Город Луга как центр вселенной

   Начало XX века было ознаменовано началом эры воздухоплавания и авиации в Российской империи. Жители нашего города и многие крестьяне Лужского уезда Санкт-Петербургской губернии кто со страхом, а кто с восхищением смотрели в небо, когда над ними пролетали подобно птицам аэростаты, дирижабли, воздушные шары и первые аэропланы, похожие на этажерки.

   27 июня 1889 года в газете «Новое время» в рубрике «Научные письма» была опубликована обширная статья «Новые опыты, новые наблюдения». Она стала весьма интересной краеведческой находкой. В статье шла речь об испытании… ракет! В конце осени 1888 года пиротехник Николай Владимирович Жуковский (однофамилец основоположника современной аэродинамики и «отца русской авиации» Николая Егоровича Жуковского (1847-1921)) провел с ними ряд вполне успешных опытов в своем имении в Лужском уезде, о которых газета «Новое время» отмечала, что они «являют первый пробный шаг в этом направлении и потому заслуживают особенного внимания», и поэтому решила поделиться их результатами с читателями.

   Стоит учесть, что именно в 1880-х годах интерес к покорению воздушного и космического пространства был чрезвычайно высок. Напомним, что 3 ноября 1881 года А.Ф. Можайский получил первый в России патент на самолет, построенный к 1885 году. Практически одновременно с ним, за несколько дней до казни 3 апреля 1881 года революционер-народоволец и изобретатель-самоучка Н.И. Кибальчич разработал оригинальный проект пилотируемого ракетного летательного аппарата для полетов в космос.

   Вернемся к лужским страницам освоения космоса. Свои ракетные опыты Н.В. Жуковский производил «на большом озере близ села Желытино, Лужского уезда… с этой целью г. Жуковским было приготовлено три партии ракет» - всего 36 единиц трех различных калибров. Для пуска ракет Жуковский построил «особый станок», приспособленный таким образом, что вместе с полетом ракет определялся и угол их возвышения.

   Как писала газета «Новое время», в день, избранный для опытов с первой партией ракет «ветер был сильный, порывистый, волнение было настолько бурное, что переправа на лодке до другого берега – три с лишком версты расстояния – была невозможна». Пусковой станок расположили таким образом, чтобы ракеты летели по ветру. Из взлетевших ракет этой партии «отличались тяжелым подъемом, сравнительно недалеким полетом, хотя некоторые и произвели желанный эффект». Стрельбы ракет меньшего калибра оказались более успешными.

   К сожалению, биографические данные о пиротехнике Н.В. Жуковском весьма скудны. Известно лишь, что он в 1845 г. окончил 1-й кадетский корпус. Его фото было опубликовано в альбоме портретов бывших кадет этого корпуса, изданном в 1881 г. 14 мая 1894 г. после тяжелой болезни Жуковский умер в своем лужском имении, о чем с прискорбием сообщила газета «Новое время». Спустя четыре дня состоялось его отпевание в петербургской церкви св. Захария и Елизаветы. Также Н.В. Жуковский является автором детской книги «Маленький пиротехник: руководство к приготовлению фейерверков», изданной в 1888 г.

   Долго пришлось искать и географический пункт – Желытино Лужского уезда. Лишь благодаря подробной карте-трехверстке, изданной в 1915 году, удалось точно определить место, где находилось его имение Желытино – практически на границе Лужского и Новгородского уездов, неподалеку от деревни Надбелье. Теперь это лишь урочище, а озером, упоминаемом в статье, могло быть или Пристанское,Ф или Антоново.
В плеяде изобретателей ракетной техники Н.В. Жуковский был не единственным. В конце XIX века свои идеи космических полетов начал озвучивать наш известный ученый-самоучка К.Э. Циолковский.

   Прошли десятилетия. И вот 12 апреля 1961 года состояля первый полет человека в космос. Знаменитое «Поехали!» Юрия Гагарина навсегда вошло в мировую историю.  Примечательно, что в космические энциклопедии попало имя и нашего земляка – уроженца Луги Александра Степановича Андрюшкова, военного летчика 1-го класса. Он родился в нашем городе 6 октября 1947 года. В 1965 он окончил ПТУ в Луганске, а год спустя, там же, курсы в авиаклубе. Далее А.С. Андрюшков учился в Армавирском высшем военном авиационном училище, факультет Военно-Воздушных Сил Военно-политической академии им. В.И. Ленина. Служил в боевых частях Ленинградского и Туркестанского военных округов летчиком-истребителем. В 1990 году Андрюшков закончил факультет журналистики Московского университета. Вообще, этот год стал переломным в его биографии.

   11 мая 1990 года решением Государственной межведомственной комиссии Александр Степанович, в составе группы из 6 человек, был отобран для подготовки к космическому полёту. В период с 1 октября 1990 года по 7 февраля 1992 года Андрюшков прошёл курс общекосмической подготовки в Центре подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина, после чего решением Межведомственной квалификационной комиссии (МВКК) ему была присвоена квалификация «космонавт-исследователь».

   С 1 сентября 1994 года по 14 января 1995 года А.С.  Андрюшков, в качестве одного из пяти испытателей, принимал участие в наземном 135-суточном модельном эксперименте ИМБП «Поведение человека в длительном космическом полете», проводимом в рамках российско-европейской программы.

   Помимо военной службы, Андрюшков работал в редакции газет «Красная звезда» и «Воздушный транспорт», был редактором журнала «Вестник авиации и космонавтики». Он является автором около 2000 газетных и журнальных публикаций. Военный летчик, журналист-репортер А.С. Андрюшков прожил короткую, но яркую жизнь. Он был награжден орденами Красной звезды и «За личное мужество», а также многими боевыми и юбилейными медалями.

   Летчик, журналист, космонавт Александр Степанович Андрюшков скончался 24 января 2007 года в результате сердечного приступа на 60-м году жизни и был похоронен на Кузменковском кладбище Серпуховского района Московской области. Мы должны помнить имя нашего земляка, ведь именно благодаря нему Луга, хоть и весьма скромно, вошла в историю отечественной космонавтики. Таким образом, расхожая фраза о том, что Луга является центром Вселенной, обрела реальную подоплеку.

P.S. Текст написан благодаря помощи Виктора Гринько


Рецензии