Раскрывая сюжеты храмовых росписей. Часть 15

                Коронование Пресвятой Богородицы

Достаточно распространённый сюжет храмовой живописи в православных церквях. Сам сюжет перекочевал в Россию из католической Европы. Изначально тема появилась, как утверждают богословы, из разных источников, одним из которых были «Откровения (Апокалипсис)» Иоанна Богослова. «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд». (Глава 12. с. 1).
 
Распространился данный сюжет по Европе где-то в 13-ом веке. А вот в центральной России этот сюжет появился в 18-ом веке и пришёл с юго-западных рубежей государства. Говорят, что первоначальным образцом являлись гравюры в богослужебных книгах, изданные на Украине. Сначала в иконописи, а в начале 19-го века и в храмовой живописи, начал быстро распространяться по приходам. Некоторые исследователи называют сюжет «неканонической композицией».

Можно было сразу и согласиться. Но как же быть с «Царица моя Преблагая, Надежда моя, Богородица…», «Царица Небесная, Матерь Божия…» А преподобный Серафим Саровский, которому сама Царица Небесная повелела соорудить святую Канавку? А многочисленные настенные сюжеты в церквях? Вот вам и неканоничность! Пресвятой Богородице на Руси всегда воздавалось особое почитание и возвеличение. И народ, и церковь называют её не иначе как Царицей Небесной.

На часто встречающемся сюжете, на Богородицу, стоящую на коленях на облаке, Бог Саваоф с державой и Иисус Христос с Евангелием или крестом, возлагают на голову золотую корону. Она является символом Царицы Небесной. Над ними парит Святой Дух. Таким образом, Вся Святая Троица увенчивает Богородицу. Ангелы или Серафимы сопровождают это действо.

Западные художники много потрудились над развитием этой сюжетной линии. Стоит вспомнить, например, «Коронование» Рафаэля Санти для алтаря часовни семьи Одди, написанной в 1502-1504 годах, или же Диего Веласкеса «Коронование Марии», написанной 1645 году. Что примечательно у западных художников – венчает Деву Марию либо Иисус, либо Бог-Отец.

Русская галерея этого сюжета выглядит бедновато по сравнению с западной. Можно вспомнить ёщё одного забытого русского художника, Е.С. Сорокина с его «Венчанием Пресвятой Богородицы», написанным в 1843 году.

Изображение находится: Тверская область, Поводнево. Церковь Воздвижения Креста Господня(1827-1836 гг.), настенная живопись конца 19-го века.

Изображение находится: Московская область, Звенигород. Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке (1396 и 1399 гг.), настенная живопись второй половины 19-го века.

Изображение находится: Московская область, Куровское. Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь. Собор Спаса Преображения (1879-1886 гг.). 

Корректура  М. Зуйкова
Русавкино, декабрь 2023 г.


Рецензии