Собачье место

Три понятия Места. – Матрасик, статус, судьба. – Заносчивые люди. «Собака должна знать свое место» – Собака и эволюция человека. – По «розе ветров». – Франциск Ассизский и «псы Господни». – Жестокость ради жестокости и с «благой» целью. – Свои ценности и свои сокровища.

«— Собака — люди, давно Хэвэки у него язык отнимай, — улыбаясь, объяснял он заготовителю пушнины Мирону Сизых, присутствовавшему на одном из «уроков».
— У собаки только мордам мохнатый, урбашка (не рубашка, а именно урбашка, как произносят эвенки) шерстяной, а так он — люди. Сердись — понимай, смеялся — понимай. Моя слова они все — понимай...
Немтушкин А.Н., «Самэлкил – метки на оленьем ухе».
          «Блажен, иже скоты милует» («Праведный печётся и о жизни 
       скота своего, сердце же нечестивых жестоко.
       Притчи 12:10.
Речь пойдет не о матрасике, коврике, подстилке, домике, кресле, диване – где обычно собака располагается в человеческом жилище или подле него. Хотя об этом тоже надо рассказать.
Место собаки – это прежде всего роль, которую она играет в нашей жизни. Второе значение – это статус собаки в семье, стае. И только третье – спальное место, от убогого до роскошного.
«Собака должна знать свое место» – нередко приходится слышать, только отнюдь не в третьем значении. Это расхожее выражение принадлежит людям заносчивым, которые так и норовят самоутвердиться за счет подвластных ему и зависящих от него живых существ, будь это человек или бессловесная Божья тварь. Но человек может и отпор дать, а вот животное... Таким людям самим бы не мешало понять, где их место рядом с собакой! Но не будем забегать вперед.
Человек еще не осознал в полной мере, что такое для него СОБАКА. Замечательные собачьи качества и черты – верность и преданность, доверчивость и привязанность к своей семье-стае, к вожаку, отвага и терпение – присущи редким людям, но почти всем собакам. Почему «почти»? Потому что бывают не очень храбрые собаки. Бывают раздражительные, жадные и злые. Но надо помнить главное: все неприятные черты собака может приобрести лишь в общении с человеком.
От природы собака, как и человек, наследует и получает набор физических и душевных качеств (кто-нибудь сомневается в существовании собачьей души?). Остальное приходит с жизненным опытом и воспитанием.
М.Булгаков в «Собачьем сердце» незаслуженно обидел собак, превратив хорошего добродушного и несчастного пса в человека-дегенерата. А может быть, этот сюжет стоит истолковать как рассказ о бесспорном превосходстве собачьей души?..
***
Собачье место в человеческой судьбе неизменно связано с историей появления собаки в жизни человека – Собаки и Человека, и каждой отдельной собаки в каждой неповторимой человеческой судьбе.
Одному подарили щенка. Другой подобрал уличного бродяжку. Третий намечтал себе породистого друга, а кто-то – породистую престижную собственность... Кто-то обрел собаку в большом своем или общем несчастье. Судите сами, как по-разному будут складываться их отношения, и не обязательно превратятся в преданную любовь человека к собаке.
Э.Радзинского в одном интервью спросили, любит ли он собак. Этот симпатичный человек ответил просто: «Нет. Собак я обожаю».
Есть люди, убежденные в том, что когда-то, в прошлой жизни они были собаками. Е.Евтушенко написал когда-то стихотворение  «Человек породы сенбернар»
Собака знает о человеке многое, пожалуй, больше, нежели он о собаке. Они легко читают наши эмоции, определяют настроение по голосу, жестам, интонации. По запаху способны распознать нашу болезнь. Известно, как они способны улучшать наше самочувствие, причем влияют не только на хозяина и свою стаю, а на людей посторонних. Они перенимают наши привычки и умеют подстраиваться, но порой и заставить нас делать то, что хотят они...
Об этом любой закоренелый и умудренный опытом собачник может рассказывать часами.
Но надо немного отвлечься от разговора о собачьих способностях..
***
Мы – посредники между нашими животными (собаки, кошки и другие) и нашим человеческим миром. Если окажемся в лесу, в горах, в поле – на природе! – роли поменяются. Нашими посредниками, связующим звеном станут они. Именно собака (может, и кошка!) найдет еду, воду, дорогу, убежище... И это тоже – о месте собаки!
По одной из гипотез собака стала жить подле человека более 30 000 лет назад. Как люди приручили собаку в древнюю эпоху – останется главной собачьей Тайной. Но об этом – отдельный рассказ. Какое место тогда занимала собака? За что мы должны быть ей благодарны?
Когда-то наши пращуры были бродягами-собирателями (не путать с кочевниками!) и ловцами мелкой живности. Это продолжалось довольно долго, еще до того, как человек стал использовать огонь.
Есть гипотеза, что человек, не умея охотиться, питался самыми мелкими животными, рыбой, улитками, моллюсками, ягодами и кореньями. Поэтому для развития мозга и эволюции ему недоставало белка. Это не так, потому что и рыба, и моллюски – сплошной белок. Помощники в добывании такого пропитания не требовались, и «повышать добычливость» тоже не было нужды. Запасы наш пращур делать еще не умел.
Волки – признанные предки собак – не пытались разделить с человеком такую еду. Однако есть и другая гипотеза: человек сблизился с собакой (волком!), потому что эти звери лучше всего его понимали. А человек, ощущая себя частью природы, незащищенным и слабым, стремился с ней объединиться, ведь так легче было выживать. Человек страшился не только стихий, но и более крупных, сильных и ловких животных.
Но все же со временем пища становилась лучше, собаки лучше могли найти нору, птичье гнездо, их добыча была общей с человеком. Не вполне понятно, как могли складываться отношения у человеческой семьи и собак, но собаки вполне способны были и приносить добычу людям.
Определенный «рывок» в развитии мозга произошел не с помощью собаки, а с использованием огня для приготовления еды. С этого времени сырая пища уже не считалась настоящей едой.  Возможно, собаки участвовали в охоте на мамонта и других очень крупных представителей «мамонтовой фауны», которые исчезли совсем только около 12 тысяч лет назад.
Какое место тогда занимала собака?
Наверняка более близкое к человеку, нежели сейчас. Собака могла предупредить об опасности, найти безопасное место для стоянки (впрочем, древние люди немногим ей в этом уступали). Собака согревала детей, зализывала раны...
Но наступал очередной ледниковый период. С ним пришел и голод, и передвижение на большие расстояния в более сытные и теплые края. Предполагается, что собака в это время ушла от человека. Когда не хватало еды, человек не испытывал благодарности и дружеских чувств, и собак стали есть. Доказательство – кости домашних собак наряду с костями диких животных (свиней, оленей) в так называемых «кухонных кучах» на местах стоянок. Хотя о «домашних» собаках говорить, наверно, было рано: как такового  дома у человека еще и не было.
От охоты на мамонтов люди со времени их исчезновения перешли на более мелкую дичь. В это время – около 14 тысяч лет назад – к ним вернулись и собаки. Сейчас они могли больше помогать на охоте, и человек охотно делился с ними пищей.
Очевидно, это возвращение произошло быстрее, нежели первое приручение. Собаки в свое время тоже совершили «рывок», перестав опасаться огня. С этого времени они и получили свое место у очага. Это был последний шаг в противопоставлении и противостоянии собаки – недавнего волка – остальному миру диких животных.
За всю историю взаимоотношений с человеком собака бывала другом, охотником, сторожем, ходила в упряжке, пасла скот, лечила людей, воспитывала детей... Служила, как могла. Тем не менее ее приносили в жертву (иногда вместо людей), ели, сдирали шкуру на подстилку и одежду... Потом тонкое чутье собаки стали использовать не только на охоте, но и для поиска людей, предметов.
Так какое место занимала собака?
***
По отношению к собакам люди делятся по «розе ветров»: северные, западные, южные и восточные, хотя встречаются и смешанные типы отношения.
Восточный тип: собак не любят, боятся, брезгуют, часто держат в клетках-вольерах, откуда выводят раз-два в день покакать и пописать. Приучают к вольеру, помещая в него маленького щенка, который несколько дней плачет, но на него не обращают внимания. Обычное высказывание: «Это же собака!» в значении: «только собака, всего лишь собака»! Детей нередко приучают бояться собак, не подходить к ним, отчего они на всю жизнь становятся моральными уродами. Собак бьют, бросают камнями в чужого пса, могут оставлять без воды и еды... Старую либо больную собаку перестают кормить и выгоняют. Часто случается, что выгнанный пес не уходит и долго не умирает, тогда его сажают в машину и отвозят подальше, бросают в безлюдном месте. Потому что «убивать – грех», а уморить голодом – можно. Если такой живой скелет подкармливают сердобольные люди, он выживает и становится уличной собакой.
Не надо рассказывать про «культ собак» в Стамбуле и прочие легенды. Уличных собак там кормят, в том числе муниципалитет. Но это – несчастные, заброшенные, грязные псы в колтунах, если их не кормить, они соберутся в стаи и будут весьма опасны...
В целом на Востоке собака – «нечистое животное», иногда слуга, иногда – охотник (если неудачливый – убивают или бросают без жалости). В исламе почитают кошку.
Южный тип: «собака – во дворе», сторож и «должна знать свое место». Охотятся с собакой редко, но она помогает пасти и охранять скот. Кормят собаку из рук вон плохо, дворовую – часто помоями, если она пользуется свободой – могут и вообще не кормить. Кошка и здесь находится в более привилегированном положении, потому что ловит мышей и крыс. Старую собаку убивают, из шкуры шьют рукавицы...
Западный тип – самый привлекательный для заядлого собачника: собака – компаньон, друг и товарищ, может жить в доме и валяться на кровати, лечит, воспитывает детей, спортсмен, охотник. Ей уделяют время, дрессируют, хорошо кормят, лечат... В некоторых странах нет собачьих приютов долгого содержания, то есть нет собак-сирот! Более того, в благополучные страны нередко привозят бездомных щенков из тех государств, где им не нашлось дома. Правда, в обиходе эвтаназия...
Северный тип: собака – друг, помощник, всегда рядом, общается с детьми, лечит, от нее часто зависит жизнь человека. Собака ест почти то же, что вся семья. Спит в жилище или рядом с человеком и его детьми. Но суровые условия Севера ни людям, ни животным не дают поблажек: надо тяжело работать, чтоб выжить. Это относится и к людям, и к собакам. С дармоедам и ленивцами нянчиться не будут. Северные народы кастрировали кобелей. Но это было вызвано необходимостью: некастрированные могли разодраться в упряжке, погибнуть, убежать, а человек – остаться за сотни верст от жилья. При этом погибала добрая половина щенков, и только чукчи научились кастрировать малых кобельков бескровно!
 Старую или безнадежно больную собаку убьют (хотя собак лечат). Но надо знать и традиции северных народов: у чукчей еще в ХХ веке был обычай задушить по его просьбе старого человека, если он мучается...
***
Столь разное место собаки во взаимоотношениях с человеком зависит и от религии. Богословы даже одной конфессии не могут прийти к соглашению по поводу животных, веками истолковывая священные тексты и поучения святых отцов.
В миру обычно делают вывод о «нечистоте» собаки; у христиан, в частности потому, что положено освящать храм после того, как в него забежит собака. Не стоит погружаться в толкование Ветхого Завета. Любопытно, что и сейчас идут споры о том, допускать ли собаку в храм и что это будет значить. В основном, конечно, запрет существует, что и понятно: собака может нарушить порядок, помешать молитве и т.д. Но вот по поводу освящения храма есть и другое мнение. Освящают храм после собаки, как бы посвящая ей церковное пространство как символу верности и преданности, которые так важны в нашей жизни!
Франциск Ассизский (1182 – 1226 г.г.) – католический святой, основатель ордена францисканцев, строгий аскет, любил животных как людей, будто бы он и назвал их нашими «меньшими братьями». Ко всем живым существам он относился как к близким и родным. Он даже читал им проповеди!
Герб могущественного ордена доминиканцев изображает собаку, которая несёт в пасти горящий факел. Доминиканцы – псы Господни (лат. Domini canes), которые несут в мир свет Божественной истины и преданно охраняют Веру от ересей. 
Кто скажет: «Ну, это же католики!», но...
В церковной истории известен и такой факт: 5 июня 1439 года во Флоренции проходил собор, заключивший унию католиков с православными (договор на условиях одной стороны, католической). Когда в храме  зачитывался акт об унии, у ног византийского православного  императора лежала собака. Во время чтения документа, предательского для православия, пес вскочил и упорно лаял, подав тем самым единственный голос в его защиту. Правда, епископ Марк Эфесский тоже не подписал акт...
Ежегодно 4 октября христиане по всему миру отмечают праздник святого Франциска благословением в храмах животных и молитвами о сотворении мира.
 Есть такой день и у иудеев.
Поистине «всякое дыхание славит Господа!».
Обратитесь к эпиграфу:
«У милующего, — пишет преподобный Исаак Сирин, — горит сердце о всем творении — о человеках, о птицах, о животных … он ежечасно со слезами приносит о них молитву…» («Слова подвижнические, Слово 48. О различии добродетелей и о совершенстве всего поприща»).
Так какое место по праву принадлежит собаке?
***
Жестокость неоправданная, ради жестокости встречается во всех типах отношений. Но самое безобразное отношение к собакам всегда встречалось в крестьянском быту, в Средней России и в Сибири. Там было обычным делом не кормить собаку – побегает, найдет еду. Собак не кастрировали, а щенков топили.
«Ребятишки любят бросать кошек, маленьких щенят, если поймают, в воду и смотреть, выплывут ли они. «И тебе не жалко?»-«Чаво там жалеть, что ж, это не человек ведь, а пес, собака!». Далее следует рассказ о повешении собаки... (О.Семенова-Тян-Шанская, « Жизнь «Ивана».Очерки из быта крестьян одной из черноземных губерний».
В Сибири собак ели, из шкур шили одежду. Хотя ценили хороших охотников, но даже и их обычно не кормили.
Сегодня, несмотря на существующее во многих странах законодательство о запрете жестокого обращения с животными, немало случаев таких происшествий с собаками, которые страшно описывать... Виновные обычно не несут наказания, или оно оказывается символическим.
Особенно возмутительна жестокость детская, а ведь известно, что те, кто совершал тяжкие убийства, могли быть «тихими и спокойными» людьми, но в детстве мучили животных...
Что можно отнести к «оправданной» жестокости, беря ее в кавычки: прежде всего это опыты над  животными, во многих случаях – с собаками. Пусть не уверяют нас ученые, что при этом собакам не причиняют страданий! Обнародуйте научное описание хоть одного такого опыта!
Не зря на этикетках некоторых химических, косметических и прочих средств сегодня пишут, что они «не испытывались не животных». Но так ли это?
Стерилизация и кастрация тоже могут вызывать возражение как операции калечащие, но на сегодняшний день это – единственный способ сократить количество собак бездомных, бродячих.
Но вот удаление голосовых связок для того, чтобы собака не лаяла, использование в дрессировке электрошокеров должны быть запрещены.
Вернитесь снова к эпиграфу: «блажен, кто милует», то есть бережет, заботится, ухаживает.
***
У каждого должно быть сокровище. В детстве у девочки – коробочка, шкатулка, мешочек, конфетная коробка, жестянка из-под печенья... Там – бусинки и бисеринки, ракушки, бархатка, цветные камушки (один – с дырочкой), фантики, россыпь стекляшек от калейдоскопа, одинокая жемчужная сережка... У мальчиков – ножичек с разными лезвиями, увеличительное стекло, сломанная зажигалка-пистолетик, резной мундштук, пара потертых индейцев, солдатиков, неходячие часы, зато настоящий компас...
Сокровища детей – это еще мечты, смутное предчувствие, предвидение взрослой жизни, в которой все должно быть и сбыться, все сказочное, красивое и доброе...
Впрочем, это – про детей, которые растут без виртуальной реальности, в материальном, вещном, добром и теплом мире. Они показывают сокровища в знак доверия, хотя похвастать и хочется.
Куда-то исчезают сокровища вместе со своими скромными хранилищами...
В зрелости вместо сокровищ мы приобретаем ценности, которые скрывать не принято, их охотно демонстрируют: деньги – престижный диплом – престижная работа – квартира – жена и дети – машина – дети – деньги – счет в банке – отдых на море и за морем – деньги – дети – дом – место на престижном кладбище – дубовый гроб с ручками... Надгробная плита. Памятник.
...Взрослая женщина подняла глаза от книги: большой, гладкий, шерстяной, с белой манишкой, бантиком и носочками, а сам весь черным-чернущий!.. Подобранный лет десять назад месячным щенком в кустах. «Сокровище мое» – подумала женщина.
***
Ну, а место в доме у собаки должно быть, даже если в ее распоряжении диван, кресло, кровати и коврики. У некоторых пусть будут даже домики... Собаки тоже иногда нуждаются в уединении, а еще они – большие собственники и ревниво относятся с своему месту. Там никогда нельзя беспокоить собаку, воспитывать, тем более – наказывать.
Собака никогда не должна жить в условиях более худших, нежели это принято для человека. Только так мы обеспечим ей достойное место рядом с нами. Она этого заслуживает.

Октябрь – ноябрь 2023 г.                г.Гирне, Северный Кипр


Рецензии