Бхагавад-гита. Глава 8. Стихотворный перевод

Глава 8
Йога неразрушимого Брахмана

Арджуна сказал:
8.1    Что есть Брахман? Что – адхьятма?
Что есть карма, о Великий?
Что есть Бытия основа
и Божественности тоже?

8.2    Кто основа Высшей Жертвы
в теле здесь, Мадхусудана?
Так же: как в момент ухода
преданный Тебя познает?

Шри Бхагаван сказал:
8.3    Нерушимый , высший – Брахман,
а природа «Я» – адхьятма.
К бытию и воплощенью
существа приводит карма.

8.4    Адхибхута – ткань творенья,
выше всех богов – Пуруша.
Повелитель жертв – Я в теле
воплощённых всех, о Лучший!

8.5    В смертный миг Меня кто помнит,
оставляя своё тело,
в Бытие Моё уходит –
в этом никаких сомнений.
8.6    Ибо кто что созерцает,
покидая своё тело,
тот к тому идёт, Каунтейя,
с тем становится единым.

8.7    Потому Меня ты помни
постоянно и сражайся.
Устремив свой ум и разум
на Меня, Меня достигнешь.

8.8    Пребывая в этой йоге
и умом не отклоняясь,
Высшей Сущности достигнешь,
Партха, стойко созерцая.

8.9    Словотворца , Древнего, Правителя
кто удерживает в памяти своей, – 
сверхтончайшего, чей лик непостижим,
всеоснову, солнцесветного, вне тьмы;

8.10    тот, чей ум устойчив будет в смертный час,
пребывая в бхакти  силой йоги кто
в междубровье прану  точно приведёт,
в Запредельный, Дух Божественный  войдёт.

8.11    О Нетленном Вед провидцы говорят.
И подвижники, стремясь войти в Него,
целомудренность хранят, отвергнув страсть.
Кратко Я поведаю тебе о Нём.

8.12    Запечатав все проходы ,
ум держа в пределах сердца,
прану в голову направив,
пребывая в этой йоге,
8.13    ОМ – единый слог творенья
пой, Меня держа в сознанье.
Кто так тело оставляет –
Цель Высокую достигнет.

8.14    Кто, умом не отклоняясь,
непрестанно Меня помнит,
тот легко Меня достигнет,
погружённый в эту йогу.

8.15    Кто во Мне – рожден не будет
в мир страданий, преходящий.
Ведь достигли те махатмы
Совершенства, Высшей Цели.

8.16    Всё творенье – Брахма-лока  –
подлежит рожденью-смерти.
Кто Меня достиг, Каунтейя,
вновь рожденья не увидит.

8.17    Десять сотен  юг  – День Брахмы.
Десять сотен юг – Ночь Брахмы.
Те, познал кто время Брахмы,
день и ночь они познали.

8.18    Сущее всё в Проявленье
с наступленьем Дня приходит,
в Непроявленном исчезнет
с наступленьем Ночи Брахмы.

8.19    Множество существ, рождаясь
много раз помимо воли,
исчезают в этой Ночи,
появляясь вновь с Рассветом.

8.20    Непроявленного выше
Бытие есть – то, что вечно,
то, что с гибелью существ всех
никогда не исчезает .

8.21    Непроявленным и вечным
называют, Высшей Целью.
Кто дошёл – не возвратится.
Этот дом – Моя обитель.

8.22    К Высшему  приходят, Партха,
преданностью безраздельной.
В Нём одном все пребывают,
Им вселенная раскрыта.

8.23    Точно время, когда йоги,
уходя, вернуться могут,
а когда не возвратятся,
Я скажу, о тур-Бхарата.

8.24    В Свет, Огонь, День, с Новолунья,
с Солнца Северной дорогой, –
отходя при них, в Путь Брахмо
те идут, кто Брахмо знает.

8.25    В Дым, в Ночи и с Полнолунья,
в путь движенья Солнца к югу,
лунный свет впитавши, йогин
возвращается на Землю.

8.26    Светлый, Тёмный Путь считают
вечными во всей Вселенной.
Первый – Путь Невозвращенья.
Путь второй ведёт к Возврату.
8.27    Эти две Дороги зная,
йоги не собьются с толку.
Потому в любое время
в этой йоге будь, Арджуна.

8.28    Знаньем Вед и жертвой, овладев собой,
проявляя щедрость, плод заслуг обрёл.
Превосходит йогин всё, что он познал,
к подлинной Обители Высшей он идёт.


Рецензии