4. Ермаков-фотограф Его Вел. Персидского Шаха
Сведения о творчестве фотографа Ермакова представлены в книге А. Попова «Российские фотографы (1839-1930)« и статьях многих авторов, но они хронологически не последовательны и не всегда точны из-за отсутствия достоверных источников. Особенно это касается периода с 1866 до 1880 года, где много событий, но их даты определяются просто, как »семидесятые годы»(12).
В событиях могут помочь разобраться воспоминания об Ермакове московского собирателя и коллекционера Бахрушина Алексея Петровича(1853-1904). В 1892 году из-за болезни сердца он совершил поездку в Кисловодск. Там он встретился с Дмитрием Ивановичем, который, согласно справочной книги Вячеслава Срезневского, с 1870 года имел свое фото заведение, действовавшее во время курортного сезона до 1911 года(12). Это была летняя палатка у кеглей и в парке (фото сохранилось на сайте Национальной парламентской библиотеки Грузии). У Нарзанной галереи на столике продавались его снимки разных видов и типов, к 1892 году часть из них уже в виде открыток. Вполне возможно, что именно там и произошла эта встреча.
Свои впечатления Бахрушин написал сразу же в Кисловодске 29 июля 1892 года в записной книжке »Кто, что собирает», которая стала известна читателям только после его смерти. Бахрушин отметил: »Ермаков более 15 лет прожил в чужих краях, большей частью в Турции, Персии, Палестине, Греции и Средней Азии. Все эти страны он знает хорошо, а Персию знает наизусть, так как часто туда ездил и подолгу жил. Говорит на десяти восточных языках и наречиях» (52).
Бахрушин дополнил свои впечатления об Ермакове :» Действительно, где он только не был - в Константинополе, Адрианополе, Иерусалиме...Заснял почти все знаменитые места Афин, Варны и Пирея. В Персии жил подолгу, имел там стационарное фотоателье и именовался Придворным фотографом Его Высочества Шаха Персии. Объехал весь Южный берег Крыма. Виды Ялты и Гурзуфа, Алупки, Феодосии и Севастополя, Нового Афона, Туапсе можно было купить на фотографических открытках с надписью «Фотография Д. И. Ермакова в г. Тифлисе»(цит. по 52а).
Теперь понятно, что оставленное им наследие не результат «любви к путешествиям», как считают многие авторы, а обстоятельства его жизни и работы вне Тифлиса.
Работу Д.И.Ермакова можно изучать по его подписанным фотоснимках (которые доступны в интернете) и каталогам к ним. Но это не легко. Список снимков составлен в алфавитном порядке географических мест их съемки и распределен по ящикам, но отсутствует важный показатель - дата их съемки. Не удивительно, что в интернете есть предложение написать диссертацию по теме каталогов фотографа и определена стоимость такой работы до 150 000 руб.(53).
Много информации содержит художественно оформленная оборотная сторона картонного бланка фото, куда наклеивался снимок, так называемое паспарту. Картонный бланк с 1860 г. и вплоть до 1920 года был неотъемлемой частью портретной фотографии. Он защищал снимок от повреждений и был носителем информации. Там обычно размещался адрес заведения, имя фотографа, его фирменная подпись и отметки о наградах и титулах. Надписи наносились способом литографии и были отдельным искусством.
Рассматривая паспарту фото Ермакова, картинки которого менялись в течение его работы, отмечаем, что неизменным оставался орден Меджидие в виде семи конечной звезды (Османская Империя). На некоторых два ордена Персии: орден Льва и Солнца 4 степени в форме пятиконечной звезды с розеткой из лент для ношения на груди и еще одна звезда, название которой не удалось определить. Но самое главное, это сообщение о присвоении Ермакову титула фотографа Его Величества Персидского Шаха. Последнее дало ему право разместить на паспарту государственный герб Персии в виде щита с государственной эмблемой Льва с поднятым мечом и многогранной звездой, символизирующей солнце.
Первое достоверное упоминание имени фотографа Ермакова было обнаружено в «Известиях Императорского русского географического общества в С-Петербурге» от 1870 года . В отчете было сообщено о том, что 4 ноября 1870 года состоялось общее собрание Императорского русского географического общества под председательством графа Ф. П. Литке. Перед началом заседания в помещение общества была устроена выставка карт, книг и фотографических видов. Были выставлены там работы и Ермакова.
Дмитрий Иванович совершил летом (а не весной) 1870 года поездку в Турецкую Армению, где снял снимки в Тортумском округе, лежащем к северо-востоку от Эрзерума. Коллекцию видов он прислал в дар географическому обществу.В сопроводительном письме Ермаков написал: «Думаю, что не пропустил ни одного замечательного остатка древности в этой небольшой местности, сохраняющей в себе столько исторических и религиозных воспоминаний». «...Не смею надеяться, что я исчерпал весь предмет, но предполагаю, что все снятые мною виды и детали являются в первый раз в фотографии»(52а).
«Члены нашли ее замечательной и с особой похвалой отзывались о научном интересе и тщательной отделке фотографий, представляющих виды старинных церквей, развалин и т.п.»(5,12,54).
Больше связей Ермакова с этим обществом замечено не было. Возможно потому, что еще 29 июля 1850 года на Кавказе был учрежден Отдел Императорского русского географического общества.
Интересное замечание к этому событию сделала сотрудник Государственного исторического музея в Москве Семакова И.А. в 1995 году: «на фото, присланных в географическое общество, уже стоял штамп «фотограф его Величества Шаха Персидского»(55).
В эти годы персидским шахом был Наср- Эддин (р.16 июля 1831г.) . Он был четвёртым шахом Персии династии Каджаров, сыном Мохаммед-шаха Каджара и внуком Фетх-Али-шаха. После смерти отца 5 сентября 1848 г., в возрасте 17 лет он был призван на престол.
Наср-Эддин был азербайджанцем, в детстве проживал в отдалении от двора, в Тебризе, поэтому говорил только по-тюркски (по-азербайджански). Пришлось выучить персидский, а вскоре научился и французскому языку. С особенной любовью он занимался рисованием, поэзией и географией.
В юном возрасте Наср-Эддин впервые познакомился с фотографированием. Его отец получил в дар два фотоаппарата: от английской королевы Виктории и русского императора Николая I в период между 1839–1842 годами.
По сведениям Вурдмана и Мартенса(64), в 1844 году в Тегеран приехал француз Жюль Ришар, который обучил технике фотосъемок принца, и эта увлеченность осталась у него на всю жизнь. Наср-Эддин быстро овладел техникой, стал самостоятельно фотографировать своих приближенных во дворце и даже увлекся коллекционированием фотографии.
Согласно другим сведениям(65), первые уроки по фотографировании были проведены итальянским полковником и фотографом Луиджи Пеше (1828 – 27 ноября 1864). Он приехал в Персию в 1848 году для обучения пехотных подразделений и говорил на персидском, турецком и греческом языках. Пеше самостоятельно профинансировал экспедицию, которая собрала первую коллекцию фотографий древних памятников Персии, и подарил копию Наср- Эддин Шаху в 1858 году, который высоко оценил работу Пеше.
Шах Наср-Эддин еще в 1850 году самостоятельно профинансировал экспедицию и отправил дагерротиписта Жюля Ришара с заданием сфотографировать исторические места Персии, но миссия не удалась (65). В каталоге фотографий Ермакова за 1901 год есть сведения о снимке «генерала персидской службы Ришара» ,что подтверждает присутствие такого лица в Персии в приведенные выше годы.
Не удивительно что, став Шахом, Его Величество открывает первую фотостудию при дворце Гюлистан (гюль-цветок). Именно там, в обтянутых атласом альбомах, он хранил фотографии. Это уникальное собрание в настоящее время находится в пуленепробиваемой и устойчивой к землетрясениям комнате Дворца (сейчас музей) и насчитывает около 50 тысяч единиц хранения, к которым имеют доступ только исследователи и иногда журналисты. Около 50 работ не очень хорошего качества экспонируются на первом этаже музея(56).
При дворе создается официальная должность - «придворный фотограф». Считают, что первым, получившим должность и звание придворного фотографа Его Императорского Величества Шаха Персидского, стал Дмитрий Иванович Ермаков(57).
Наср-Эддин Шах находился у власти почти 51 год, плоть до своей трагической смерти - 1 мая 1896 г. Он был убит Мирзой Резой Кермани во время молитвы в святилище Шаха Абдул-Азима в Рее, недалеко от Тегерана. Ермаков сфотографировал убийцу сразу после заключения под стражу, что подтверждает тесный контакт со двором Его Величества.
Шаха Наср-Эддина считали прогрессивным правителем, склонным к реформам, что было необычно для этого государства. Этому способствовало его знакомство с жизнью и устройством других стран. В отличие от своих предшественников, Шах первым официально посетил Европу в 1873 году, а первое в своей жизни путешествие совершил в 1864 году на русских пароходах по Южному берегу Каспийского моря(58).
Знакомясь в каталоге с фотографиями Ермакова по Персии, можно условно разделить время их съемки на два периода: до 1873 года и после. Предположительно, до 1873 года его внимание было сосредоточено на съемках разных видов в городах Энзели, Реште, Тегеране, Тебризе, Исфагане, и Казвине. Сохранились снимки дорог, Менджильского моста, разных мечетей (Имам-Заде Шах –Гусейна, выложенную изразцами, Шаха –Абдул- Азима, Сифит(белой) в Реште и др.), трона царя Джамшида и золотого трона Шах-Аббаса, инкрустированного драгоценными камнями, Рейской башни, здания русского консула Орлова в Реште, арены, где проходили религиозные представления, ложа шаха и пр. В разделе типов представлены: дервиш, разные персияне и персиянки, чернорабочие и пр.
Известно, что во время своего правления, Шах платил фотографам за то, чтобы они приезжали и фотографировали исторические места. Возможно, и Ермаков делал эти снимки по заказу Его Высочества.
Стейси Г. Шайвиллер и другие в специальном выпуске «Первые сто лет иранской фотографии» для журнала «История фотографии» , сообщают, что в 1870 году Д.И.Ермаков (владея персидским и французским языками) преподавал в первой высшей Королевской школе графики (политехнический институт Дар-уль–Фунун, ныне часть Тегеранского университета), открытой Шахом в 1851 году. Там фотография и химия были включены в учебную программу, а технике нанесения соли и мокрого коллоида обучали на практике. В фотостудии при школе Ермаков обрабатывал снимки, которые он получил при исследовании Персии до 1870 года(66,67). А это значит, что он действительно окончил гимназию.
Что же касается портретных фото, то самым значимым является один из первых парадных портретов Наср-Эддина Шаха Персидского, сделанный Ермаковым.Сравнивая это фото с другими многочисленными снимками и живописными рисунками, можно сделать вывод, что съемка была произведена до 1873 года: Шах молодой и еще без многочисленных наград на груди. Съемки семьи Шаха, были сделаны после посещения Европы в 1873 году. И вот почему.
Свою поездку Шах приурочил ко Всемирной торговой выставке в Вене. Его путь лежал через Россию. В эти годы две мировые державы: Россия и Великобритания (и не только они) были заинтересованы в реализации своих интересов и планов в Персии. Северную часть Персии хотела взять под контроль Россия, а южную – Англия. Поэтому, несмотря на то, что это был не официальный визит, в России к нему тщательно готовились.
В феврале 1873 года был утвержден график движения персидской делегации. Император Александр II поручил сопровождать Шаха генерал-адъютанту В.А. Меньшикову и др. 17 апреля были отправлены из Астрахани Каспийским морем пароходы «Константин» и «Князь Барятинский». 22 апреля они прибыли к, когда-то русскому, порту Энзели. Там их уважительно встретила персидская пехота и множество эдеков (лошади, которых ведут конюхи впереди процессии).
Затем русские послы проследовали в город Решт, и ожидали Шаха целую неделю, пока не окончились годовые скачки. Там прошла их торжественная встреча. Меньшиков получил в дар лошадь в жемчужном уборе.
Из Энзели пароходы с Шахом, его женами и многочисленной свитой направились в Астрахань. В ходе своего путешествия Шах постоянно вел дневник, где описывал все увиденное в мельчайших подробностях.
3 мая в 3 часа пополудни Шах прибыл в Астрахань, которая была украшена флагами России и Персии, коврами и цветами. Он был встречен при высоком стечение публики »салютационной пальбой и национальным персидским гимном». После кратковременного отдыха Шах пожелал видеть пожарную команду и с удовольствием смотрел скорый сбор пожарников и их показательные действия в борьбе с огнем(59).
Его Величество Наср-Эддин Шах посетил учебные и благотворительные заведения, прослушал проповедь и помолился в шиитской мечети, в суннитской мечети встретился с астраханскими татарами, которые «на вид все были прекрасным народом». Потратив приличную сумму денег, Шах купил много европейских нарядов для себя и жен. 5 мая Шах прибыл в Царицын, откуда отплыл в дальнейшее свое путешествие по России(60).
фото-из интернета.
продолжение далее... http://proza.ru/2023/12/26/604
спасибо,что прочитали.
Свидетельство о публикации №223121501479