Кнут. Пряник. Шантаж. А поговорить?

За такую длительную историю своего развития человеческое сообщество, в общем-то, не придумало никаких особых методик воспитания подрастающего поколения и управления массами, кроме таких, как кнут (поругать/напугать и держать в страхе), пряник (похвалить/поощрить) и шантаж (фактически объявить бойкот, сделать изгоем кого-то, чтобы прочувствовал на себе «кару небесную» - всю тяжесть игры в молчанку).

Но очень часто забываем о таком важном, а, может быть, и единственно эффективном способе воспитания детей или организации социума, как общение, диалог, смысловые коммуникации (не балабольство!!!).

Родителям некогда поговорить со своими детьми часто по душам, потому что они всё время спешат, бегут на свою любимую работу, чтобы выстроить карьеру и заработать побольше денег. А потом удивляются тому, что дети их не понимают, а они, как оказывается, не знают чаяния и надежды своих детей. Политикам и чиновникам некогда слушать и принимать во внимание глас народа, потому что у них свои программы, спущенные «сверху».

Вот так и живём, как говорится, «не зная любви и наслаждения», не получая истинной радости от жизни.

И пока не будет такого взаимно уважительного диалога между людьми разных поколений и статусов, вряд ли общество сможет развиваться.
Вот небольшой экскурс в книгу человека, который пытался в в середине – второй половине ХIХ века переосмыслить роль воспитания.

Это Елизавета Николаевна Водовозова, её педагогические идеи в статьях и материалах, а также воспоминания «На заре жизни» в двух томах. Как отмечают критики: «Это яркий мемуарный памятник эпохи, живое свидетельство современника о том, что прошло перед его глазами и стало для новых поколений историей».
С точки зрения Е.Н.Водовозовой наиболее благоприятная среда для нравственного воспитания - небогатая семья трудолюбивых родителей. Именно в такой семье ребенок с первых лет узнает, что всё что у него есть - результат трудов родителей и привыкает к циклу труд-отдых.

В качестве основной проблемы нравственного воспитания Водовозова выделяет факт, что родители мало уделяют времени для занятий, игр и бесед с детьми. Многие дошкольники большую часть времени предоставлены сами себе. Так как в этом возрасте дети не могут организовать свой досуг эффективно, то они просто-напросто мучаются бездельем и скукой. Помимо того, что при этом теряется время, которое можно использовать для развития ребенка, сам ребенок страдает, так как его информационные запросы не удовлетворяются. По этой причине новые запросы на новые знания поступают более редко и темпы развития ребенка в целом замедляются.
Важнейшим моментом, негативно влияющим на воспитание ребёнка и его нравственные устои, является зацикленность на материальном факторе. Е.Н.Водовозова пишет, что масса новых игрушек рождает «прихотливость, склонность к излишествам, а впоследствии и зависть, тщеславие и высокомерие». Многие матери, даже несмотря на недостаток в семье, отказывая во всем себе, окружают ребенка безделушками. В случаях если вы допускаете слабость и делаете лишние покупки, старайтесь не делать на них акценты для ребенка. При покупке игрушек следует отдавать предпочтение развивающим. Играя в правильные игрушки, дети будут стараться превзойти друзей не финансовым положением, а творческим подходом и мышлением.

Банально, скажете вы?

А почему же тогда эти прописные истины и спустя полтора столетия для многих пап, мам, политиков и бизнесменов являются непостижимым откровением?



P.S. Водовозова Е.Н. На заре жизни. В 2-х томах. Мемуары. Дата написания: 1908 год. Дата первой публикации: 1911 год.

Елизавета Николаевна Водовозова (1844, Поречье, Смоленская губерния — 1923, Петроград) — русская детская писательница, педагог, мемуаристка.

Для желающих – эти мемуары можно найти в интернете в бесплатном доступе.

На фото: Карикатура «Кнут и пряник», Андрей Саенко. 21.05.2017


Рецензии
Родители - работа, утрачены заботы,
А институт семьи в себе
Не должен исключать ни бабушек, ни дедовы работы
В воспитании детей.

Отличная и нужная статья! Спасибо!

Понравилось!

Варлаам Бузыкин   29.04.2025 19:02     Заявить о нарушении
Спасибо за поддержку!

Алексей Чернышов 5   29.04.2025 18:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.