Пророчества Тютчева. Запад и Россия

М.Шульгин, Сочи, декабрь 2023

Федор Иванович Тютчев - консервативный публицист, дипломат, тайный советник, поэт.
Годы жизни 1803-1973.

И. Аксаков (видный славянофил) называл Ф. Тютчева «двигателем нашего русского народного самосознания».

I. ПРОБЛЕМЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
в публикациях (статях,письмах и стихах Тютчева)

1. СХВАТКА РОССИИ С ЗАПАДОМ НЕИЗБЕЖНА
Из статьи Тютчева: «Россия и революция», 1848

Тютчев в свои 45 лет пишет:
«Россия - это Восток, империя, порядок [добро]…
Революция – это Запад, хаос [зло]…
и обязательно наступит неминуемая схватка между добром и злом».
        В одном из писем к И. Аксакову отмечает:
«Пришел тот день, когда от нее [от России] потребовали еще более яркого доказательства её умеренности, просто-напросто предложили самоубийство, отречение от самой основы своего бытия…, представляющей дикое и безобразное явление, как зло, требующее исправления»(требования к Пражскому договору по Крымской войне).

2. ЗАПАД – ДУХ АНТИХРИСТА
Из статьи Тютчева: «Россия и революция», 1848

«Французская революция стремилась заменить дух смирения и самоотвержения, составляющих основу христианства, на дух гордости и превозношения»;
«заменить милосердие благотворительностью,
а братство во имя Бога – братством перед господином народа»...
– «Так ведь это и есть дух антихриста» - пишет Тютчев.

3. ЗАПАД СТРАШИТСЯ СЛАВЯНСКОГО ЕДИНСТВА
Выдержка из стихотворения Ф.И. Тютчева - «Славянам», 1867.

«Смущает их, и до испуга,
что вся славянская семья
в лицо и недругу и другу
впервые скажет это я!

При неотступном вспоминанье
о длинной цепи злых обид,
славянское самосознанье
как божья кара их страшит»

4. ДВОЙНАЯ ПРАВДА (ИЛИ ДВОЙНЫЕ СТАНДАРТЫ)
(Ф.И. Тютчев. Славянам)

«Давно на почве европейской,
где ложь так пышно разрослась.
Давно наукой фарисейской,
двойная правда создалась:
для них – закон и равноправность,
для нас насилье и обман»

Служение России
Из книги: Тютчев. Вадима Кожинова, глава 11.
 
В этой главе, составленной Кожиновым по письмам Тютчева (к жене, дочерям, соратникам), мы выделили ряд главных рекомендательных посылов к правительству по вопросам внешней политики России.

5. ВЕКОВАЯ НЕНАВИСТЬ К РОССИИ

В апреле 1854 г., в разгар Крымской войны, Тютчев дает меткое определение отношению Запада к России.
«Давно уже можно было предугадать, что эта бешенная ненависть – словно ненависть пса к привязи, – ненависть, которая тридцать лет с каждым годом все сильнее и сильнее разжигалась на Западе против России, сорвется же когда-нибудь с цепи. Этот миг и настал». (Кожинов,2009).

6. НЕ ВТЯГИВАТЬСЯ В РЕШЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКИХ ВОПРОСОВ

Ф. Тютчев, проживший в Пруссии более 20 лет, хорошо изучил изнутри политиков европейских стран и прилагал большие усилия чтобы предостеречь правительство России от втягивания в решение европейских вопросов. Тем более, что «антирусские силы внутри министерства иностранных дел постоянно подталкивали к этому».
       В середине 1866 г.  Ф. Тютчев отговаривает членов августейшей семьи и министра ин. дел Горчакова от «участия в Общеевропейском конгрессе по примирению Пруссии и Австрии, поскольку полагает, что мир в Европе для России не принесет пользы, а выгодоприобретателями станут опытные в переговорах Франция или Германия (они попросту обманут наших дипломатов). Здесь он исходит из опыта последствий Европейской конференции по Греции после освобождения её от Турок. В результате неудачных для нас переговоров греческий король фактически стал марионеткой в руках англичан, а русский посланник бывший первым, оказался по положению ниже английского. Отчаявшись, Тютчев пишет самому Александру II: «Воспрепятствуйте конгрессу, если еще не поздно…». (Кожинов,2009).

7. ЕВРОПА НЕ УГРОЗА - ЕСЛИ РАЗЪЕДИНЕНА

В результате поражения в Крымской войне Россия «утратила руководящую роль в международных делах… и усилия МИД надо было сосредоточить на отмену «Парижского мира 1856 г.», ограничивающего права России на военный флот в Черном море.
          26 июня 1864 г. Тютчев пишет: «Единственная естественная политика России по отношению к западным державам – это не союз с той или иной из этих держав, а разъединение, разделение их. Ибо они, только когда разъединены между собой, перестают быть нам враждебными – по бессилию… Эта суровая истина, быть может, покоробит чувствительные души, но в конце концов ведь это закон нашего бытия…». (Кожинов,2009).

8.  УСОБИЦА – НАШ ЛУЧШИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ СОЮЗ

«Усобица на Западе – вот наш лучший политический союз» - пишет Тютчев редактору и своему зятю И. Аксакову. И именно когда разразилась война между Францией и Германией, Россия смогла сбросить путы, навязанные ей Парижским договором после поражения в Крымской войне».
           В письме он уточняет, что «Франция не признает объединенной Германии и без войны не уступит своего первенства в Европе. Таким образом, Тютчев предсказывает франко-прусскую войну за три года до ее начала». (Кожинов,2009).

9. ГЛУПО ХЛОПОТАТЬ О МИРЕ В ЕВРОПЕ

В другом письме к сенатору Георгиевскому и редактору «Московских ведомостей» Каткову поэт пишет:
«Мы здесь до сих пор с какой-то благодушною глупостью все хлопочем о мире, но чем он будет для нас понять не в состоянии… Наполеоновская диктатура… [как сегодня диктат США в Европе] необходимо должна разразиться коалицией против России [как уже до того было со странами Европы, вошедшими в коалицию с Наполеоном против России в 1812 г].
«Мы должны желать не мировой от Пруссии с Австрией, а чтобы Бисмарк не вступил в сделку с Наполеоном против нас…».
(в письме Тютчев просит, чтобы они через «Московские ведомости» продвигали этот взгляд для царя).
        Ф. Тютчев в итоге выводит: «Что если бы нам и удалось умиротворить Запад, то этот умиротворенный Запад неминуемо опрокинется на нас же всем грузом европейской коалиции». (Кожинов,2009). 

II. ВНУТРЕННИЕ ПРОБЛЕМЫ

1. НЕНАВИСТЬ КО ВСЕМУ РУССКОМУ И НАЦИОНАЛЬНОМУ
   
Ф.И. Тютчев признает, что в России ПРАВЯЩИЙ класс испытывает презрение и даже ненависть ко всему русскому и национальному. В письме от 1 дек 1870 г. Тютчев говорит, что: «В России господствует абсолютизм, который включает в себя черту – презрительную и тупую ненависть ко всему русскому [сегодня в РФ это отрицание русского мира, национальных традиций, мудрости простого народа], инстинктивное непонимание всего национального»… «И большинство людей, причастных к власти, никогда не допустит чуда нравственного переворота в сознании членов правящей династии» [сегодня - либерально настроенных управленцев, воспитанных западной идеей свободной миграции и прав личности]. (Кожинов,2009).
 
2. ВЛАСТИ ИЗБЕГАЮТ ТЕМЫ О НАЦИОНАЛЬНОМ ВОПРОСЕ

Дипломат, тайный советник Ф. Тютчев подметил, что: «Люди, окружающие трон [сегодня - влиятельные люди в окружении президента и в составе министерств и ведомств], совершенно теряются если по какому-либо вопросу в сознании монарха [президента] проявляются проблески национального чувства».И сегодня решение национального вопроса также является табу для многонационального государства.

3. ПРАВИТЕЛИ ПЛОХО УЧИЛИ ИСТОРИЮ

Дипломат непрерывно и жадно вбирал в себя все зрелища европейской жизни, черпал знания из своих впечатлений, рассказов и споров собеседников. В 1868 г. в письме к И.Аксакову Ф. Тютчев указал на ошибочность поползновений А.М. Горчакова к сближению с Римским двором. Дипломат пишет: «Отчего в наших правительственных людях такая шаткость, податливость и неимоверная несостоятельность?» – И сам отвечает, что: «Все они плохо учили историю и потому нет ни одного вопроса, который бы они постигли в его историческом значении, с его исторически непреложным характером». (Кожинов,2009).

4. РОССИЯ ВСЕ БОЛЕЕ ОПРАВДЫВАЕТСЯ

Ф.И. Тютчев нелестно отзывается о правительстве России, которое юлило и оправдывалось перед Западом в том, что страна де послушна и умеренна. Но интересы коалиция Англии, Франции, Австрии и Турции в Крымской войне требовали от России отречься от своих прав на Черном море и знать свое подчиненное место. «… Чего же оно (правительство) ни делало, чтоб отвратить роковую судьбу: и виляло, и торговалось, и прятало знамя, и отрицало даже самоё себя, – ничто не помогло… (Кожинов,2009).

5. ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ ВЛАСТЯМ

Ф. И. Тютчев понимал, что власть может удержаться только тогда, «когда она проникается национальным духом, а вне его, русское самодержавие – бессмыслица».
         Дипломат как патриот России был озабочен тем, что императора мало заботят антирусские настроения придворных [президент до недавнего времени и сам был западником; сегодня признал, что его обманули, но по-прежнему окружен влиятельными западниками: Грефом, Набиулиной...]
         Ф.И. Тютчев понимал, что антирусские настроения правящей элиты не воспринимаются либеральной по духу властью как угроза существования Русской империи [сегодня также Российской федерации]. В той связи он дипломатично с намеком заявляет: «У нас … всё идущее наперекор национальному стремлению, есть не что иное, как недоразумение, несознательность или просто отсталость, но это все то же паразитическое начало, живущие в организме… в своем разрушительном действии» [власть не понимает, что стремление отрицать национальное несет угрозу существования самого национального государства].
          Далее Федор Иванович пишет: «Это-то полнейшая бессознательность своих жизненных условий [не знание властями условий реальной жизни на земле и отрицание традиций, коренных проблем], это-то совершенное извращение прирожденных инстинктов в нашем правительстве [по словам Тютчева перед Крымской войной оно (правительство) виляло, торговалось, прятало знамя  и отрицало даже самоё себя], вот в чем если не гибель наша, то наш камень преткновения».      
           К тому же правители обычно испытывают чувство вины и стыда перед представителями западных стран, словно провинившиеся собачки перед хозяином. Ф.И. Тютчев пишет, «В петербургских салонах бывшие министры и государственные деятели стыдились открыто посмотреть Западу в лицо» за факт расторжения своим правительством кабального Парижского договора по итогам Крымской войны. (Кожинов,2009). 

III. ТВОРЧЕСТВО И ФИЛОСОФИЯ ПОЭТА

Гегель, провозглашая главенство чистой мысли и царства абстракции в мышлении, уменьшает значение художественного творчества. Тютчев же считает, что дышать, ощущать природу и любить выше всякой чистой мысли.
       Ф.И. Тютчев проносить чистую невинную любовь к признанной красавице Европы Амалии. Будучи дважды женатым после встречи с ней через 40 лет, он напишет знаменитое стихотворение: «Я встретил вас и все былое…», воспетое нами и сегодня.
Вспомним его знаменитые строки в стихах:
- «Я встретил вас и все былое…»
- «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется...»
- «Счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые…».
- «Все зримое опять покроют воды и Божий лик изобразится в них».
- «Умом Россию не понять…»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Федор Иванович Тютчев отличался своей скромностью и как поэт, и как политический деятель оставался в тени.
      Многие знаменитые современники подчеркивают скромность поэта в своих достижениях и влиянии на внешнюю политику. Так, Ф.И. Тютчеву претило поведение знаменитого поэта Гейне (с которым он прекратил общение) и других приспособленцев от литературы, стремящихся возвысить и прославить нечистыми методами свою личность. Он реагирует на этот социальный феномен самости и гордыни, который возведен у некоторых в принцип свой личности таким изречением. Это: «Принцип личности, доведенный до какого-то болезненного неистовства».

2. Надо помнить, что Россия и ее люди другие, чужие Западу
Бывший приятель Тютчева, молодой пытливый дипломат И. Гагарин, живя и работая в Европе видел, что самодержавная Россия со своим крепостным правом среди других европейских стран выглядит непохожей на них: «Я видел в Европе различные нации, весьма несхожие между собой, тем не менее у всех них было что-то похожее… которого я не находил в России».
          Позднее И. Гагарин отрекся от православия, принял католичество и покинул Россию. Критически взглянуть на Россию ему помогло «Первое философское письмо Чаадаева», в котором была беспощадная национальная самокритика России». (Россия и революция». Собрание сочинений Ф.И. Тютчева)

3. Западные страны схожи уже тем, что они близки географически. К тому же у них:
- единая вера в Исуса Христа (католики, протестанты, лютеране);
- схожие институты (рынка, власти, образования, демократии и либерализма);
- общее колониальное прошлое и гнет церковной инквизиции;
- все они боятся варваров с Востока (хунов, монголов), славян, мусульман и коммунистов.

3.  Не надо тешить себя иллюзиями, что мы такие же как они. Для них мы чужие, варвары, коммунисты, незаслуженно богаты ресурсами, а правит нами диктатор. А то, что они нам все улыбаются, то это менталитет слабых, хитрых, жадных до поживы, кровожадных наций. В историческом пути западные страны многократно объединялись против России:
- в крестовых походах против мусульман, неверных и славян;
- в пяти войнах и интервенциях с Россией:
Наполеоновской и Крымской войн. В интервенции против Советской России совместно с Японией и США;
- в ходе Второй мировой войны;
-  сегодня в гибридной войне против России в ходе СВО.
 
Литература

1. Тютчев.  Кожинов В.В., Москва: Молодая гвардия, 2009, 466 с
2. Авторский канал «Странствия поэта» Дмитрия Джулиуса, 2022 г. Письмо Тютчева от 21 апреля 1854.
3. http://olehnik.ru. Ф.И. Тютчев. Славянам. Стихотворение, 1867
4. «Россия и революция». Собрание сочинений Ф.И. Тютчева.


Рецензии