по различным отраслям знаний – истории, географии, медицине.

   Среди малоизученных центров книжной культуры Северо-Запада России остаются небольшие православные обители, среди которых и Череменецкий Иоанно-Богословский монастырь. Основанный в 1478 г. по указу Ивана III, уже к концу XVIII столетия его библиотека насчитывала более 100 томов. Сопоставление ранее известной описи 1796 г. и выявленной нами в 1990-х гг. в Центральном Государственном Историческом архиве СПб описи 1778 г. позволяет полностью реконструировать состав библиотеки Череменецкого монастыря в последней четверти XVIII в. Наряду с рукописными книгами, в описях упоминаются и старопечатные, изданные Московским Печатным двором, типографиями Киева, Чернигова и Киево-Печерской лавры. Все книги библиотеки Череменца в то время хранились в ризнице, в специально оборудованных для этого шкафах.

   Описи фиксируют состояние книг и переплетов, где они подразделялись на «новые, подержанные и ветхие». Во многих «ветхих» книгах отсутствовали первые листы, из-за чего было «неможно узнать» место и год издания. Также по описям видно преобладание в библиотеке книг большого формата – «в десть». Они составляли практически половину книжного собрания Череменецкого монастыря. Другая часть равномерно была представлена книгами «в полудесть, в четверть и в осьмуху». О рукописных книгах сообщался и способ письма, т.е. скоропись или полуустав. Главные богослужебные книги – шесть напрестольных Евангелий были «обложены» бархатом и богато украшены.

   Среди старопечатных книг, упоминаемых в описях, особый интерес вызывают труды известных малороссийских авторов: сборник произведений Симеона Полоцкого «Обед душевный», изданный в Москве в 1681 г.; «Камень веры» митрополита Стефана Яворского, где тот выступал против распространения протестантизма в России, а также «Небо Новое», принадлежащее перу украинского проповедника Иоанникия Галятовского и представляющее собой сборник чудес Богородицы, изданный в 1689 г.

   Патристика в Череменецкой библиотеке была представлена беседами Григория Назианзина (Богослова), Иоанна Златоуста, книгами Макария Великого, Ефрема Сирина и Кирилла Иерусалимского. Житийная литература состояла из Четьих-Миней 1692, 1693 и 1762 годов издания, рукописного сборника, а также отдельных житий Иоанна Златоуста, св. прп. Зосимы и Савватия Соловецких. Кроме того, в библиотеке обители имелись службы св. Димитрию Ростовскому, святому пророку Захарии и Елизавете, святым чудотворцам Иоанну и Прокопию Устюжским, о победе под Полтавой, учебные Псалтырь и три Часослова, семь книжек «Ирмолоев нотных», Форма и табель высокоторжественным и викториальным дням, книжка «Возшествие на престол и коронование ея Императорского величества и отправление молебного пения» 1734 г. издания и еще 45 наименований книг различного содержания.

   Сравнение описей 1778 и 1796 гг. позволяет проследить поступление новых книг в монастырскую библиотеку и изъятие из употребления «ветхих». Так, например, в 1796 г. уже не упоминаются Катехизис «гражданской печати», «Алфавит духовный», Святцы, Молитвенник киевского издания и Акафист Святой Троице. Рукописная книга «Последование молебнов за болящего» была заменена печатной 1747 г. издания.

   Росту библиотеки Череменецкого монастыря в XVIII в. способствовали и вклады в виде книг от богатых прихожан, которые зачастую желали оставаться анонимными. Из известных вкладчиков упоминается помещик Фрол Неплюев, пожертвовавший напрестольное Евангелие в 1746 г. Его родственник, действительный статский советник Неплюев, в 1768 г. отдал монастырю две рукописные книги бесед Иоанна Златоуста. В 1759 году Даниил Памфилов пожертвовал лицевой (т.е. иллюстрированный – И.П.) синодик, состоявший из двух частей. В первой помещалось «предисловие с увещанием поминать усопших и 33 гравюры, изображающих разные виды смерти, погребение умерших, состояние душ по смерти и поминовение усопших». Ко всем гравюрам имелись подписи в стихотворной форме. Во второй части были вписаны имена усопших для поминовения в обители. Стоит отметить, что синодик Череменецкого монастыря был опубликован М. Муравьевым в сборнике Новгородского Общества Любителей Древности.

   В 1743 г. Григорий Венедиктович Котельников «за поминовение о здравии своем» пожертвовал рукописный сборник, содержавший службу и житие св. Арсения Тверского, канон Ангелу Хранителю и службу пред Господом нашим Иисусом Христом. Известны еще восемь книг от анонимных жертвователей, среди которых была и уникальная Библия, изданная в 1581 г. русским первопечатником Иваном Федоровым в городе Остроге. Она была в кожаном переплете. в кожаном переплете. По какому случаю и от кого поступила в монастырь – неизвестно; надпись на нижней доске объясняет только, что «сия Библия, оставшаяся после Трофима Петровича Скобельцына, детей ево Федора, Ивана, 1739 года, июля 21 дня».

   На 1796 г. среди книг Череменецкого монастыря находилось 16, изданных в последней четверти XVII столетия и 48 печати XVIII в., 10 рукописных, 10 «ветхих» и 12, где год издания составителями описи не отмечен. Самым старым датированным печатным изданием была книга «Георгия Назианзина» 1665 г. Пока шла работа над этой статьей, удалось выяснить, что в Российском национальном музее музыки (г. Москва), находится рукописный музыкальный сборник XVII в. с печатью Череменецкого монастыря.

   Отсутствие в Череменецкой библиотеке более ранних рукописных книг и старопечатных дониконовских изданий очевидно связано с разорением обители «немецкими людьми» на заключительном этапе Ливонской войны в 1581-1582 гг., событиями Смутного времени, а также припиской к Новгородскому Вяжищскому монастырю в 1680-х гг., когда из Череменецкого вывезли все имущество и впоследствии не возвратили.

   Книги в виде вкладов продолжали поступать в Череменецкий монастырь и в первой половине XIX в. Ряд книг XVII-XVIII вв. поступил в монастырскую библиотеку из упраздненной церкви села Наволок в 1802 г. В более поздних описях отмечается еще 16 старопечатных книг, древнейшей из которых была печатанная «в два столбца» Минея месячная (сентябрь-ноябрь) московского издания 1666 г.

   В XIX - нач. XX в. настоятели Череменецкого Иоанно-Богословского монастыря сообщали в отчетах, что в библиотеке «богослужебных, исторических и толковательных книг достаточное количество и одинаковой прочности… за исключением немногих». По указу Санкт-Петербургской Духовной Консистории от 15 января 1907 г. в библиотеку Св. Синода из Череменецкого монастыря было отправлено 100 старопечатных и рукописных книг. Остальная часть библиотеки бесследно исчезла после закрытия монастыря в 1929 г.

   Изучение описей 1778 и 1796 годов позволило нам полностью реконструировать состав библиотеки Череменецкого монастыря в последней четверти XVIII столетия. Поиск более ранних описей и изучение записей на страницах сохранившихся рукописных и старопечатных книг может дать новые и неожиданные результаты и, вполне возможно, подтвердит версию о существовании в Череменецком монастыре скриптория, как в одном из центров русской книжной культуры Северо-Запада России.


Рецензии