Бхагавад-гита. Глава 17. Стихотворный перевод

Глава 17
Йога различения трёх видов веры

Арджуна сказал:
17.1    Те, кто знанье Шастр отвергнув,
служат, своей веры полны,
состоянье их, о Кришна,
саттва, раджас или тамас?

Шри Бхагаван сказал:
17.2    Вера трёх бывает видов.
Всё – от качеств воплощённых:
саттва, раджас или тамас –
ты о них сейчас послушай.

17.3    Качествам ума согласна
вера их самих, Арджуна.
Образ человека – в вере:
какова она – таков он.

17.4    Саттва – в том, кто служит девам,
раджас – якшам и ракшасам,
претам, бхутам, ганам, прочим
служит кто, в их сути – тамас.

17.5    Коль суровые обеты,
не прописанные в Шастрах,
в самости и лицемерьи
в страсти к силе выполняют,

17.6    истязают внутри тела
элементы неразумно
и Меня – Того, кто в теле,
знай же, это – от асуров.
17.7    Пища – та, что всем приятна,
также трёх бывает видов.
Как и жертвы, и аскезы,
и дары. Различью внемли.

17.8    Долголетие, здоровье,
счастье, удовлетворенье
возрастают, если пища
сочна, сытна; чистым  в радость.

17.9    Коль горька, кисла, солёна,
жгуча иль суха, горяча –
пища та для страстных люба,
горе, боль, болезнь приносит.

17.10    Залежалая, без вкуса,
гниль, несвежая, объедки –
вся нечистая та пища
тем, кто в тамасе, приятна.

17.11    Жертвуя без ожиданий,
исполняя по Писаньям,
«ибо должно так», – считая,
жертва та – блага, саттвична.

17.12    Если мыслить о награде,
жертвуя в гордыне ложной,
знай, о лучший средь бхаратьев,
эта жертва в гуне страсти.

17.13    Не по слову , без прасада ,
без даров и мантр священных,
жертву, что вершат без веры,
в гуне костности считают.
17.14    Девов, двиджей , гуру, предков
чтенье , чистота и честность,
целомудрие, ахимса
называют «тапас  тела».

17.15    Речь, что боли не приносит,
что правдива и приятна,
слов священных  повторенье,
называют «тапас речи».

17.16    Ум живой и сердца кротость,
сдержанность и малоречье,
жизни чистота – всё это
«тапасом ума» считают.

17.17    В высшей вере совершённый
тапас тот троякий, теми,
кто плодов не жаждет, стойко,
называется «саттвичным».

17.18    Ради почестей и славы,
если напоказ свершают,
тапас тот тогда считают
страстным, шатким и нестойким.

17.19    В омрачении вершимый
ради самоистязанья,
чтобы смерть принесть другому,
этот тапас тамасичный.

17.20    Дар не ради воздаянья,
но лишь с мыслью: «сделать должно».
Подходящи: время, место,
получатель, – дар саттвичный.
17.21    Если ж ради воздаянья,
с ожиданием награды
или данный неохотно,
дар такой считают страстным .

17.22    Не в том месте, не в то время
дар, что дан был недостойным,
без почтения, с презреньем,
дар такой считают тёмным .

17.23    ОМ ТАТ САТ – обозначают
Брахмана в тройном обличье.
Брамины от них и Веды,
жертвы в древности возникли.

17.24    Потому ОМ произносят,
жертву, дар творя и тапас
как предписано, в начале,
те, кто говорят о Брахмо.

17.25    TAT – те, кто лишён желанья
плод иметь аскез и жертвы
иль даров различных, молвят,
устремясь к освобожденью.

17.26    САТ, чтоб истину и благо
обозначить, применяют.
И поступки благочестья
словом САТ зовут, о Партха.

17.27    В жертве, дарствуя, в аскезе
стойкость также САТ зовётся.
Действия во имя Бога
также словом САТ зовутся.

17.28    Но без веры жертва, тапас,
иль дары АСАТ зовутся.
Бесполезны они, Партха,
в этой жизни и той – после.


Рецензии