Герман Гессе и Освальд Шпенглер о закате Европы
Герман Гессе и Освальд Шпенглер о закате Европы .
Пишу на фоне закрытия конкурса « Щелкунчик « .
Этот конкурс для меня очень значим .
Находясь в Москве я ходила в Рахманиновский зал Московской консерватории именно что на концерты учеников музыкальных школ , на выступления участников « Новой волны « , поддерживая Дениса Мацуева .
И , когда я приходила на концерты студентов и аспирантов Московской консерватории , я уже не замечала в исполнителях чего - то , что , к сожалению , уходит с детством , не замечала этой « деткости « .
И сейчас я переслушиваю выступления участвующих в конкурсе « Щелкунчик « , чтобы вместе с ними переходить в те миры , куда взрослым уже нет доступа , чтобы оказаться там хотя бы на мгновение .
Это помогает погружаться в тяжёлые миры произведений немецких писателей конца 19 - го , начала 20 -го столетия , помогает выходить из этих миров . Иначе я смогла бы застыть в одном из миров с застывшим в крике ртом с нечленораздельной речью .
Да , в миры , в которые Гессе проходил с помощью разных техник , в число которых входило и обучение в школе секса жрицами любви , и слушание в том числе музыки , помимо приёма отравляющих сознание веществ .
Гессе же входил в недоступные обычному человеку измерения как хозяин магического театра . И ему нужен был уже не Моцарт , а джаз .
Он оставался в тех мирах долго и водил туда интересующихся его творчеством . Чтение произведений Германа Гессе напоминает вход в преисподнюю , где , собственно говоря , и находится его магический театр . В преисподней он и находит , судя по повествованию , не самих Моцарта и Гёте , а их демонические образы . Быть может , как это не грустно , но Моцарт и Гёте , да и сам Гессе съедены без остатка .
Экзорцизм в преисподней неуместен , ибо преисподняя - бесовское место .
Так вот , музыка конкурсантов « Щелкунчика « помогает мне найти выход из магического театра .
А закат Европы предполагает и восход , как и в отношении солнца . Зашло и вновь взошло .
Ибо Хайдеггер сказал : « Солнце , когда заходит , не гибнет . »
О закате Европы шла речь ещё до начала первой мировой войны .
Освальд Шпенглер говорил о закате Запада , как об исчерпании Западом ресурсов метафизического мышления .
Уходит западный мир как исполенный духами природы мир .
У Германа Гессе мир природы дышит , он видит горный хребет как хребет большой рыбы , он видит суровые горы как великанов , он видит каждый цветочек на альпийских лугах , он называет их по имени , он разговаривает с ними , убегая из города .
Он помнит как бы человечка , помогающего как будто бы ему , как бы спускаясь в горы , наполненные маленькими человечками .
Его описания природы пронзительны и неповторимы .
А Достоевский , к кому он обращается как к глашатаю заката Европы , не видит природы , хотя тоже провёл детство в деревне , его Петербург как город с каменными изваяниями , камень в которых укращён резцом человека , этот город - не храм .
Ибо в храме камня не должно было касаться железо .
И он описывает хилых людей , хилые цветы , побеждённые камнем .
Духовно Достоевский как бы видит призраки живших в городе людей и его схватывают припадки : он не может видеть то , что он видит .
Но и в преисподней человек приспосабливается - хилое растение , из которого уже живого , высосаны все соки .
Он корчится и довольствуется малым , как Деточкин , герой Достоевского . Таких героев Герман Гессе , как представитель Запада , не боится .
Он боится Карамазовых . Он пишет :
«Как мне представляется , в произведениях Достоевского , а всего сильнее в " Братьях Карамазовых " с невероятной отчетливостью выражено и предвосхищено то , что я называю " Закатом Европы ". В том факте , что именно в Достоевском - не в Гёте и даже не в Ницше – европейская , в особенности немецкая , молодежь видит теперь своего величайшего писателя , я нахожу что - то судьбоносное . Стоит лишь бросить взгляд на новейшую литературу , как всюду замечаешь перекличку с Достоевским , пусть и на уровне простых и наивных подражаний . Идеал Карамазовых , этот древний , азиатски оккультный идеал начинает становиться европейским , начинает пожирать дух Европы . В этом я и вижу закат Европы . А в нем - возвращение к праматери , возвращение в Азию , к источникам всего , к фаустовским " матерям ", и , разумеется , как всякая смерть на земле , этот закат поведет к новому рождению . Как закат этот процесс воспринимаем только мы , современники его . «
И продолжает рассуждать , вглядываясь в Карамазовых :
« Но что же это за " азиатский " идеал , который я нахожу у Достоевского и о котором думаю , что он намерен завоевать Европу ?
Это , коротко говоря , отказ от всякой нормативной этики и морали в пользу некоего всепонимания , всеприятия , некоей новой , опасной и жуткой святости , как возвещает о ней старец Зосима , как живет ею Алеша , как с максимальной отчетливостью формулируют ее Дмитрий и особенно Иван Карамазов . У старца Зосимы еще одерживает верх идеал справедливости , для него , во всяком случае , существуют добро и зло , хотя своею любовью он одаривает предпочтительно носителей зла . У Алеши этот вид новой святости осуществляется уже куда свободнее и живее , он ступает по грязи и сору своего окружения почти с аморальной непринужденностью , нередко он вызывает в моей памяти благороднейший завет Заратустры : " Я дал обет удаляться от всякого отвращения ! " «
Герман Гессе вглядывается более пристально :
« выглядит прямо так , будто соотношение братьев Карамазовых на протяжении толстой , трехтомной книги круто меняется , так что все незыблемо непреложное становится все более и более сомнительным , святой Алеша становится все более и более светским человеком , его светские братья делаются все более святыми , а самый необузданный и бедовый из них , Дмитрий , - прямо - таки самым святым , самым чутким и сокровенным пророком новой святости , новой морали , новой человечности . Это весьма странно . Чем безудержнее карамазовщина , чем больше порока и пьяной грубости , тем сильнее светит сквозь покров этих грубых явлений, людей и поступков новый идеал , тем больше духа и святости копится там , внутри . И рядом с пьяницей , убийцей и насильником Дмитрием и циником -интеллектуалом Иваном все эти безупречно порядочные типы вроде прокурора и других представителей буржуазности выглядят тем неказистее , тем бесцветнее , тем ничтожнее , чем более они торжествуют внешне . «
Герман Гессе делает вывод : « Итак , " новый идеал " , угрожающий самому существованию европейского духа , представляется совершенно аморальным образом мышления и чувствования , способностью прозревать божественное , необходимое, судьбинное и в зле , и в безобразии , способностью чтить и благословлять их . Попытка прокурора в своей длинной речи изобразить эту карамазовщину с утрированной иронией и выставить на осмеяние обывателей - эта попытка на самом деле ничего не утрирует , она даже выглядит слишком робкой . В этой речи с консервативно - буржуазных позиций изображается " русский человек ", ставший с тех пор популярным , этот опасный , трогательный , безответственный , хотя и с ранимой совестью , мягкий , мечтательный , свирепый , глубоко ребячливый " русский человек " , которого и по сию пору любят так называть , хотя он , как я полагаю, давно уже намерен стать человеком европейским .
Ибо в том - то и состоит закат Европы .» .
Вот так - намерение русского человека стать европейским , по мнению Германа Гессе , и составляет суть зактата Европы .
« На этом русском человеке стоит задержать взгляд . Он намного старше, чем Достоевский , однако именно Достоевский окончательно представил его миру во всем плодотворном значении . Русский человек - это Карамазов , это Федор Павлович , это Дмитрий , это Иван , это Алеша . Ибо эти четверо , как они ни отличаются друг от друга , накрепко спаяны между собой , вместе образуют они Карамазовых , вместе образуют они русского человека , вместе образуют они грядущего , уже приближающегося человека европейского кризиса . «
Да , Герман Гессе как западный человек всматривается в Карамазовых , как квинтэссенцию русского человека .
Русский человек не историчен по мнению западного человека .
Мир по мнению западного человека представлен как связь частей во времени .
Западный человек различает : какое событие произошло раньше , а какое - позже .Западный человек - человек дела , фаустианский человек .
Выросшее из магизма стремление к бесконечному - принцип Фауста .
А история людей лишь частный случай .
Фаустианство заключается в том , что знание является силой человека , сила знания поможет овладеть природой так , как мужчина овладевает женщиной
И вот , Освальд Шпенглер обнаружил , что история как форма осознания культуры идёт к концу .
Историзм западной культуры пришёл к идее человека вообще .
Владимир Соловьёв , русский философ , умерший на стыке веков , как и Фридрих Ницше , как бы завершив своими трудами девятнадцатый век , так вот , Владимир Соловьёв ожидал человеческой катастрофы , у Шпенглера катастрофа выступает как конец исторической культуры .
Потому что фаустический принцип ориентирован на бесконечность космоса и внутреннего человека .
Культура как творчество уходит . Уходит и такой феномен как цивилизация , ибо цивилизация пользуется материальным результатом творчества .
Может быть придёт новая культура с неисторическим принципом .
У культуры есть судьба - выполнение и реализация того , что она несёт .
Судьба , если рассматривать вековое понимание судьбы , требует от культуры крови . . И кровь пришла и текла , не переставая , весь век .
Это понимание культуры нетривиально .
Можно поразмышлять над этим пониманием , которое я почерпнула у Александра Пятигорского .
А Герман Гессе в 1919 году отмечает :
« Между прочим , стоит обратить внимание на одну весьма и весьма странную вещь , а именно :
как в ходе повествования Иван из цивилизованного человека делается Карамазовым , из европейца - русским , из оформленного исторического типа - бесформенным материалом будущего ! Это осуществлено с единственной , сомнамбулической точностью - это соскальзывание Ивана с первоначального пьедестала выдержанности , разума , трезвости и научности , это постепенное , напряженное , отчаянное падение как раз того из Карамазовых , кто производит наиболее благопристойное впечатление , в истерию , в русскую стихию , в карамазовщину ! Именно он , скептик, под конец беседует с чертом! Но об этом мы еще поговорим.
Итак , русский человек (который давно распространился и у нас , в Германии ) не сводим ни к истерику , ни к пьянице или преступнику , ни к поэту или святому ; в нем все это помещается вместе , в совокупности всех этих свойств . Русский человек , Карамазов , - это одновременно и убийца , и судия , буян и нежнейшая душа , законченный эгоист и герой совершеннейшего самопожертвования . К нему не применима европейская , то есть твердая морально - этическая , догматическая , точка зрения . В этом человеке внешнее и внутреннее , добро и зло , бог и сатана неразрывно слиты .
Оттого - то в душе этих Карамазовых копится страстная жажда высшего символа – бога , который одновременно был бы и чертом .
Таким символом и является русский человек Достоевского .
И здесь Герман Гессе выступает как богослов , признавая то , что бог Достоевского , бог Карамазовых и его бог : бог гностиков .
« Бог , который одновременно и дьявол, - это ведь древний демиург. Он был изначально ; он, единственный , находится по ту сторону всех противоречий , он не знает ни дня , ни ночи , ни добра , ни зла .
Он – ничто , и он – все . Мы не можем познать его , ибо мы познаем что - либо только в противоречиях , мы – индивидуумы , привязанные ко дню и ночи , к теплу и холоду , нам нужен бог и дьявол .
За гранью противоположностей , в ничто и во всем живет один лишь демиург , бог вселенной , не ведающий добра и зла . «
И подытоживает :
« Мы уяснили себе существо русского человека . Это человек , который рвется прочь от противоположностей , от определенных свойств , от морали , ... Этот человек ничего не любит и любит все , он ничего не боится и боится всего , он ничего не делает и делает все . Этот человек - снова праматериал , неоформленный материал душевной плазмы . В таком виде он не может жить , он может лишь гибнуть , падать метеоритом . «
И признаёт , что этого человека « Этого - то человека катастрофы, этот ужасный призрак и вызвал своим гением Достоевский . «
Вот для чего и нужны гении : вызывать призраков . Карл
Маркс воскликнул : « Призрак ходит по Европе , призрак коммунизма . «
Так что высказывания и Достоевского , и Германа Гессе не говорят о реальных русских , а только о вызванных призраках , по моему мнению . .
Кому кому , как не директору магического театра Герману Гессе разбираться в призраках . Герман Гессе именно что Маг .
Герман Гессе вспоминает и о кайзере :
« Кайзер Вильгельм не был , конечно , особенно прозорливым и глубоким человеком , и все же как поклонник и поборник старомодного идеала он обладал некоторой долей прозорливости по отношению к опасностям , угрожавшим этому идеалу … та опасность , которую он учуял на сей раз , как раз она действительно существовала и с каждым днем приближалась .. . То была зараза , шедшая с Востока на Европу , то было падение усталого европейского духа вспять - к азиатской матери , и он боялся всего этого справедливо « .
« Таким образом , и кайзер на свой лад предвидел и предсказал закат Европы . Однако совершенно иной вопрос: как следует оценивать этот закат старой Европы ? Тут расходятся пути многих умов . Убежденные приверженцы прошлого , верные почитатели освященной благородной формы и культуры , рыцари привычной морали - все они могут лишь , насколько это возможно , противостоять этому закату или безутешно оплакивать его , коли он настанет . Для них закат - это конец , но для других - это начало .
Для одних Достоевский – преступник , для других – святой .
Для одних Европа и ее духовная культура - это нечто единственное , крепко сбитое , неприкосновенное , нечто прочное и бытийное , для других - это нечто становящееся , изменчивое , вечно преобразующееся .
Карамазовский элемент , как и все азиатское , хаотическое , дикое , опасное , аморальное , как и вообще все в мире , можно оценивать двояко - позитивно и негативно . Те , кто попросту отвергает весь этот мир , этого Достоевского , этих Карамазовых , этих русских , эту Азию , ЭТИ ДЕМИУРГОВЫ ФАНТАЗИИ ( Гессе признавал то , что эти Карамазовы - лишь фантазии демиурга , как , может быть , и призрак коммунизма , поэтому этим словам Германа Гессе я доверяю , как сходящего регулярно в преисподюю ) , обречены теперь на бессильные проклятия и страх , у них безрадостное положение там , где Карамазовы явно доминируют – более , чем когда - либо прежде .
Но они заблуждаются , желая видеть во всем этом одно лишь фактическое , наглядное , материальное .
Они смотрят на закат Европы, как на ужасную катастрофу с разверзающимся небесным грохотом , либо как на революцию , полную резни и насилий , либо как на торжество преступников , коррупции , воровства , убийств и всех прочих пороков .
Все это возможно , все это заложено в Карамазове. Когда имеешь дело с Карамазовым , то не знаешь , чем он нас ошарашит в следующий миг . Может, ударит так , что и убьет , а может , споет пронзительную песнь во славу божью . Среди них есть Алеши и Дмитрии , Федоры и Иваны . Они ведь , как мы видели , определяются не какими - либо свойствами , но готовностью в любое время перенять любые свойства . «
Вызывать призраков - опасное занятие . Для этого нужно впустить « гения « внутрь себя , чтобы смочь вызывать призраков .
Это мой вывод . А Герман Гессе вопрошает :
« И что же, эти душевные бури выдуманных романных персонажей должны означать закат Европы ? ! «
И сам же отвечает :
« Разумеется . Они означают его точно так же , как в глазах нашей души любая травинка весной означает жизнь и ее вечность и как всякий носимый ветром лист в ноябре означает смерть и ее неизбежность . Ведь закат Европы будет , возможно , разыгрываться лишь внутри , лишь в душевных недрах поколения , лишь в переиначивании устаревших символов , в переоценке душевных ценностей . Как и античность - это первое блестящее воплощение европейской культуры - погибла не из - за Нерона , не из - за Спартака и не из - за германце в, но всего лишь из - за порожденной в Азии мысли , той простой , стародавней , немудреной мысли , которая существовала испокон веков , но которая как раз в ту пору обрела форму учения Иисуса .»
Вот так . Предыдущий закат культуры античности как « первое , блестящее воплощение европейской культуры « стал возможным из – за христианства . Ещё Ницше говорил об этом .
То есть « мировая душа « , по мнению германца Гегеля была воплощена в Наполеоне , второе же воплощение , по мнению Хайдегггера , в Адольфе Гитлере , рука которого направляла ход истории , по его же мнению .
Герман Гессе не говорит об этом .
Он только константирует закат античной культуры из -за , по его словам , порождённой в Азии мысли , облечённой в форму учения Иисуса .
Вечность Иисуса он отвергает . Как , собственно , отвергает Его самого .
В пользу культуры . Он вообще не говорит О Нём ,а говорит только о призраках , вызванных из небытия фантазией демиурга .
Он всматривается в этих призраков , которые возникают в видениях Достоевского :
« " Карамазовых " при желании можно рассматривать и сугубо литературно , как " произведение искусства " . Если подсознание целого материка и целой эпохи воплощается в видениях одного - единственного пророка - мечтателя , если оно прорвалось наружу в его ЖУТКОМ ХРИПЛОМ КРИКЕ , то этот крик можно , разумеется , рассматривать и с точки зрения учителя просодии …
Достоевский , собственно , не писатель или не в первую очередь писатель . Я назвал его пророком . Трудно , однако , сказать , что это , собственно , означает – пророк ! Мне кажется , примерно следующее : пророк - это больной , так же , как Достоевский в действительности был истериком , почти эпилептиком . Пророк - это такой больной , который утратил здоровый , добрый , благодетельный инстинкт самосохранения , являющийся воплощением всех буржуазных добродетелей . Пророков не может быть много , иначе мир распался бы . Подобный больной , будь то Достоевский или Карамазов , наделен той странной , скрытой , болезненной , божественной способностью , которую азиат чтит в каждом безумце . Он – прорицатель , он – знающий . То есть в нем народ , эпоха , страна или континент выработали себе орган , некие щупальца , редкий , невероятно нежный , невероятно благородный , невероятно хрупкий орган , которого нет у других , который остался у других , к их вящему счастью , в зачаточном состоянии . Эти щупальца , это ясновидческое чутье не надо понимать грубо , считая их чем -то вроде глупой телепатии и фокусов , хотя этот дар может проявляться и в таких экстравагантных формах . Дело обстоит скорее так , что " больной " этого рода обращает движение собственной души в общее , общечеловеческое .
Ясновидец же и пророк толкует свои видения не сам : кошмар , его угнетающий , напоминает ему не о собственной болезни , не о собственной смерти , но о болезни и смерти общего , чьим органом , чьими щупальцами он является . Этим общим может быть семья , партия , народ , но им может быть и все человечество ...
То в душе Достоевского , что мы привыкли называть истерией, некая болезнь и способность к страданию послужили человечеству подобным органом , подобным путеводителем и барометром . И человечество начинает замечать это . Уже полЕвропы , уже по меньшей мере половина Восточной Европы находится на пути к хаосу , мчится в пьяном и святом раже по краю пропасти , распевая пьяные гимны , какие пел Дмитрий Карамазов . Над этими гимнами глумится обиженный обыватель , но святой и ясновидец слушают их со слезами .» Так Герман Гессе заканчивает своё эссе .
Эссе о конце Европы .
Что же касается того , что Достоевский , по мнению Гессе , является « щупальцами « человечества , то сам Гессе , несомненно что есть « щупальце « тоже . И человечество похоже в его описании на слепое , снабжённое « щупальцами « . Несомненно что находящееся в таком своём состоянии по направлению к концук того , что называется исчторией человечества . А щупальца его , по образному выражению Гессе , не смогут ничем помочь . Щупальца , между прочим , присасываются к телу человечества , питаясь его соками . не являясь сами представителями человечества . Ибо в состав человеческого тела щупальца не входят .
А то , что , по мнению Александра Пятигорского , судьба требует от культуры крови , то , похоже что именно что человеческих жертвоприношений . И что такое война как не жертвоприношение человеческой крови неведомым богам , демонам народов , бывших ангелами , но утративших своё ангельское достоинство . Они , похоже , что скрываются за щупальцами . И похоже что эти демоны - боги слепы , как слепа судьба .
А боги жаждут крови ….
Свидетельство о публикации №223121501407